Народы России
проект
Проект в подготовительной группе "Народы России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt_narody_rossii.docx | 141.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №3 детский сад «Сказка»
Познавательно-творческий проект для детей подготовительной к школе группы
«Народы России»
Воспитатель высшей категории:
Соколова Светлана Алексеевна
г.Шахунья 2022г.
Содержание проекта
1. Информационная карта
2. Актуальность выбранной темы
3. Сбор и анализ информации по выбранной теме
4. Реализация плана действий проекта
5. Ожидаемые результаты проекта
6. Фотографии, освещающие процесс реализации проекта
Приложение
Список литературы
- Информационная карта.
Наименование проекта | «Народы России» |
Автор проекта | Воспитатель высшей Соколова Светлана Алексеевна |
Обоснование актуальности и социальной значимости проекта | Ребенок в любой деятельности познает, развивается, общается. А в познавательно-творческой деятельности в первую очередь, развивает наблюдательность. Основываясь на интересах детей, мы должны создать увлекательный мир познания, который бы помогал проявлению самостоятельного исследовательского интереса, желания заняться продуктивной и творческой деятельностью, чтобы больше узнать об объекте исследования. Выбор данной темы вызван интересом детей разнообразию наций. Если детям создать благоприятные условия для самостоятельного изучения материалов по теме "Народы России", то у них разовьётся интерес к изучению многообразия наций нашей страны, значительно расширится кругозор. |
Цели и задачи проекта | Цель проекта: - формирование у детей понятия «МЫ - РОССИЯНЕ» - единый многонациональный народ нашей общей родины – России; Задачи проекта: - знакомить с разными народами, проживающими на территории РФ, их геральдикой, национальным костюмом, достопримечательностями, традициями, обычаями, играми, кухней, праздниками, сказками народов России - углублять и уточнять представления о Родине — России; - формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране. - воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей. |
Краткая аннотация содержания проекта | Данный проект проводился с детьми подготовительной к школе группы МБДОУ д/c №3 «Сказка» « Почемучки». В проектной деятельности участвовали воспитатели, дети подготовительной группы, родители. Для реализации проектной деятельности использовались различные формы работы: тематические беседы, НОД, наблюдения, праздники, развлечения, игры драматизации направленные на реализацию тематики проекта. Реализация проекта проводилась в 3 этапа. |
Сроки выполнения проекта | 10.01.2022-25.05.2022 |
Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта | Фотоаппарат, цветной принтер, ноутбук, наглядные материалы, дидактические пособия. Примерная стоимость – 400 руб. |
- Актуальность и важность данной проблемы.
Наша родина Россия - самое большое государство мира. Её население составляет 143 030 106 человек. В России проживают представители более 160 национальностей, которые говорят более чем на 100 языках. Много людей живет в нашей стране, много народов, но все они живут единой семьей, помогают друг другу. Большое путешествие по карте России, что позволяет привлечь внимание детей к разнообразию окружающего мира и целостность народной культуры (основные занятия народа, костюм, культура праздника, игры, сказки).
В последнее время мы все чаще сталкиваемся с проблемой толерантного отношения к людям разных национальностей.
Дети, разглядывая глобус, карту нашей страны, часто задавали вопросы: " Наша страна большая и много ли людей живут на ней?", " Почему люди разные и не все похожи?", " Сколько в ней городов?", " Есть ли леса, реки, моря?"и т. д.
Чтобы ответить на их вопросы, я решила начать знакомить детей с разными народами России.
Патриотические чувства в этом возрасте у детей ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности.
В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма.
Условия успешной реализации проекта
- создание условий для детской деятельности в рамках проекта;
- готовность педагога к реализации проекта;
- личностно -ориентированное взаимодействие педагога и детей;
- тесное взаимодействие педагога с родителями в рамках реализации проекта.
Содержание проекта «Народы России»
Целевая аудитория – дети дошкольного возраста 6 - 7 лет, педагоги, родители воспитанников.
Цель проекта: Формирование у детей понятия «МЫ - РОССИЯНЕ» - единый многонациональный народ нашей общей родины – России;
Задачи проекта:
- знакомить с разными народами, проживающими на территории РФ, их геральдикой, национальным костюмом, достопримечательностями, традициями, обычаями, играми, кухней, праздниками, сказками народов России
- углублять и уточнять представления о Родине — России;
- формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
- воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.
