Открытый урок "Почему идет дождь и дует ветер?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Шнитуленко Марина Николаевна

Сообщение новых знаний о ветре и о дожде; обобщение, систематизация и закрепление знаний об этих природных явлениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            Аннотация урока

Предметная область: окружающий мир , 1 класс.

Тема урока: Почему идёт дождь, и дует ветер?

Цель урока: сообщение новых знаний о ветре и о дожде; обобщение, систематизация и закрепление знаний об этих природных явлениях.

Задачи урока:

Учебные:

  • расширить,  уточнить представление  детей о дожде    и  ветре;
  • объяснить причины их возникновения ;
  • раскрыть  значение  этих  явлений  для   жизни растений, животных, человека;
  • объяснить причины  их  возникновения.

       

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса к предмету;
  • развитие  мышления, умения выделять наиболее значимый материал;
  • развивать ораторские и актерские способности, умение общения с аудиторией;
  • показать последствия этих явлений;
  • формирование умения выполнять тест для описания подобных явлений.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство долга, ответственности в охране родной природы;
  • быть внимательным, бдительным и уметь прийти на помощь в любой ситуации.

                               

Форма проведения урока: решение пробных вопросов, выполнение творческих заданий.

Форма организации учащихся:  индивидуальная, групповая и коллективная.

Тип урока:  урок-исследование.

Оформление урока: учебник, автор  А. А.Плешаков «Мир вокруг нас», «Рабочая тетрадь», раздаточный материал ,компьютер, проектор, экран.

Методической особенностью урока, обеспечивающей его эффективность, нетрадиционная форма его проведения – исследование. Исследование оригинально по форме и тем самым включают один из основных мотивов  учащихся к изучению предмета – интерес. Кроме этого оно дает возможность рассмотреть изучаемый вопрос решением проблемных ситуаций. Исследование также позволяет разрешить конкретные дидактические задачи. На таком занятии есть прекрасная возможность в нетрадиционной форме обобщить и расширить знания учащихся. Сама подготовка к уроку приобщает учащихся к чтению научно-популярной литературы, поиску и отбору нужной информации, развивает творческие способности.

ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т. е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.

ИКТ использовались также в процессе подготовки к уроку как средство извлечения информации и наглядного материала, для этого использовали Интернет. Наглядный материал оформлен в виде презентации в Рower Poit.

         

     Тема  урока : « Почему  идёт  дождь, и дует  ветер ?»

Цель  урока :     1) Обучающая :

-  расширить , уточнить представление  детей о дожде  и  ветре;

- объяснить причины их возникновения ;

- раскрыть  значение  этих  явлений  для   жизни растений , животных ,человека;

- объяснить причины  их  возникновения ;

                           2) Развивающая :

-   показать  последствия   этих  явлений;

-  развитие  умения выполнять  тест  для описания подобных явлений;

                      3)Воспитательная:

- воспитать бережное отношение  к  родной  природе,

-  бережное  отношение  к воде;

-  быть  внимательным , бдительным  и умение прийти на                      помощь в любой     ситуации.

Оборудование :    А. А .Плешаков «Мир вокруг нас» учебник, « Рабочая тетрадь»,  раздаточный материал ,компьютер.

   Ход урока.

I Оргмомент.  Компьютер включен Слайд 1 (кот)

- Добрый день, ребята! Начинаем наш любимый урок.

- Положите ладонь на ладонь друг другу и улыбнемся, подружимся мы друг с другом на целый день, может и на всегда.

-А сейчас мы проверим как вы поняли предыдущую тему.

Поведем игру «Доскажи словечко»

- Солнце- это огромный пылающий …(шар)

- Солнце – это ближайшая к Земле… (звезда)

- Солнце-  создает нам…(день)

- Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится…(далеко от Земли)

- Звезды – это огромные пылающие …( шары)

- Они кажутся нам маленькими…(точками), потому что находятся …(далеко от Земли)

- Звезды отличаются друг от друга по …(цвету) и по …(размеру)

- Звезд на небе очень много, и люди объединили их в …( в созвездия)

- Чем является Луна для Земли? (спутником)  - молодцы!

  1. Целеполагание и мотивация.

