конспект урока "Жизнь первобытных людей"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Куприянова Елена Владимировна

Конспект открытого урока

Окружающий мир

Тема « Жизнь первобытных людей»,

проведённого во 2 классе

 

Цель урока: дать представление об эпохе Первобытного мира.

Задачи урока:

  • узнать о появлении первых людей;
  • выявить достижения людей Первобытного мира;
  • учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Окружающий мир

Тема « Жизнь первобытных людей»,

проведённого во 2 классе

Цель урока: дать представление об эпохе Первобытного мира.

Задачи урока:

  • узнать о появлении первых людей;
  • выявить достижения людей Первобытного мира;
  • учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира

Оборудование:

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • презентация;
  • раздаточный материал
  • экспонаты

                                   Ход урока

Этапы урока,

Цели

Деятельность учителя

Деятельность

воспитанников

Время

1.Орг. момент

Цель:  Включение воспитанников в деятельность на личностно-значимом уровне

-   Поприветствуйте гостей, которые пришли к нам на урок. Тихо сели.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать

А что нужно для того чтобы как можно больше узнать на уроке?

Приветствие

Ответы

-

-

1 -2 мин

2. Актуализация ранее усвоенных

 З и У

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого воспитанника.

Возникновение проблемной ситуации.

-актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

-создание проблемной ситуации;

-выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.

Ребята, сегодня мы продолжим работу над проектом « Человек и Общество», прежде чем мы начнём знакомство с новым материалом я попрошу вас представить свои работы, которые вы выполнили на тему Права ребёнка.

Работа с ИД

СЛАЙД 1

Молодцы!

Слайд 1 (презентация)

Прочитайте текст по тренажёру и скажите о чём или оком мы будем сегодня говорить

Ученики рассказывают по рисункам о правах ребёнка (2-3 человека)

Расположить лепестки цветка

4-7 мин

3. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) (4-5 минут)

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?»,

«Чего мы ещё не знаем?»);

Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

Работа с учебником

Итак о ком мы будем говорить на этом уроке?

Какие слова помогли вам определить это?

А современный человек, разве не ходит на охоу?

А одежду из шкур разве не носят современные люди?

Так какие же слова более точно определяют время?

Правильно , мамонты давно вымерли на нашей планеты, а современные люди живут не в пещерах .

Слайд 2 презентация

Вот он какой был первобытный человек.

Первобытными называют людей, живущих до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

Посмотрите в справочнике что такое первобытное общество

Скажите пожалуйста а откуда мы, современные люди знаем о первобытных людях, о том как они жили?

Как называется наука которая помогает нам узнать прошлое нашей планеты

О первобытных людях

Охота,шкуры,пещеры,

Мамонты

Пещеры, мамонты

Из книг, из ТВ,от взрослых,

Историки, археологи

3-5

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).(7-8 минут)

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение её решения.

-Способы: диалог  или парная работа.

-Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог.

-Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

-Выведение алгоритма

Правильно, история это наука о прошлом это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас. История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает “исследование, рассказ о событиях прошлого”.

Я предлагаю вам сегодня самим стать на один урок историками и археологами, провести исследование жизни первобытных людей.

У вас в конвертах лежат исторические документы.

Вы в парах внимательно изучаете текст,у каждой пары своя тема, я читаю несколько предложений своего текста, а вы продолжаете так чтоб у нас получился связный  рассказ

Даётся время на чтение про себя текста

Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. Например, в Восточной Африке.

Приложение 1

Слайды 3-7 презентации

Игра одень человека      (ЗСТ)

Из шкур сделать одежду человеку

Слайд 7

-показать руками какие движения выполняли люди, чтобы получить огонь      (ЗСТ)

Учитель – Господа учёные, откуда же вы столько всего узнали о первобытных людях если они не умели писать?

Игра « Наскальная живопись» по одному человеку выходят к доске и рисуют часть животного, следующий выходит продолжает, должен получится рисунок

Подчёркивают основные понятия, выражающие главную мысль своего отрывка

Читают свой текст, являющийся продолжением по смыслу

По рисункам которые находили в пещерах

по одному человеку выходят к доске и рисуют часть животного, следующий выходит продолжает, должен получится рисунок

7-10 мин

5.  Физкультминутка

Показать без слов эмоции

Первобытного человека если он

- радовался

- звал на охоту

- наступил на острый камень

-болел живот

2-3 мин

 6.  Первичное закрепление. (4-5 минут)

Цель: проговаривание нового знания,

-Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

-Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.

