Доклад "Патриотическая работа на уроках окружающего мира в рамках ФГОС"
статья по окружающему миру на тему

В соответствии с ФГОС начального общего образования  программ духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_patriot._rab._okr._mir.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                           ДОКЛАД

«Патриотическая работа на уроках окружающего мира в рамках ФГОС»

Духовная атмосфера, в которой живут современные дети, часто формирует ложные идеалы и устремления, размывая нравственные понятия и девальвируя моральные ценности. До определённого возраста ребёнок просто не способен делать объективный нравственный выбор, у него не сформированы навыки критического мышления и нет жизненного опыта. Он верит взрослым и готов подражать им. Поэтому так важно уже с детства ограждать подрастающее поколение от всего пошлого, низкого и приобщать его к истинному и прекрасному. Проблемы воспитания личности сложны, многогранны и требуют комплексного подхода.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным

стандартом начального общего образования программа духовно-

нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:

патриотические чувства гражданина России; гражданская

идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное

нравственное самосовершенствование.

Особенность программы духовно-нравственного развития, воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования – это интеграция

урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Содержание урочной деятельности представлено следующими предметными областями: филология (уроки русского языка, литературного чтения), обществознание и естествознание (уроки окружающего мира), искусство (уроки музыки и изобразительного искусства), технология (уроки технологии) а также основы духовно-нравственной культуры народов России (уроки одноименного предмета).

Главной  особенностью построения курса «Окружающий мир»  является его интегративный характер.

Интегрированное построение предмета «Окружающий мир» позволяет при изучении младшим школьникам:

- устанавливать более тесные связи между познанием природы и социальной жизни,

- понимать взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»,

- осознавать необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно – этических установок,

- получать начальные навыки экологической культуры,

- подходить к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознавать возможность изменять себя, понимать важность здорового образа жизни.

Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся:

 - экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания;

 - нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества;

 - исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В последние годы в среде практических работников появилось

осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно - нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

Таким образом, изучение «Окружающего мира» позволяет достичь

личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно - научного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

 готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

 достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля

и самооценки;

 личностные качества, позволяющие успешно осуществлять

учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника,

сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

 формирование основ российской гражданской идентичности,

понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

 воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

 понимание роли человека в обществе, принятие норм

нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

 формирование основ экологической культуры, понимание

ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде

всего, образовательных задач:

 осознание целостности окружающего мира, расширение знаний

о разных его сторонах и объектах;

 обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

 овладение наиболее существенными методами изучения

окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

 использование полученных знаний в продуктивной и

преобразующей деятельности;

 расширение кругозора и культурного опыта школьника,

формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе

содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно – научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую

деятельность младшего школьника и обеспечить формирование

новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

 познавательные как способность применять для решения

учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

 регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

 коммуникативные как способности в связной логически

целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий

занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

На основе установленных целей изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

Одной из ведущих содержательных линий предмета «Окружающий мир» является линия «Страна, в которой человек живёт». В какой стране живёт человек, чем она богата и знаменита; почему гражданин любит свою Родину и что значит любить родную страну; как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темами: «Родная страна» (1 класс); «Россия – твоя Родина» (2 класс); «Человек – защитник своего Отечества», «Гражданин и государство» (4 класс).

В программе начальной школы содержится немало тем, ориентированных на патриотическое воспитание детей.

Проектируя уроки, учитель должен чётко формулировать  воспитательную задачу:

  • формировать у обучающихся чувство уважения к славянским народам, осознание общности их исторических судеб;
  • формировать положительное отношение к единству страны;
  • воспитывать уважение к защитникам Отечества;
  • показать выдающуюся роль Москвы как столицы России;
  • формировать гордость за Нижегородский край через изучение истории нижегородского ополчения;
  • воспитывать чувство единения и общности с братскими народами Поволжья, принявшими участие в нижегородском ополчении;
  • воспитывать патриотизм;
  • формировать уважение к российской армии, защитникам Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Новая форма итоговой проверочной работы по курсу «Окружающий мир» в рамках ФГОС НОО "

В данной статье говорится, что с введением ФГОС НОО в начальной школе появились нововведения:  комплексные проверочные работы на предметной и межпредметной основе, ориентированные на реальную жиз...

Проектная деятельность в начальной школе по окружающему миру в рамках ФГОС.

Работа с младшими школьниками по методу проектов....

Место исследовательской работы на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО

В статье рассмотрены вопросы исследовательской работы на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО...

Урок окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО

Материалы были подобраны мною к подготовке пед.совета. Очень полезный материал. Рекомендую....

Организация групповой работы на уроках окружающего мира в условиях реализации ФГОС начального общего образования

В статье рассматривается организация групповой работы на уроках окружающего мира по УМК «Школа России», этапы групповой работы, методы и приемы в 1 – 4 классах. Практический опыт, пр...

Выступление Практические работы на уроках окружающего мира в рамках УМК ПНШ

Выступление Практические работы на уроках окружающего мира в рамках УМК ПНШ...