Внеклассное занятие по окружающему миру по теме: "Экологический светофор на лесных тропинках".
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)
Внеклассное занятие по окружающему миру по теме: "Экологический светофор на лесных тропинках".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие
Тема: Экологический светофор на лесных тропинках .
Цель : - углубить знания учащихся о взаимосвязях в природном сообществе ,
об экологической культуре человека ;
- развивать чувство ответственности за окружающий мир ;
пробуждать желание соблюдать правила поведения в природе ;
- воспитывать интерес и бережное отношение к природе , умение
чувствовать и видеть прекрасное вокруг ;
- развивать умения работать в группах , навыки общения со
сверстниками , активность и самостоятельность , воображение и
творческие способности учащихся .
Форма проведения мероприятия : заочное путешествие .
Оборудование : рисунки на экологическую тематику ; иллюстрации с изображением леса ; сигнальные карточки для экологического светофора ; материалы для групповой творческой работы «Знаки в природе» ; запись звуков природы; творческие работы учащихся.
Предварительная работа : учащиеся разбиваются на группы по 4 человека .
Каждая группа получает определённое задание и готовятся к нему.
- Найти легенды о растениях леса.
- Составить 2- 3 экологических загадки о лесных обитателях.
- Подготовить рисунки на экологическую тематику.
- Разучивают стихотворения.
Ход занятия
1. Организационный момент .
Что мы будем делать с вами , чтоб природе стать друзьями ?
Всем зверькам, деревьям , птицам беззащитным помогать ,
Чтобы тайны все узнать , мы научимся наблюдать .
Будем вместе развивать качество – внимательность ,
А поможет всё узнать – наша любознательность !
2. Мотивация . Сообщение темы и целей мероприятия .
1. Вступительное слово учителя с элементами беседы . (рисунки на доске)
Мы проникаем в тайники природы ,
Явлений устанавливаем связь ,
Ничуть не меньше , чем в былые годы ,
Цветку весны и соловью дивясь .
- Природа – это бесценное достояние человечества , его дом , пища, здоровье , благополучие . Через богатство и неповторимость природы проходит живая связь поколений людей . Природа несёт в себе и даёт человеку высокие нравственные идеалы : красоту , чистоту , бескорыстность , благородство и щедрость души .
- Вряд ли найдётся на Земле человека , который скажет о себе « Я не люблю природу» , природу любят все . Каждому понятно , что любовь проявляется чаще всего в побуждении защищать , беречь и охранять . Но оказавшись наедине с природой , многие ведут себя иначе. Люди думают, что вреда не будет : если собрать охапку цветов, вырвать съедобный гриб с грибницей , поймать птенца , подобрать ёжика или бельчонка для недолгой забавы .
- Таких людей обычно называют экологически безграмотными . И чтобы мы не попали в число таких людей , это занятие мы посвятим природе , её экологическим проблемам и правилам поведения в природе .
- А что вы понимаете под словом природа ?
- А что же такое «экология»?
(Это наука о взаимодействии живых организмов между собой и со средой , в которой они обитают.)
- Кого же мы можем отнести к живым организмам?
( Микробы и бактерии , грибы и мхи , животные , человек )
- А что подразумеваем под средой обитания ?
( окружающий мир , различные природные сообщества)
2. Сообщение темы и целей занятия.
- Под средой обитания мы можем понимать и город , и парк , и любой водоём , и луг , а даже воздух . И на этом занятии мы совершим , хотя и ненастоящее , но путешествие в лес . Во время этого путешествия нам с вами предстоит выполнять различные задания , а для этого необходимо вспомнить все знания и умения , которые вы приобрели на минутках экологии или во время экскурсий , прочитали в книгах. А помогать нам будет Экологический Светофор( рисунок на доске).
- Давайте вспомним , что означают цвета на обычном светофоре ?
- Вот и наш Светофор будет нам сигнализировать : красный цвет – опасность и угрозу для природы ; жёлтый – тревога или действие , которое можно ещё исправить ; зелёный – природа довольна нашими поступками .
( В ходе мероприятия учащиеся будут поднимать сигнальные знаки с цветами светофора , определяя качество того или иного действия или поступка.)
- Итак, в путь !.. Закройте глаза и окунитесь в свою фантазию .
( на фоне голосов птиц и нежной мелодии учитель читает стихотворение)
Садись на камень под сосну ,
Лесную слушай тишину :
Журчит , лепечет ручеёк
О том , что путь наш так далёк .
Упала шишка , скрипнул сук ,
Жужжит тяжёлый чёрный жук ,
Листва рассказывает сны …
Ты слышишь голос тишины ...
(Дети могут рассматривать рисунки с изображением лесов .
Два ученика читают стихи.)