Срок реализации проекта: 10 января 2022 – 25 мая 2022.
Вид проекта: познавательный, информационный, творческий, групповой, среднесрочный.
Формы реализации проекта:
-беседы;
-рассматривание иллюстраций, альбомов;
-чтение художественной литературы;
-дидактические игры;
-компьютерные презентации;
-творческая мастерская.
Продукты реализации проекта:
• Создание альбома «Народы России»
• Выставки рисунков по теме
• Итоговое мероприятие «Игры народов России».
3. Сбор и анализ информации по избранной теме
- Наблюдение за детьми.
- Беседы с воспитанниками.
- Постановка цели проекта.
- Определение необходимых ресурсов.
- Составление плана работы.
- Подбор методических материалов и информационных ресурсов.
- Наполнение предметно-развивающей среды в группе.
- Составление информационных буклетов и консультаций для родителей.
- Реализация плана действий проекта
1 Этап – подготовительный | ||
Задачи | Мероприятия | Сроки |
Повышение собственной профессиональной компетентности. | -Подбор и изучение методической литературы. -Подбор диагностического материала. | 3-4 неделя января |
Педагогическое просвещение родителей. | - Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, - Подборка фото, литературы. - Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ. | |
Создание условий для организации работы. | - Подбор и приобретение дидактического материала. - Приобретение и изготовление настольно-печатных и дидактических игр. | |
2 этап – основной | ||
Мероприятия проведенные с детьми | Беседы с детьми: «Моя родина Россия», «Россия многонациональная страна», "Мой любимый город", «Символика России»; «Государственные праздники России»; «Русская изба»; «Национальные костюмы»; «Национальные жилища».
Чтение художественной литературы: Русская сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; Дагестанская сказка "Сестра семи братьев», "Лиса и куропатка» Армянская сказка "Мышонок Пик- Пик"; Украинская сказка "Рукавичка" Адыгейская сказка "Аслануко - сын львицы" Знакомство с играми разных народов : "Гуси - лебеди", «Салки»; «Горелки»; «Краски»; «Прокати яйцо», «Донеси яйцо»; «Догонялки»; «Гори ясно»; «Ворон»; русские игры "Подкинь шапку" адыгейская игра "Всадник- Шыу" адыгейская игра "Лови мяч" дагестанская игра "Дай руку" армянская игра Выставка детских рисунков: «Рисунок по мотивам народных сказок» «Национальный костюм» Дидактические игры и упражнения: "Символика России" "Собери национальный костюм" «Угадай сказку» «Найди жилище» Сюжетно – ролевые игры: «Русская семья»; «Дочки – матери» Другие формы работы с детьми: -слушание музыки народов России; -просмотр презентаций по теме; -просмотр мультипликационных фильмов по сказкам разных народов: -кукольный театр по сказкам | В течение всего проекта |
Работа с родителями | -проведение консультации на тему «Зачем детям знать Народах России», -организация выставки детских рисунков по теме. | В течении всего проекта |
3 этап – заключительный | ||
- Итоговое совместное мероприятие «Игры народов России», - Создание альбома «Народы России». | Последняя неделя проекта |
- Ожидаемые результаты по проекту
-Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
-Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
-Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.
-Пополнение знаний о народах России.
-Представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов.
-Знакомство с национальными играми, сказками, костюмами, с народными игрушками анализировать, задавать вопросы, делать выводы
Вывод:
В процессе реализации проекта, результат получился достаточно интересным. Ребята расширили кругозор и повысили уровень знаний о народах России.
Таким образом, у ребят повысилась познавательная активность.
Такая работа позволила нам систематизировать представления детей, вызвать интерес к своей стране.
Таким образом, в ходе реализации проекта ярко проявляется такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получают немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным образовательным стандартам в процессе подготовки к обучению.
В процессе проектной деятельности развивались все ключевые компетентности:
• Социальная – дети взаимодействовали друг с другом.
• Коммуникативная – задавали познавательные вопросы, аргументировали, придумывали загадки, сказки.
• Информационная – получали информацию из разных источников и делились ею.