Итак, что же мы узнали о жизни первобытных людей

А что вы раньше знали о них?

-они жили в пещерах

-охотились

-жили племенами

- ответы детей

5 мин

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль . (4-5 минут)

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

-Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).

-Выполняется письменно.

 -Методы: самоконтроль, самооценка.

Молодцы, большую работу провели

Рассмотрите  картинки ,на них показаны стадии развития человека, найдите отличия и сходства первобытных людей и современного человека

- вносят в таблицу

3-5 мин

8.Физкультминутка.

Давайте покажем ритуальный танец первобытных людей после удачной охоты

Игра «Огонь,вода,воздух»

1-2 мин

9. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

-Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

Работа с ИД

Засели Первобытный мир

3-4 мин

10. Рефлексия деятельности. (2-3 минуты)

( итог урока)

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

-Вопросы:

-Какую задачу ставили?

-Удалось ли решить поставленную задачу?

-Каким способом?

-Какие получили результаты?

-Что нужно сделать ещё?

-Где можно применить новые знания?

 

Итак, ребята давайте подведём итоги

-какие задачи мы ставили в начале урока?

- удалось ли нам их решить?

- каким способом

-какие получили результаты

- ещё будем узнавать что -нибудь об этом

- А где  вы сможете применить эти знания?

- Благодаря чему сегодня вы имеете такую возможность узнавать новые  знания?

- Конечно, потому что современные дети имеют право на образование и получают его в нашей школе

- а что было бы если бы не было школ

Д.з. стр 63-65,отвечать на вопросы,сделать рисунок

Выставление оценок

- потому что ходим в школу

Дети поют песню если б не было школ

5-7 мин

                                           Приложение 1

Учитель .Широко бытует мнение, что на древних ступенях развития человек жил в пещерах. Одно время его так и  называли пещерным человеком

Ученик. Только самые древние люди жили в пещерах, жизнь в пещерах имела много минусов, там было темно ,сыро, и дикие звери тоже селились в пещерах,

 Люди селились там, где были хорошие условия для земледелия. Если при этом поблизости не было подходящих для жилья пещер, им приходилось самим строить жилища из доступных в данной местности материалов.

Учитель. Первобытный  человек сильно отличался от нас с вами - современных людей - и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

Питались люди тем что находили в окружающем их  мире…..а что их окружало и какой это вид деятельности нам расскажет следующий докладчик

Ученик  Первобытные люди собирали  плоды деревьв, яйца птиц и черепах, собирали съедобные корешки, собиралаи то, что им давала природа

Однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Догадались они, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна - получилось, да еще как: где упало одно зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерно рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам.

Так люди развивались от собирательства к земледелию.

Учитель.  Люди жили большими племенами, в одиночку не возможно было справиться с трудностями жизни, и охотится на диких животных….

Ученик. Охота — вот основной способ добычи пищи  Чтобы прокормить своё племя мужчины охотились на диких животных . Дикие козлы, бизоны, медведи и дикие кабаны становились добычей первобытных охотников.

Охотилсь древние люди и на мамонтов. Мамонт запросто мог убить человека одним хоботом.Поэтому на охоту шли  мужчины племени.

Учитель  Как же охотились люди на мамонтов?

Ученик.  Первым делом выкапывали большую яму, бросали в неё острые толстые палки, маскировали её ветками деревьев, а потом с шумом, с горящими ветками загоняли мамонта в эту яму.

Учитель. Человек приносил  добычу к своему жилищу, теперь их племя не погибнет от голода, но первое время люди ели мясо сырым, поэтому и жили люди не очень долго, раскопки показали что самые взрослые особи были возрастом 30-35 лет, это очень мало по сравнению с возрастом современного человека…и следующий доклад будет о том как человек научился добывать и применять огонь……..

Ученик. Огонь добывали во время грозы или пожара ,огонь люди бережно охраняли, а заботу о нем доверяли лишь самым ответственным . Однако иногда огонь гас, и все племя оставалось без тепла и света.

Учитель В первобытном обществе возникала острая потребность добывать огонь, не надеясь на следующую грозу или пожар. 

Ученик Один из самых распространенных и эффективных способов добывания огня – высекание искры с помощью кремня. Кремнем в то время служил обычный камень, которым сильно ударяли по куску железной руды. Высекание искры делали под наклоном так, чтобы полученные искры попали на листья или сухую траву. Огонь таким способом разгорался намного быстрее.