1 ученик : Здравствуй , лес, дремучий лес ,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной , грозовою?
Что там шепчешь на заре ,
Весь в росе , как в серебре ?
Кто в глуши твоей таится ?
Что за зверь ? Какая птица ?
Всё открой , не утаи ,
Ты же видишь , мы свои !
2 ученик : Здесь в лесу царит прохлада ,
Здесь кричать , шуметь не надо ,
По лесной тенистой стёжке
Мы до просеки дойдём .
На полянках вдоль дорожки
Земляники наберём ,
И под пенье разных птичек
Россыпи найдём лисичек .
3. Основная часть занятия.
1. «Исправим ошибки». Обсуждение ситуаций на рисунках.
- Чтобы войти в лес , нам необходимо вспомнить правила поведения в природе .
А) обсуждение ситуаций :
( На рисунках изображены фрагменты поведения детей в природе . Ребята обсуждают , каким цветом светофора обозначить каждую из ситуаций, и как правильно надо поступить. )
Б) интерактивная работа с динамической таблицей :
( На доске – динамическая таблица с рисунками , на которых смоделированы различные негативные ситуации поведения в лесу . Дети с помощью сигнальных карточек демонстрируют своё отношение к ситуации . Затем подбирают другой рисунок / в зависимости от предложенной ситуации / - изображающий правильное поведение , и размещают его на таблице. )
- Вот теперь светофор подмигнул нам зелёным глазком. Мы можем отправляться дальше. И чтобы наше знакомство с лесом было ещё увлекательнее , мы послушаем ребят из первой группы. Они приоткроют нам некоторые секреты .
2. Презентация работы учащихся. «Легенды о растениях» .
( Ученики рассказывают подготовленные легенды о происхождении названий некоторых растений , демонстрируя рисунки.)
3. Выступление ребят
- Но что-то лес не очень радушно нас встречает. Давайте узнаем , в чём причина .
( Выходят учащихся и рассказывают стихотворения .)
3 ученик : Всё так изранено в лесу , как после дней войны ,
Здесь уцелевшей не найти ни ели , ни сосны .
Берёзу ножиком пырнул какой-то живоглот .
Мне кажется , из-под коры моя слеза течёт .
Земля в ожогах и рубцах , как в дни большой беды .
Хмельного ухарства следы , беспечности следы .
Ушли , обидев красоту , смутив лесной уют ,
Не услыхав , что за спиной все листья слёзы льют .
4 ученик : Пастух кору надрезал у берёзы,
Склоняясь тянет сладковатый сок ,
За каплей капля падает в песок .
Берёзы кровь прозрачная , как слёзы .
А над Землёй – дыхание весны !
И все деревья , с корня до листочков,
Едва раскрывшихся , напоены железной силой ,
Рвущей силу почек .
Так ясен день ! Так небосвод глубок !
Так журавли курлычут , пролетая !
И в этот миг берёзе невдомёк ,
Что может быть смертельна рана злая .
Что может быть , от муки холодея ,
Она увянет к будущей весне :
Иссохнет ствол , и ветви онемеют ,
И помертвеют корни в глубине .
5 ученик : Вот букет. Он брошен вместе с сором,
Умирают, сжавшись, лепестки …
Это мы срываем без разбора
Беззащитные, тугие стебельки .
Для чего мы рвали их ? .. Не знаю !...
Быстро вянет нежный первоцвет –
Пусто, скучно стало на поляне :
Вестников весны там больше нет !
Очень просто погубить живое ,
Ведь подснежники не могут нам сказать :
«Наслаждайтесь нашей красотою,
Только очень просим нас не рвать!»
- Ребята, как вы думаете, какой цвет загорелся на Экологическом Светофоре ?
Почему?
- Нам необходимо срочно зажечь зелёный свет, иначе нам дальше не пройти. Вам необходимо ответить на вопросы викторины .
4. Викторина «Сохраним природу».
Вопросы к викторине:
1.Почему нельзя срывать цветы и грибы с грибницей?
2.Все мы знаем о существовании «Красной книги», а какова цель её создания ?
3.Почему машины называют злейшими врагами природы?
4.Что мы называем заповедниками? Назовите известные заповедники.
Физпауза «Заботливое солнышко»
( по сюжету стихотворения дети выполняют имитационные движения)
Утром солнышко восходит высоко,
Днём гуляет по небу оно,
Согревает всех и всё, лучи раскинув широко .
Гладит ласково листочки и цветы ,
Людям золотит и щёки , и носы .
День прошёл , и с неба на покой
Солнца шар садится золотой .
5. Презентация экологических загадок об обитателях леса . «Книга жалоб».