• Деятельная – подбирали материалы, инструменты для создания продукта.
• Здоровьесберегающая – играли в подвижные игры по данной теме. Поэтому и считаю проект «Народы России» успешным.
Приложение 1.
Чтение художественной литературы:
Список «Литература народов России детям»
№ п / п | Автор | Название произведения | Возраст |
1. | Акимушкин Игорь Иванович | Жил-был медведь | 0+ |
2. | Бажов Павел Петрович | Серебряное копытце | 0+ |
3. | Барто Агния Львовна | Стихи | 0+ |
4. | Бианки Виталий Валентинович | Лесные домишки | 6+ |
5. | Бианки Виталий Валентинович | Плавунчик | 0+ |
6. | Бианки Виталий Валентинович | Чей нос лучше? | 0+ |
7. | Гераскина Лия Борисовна | В стране невыученных уроков | 6+ |
8. | Драгунский Виктор Юзефович | Заколдованная буква | 6+ |
9. | Дуров Владимир Леонидович | Мои звери | 6+ |
10. | Дуров Владимир Леонидович | Рассказы | 6+ |
11. | Заходер Борис Владимирович | Стихи | 6+ |
12. | Зощенко Михаил Михайлович | Приключения обезьянки | 0+ |
13. | Карнаухова Галина Валериановна | Русские богатыри | 6+ |
14. | Катаев Валентин Петрович | Цветик-семицветик | 0+ |
15. | Лермонтов Михаил Юрьевич | Бородино | 6+ |
16. | Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович | Серая шейка | 0+ |
17. | Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович | Сказка про храброго Зайца | 0+ |
18. | Маршак Самуил Яковлевич | Сказка о глупом мышонке | 0+ |
19. | Михайлов Михаил Илларионович | Два Мороза | 0+ |
20. | Михайлов Михаил Илларионович | Лесные хоромы | 6+ |
22. | Михалков Сергей Владимирович | Быль для детей | 6+ |
23. | Некрасов Николай Алексеевич | Генерал Топтыгин | 0+ |
24. | Некрасов Николай Алексеевич | Дед Мазай и зайцы | 0+ |
25. | Носов Николай Николаевич | Живая шляпа | 0+ |
26. | Носов Николай Николаевич | Заплатка | 0+ |
27. | Носов Николай Николаевич | Затейники | 0+ |
28. | Носов Николай Николаевич | Огурцы | 6+ |
29. | Носов Николай Николаевич | Рассказы | 0+ |
30. | Осеева Валентина Александровна | Волшебное слово | 6+ |
31. | Осеева Валентина Александровна | Рассказы | 6+ |
32. | Остер Григорий Бенцианович | Котёнок по имени Гав | 0+ |
33. | Пантелеев Леонид (Еремеев Алексей Иванович) | Буква «ты» | 6+ |
34. | Пантелеев Леонид (Еремеев Алексей Иванович) | Маринка | 6+ |
35. | Пантелеев Леонид (Еремеев Алексей Иванович) | Трус | 6+ |
36. | Пантелеев Леонид (Еремеев Алексей Иванович) | Честное слово | 6+ |
37. | Паустовский Константин Георгиевич | Бакенщик | 6+ |
38. | Паустовский Константин Георгиевич | Заячьи лапы | 6+ |
39. | Паустовский Константин Георгиевич | Похождения жука-носорога | 6+ |
40. | Паустовский Константин Георгиевич | Резиновая лодка | 6+ |
41. | Пермяк Евгений Андреевич | Бумажный змей | 6+ |
42. | Погодин Радий Петрович | Кони | 6+ |
43. | Погодин Радий Петрович | Послевоенный суп | 6+ |
44. | Пришвин Михаил Михайлович | Ёж | 0+ |
45. | Пришвин Михаил Михайлович | Золотой луг | 6+ |
46. | Пришвин Михаил Михайлович | Кот | 0+ |
47. | Пришвин Михаил Михайлович | Разговор деревьев | 6+ |
48. | Пришвин Михаил Михайлович | Рассказы | 0+ |
49. | Пушкин Александр Сергеевич | Сказка о попе и работнике его Балде | 6+ |
50. | Русская народная сказка | Морозко | 0+ |
51. | Русская народная сказка | Приключения Петрушки и Алёнки | 0+ |
52. | Русская народная сказка | Пых | 0+ |
53. | Русская народная сказка | Сестрица Алёнушка и братец Иванушка | 0+ |
54. | Русская народная сказка | Сивка-Бурка | 0+ |
55. | Сказка кабардинская | Трудовые деньги | 6+ |
56. | Сказка мордовская | Четыре лентяя | 6+ |
57. | Сказка осетинская | Что дороже? | 6+ |
58. | Сказка татарская | Три совета отца | 6+ |
59. | Сказка эскимосская | Непослушный медвежонок | 6+ |
60. | Скребицкий Георгий Алексеевич | Рассказы о родной природе | 6+ |
61. | Сладков Николай Иванович | Воробьишкина весна | 0+ |
62. | Снегирев Геннадий Яковлевич | Рассказы о природе | 6+ |
63. | Соколов-Микитов Иван Сергеевич | Весна в лесу | 0+ |
64. | Сутеев Владимир Григорьевич | Кто сказал «мяу»? | 0+ |
65. | Сутеев Владимир Григорьевич | Мешок яблок | 6+ |
66. | Толстой Лев Николаевич | Акула | 6+ |
67. | Толстой Лев Николаевич | Два товарища | 6+ |
68. | Толстой Лев Николаевич | Лгун | 6+ |
69. | Толстой Лев Николаевич | Отец и сыновья | 6+ |
70. | Толстой Лев Николаевич | Пожарные собаки | 6+ |
71. | Толстой Лев Николаевич | Птичка | 6+ |
