Рабочая программа "Школа России" 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 классаразработана на основе с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нижнесаянтуйская средняя общеобразовательная школа» с учётом примерной программы начального общего образования по окружающему миру и на основе авторской образовательной программы основного и общего образования, ориентированной на работу по учебнику А.А. Плешакова (М.: Просвещение, 2011)
На основании приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
68 часов в год (2 раза в неделю)
Основная цель курса:
- изучение окружающего мира;
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой;
-воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи курса:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;
- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;
- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний;
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках.
Новизна данной рабочей программы заключается в том, что одним из основных методов, наряду с определенными автором, обозначен исследовательский метод. Внедрение методики организации исследовательской деятельности на уроках окружающего мира обосновано, тем, что исследовательский метод является одним из эффективных способов познания окружающего мира ребенком и средством формирования общеучебных и учебных навыков.
Новизна данной программы, в отличие от авторской Плешакова А.А, заключается также в том, что:
- конкретизированы требования уровню усвоения предмета обучающимися по окончанию 3 класса, детализированы дидактические единицы, дополнен перечень практических занятий,
- внесены некоторые изменения в содержание разделов, тем, перечень практических занятий с учетом местных географических условий, материально-технической базы школы. Так, например, включен материал краеведческого характера (РНК).
Выбран УМК «Школа России» А.А Плешаков «Окружающий мир. 3 класс». Москва. «Просвещение» 2011.
В соответствии с календарным учебным графиком на 2018-2019 учебный год программа рассчитана на 68часов. Срок реализации рабочей программы один год. В учебном плане на 2018-2019 учебный год на изучение предмета «Окружающий мир-3» отводится 2 часа федерального компонента (2 часа в неделю), 68 часов в год.
Раздел 1.Планируемые результаты на конец обучения в 3 классе
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы.
Личностные результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
- формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности; осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
- этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях, правил экологической безопасности в повседневной жизни;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД:
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
Обучающийся научится:
- находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- находить на карте страны — соседи России и их столицы;
- определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
- различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
- различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
- классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам; особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
- находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- находить на карте страны — соседи России и их столицы;
- определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
- различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
- различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
- классифицировать объекты живой природы
- пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
- использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
- использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
- оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- вырабатывать правильную осанку;
- выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
- понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
- правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
- соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
- понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
- раскрывать роль экономики в нашей жизни;
- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
- различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
- понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
- объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
- понимать, как ведётся хозяйство семьи;
- обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
- рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
- приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
- использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Как устроен мир
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Проект: «Богатства, отданные людям»
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Проект «Музей путешествий».
Дата | № и тема практической работы | Дата | №, тема и источник тестовой работы |
№ 1 Состав тел и веществ | № 1Как устроен мир (Уч.-1ч стр.154-159) | ||
№ 2 Состав и свойства воздуха | № 2Эта удивительная природа (Уч.-1ч. стр.160-165) | ||
№ 3 Свойства воды | № 3 Итоги первого полугодия (КИМ стр. 43-46) | ||
№ 4 Круговорот воды | № 4Наша безопасность (Уч.-2ч. стр.154-158) | ||
№ 5 Состав почвы | № 5 Чему учит экономика (Уч.-2ч. стр.159-163) | ||
№ 6 Развитие растений | № 6 Золотое кольцо Росси (КИМ стр. 74) | ||
№ 7 Знакомство с внешним строением кожи | № 7 Итоги года (КИМ стр. 88-91) | ||
№ 8 Подсчёт ударов пульса | |||
№ 9 Разнообразие полезных ископаемых | Дата | № и тема экскурсии | |
№ 10 Знакомство с культурными растениями | № 1 Что нас окружает? | ||
№ 11 Знакомство с различными монетами | № 2 Дорожные знаки в окрестностях школы |
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Как устроен мир. | 7 |
2 | Эта удивительная природа. | 19 |
3 | Мы и наше здоровье. | 10 |
4 | Наша безопасность. | 8 |
5 | Чему учит экономика. | 12 |
6 | Путешествия по городам и странам. | 12 |
Итого | 68 |
Раздел 4Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
№ п/п | Номер раздела и темы урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание Причина корректировки |
Первая четверть - 8 недель Проверочных работ - 1 Практических работ - 5 Экскурсий - 1 | ||||||
Раздел I. «Как устроен мир» (7ч.) | ||||||
1 | 1.1 | Природа. Ценность природы для людей. Урок введения в новую тему. | 1 | 4.09 | ||
2 | 1.2 | Человек. Урок изучения нового материала. | 1 | 7.09 | ||
3 | 1.3 | Проект «Богатства, отданные людям». Урок-проект. | 1. | 11.09 | ||
4 | 1.4 | Общество. Урок изучения нового материала. | 1. | 14.09 | ||
5 | 1.5 | Что такое экология. Комбинированный урок. | 1. | 18.09 | ||
6 | 1.6 | Природа в опасности! Урок исследование. Экскурсия № 1«Что нас окружает?» | 1. | 21.09 | ||
7 | 1.7 | Входная диагностическая работа Тест № 1 по теме «Как устроен мир» | 1 | 25.09 | ||
8 | 2.1 | Тела, вещества, частицы. Урок -исследование. Практическая работа №1 «Состав тел и веществ» | 1 | 28.09 | ||
9 | 2.2 | Разнообразие веществ. Урок -исследование. | 1 | 2.10 | ||
10 | 2.3 | Воздух и его охрана. Урок – практика. Практическая работа № 2 «Состав и свойства воздуха» | 1 | 5.10 | ||
11 | 2.4 | Вода. Урок – практика. Практическая работа № 3 «Свойства воды» | 1 | 9.10 | ||
12 | 2.5 | Превращения и круговорот воды. Урок – практика. Практическая работа № 4 «Круговорот воды» | 1 | 12.10 | ||
13 | 2.6 | Берегите воду! Урок -исследование.РНК | 1 | 16.10 | ||
14 | 2.7 | Что такое почва. Урок – практика. Практическая работа № 5 «Состав почвы» | 1 | 19.10 | ||
15 | 2.8 | Разнообразие растений. Урок развития умений и навыков. | 1 | 23.10 | ||
16 | 2.9 | Солнце, растения и мы с вами. Урок изучения нового материала. | 1 | 26.10 | ||
17 | 2.10 | Размножение и развитие растений. Комбинированный урок. Практическая работа № 6 «Развитие растений» | 1 | 6.11 | ||
18 | 2.11 | Охрана растений. Комбинированный урок.РНК | 1 | 9.11 | ||
19 | 2.12 | Разнообразие животных. Комбинированный урок. РНК | 1 | 13.11 | ||
20 | 2.13 | Кто что ест? Комбинированный урок. | 1 | 16.11 | ||
21 | 2.14 | Проект «Разнообразие природы родного края». Урок-проект.РНК | 1 | 20.11 | ||
22 | 2.15 | Размножение и развитие животных. Комбинированный урок. | 1 | |||
23 | 2.16 | Охрана животных. Урок –конференция | 1 | |||
24 | 2.17 | В царстве грибов. Комбинированный урок. | 1 | |||
25 | 2.18 | Великий круговорот жизни. Урок изучения нового материала. | 1 | |||
