Доклад "Патриотическая работа на уроках окружающего мира в рамках ФГОС"
статья по окружающему миру на тему
В соответствии с ФГОС начального общего образования программ духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_patriot._rab._okr._mir.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
«Патриотическая работа на уроках окружающего мира в рамках ФГОС»
Духовная атмосфера, в которой живут современные дети, часто формирует ложные идеалы и устремления, размывая нравственные понятия и девальвируя моральные ценности. До определённого возраста ребёнок просто не способен делать объективный нравственный выбор, у него не сформированы навыки критического мышления и нет жизненного опыта. Он верит взрослым и готов подражать им. Поэтому так важно уже с детства ограждать подрастающее поколение от всего пошлого, низкого и приобщать его к истинному и прекрасному. Проблемы воспитания личности сложны, многогранны и требуют комплексного подхода.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования программа духовно-
нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:
патриотические чувства гражданина России; гражданская
идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное
нравственное самосовершенствование.
Особенность программы духовно-нравственного развития, воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования – это интеграция
урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Содержание урочной деятельности представлено следующими предметными областями: филология (уроки русского языка, литературного чтения), обществознание и естествознание (уроки окружающего мира), искусство (уроки музыки и изобразительного искусства), технология (уроки технологии) а также основы духовно-нравственной культуры народов России (уроки одноименного предмета).
Главной особенностью построения курса «Окружающий мир» является его интегративный характер.
Интегрированное построение предмета «Окружающий мир» позволяет при изучении младшим школьникам:
- устанавливать более тесные связи между познанием природы и социальной жизни,
- понимать взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»,
- осознавать необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно – этических установок,
- получать начальные навыки экологической культуры,
- подходить к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознавать возможность изменять себя, понимать важность здорового образа жизни.
Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся:
- экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания;
- нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества;
- исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В последние годы в среде практических работников появилось
осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно - нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
Таким образом, изучение «Окружающего мира» позволяет достичь
личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно - научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля
и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять
учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника,
сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
формирование основ российской гражданской идентичности,
понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм
нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание
ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде
всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний
о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения
окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и
преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника,
формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе
содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно – научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую
деятельность младшего школьника и обеспечить формирование
новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения
учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически
целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий
занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
На основе установленных целей изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Одной из ведущих содержательных линий предмета «Окружающий мир» является линия «Страна, в которой человек живёт». В какой стране живёт человек, чем она богата и знаменита; почему гражданин любит свою Родину и что значит любить родную страну; как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темами: «Родная страна» (1 класс); «Россия – твоя Родина» (2 класс); «Человек – защитник своего Отечества», «Гражданин и государство» (4 класс).
В программе начальной школы содержится немало тем, ориентированных на патриотическое воспитание детей.
Проектируя уроки, учитель должен чётко формулировать воспитательную задачу:
- формировать у обучающихся чувство уважения к славянским народам, осознание общности их исторических судеб;
- формировать положительное отношение к единству страны;
- воспитывать уважение к защитникам Отечества;
- показать выдающуюся роль Москвы как столицы России;
- формировать гордость за Нижегородский край через изучение истории нижегородского ополчения;
- воспитывать чувство единения и общности с братскими народами Поволжья, принявшими участие в нижегородском ополчении;
- воспитывать патриотизм;
- формировать уважение к российской армии, защитникам Отечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Новая форма итоговой проверочной работы по курсу «Окружающий мир» в рамках ФГОС НОО "
В данной статье говорится, что с введением ФГОС НОО в начальной школе появились нововведения: комплексные проверочные работы на предметной и межпредметной основе, ориентированные на реальную жиз...
Проектная деятельность в начальной школе по окружающему миру в рамках ФГОС.
Работа с младшими школьниками по методу проектов....
Место исследовательской работы на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО
В статье рассмотрены вопросы исследовательской работы на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО...
Урок окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО
Материалы были подобраны мною к подготовке пед.совета. Очень полезный материал. Рекомендую....
Приёмы работы с текстом на уроке окружающего мира в рамках технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо".
Урок по окружающему миру во 2 классе....
Организация групповой работы на уроках окружающего мира в условиях реализации ФГОС начального общего образования
В статье рассматривается организация групповой работы на уроках окружающего мира по УМК «Школа России», этапы групповой работы, методы и приемы в 1 – 4 классах. Практический опыт, пр...
Выступление Практические работы на уроках окружающего мира в рамках УМК ПНШ
Выступление Практические работы на уроках окружающего мира в рамках УМК ПНШ...