72. | Успенский Эдуард Николаевич | Поучительные истории про мальчика Яшу | 0+ |
73. | Ушинский Константин Дмитриевич | Как рубашка в поле выросла | 0+ |
74. | Ушинский Константин Дмитриевич | Солнце и ветер! | 6+ |
75. | Чаплина Вера Васильевна | Забавные животные | 6+ |
76. | Чаплина Вера Васильевна | Рассказы | 6+ |
77. | Чехов Антон Павлович | Белолобый | 6+ |
78. | Чехов Антон Павлович | Ванька | 6+ |
79. | Чехов Антон Павлович | Сапоги | 6+ |
Приложение 2
Картотека подвижных игр народов России:
Приложение 3
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе
Тема: Какие народы живут в России.
Цель: Расширение знаний детей о Родине.
Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай.
Оборудование: Карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; магнитофон; аудиозапись песни о Родине; книги со сказками народов России; платки.
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
Звучит в аудиозаписи песня о Родине.
- Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)
- Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.
Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдём
Свою страну, наш общий дом.
- Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)
Рассматривание карты России.
Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:
- Наша страна называется … (Россия).
- Наша страна очень … (большая, огромная).
- В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).
- Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).
- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.
- Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи и др.)
- Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)
- Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
- Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)
- А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое кумыс? (Напиток, приготовленный из кобыльева молока.) Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов и орочей самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник? (Посвящён медведю.)
- У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.
- Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)
- Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)
- Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)
- Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.
- А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.
- Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)
- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
Физпауза. Башкирская народная игра «Юрта».
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, весёлые ребята,
Соберёмся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
- У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.
Ребёнок читает стихотворение.
В день солнечный июльский –
Цветы, цветы вокруг!
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой –
Деревья до небес!
Могуч язык наш русский,
Как этот русский лес.
И в радости, и в грусти –
Он всякий час со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
Рассматривание книг со сказками разных народов России.
- Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)
- Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.
- Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)
- Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.
Рассматривание изделий народных промыслов.
- Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.
- Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.)
- Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины и ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.
- У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)
- Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей – халва, пахлава. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак.
- Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.
Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».
Берегите Россию,
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе!
Дети исполняют песню о Родине.
Девочка в русском национальном костюме заносит блины и всех угощает.
Приложение 4
Памятки и консультации для родителей
Приложение 5
Сценарий спортивного праздника
«Игры народов России» (подготовительная группа)
Цель праздника:
Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих на Земле, в России, в округе.
Образовательные задачи:
Обобщение и расширение знаний детей о красоте и разнообразии игр различных народов.
