Выступление Практические работы на уроках окружающего мира в рамках УМК ПНШ
статья по окружающему миру

Ознобишина Ксения Сергеевна

Выступление Практические работы на уроках окружающего мира в рамках УМК ПНШ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема выступления "Практические работы на уроках окружающего мира в рамках УМК "Перспективная начальная школа"

"Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения - есть лучший всех способ к изысканию правды"

М.В. Ломоносов

Основной целью практической работы на уроках окружающего мира является развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей. Практические работы способствуют формированию у учащихся представления об исследовательской деятельности, как о ведущем способе учебной деятельности, содействуют развитию у обучающихся навыков связной речи и творческой исследовательской активности, стимулируют у младших школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам, содействуют формированию у детей научной картины мира.

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования становится всё более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Важно, чтобы психологическое развитие ребёнка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития. Умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно.

В основе методики преподавания курса "Окружающий мир" лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий "открытие" детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.

Сюжетная основа учебников окружающего мира и диалоговый характер учебных текстов позволяет демонстрировать учащимся образцы рассуждения и разрешения проблем, создает предпосылки для таких общих интеллектуальных умений, как умение планировать свою деятельность, оценивать свои действия, предвосхищать их результаты, аргументированно отстаивать свою точку зрения. Герои интриги (Маша и Миша Ивановы, Костя Погодин и др.) экспериментируют, делают доклады и презентации, оформляют дневники наблюдений, ведут заседания школьных клубов, отстаивают свою точку зрения, изучают природу и культуру своего края, обсуждают правила здорового образа жизни, и в то же время постоянно ведут диалог с учащимися, призывая их к аналогичным видам деятельности.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Например, в 1 классе в разделе "Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире организуются следующие практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.

Постепенно наблюдения становятся более длительными и систематическими. Например, в 1 классе в разделе "Природа и её сезонные изменения" - длительное наблюдение за распусканием почек, за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.

На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Например, в 1 классе в разделе "Живая природа" - наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

Следует отметить, что в 1 классе развитие познавательной активности школьника идет в основном через сенсорное восприятие окружающего мира. Предметы и явления окружающего мира воздействуют на органы чувств ребенка, вызывая различные ощущения. Первоклассник сначала наблюдает, затем проводит опыт: последовательно исключая тот или другой орган чувств, он убеждается, что наиболее полно описать предмет или явление можно только при условии, что этот предмет (явление) видишь, слышишь, ощущаешь его вкус, запах, мягкость и тепло и т.д. В адаптационный период, когда ребенок "учится" быть школьником, очень важно создать для него образовательную среду, соответствующую его возрасту и возможностям. дети седьмого года жизни с трудом сохраняют внимание и могут продуктивно работать сидя не более 5-7 минут, но если процесс познания прерывается "физминуткой", снижается произвольное внимание. После окончания "физминутки" внимание детей надо вновь организовывать. Учет этих двух условий требует особого планирования времени урока и организации его содержания. так, например, через 5-7 минут, когда дети уже устали сидеть, урок можно не прерывать, но предложить детям задание, выполнение которого невозможно, если каждый из детей не встанет и не подойдет к столу учителя (к доске или демонстрационному столу). групповые формы работ также рассчитаны на передвижение детей по классу, а опыты дети могут выполнять стоя и т.д. Этот прием обучения условно называется  "ДМ - динамический момент урока".

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока (опыт, доказывающий, что лед - это замерзшая вода; опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен; опыт, доказывающий, чист ли белый снег), а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней (опыты по выяснению условий, необходимых для прорастания семян и развития растений; опыт "передвижение воды по стеблю от корня к листьям"). Главным при этом является не запоминание каких-то отдельных свойств того или иного объекта, а вооружение учащихся методами познания, подведение их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира.

Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, ее проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твердыми телами, растениями и животными. Например, тема «Свойства воды» в 3 классе: используя инструкцию по проведению эксперимента, определи, какая вода течет у тебя дома: прозрачная, мутная или слегка мутная.

Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами (такие как, работа с физической и контурной картами России, с планом местности, работа с компасом, определение сторон горизонта по компасу. сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты), приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические и практические работы.

Работа с различными моделями помогает ребенку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выделять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои. Например, изготовление модели термометра в 3 классе.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природой и социальной средой. Основная цель экскурсии - формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений. Например, в 3 классе организуются экскурсии в краеведческий музей и знакомство с достопримечательностями родного края.

В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.

Новая форма организации учебного занятия - заседание школьного клуба - позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока. Практически это организация на уроках специального пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры - к чтению, от экспериментирования - к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала - к исследованию. Во 2 классе организуется 13 заседаний клуба, в 3 классе - 10, в 4 классе - 3. Например, обнаружение и изучение свойств воздуха (прозрачность, бесцветность, способность передавать звук), определение свойств воды (прозрачность, отсутствие цвета, запаха, вкуса, вода - растворитель, текучесть), фильтрование воды, изучение свойств воды из разных источников (вода из-под крана, колодец, водоем, лужа) организуются в форме заседания клуба.

Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. При организации первого заседания клуба "Мы и окружающий мир" учитель знакомит детей с планом работы школьного клуба на ближайший месяц и с информацией о том, что каждый из них может стать членом научного клуба "Мы и окружающий мир", открытого авторами учебников в Москве. Для этого надо отправить письмо в Москву и сообщить о своем желании. Открывая первое заседание клуба, учитель предлагает всем присутствующим провести опыты и наблюдения, а в конце заседания обсудить план сообщения на тему "Свойства воздуха". При организации практической работы возможны два варианта: 1. Учащиеся, работая в парах, самостоятельно выполняют все предложенные опыты. Когда все задания будут выполнены, класс приступает к коллективному обсуждению результатов, полученных в процессе проведения опытов. 2. Коллективно обсуждается план проведения каждого опыта и только после его выполнения всеми детьми обсуждаются результаты опыта. На последующих заседаниях председателем заседания становится один из учеников класса, который и организует проведение практической работы. Предварительно готовившись к занятию, учащиеся знакомятся с теорией по данному материалу, работают с картой, представленной в атласе, изучают материал учебника и дополнительной литературы, применявшийся в практической работе, готовятся к беседе с преподавателем по основным вопросам, пользуясь при желании дополнительной литературой. Учитель на данном уроке выступает в качестве консультанта.

         Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учеников на уроке:

• объяснение учителя - теоретическое осмысление работы;

• показ - инструктаж;

• проба - этап, на котором два-три ученика выполняют работу, остальные наблюдают и под руководством учителя делают замечания, если допущена ошибка;

• выполнение работы - этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Учитель здесь особое внимание уделяет тем, кто плохо справляется с заданием.

• контроль - на этом этапе принимаются и оцениваются работы учеников: учитывается качество выполнения, бережное отношение ко времени и материалам, скорость и правильное выполнение задания.

Таким образом, практические работы - это метод обучения, представляющий собой осуществление учащимися предметной деятельности с целью накопления опыта использования уже имеющихся знаний и получения новых, относящихся к использованию предмета знаний. Практические работы на уроках окружающего мира проводятся обычно после изучения крупных разделов или тем и носят обобщающий характер, а также являются пропедевтикой для более подробного изучения данных тем в курсах географии, биологии, химии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические работы на уроках окружающего мира

содержание, методика проведения практических работ на уроках окружающего мира...

«Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира в рамках УМК «Гармония»

На современного ученика обрушивается лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать. И здесь безусловное первенство за инфор...

Место исследовательской работы на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО

В статье рассмотрены вопросы исследовательской работы на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО...

Доклад "Патриотическая работа на уроках окружающего мира в рамках ФГОС"

В соответствии с ФГОС начального общего образования  программ духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская ид...

Урок окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО

Материалы были подобраны мною к подготовке пед.совета. Очень полезный материал. Рекомендую....

Постановка учебной и практической задачи на уроке окружающего мира

В разработке приведён пример постановки учебной и практической задачи на уроке окружающего мира во 2 классе по теме "Ориентирование на местности"...