О чем пойдет речь сегодня вы поймете если отгадаете загадку

Включить слайд 2 (Загадка)

«Ждали, звали, а показался- все прочь побежали»

                Когда ответят еще раз нажать ( Появится дождь)

Молодцы это дождь

- почему же прочь побежали? (ответы детей- потому что можно промокнуть)

-что же такое дождь, и по чему он идет? Сегодня мы будем искать ответ на этот очень интересный вопрос.

- Послушаем, что же пишут поэты о дожде

Включить слайд 3 ( Лягушка)

 Мокнет ёжик, мокнет птичка,

Мокнет в поле электричка,

Мокнут ветки и соседки:

Не успели до беседки.

Мокнут зонтики и шляпы,

Мокнут чьи-то мамы, папы,

Мокнут лавочки, ограды.

Лишь лягушки очень рады:

В лужах скачут, песни пляшут,

И зеленым флагом машут…

- Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение, грустное или веселое? (ответы детей)

- Когда летом идет дождь какое настроение у вас? (ответы детей)

- А почему веселое? (ответы детей)

- Почему грустное?( ответы детей)

- А какую пользу приносит нам дождь? (ответы детей- поливает)

- Ребята, а вы знаете, откуда берется дождь ?(ответы детей- нет)

- А как дождик попадает на небо в тучу?( предложения детей)

- Что же происходит с водой на небе?  Кто-то может знает об этом? (ответы детей)

Включить слайд 4 ( испарение воды)

- Да ребята, Солнце согревает воду в океане, в море, в реке, в любой луже.

- Вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается кверху

Включить слайд 5 (пар)

Да, это лёгкий пар вместе с тёплым воздухом поднимается от земли всё выше и вышё – на много километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно.

Включить слайд 6 (облако)

Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки еще очень маленькие и легкие. Холодный воздух тащит их вниз, а теплый воздух опять поднимает их вверх. они  танцуют, сливаются вместе, становятся  крупнее.

        Их     очень-очень   много, и все вместе они образуют облако.

Включить слайд 7 (туча)

Нижний край тучи становится темным от крупных капелек, которые не могут удержаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождем.

Включить  слайд 8 (круговорот )

 Это ребята круговорот воды в природе.

Сейчас проведем опыт где можем наглядно увидеть как появляется дождь

  Опыт

Плотно сжать сухой комок ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподнять вату за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.

- Налейте в блюдце воды, возьмите вату, плотно сожмите её Ребята представьте, что у нас в руках меленькое облако, опустите вату в блюдце.

- Ребята что происходит с ватой?

- Она насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облачко превращается в тучу,

- Наше туча понимается вверх,  капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь

- Туча, туча, что несешь? Отвечает туча….(дети отвечают хором- дождь)

-Вот так появляется дождь.

- нравится ли вам дождь?

- Как думаете, какие дожди бывают? (ответы детей- очень сильный; мелкий; долгий)

Дождь бывает очень сильным он называется ливень.  

Включить слайд 9 (Ливень )

Ливень-  это проливной дождь

Включить слайд 10 (Косой дождь)

Бывает Косой дождь или косохлёст

Включить слайд 11 (Дождь мелкий)

Так же бывает Ситничек – мелкий и очень долго идущий дождь 

- А теперь ребята отдохнем и превратимся в дерево

Включить слайд 12(Физкультминутка)

- Ветер дует нам в лицо

- Закачалось деревцо

- Ветер тише, тише

-Деревцо всё выше, выше

- А теперь отдохнули,  отгадайте еще одну загадку

Включить слайд 13 (загадка ветер)

- Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает. Одним проходу не дает, Других он подгоняет. ребята как вы думаете что это

- Молодцы правильно это ветер.

Нажать еще раз

- Ребята, а вы задумывались, кто гонит облака в небе?

- Что такое ветер? (предложения детей)

Включить слайд 14  ( как возникает ветер)

Ветер- это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнечными лучами. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

- Ребята, а мы можем сами получить ветер? ( ответ детей)

Опыт 2

- Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете? (Ветер)

- Откуда он взялся? (Мы заставили рукой двигаться воздух)
- А как еще можно показать ветер?( подуть друг на друга)

Карточки в парах

- А теперь опираясь на ваши наблюдения, выполним задание на карточках, у вас на партах лежат карточки в которых нужно подчеркнуть слова, которыми можно описать ветер. Работать будем в парах.