Объединение опыта и знаний детей для создания у них целостной картины многонациональности России. Формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять уважение к культуре и обычаям других народностей.
Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей чувство патриотизма и сопричастности ко всему, что происходит на Земле, России.
Учить осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей, стимулировать положительное отношение к сверстникам.
Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от национальной принадлежности.
Развивающие задачи:
Развивать двигательные качества скоростно-силовые, координацию, ловкость.
Повторять различные виды передвижений, ползаний, прыжков.
Воспитатель: Скажите мне, а что больше всего любят делать все дети на свете? Конечно же, играть! Игра, пожалуй, любимое занятие многих, причем как детей, так и взрослых. Но игры бывают разные – развлекательные, обучающие, спортивные и, конечно же, народные. И сегодня у нас праздник игр, но игр не простых, мы сегодня будем играть в игры народов России.
Нашу страну – Россию населяют разные народы. Наше государство многонациональное. А какие вы знаете национальности? (Ответы детей). Так вот с помощью игр мы можем познакомиться с особенностями жизни всех тех народов, которые проживают в нашей стране. Игры отражают особенности жизни людей, их быт, труд, традиции и обычаи.
А чтобы нам лучше узнать, в какие же игры играют разные народы России, я предлагаю вам отправиться к ним в гости. Вы согласны? Ну что же, тогда в путь!
Но для начала нужно взглянуть на карту.
Мы живем на огромной планете, а называется она …. Земля (слайд1).
На планете Земля есть огромная страна, а называется она …. Россия (слайд2).
Россию населяют разные народы, давайте посмотрим (слайд3- 10).
Башкиры, Буряты, Ингуши, Ханты и Манси, Осетины, Татары, Чуваши, Якуты.
Первая остановка нас ждет в республики Башкортостан(11 слайд). Посмотрите, на карте обозначено, что в этой республике много гор, которые нам нужно будет преодолеть, прежде чем туда попасть. Готовы? Вперед!
Звучит музыка, дети выполняют ходьбу с препятствиями (ходьба по горке, по скамейке, прыжки через вулканы)
И вот посмотрите это республика Башкирия (11 слайд)
Башкирка: Хаумыхыгыз! Здравствуйте, друзья! (12 слайд)У нас башкир очень необычные дома (13 Слайд, не такие как ваши, они очень удобные, потому что их всегда можно брать с собой, когда хочется переехать жить в другое место. И называются они – юрта. У башкир даже есть такая любимая народная игра:
«Юрта».(Тирме)
Воспитатель: Дальше наш путь лежит в республику Удмуртия (слайд 14). Посмотрите на слайд в этой республике очень много рек.
Звучит музыка, дети выполняют ходьбу с препятствиями (по бревну, по мостику,по камейке)
Вот мы и добрались до места — это республика Удмуртия (слайд 15)
Удмуртка: Дьчечбурещь! Здравствуйте! (слайд 16) Как вы могли заметить, пока сюда добирались, наш край богат реками. Я хочу поиграть с вами в народную удмуртскую игру:
«Удмуртский ручеек» эта игра очень похожа на русские горелки.
Воспитатель: Дальше мы отправляемся в республику Адыгея (слайд 16). Посмотрите территория республики это горы и горные реки.
Звучит музыка, дети выполняют ходьбу с препятствиями (проползти по скамейке на животе, на четвереньках, проити по мостику)
Вот мы и на месте, в республике Адыгея.
Адыгейка:Уимафешу (слайд 17) Добрый день дорогие ребята! Наш народ проживает в основном в аулах, (слайд18)поэтому основное средство передвижение это лошадь. Наши дети любят играть в игру которая называется :
«Адыг» (конь)
Дальше наш путь лежит в республику Татарстан(слайд 19) . Туда нам придется пробираться через лес.
Звучит музыка, дети выполняют ходьбу с препятствиями (проползти змейкой между стойками, прыжки из обруча в обруч)
И вот посмотрите это республика Татарстан. (слайд 20)
Татарка : Исамесе! (слайд 21)Здравствуйте ребята! Наш народ очень веселый и жизнерадостный, мы очень любим танцевать, играть и петь. Наша любимая игра называется
Татарская народная игра «Тюбетейка».
Ну, мои юные путешественники, пора нам возвращаться в родной край, на Урал, в город Екатеринбург!