Учитель. От убитых животных людям доставалась не только еда, люди использовали шкуры ,кости и сухожилия. Для чего?

Ученики- одежда, орудия труда

 Ученик -

 Первобытные люди научились делать орудия труда из камня. Также в качестве инструментов они использовали и другие природные материалы дерево и кости животных. Основными орудиями человека умелого были заостренные камни для разрезания мяса и шкур, ножи и иглы из обломков рогов и костей,

Учитель – Господа учёные, откуда же вы столько всего узнали о первобытных людях если они не умели писать?

Ученик доклад о наскальной живописи-  На стенах своих пещер первобытные люди рисовали изображения животных, на которых они охотились.  Они верили, что рисунки защитят от злых сил и помогут во время охоты, от успеха которой зависело само их существование.

  Только самые древние люди жили в пещерах, жизнь в пещерах имела много минусов, там было темно ,сыро, и дикие звери тоже селились в пещерах,

  Люди селились там, где были хорошие условия для земледелия. Если при этом поблизости не было подходящих для жилья пещер, им приходилось самим строить жилища из доступных в данной местности материалов.

     Первобытные люди собирали  плоды деревьев, яйца птиц и черепах, собирали съедобные корешки, собирали то, что им давала природа

    Однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Догадались они, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна - получилось, да еще как: где упало одно зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерно рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам.

    Так люди развивались от собирательства к земледелию.

    Охота — вот основной способ добычи пищи  Чтобы прокормить своё племя мужчины охотились на диких животных . Дикие козлы, бизоны, медведи и дикие кабаны становились добычей первобытных охотников.

    Охотилсь древние люди и на мамонтов. Мамонт запросто мог убить человека одним хоботом. Поэтому на охоту шли  мужчины племени.

   Первым делом выкапывали большую яму, бросали в неё острые толстые палки, маскировали её ветками деревьев, а потом с шумом, с горящими ветками загоняли мамонта в эту яму.

    Огонь добывали во время грозы или пожара, огонь люди бережно охраняли, а заботу о нем доверяли лишь самым ответственным. Однако иногда огонь гас, и все племя оставалось без тепла и света.

    Один из самых распространенных и эффективных способов добывания огня – высекание искры с помощью кремня. Кремнем в то время служил обычный камень, которым сильно ударяли по куску железной руды. Высекание искры делали под наклоном так, чтобы полученные искры попали на листья или сухую траву. Огонь таким способом разгорался намного быстрее.

    Первобытные люди научились делать орудия труда из камня. Также в качестве инструментов они использовали и другие природные материалы: дерево и кости животных. Основными орудиями человека  были заостренные камни для разрезания мяса и шкур, ножи и иглы из обломков рогов и костей, использовались высушенные сухожилия.

     На стенах своих пещер первобытные люди рисовали изображения животных, на которых они охотились.  Они верили, что рисунки защитят от злых сил и помогут во время охоты, от успеха которой зависело само их существование.

            Сходства

          Различия

            Сходства

          Различия

            Сходства

          Различия

            Сходства

          Различия

            Сходства

          Различия

            Сходства

          Различия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ин О или ж в . хареще п ин О илидох ан . утохо ьсилитох О ан . вотномам ьног О ми алавад . адорирп уджед О илиш зи рукш . йеревз

Слайд 3

История – наука о прошлом. В переводе с греческого языка оно означает “исследование, рассказ о событиях прошлого”.

Слайд 6

От собирательства к земледелию

Слайд 8

Охота на диких животных

Слайд 9

Добывали огонь

Слайд 10

Древнейшие орудия труда

Слайд 11

Наскальная живопись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока :"Знаменитые люди Кубани"

Конспект урока :"Знаменитые люди Кубани"...

" Жизнь первобытных людей" Презентация к уроку предметно-практического обучения в 4 классе школы 1 вида

Данный материал поможет учителю расширить представления учащихся по данной теме....

Жизнь первобытных людей.

Презентация для уроков окружающего мира.2 класс...

Конспект урока: "Как люди считают время"

Тема: "Как люди считают время"Тип урока: изучение нового материала.Цели: ·        Познакомить учеников с системой исторического счёта времени.·...

Тест "Первобытные люди"

Поможет определить уровень знаний детей о первобытных людях и их интересах....

Конспект урока "Как люди научились летать. Буква Э, звук "э"

Урок изучения нового, на котором учащиеся должны усвоить, что  буква э обозначает звук "э", а воздушный транспорт имеет свою историю развития, которая ещё не окончена.   К кон...