Слова: большой, широкий, сильный, холодный, зеленый, сырой, порывистый, слабый, сладкий

А сейчас проверим как вы справились (Аня читает слова которые подчеркнули с Дианой. Если ответ правильный, то мы хлопают в ладоши. Если нет, то топаем ногами). Хорошо ребята справились с заданием.

- Сейчас посмотрим какие бывают ветра

Включить слайд 15 (теплый ветер)  

Ветры на Земле бывают разные. Бывают легкие и теплые, приносящие освежающую прохладу.

Включить слайд 16 ( ураган)

 А бывают сильные и грозные — ураганы, тайфуны и смерчи.    Они приносят много разрушений

- Ребята а вы знаете, что ветер может быть другом человека.

- Как вы думаете как человек может извлечь пользу от ветра (дети отвечают)

Включить слайд 17 (парус)

-Ветер помогает мореплавателям, он раздувает паруса

Включить слайд 18 (мельница)

-ветер приводит в движение ветряные мельницы

Включить слайд 19 (энергия)

- Силу ветра используют, чтобы получить электроэнергию

Включить слайд 20 ( дождь)

- Ветер приноси дождь

Включить слайд 21 ( семена)

- ветер опыляет растения, разносит семена

Рефлексия:

Включить слайд 22 (дети)

- теперь откроем рабочую тетрадь. Нарисуем дождь( показать все работы)  

Итоги урока

- Вернемся к учебной задачи урока

- Как вы думаете выяснили мы причину возникновения дождя, ветра?

- Что интересного вы сегодня услышали?

- Какое открытие вы для себя сделали?

- А теперь отдохнем и посмотрим фильм

                                Включить слайд 23 ( Фильм)

- У каждого на парте своя капелька.

- возьмите свою капельку если вам было скучно на уроке, то поселите её на черную тучку.

- а если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку.

- Спасибо за урок!

                                        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ждали, звали, а показался- все прочь побежали

Слайд 4

Солнце согревает воду в океане, в море, в реке, в любой луже. Вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается верху .

Слайд 5

Легкий пар вместе с теплым воздухом поднимается от земли всё выше и вышё – на много километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно.

Слайд 6

Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки еще очень маленькие и легкие. Холодный воздух тащит их вниз, а теплый воздух опять поднимает их вверх. они танцуют, сливаются вместе, становятся крупнее. Их очень-очень много, и все вместе они образуют облако.

Слайд 7

Нижний край тучи становится темным от крупных капелек, которые не могут удержаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождем.

Слайд 8

Круговорот воды в природе

Слайд 9

Ливень - проливной дождь.

Слайд 10

Косой дождь (косохлёст).

Слайд 11

Ситничек – мелкий дождь, как из сита.

Слайд 13

Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает. Одним проходу не дает, Других он подгоняет.

Слайд 14

Как возникает ветер? Холодный воздух нагревает Тёплый воздух лёгкий Ветер- это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнечными лучами. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

Слайд 15

Ветры на Земле бывают разные. Бывают легкие и теплые, приносящие освежающую прохладу.

Слайд 16

А бывают сильные и грозные — ураганы, тайфуны и смерчи. Они приносят много разрушений.

Слайд 17

Ветер помогает мореплавателям, он раздувает паруса

Слайд 18

Ветер приводит в движение ветряные мельницы

Слайд 19

Силу ветра используют, чтобы получить электроэнергию

Слайд 20

Ветер приносит дождь

Слайд 21

Ветер опыляет растения, разносит семена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

почему идет дождь и дует ветер

материал, данный в презентации поможет лучше запомнить данную тему....

конспект урока: Почему идет дождь и дует ветер?

Конспект урока по окружающему миру: Почему идет дождь и дует ветер? 1класс по учебнику Плешакова А.А....

Урок- сказка "Почему идет дождь и дует ветер?"

Ознакомление с окружающим миром.УМК:  «Школа России»Цели и задачи: расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; объяснить причины их возникновения; раскрыть значение этих явлений для...

1 класс. "Почему идет дождь и дует ветер"

Урок - игра окружающего мира...

Открытый урок по теме "Почему идет дождь и дует ветер?"

Конспект урока по окружающему миру "Почему идет дождь и дует ветер?"...

Открытый урок "Почему идет дождь и дует ветер"

Урок окружающего мира "Почему идет дождь и дует ветер" по УМК "Школа России", 1 класс....