На Руси ни один праздник, ни одно развлечение не обходилось без хоровода и мы сейчас возьмемся за руки и отправимся в путь хороводом. Ведь хоровод это символ дружбы между людьми, символ добра и мира.
Звучит музыка и дети выполняя движения двигаются по кругу.
Башкирская народная игра. «Юрта».(Тирме)
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул или лежит обруч, на котором повешен платок с национальным узором или лежит обруч меньшего размера. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.
Правила игры.
С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Удмурская народная игра «Удмуртский ручеек»
Играющие разбиваются на пары и строятся колонной, как в русских «горелках». Однако водящий становится лицом к первой паре, впереди от нее, примерно в 10 шагах. Он держит в поднятой руке платок или шарф.
Последняя пара разъединяет руки, и каждый игрок бежит вдоль своей стороны колонны вперед, к водящему. Тот игрок, который успеет схватить платок первым, становится водящим, а другой игрок становится в пару с прежним водящим во главе колонны. Вся колонна постепенно продвигается вперед, а водящий отступает на несколько шагов назад, чтобы расстояние между ним и первой парой не уменьшалось.
Правила:
Сигналом к началу бега для каждой пары является поднятие ведущим платка вверх, над головой.
Водящий не должен протягивать платок навстречу одному из игроков, а должен держать его в высоко поднятой руке.
Если подбежавшие игроки одновременно схватились за платок, то водящий остается, а эта пара становится впереди колонны.
Игрокам нельзя силой вырывать платок друг у друга.
Адыгейская народная игра «Адыг» (конь)
Дети стоят в четыре шеренги в руках у них гимнастические палки, находящиеся между ног, напротив на расстоянии лежат 4 флажка разных цветов, по сигналу игроки подскоками передвигаются к флажкам и поднимают их вверх, тот кто поднимет первый -победитель.
Татарская народная игра «Тюбетейка».
Дети стоят в кругу. Пока звучит татарская плясовая музыка, они одевают рядом стоящему игроку на голову тюбетейку. На ком остановится, тот танцует
Список литературы
1.От рождения до школы, Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы. –М.:Мозаика-
Синтез, 2012.
2.Проектная деятельность дошкольников. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.
Методическое пособие. –М.: Мозаика-Синтез, 2008.
3.Проекты в ДОУ: Практика обучения детей 3-7 лет, Румянцева Е.А.
Волгоград: Учитель, 2014.
4. Антонов Ю.Э., Левина Л.В.. Розова О.В., Щербакова И.А . Как научить детей любить Родину?- М.,АРКТИ, 2003 – 168 с.
5. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.
6. Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 32с., + цв. Ил.
7. Вульфов Б. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б.Вульфов // Внешкольник. – 2002. – № 6
8. Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость //Школьный психолог. - 2002. -№15. -С. 6
9. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 184с.(Развитие и воспитание дошкольника).
10. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С.А. Козлова Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л.И. Катаева. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС» 2000г. – 224с.: ил.
11. Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100. Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г.Москва.
12. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера , 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)
13.Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с.: ил.
14. Натарова В.И., Карпухина другие. Моя страна.- ТЦ Учитель ,2005 г.-205с.
15. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2003. -№11. -С. 51.
16. Е.А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт.-сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.
17. Парамонова Л. Дошкольник в мире диалога: воспитание толерантности / Л.Парамонова, Т.Алиева,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1000-летие единения мордовского народа с народами России
1000-летие единения мордовского народа с народами России ( Для оформления классного уголка)...
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
Рабочая программа «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» для 4 класса на татарском языке...
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
Рабочая программа для 4 класса по «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» на татарском...
Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Культура России и родного края по теме:"Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России."
В разработке помещён материал о национальных костюмах и традициях культуры быта народов среднего Поволжья....
: «Эффективные пути формирования семейных ценностей, интереса к культуре народов России и воспитания уважения многонационального поликультурного состава российского общества на примере учебника «Окружающий мир» УМК «Школа России».
В данной статье представленны наиболее эффективные пути формирования семейных ценностей, интереса к культуре народов....
Проект "Народы России" Народы Чукотки
Рассказ о народах Чукотки в форме сказки "Умка"...