26 | 2.19 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Контрольно-обобщающий урок. Тест № 2 по теме «Эта удивительная природа» | 1 | 7.12 | ||
Раздел III. «Мы и наше здоровье» (10 ч.) | ||||||
27 | 3.1 | Организм человека. Урок изучения нового материала. | 1 | 11.12 | ||
28 | 3.2 | Органы чувств. Урок изучения нового материала. | 1 | 18.12 | ||
29 | 3.3 | Надежная защита организма. Урок изучения нового материала. Практическая работа № 7 «Знакомство с внешним строением кожи». | 1 | 21.12 | ||
30 | 3.4 | Опора тела и движение. Урок изучения нового материала. | 1 | 25.12 | ||
31 | 3.5 | Наше питание. Урок изучения нового материала. | 1 | 28.12 | ||
32 | 3.6 | Проект «Школа кулинаров». Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | 15.01 | ||
33 | 3.7 | Дыхание и кровообращение. Урок изучения нового материала. Практическая работа № 8 «Подсчёт ударов пульса». с. 144-146 | 1 | 18.01 | ||
34 | 3.8 | Умей предупреждать болезни. с.147-149 | 1 | 22.01 | ||
35 | 3.9 | Здоровый образ жизни. с.150-153 | 1 | 25.01 | ||
36 | 3.10 | Обобщение знаний по теме « Мы и наше здоровье». Тест № 3 по теме «Итоги первого полугодия». | 1 | 29.01 | ||
Раздел IV«Наша безопасность» (8 ч.) | ||||||
37 | 4.1 | Огонь, вода и газ. Урок введения в новую тему. | 1 | 1.02 | ||
38 | 4.2 | Чтобы путь был счастливым. | 1 | 5.02 | ||
39 | 4.3 | Дорожные знаки. Экскурсия № 2 «Дорожные знаки в окрестностях школы». | 1 | 8.02 | ||
40 | 4.4 | Проект «Кто нас защищает». | 1 | 12.02 | ||
41 | 4.5 | Опасные места. | 1 | 15.02 | ||
42 | 4.6 | Природа и наша безопасность. | 1 | 19.02 | ||
43 | 4.7 | Экологическая безопасность. | 1 | 22.02 | ||
44 | 4.8 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Тест № 4 по теме «Наша безопасность» | 1 | 26.02 | ||
Раздел V«Чему учит экономика» (12 ч.) |
45 | 5.1 | Для чего нужна экономика. | 1 | 01.03 | ||
46 | 5.2 | Природные богатства и труд людей - основа экономики. | 1 | 05.03 | ||
47 | 5.3 | Полезные ископаемые. Практическая работа № 9 «Разнообразие полезных ископаемых». РНК | 1 | 12.03 | ||
48 | 5.4 | Растениеводство. Практическая работа № 10 «Знакомство с культурными растениями». | 1 | 15.03 | ||
49 | 5.5 | Животноводство. | 1 | 19.03 | ||
50 | 5.6 | Какая бывает промышленность. | 1 | 22.03 | ||
51 | 5.7 | Проект «Экономика родного края». РНК. | 1 | 2.04 | ||
52 | 5.8 | Что такое деньги. Практическая работа № 11 «Знакомство с различными монетами». | 1 | 5.04 | ||
53 | 5.9 | Государственный бюджет. | 1 | 9.04 | ||
54 | 5.10 | Семейный бюджет. | 1 | 12.04 | ||
55 | 5.11 | Экономика и экология. | 1 | 16.04 | ||
56 | 5.12 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Тест № 5по теме «Чему учит экономика». | 1 | 19.04 | ||
Раздел VI«Путешествие по городам и странам» (12 ч.) | ||||||
57-59 | 6.1-6.3 | Золотое кольцо России. Тест № 6 по теме «Золотое кольцо России» | 3 | 23.04 | ||
60 | 6.4 | Наши проекты: «Музей путешествий». | 1 | 26.04 | ||
61 | 6.5 | Наши ближайшие соседи. | 1 | 30.04 | ||
62 | 6.6 | На севере Европы. | 1 | 3.05 | ||
63 | 6.7 | Что такое Бенилюкс. | 1 | 7.05 | ||
64 | 6.8 | В центре Европы. | 1 | 10.05 | ||
65 | 6.9 | По Франции и Великобритании. | 1 | 14.05 | ||
66 | 6.10 | На юге Европы. | 1 | 17.05 | ||
67 | 6.11 | По знаменитым местам мира. Тест № 7 по теме «Итоги года» | 1 | 21.05 | ||
68 | 6.12 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Итоговая проверочная работа. | 2 | 24.05 |
Список литературы:
3 класс
1). учебник:
Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с электронным приложением. В 2 частях.
А.А .Плешаков- М. :Просвещение, 2018.
2.) тетрадь:
А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас»- в 2 частях М. Просвещение, 2018
3.) А.А. Плешаков, А.А. Румянцев «Великан на поляне» или Первые уроки экологической этики .Книга
для учащихся начальных классов- М. Просвещение 2010.
4) .А.А. Плешаков. Атлас- определитель для начальных классов. М. Просвещение, 2018
5.) А.А. Плешаков «Зеленые страницы». Книга для учащихся нач. классов. М. Просвещение,2018
6. )Контрольно- измерительные материалы «Окружающий мир» 3 класс Изд «ВАКО» 2018
7. )Диск «Окружающий мир»- электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова для 3 класса
Лист корректировки календарно-тематического планирования
2021-2022 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...