- Добрались мы до лесной опушки , можно расположиться на травке , послушать пение птиц , полюбоваться цветами и , конечно, время надо провести интересно и с пользой . Ребята подготовили для вас экологические загадки из «Книги жалоб» лесных жителей . Они будут читать тексты , а вы попытайтесь узнать – кто из жителей леса к вам обращается .
( Ребята зачитывают или рассказывают зашифрованные тексты , составленные от имени лесных обитателей /описание, польза , повадки и т.д./ , а другие ученики должны отгадать , о каком животном или растении идёт речь .
- Как вы думаете , ребята, сейчас Светофор какой цвет включил ? Почему?
6. Творческая работа в группах. «Коллекция знаков в природе».
- У обычного светофора есть свои помощники – дорожные знаки. Они бывают предупреждающими, запрещающими , разрешающими . Мы можем их видеть вдоль дорог . А нам с вами предстоит создать свою коллекцию знаков для Экологического Светофора .
( каждая группа получает конверт с рисунками , картон и цветную бумагу . С опорой на рисунки ребята должны смоделировать знак и объяснить его значение. ) /
- Дети, как вы думаете , если бы в лесах действительно были развешены такие знаки , наш Светофор какой цвет включил бы ?
7. Презентация художественных проектов «Экология в рисунках».
( Ребята из творческой группы демонстрируют свои рисунки на экологическую тематику и дают разъяснения по сюжету: - Что вы пытались изобразить ?
К чему призвать людей? и т.д. )
4. Рефлексия. Заключение.
- Наше путешествие заканчивается. Подведём итоги .
- Какой же цвет нашего Экосветофора загорался чаще ?
Как вы думаете, почему?
- Но ведь в наших силах помочь природе и изменить ситуацию в лучшую сторону . И наши ребята подскажут, как это сделать .
6 ученик : Что значит человек без трав и птиц ?
И без любви к пчеле жужжащей ?
Без журавля над хвойной чащей ,
Без хитрых рыженьких лисиц ?
Когда поймёт он , наконец ,
Врубаясь в мёртвые породы,
Что человек – венец природы ,
А без природы – нам конец !
7 ученик : Что жизнь без неба , где родится зной,
Без дальних гор , где снежные седины,
И дерева , цветущего весной ,
Глядящего на снежные вершины ?
Без мотыльков , чей мимолётен век ,
Без воронов , живущих два столетья ,
Без иссякающих в пустыне рек ,
И рек , которым нет преград на свете ?
Что жизнь без добрых и без злых зверей,
Без птиц лесных и песни их беспечной ,
Жизнь не полна без широты полей ,
Жизнь без примера их свободы вечной .
8 ученик : Берегите Землю, берегите !
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики ,
На тропинке солнечные блики ,
Ястреба , парящего над полем ,
Полумесяц над речным покоем ,
Ласточку , мелькающую в жите ,
Берегите Землю, берегите ! ( М. Дудин )
9 ученик : Берегите эти земли , эти воды ,
Даже малую былиночку любя ,
Берегите всех зверей внутри природы ,
Убивайте лишь зверей внутри себя !
11 ученик : Я сорвал цветок – и он увял ,
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони .
И тогда я понял , что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем !..
- Эти слова написал французский писатель Антуан де Сент Экзюпери и произнёс их устами своего героя – Маленького Принца . Но красотой нужно не только любоваться , её надо защищать , оберегать и приумножать .
- А увидеть красоту природы , раскрыть её секреты вам помогут писатели и поэты . Вы видите выставку книг , где собрана малая часть произведений о природе . Прочитав их , вы узнаете намного больше о жизни растений и животных .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное занятие по окружающему миру "Первые книги на Руси"
Это проблемный урок с использованием технологии деятельностного метода обучения....
внеклассное занятие по окружающему миру "Птицы"-1 класс
Внеклассное занятие по окружающему миру в 1-м классе "Птицы зимой"Цели занятия:обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами;расширить знания детей о зимующих птицах;воспитание ответ...
Внеклассное занятие по окружающему миру «Знаешь ли ты животных?»
Урок-игра "Квадрат знаний" по закреплению знаний о разнообразии мира животных. Класс разделен на две команды.Задания для команд в виде кроссвордов, загадок, ребусов, занимательных заданий....
Внеклассное занятие по окружающему миру: "Планета заболела"
Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе, развивать познавательную активность , речь учащихся, чувств...
Внеклассное занятие по окружающему миру . Экологическая игра "Лесное казино"
Экологическая игра "Лесное казино"...
Конспект внеклассного занятия по окружающему миру «Как животные исследуют мир».(декада по окружающему миру)
занятие к декаде по окружающему миру для 1-4 классов...
Презентация к внеклассному занятию по окружающему миру на тему: "Экологические проблемы мира".
Презентация к внеклассному занятию по окружающему миру на тему: "Экологические проблемы мира"....