разнообразие растений
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока по теме "Разнообразие растений" 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr._mir_3_klass.docx | 33.17 КБ |
Предварительный просмотр:
п растений, классифицировать их; развивать воображение, мышление, связную речь,
умение работать с книгой. познавательные процессы (восприятие, осмысление,
запоминание.); формировать самостоятельную познавательную деятельность;
воспитывать бережное отношение к природе.
3 класс
Тема: Разнообразие растений.
Цель урока: выявить имеющиеся у детей представления о разнообразии растительного мира.
Задачи: систематизировать имеющиеся у детей представления о разнообразии растительного мира; учить сравнивать и выявлять существенные признаки отдельных групп растений, классифицировать их; развивать воображение, мышление, связную речь, умение работать с книгой. познавательные процессы (восприятие, осмысление, запоминание.); формировать самостоятельную познавательную деятельность; воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока:
Организационно- психологический момент начала урока.
Проверка домашней работы Тест по теме: «Почва. Состав почвы».
1.Верхний плодородный слой земли – это …
а) глина б) почва в) дренаж
2. Цвет почвы зависит от количества в ней …
а) перегноя б) удобрений в) влаги
3. Перегной – это …
а) перепревшие листья, погибшие растения и животные
б) растения и животные
в) корни растений
4. Основное свойство почвы – это …
а) солончак б) водопроницаемость в) плодородие
5.Состав почвы:
а)песок, микроорганизмы, перегной
б)воздух, песок, вода, глина, перегной
в)песок, глина, перегной
Горячий стул.
Кто сегодня всех счастливей?
Кто сегодня всех мудрей?
Поскорее появись!
На волшебный стул садись!
Актуализация знаний и постановка проблемы.
На доске (слайд )
-Что общего у предметов, изображённых на этих картинках?
(живые существа)
- Докажите. (Они дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и погибают.)
- Какая картинка лишняя? (лиса)
- Почему?
- Докажите. (лиса относится к царству
животных)
- К какой группе вы отнесете остальные картинки.
- Предположите, какие новые знания
мы будем добывать сегодня на уроке ?
- Какова же тема нашего урока? (Разнообразие растений.)
- Вспомните, что вы знаете о растениях.
- Докажите, что растение живой организм.
Назовите, из каких частей состоит растение?
- Внимательно посмотрите на эти картинки скажите, чем различаются растения друг от друга?
друга. Растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат, более 300 тысяч видов
растений населяют Землю. С глубокой древности человек собирая , а затем
возделывая растения познавал их полезные и вредные свойства. Так появилась наука о
растениях. Наука о растениях, получившая название от греческого слова БОТАНЕ –
трава. - Как называются ученые, которые занимаются изучением растений? (ученые-
биологи) - Учёные-биологи делят царство растений на несколько групп.
Работа по теме урока. Классификация растений.
-Отгадайте загадку:
Дышит, растет,
А ходить не может (растение)
Составим кластер. Что отнесёте к растениям?
Растения
деревья кустарники травы
- Будем рассматривать каждую группу
– Определите, о каком растении идёт речь:
- У него зелёные листья. Что это может быть?
- У него зелёные листья и корень.
О чём речь сейчас?
- У него зелёные листья, корень и большой ствол, покрытый корой. Что же
это такое? (Дерево).
Загадка
Клейкие почки
Зелёные листочки
С белой корой
Стоит под горой
(берёза)
Как называется эта группа растений? Первая группа – деревья
-Назовите известные вам деревья. Береза, осина, липа, клен, ель…..
Какое строение у дерева? Какие корни имеют деревья? Какой ствол?
Как называют ветки с листьями? ( кроной дерева) Как они называются? (лиственные)
Назовите дерево по плодам ( слайд яблоко, слива, жёлудь, груша) Как называют эту группу растений?(хвойные деревья)
Какие растения вы еще можете назвать, которые относятся к этим видам? (сосна, ель, пихта, кедр,)
Назови дерево по листу. Слайд
Вывод: Деревья лиственные и хвойные. Деревья - это обычно крупные растения с многолетними деревянистыми стволами. Ветки деревьев образуют крону.
«Лесенка». Мы построим лесенку и начнём с верхней ступеньки. Учитель крепит карточку «дерево» на доске.
Загадка Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет.
(Красная и чёрная смородина.) Как называется эта группа растений? Кустарники.
-Знаете ли вы кустарники? Назовите их. Орешник-лещина, сирень, малина,
можжевельник, шиповник, смородина, малина, сирень, облепиха слайд
– Назовите главные существенные признаки, которые помогут вам определить кустарник.
Кустарник имеет не один ствол, а много стволиков. Они разной толщины и высоты. Один стволик кустарника живёт в среднем 20-50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволики.
Чем отличается и что общего у кустарника и дерева?
Построй диаграмму Вена Деревья кустарники ( ствол, высота, несколько стволиков, общее корень, ветви, листья)
Вывод: кустарники отличаются от деревьев тем, что имеют не один ствол, а
несколько стволиков, отходящих от основания, но они намного тоньше, покрыты корой, прочные и твёрдые.
Физминутка
Загадка
Ах, не трогайте меня!
Обожгу и без огня. (Крапива.)
Как будет называться третья группа . Травы.
-Какие травы вы знаете? Колокольчики, крапива, лопух, подорожник, пырей, одуванчик, ромашка) ( слайд)
Чем отличаются травы от дерева и кустарника? Какой стебель у травянистых растений? Стебель мягкий и сочный. Какие стебли имеют травы? (Прямые, вьющиеся, ползущие по земле.
Вывод: Травы, или травянистые растения, имеют, как правило, зелёные сочные стебли,
они почти всегда ниже деревьев и кустарников
Интересные факты.
* Почему подорожник так назван? (растёт у дороги, распространяется, прилипая к обуви
человека)
Синквейн
Трава
Зелёная, сочная
Растёт, колышется, пахнет
Сочная, мягкая трава растёт на лугу.
Радость!
Где ещё растут растения? Какие растения живут в воде?
Назовите их (Морская капуста, ульва, красные водоросли). - Как называется группа этих растений?
Четвёртая группа Водоросли слайд (водоросли)
- Что вы можете рассказать о водорослях ?
Водоросли: водные растения. Их тело называется таллом. Нет корней, стебля, не имеют цветов и плодов. Размножаются спорами. Ко дну прикрепляются с помощью ризоидов.
Они бывают: зелёные, бурые, красные.
Все необходимое они поглощают всей поверхностью своего тела. Они могут быть совсем малыми, в виде шариков . Это хлорелла. Но и достаточно, большими, похожими на длинные нити или ленты, например « морская капуста» - ламинария. Некоторые водоросли выживают и в очень горячей воде /+80/, а есть и такие, которые вмерзают в лед, а при оттаивании начинают двигаться. Водоросль хлорелла даже побывала в космосе на космическом корабле. Она выделяет кислород больше, чем другие растения.
Наука, изучающая водоросли – фитология.
Разнообразие растений . Прочитаем, что нам предлагает учебник с 80-82
Групповая работа. Игра “Найди своё царство» По картинкам определить группу растений и прочитать текст.
Учащиеся 1 группы “Трава» 2 группе “Кустарник” 3 группе “Дерево”4 группе « Водоросли» получают следующее задание: прочитать информацию о растениях, выслушать ответы одноклассников, обсудить, сделать обобщение.
Картинку помести на ступеньки « Лестницы». Вывод: деревья, кустарники,
водоросли – это растения.
Дети делают вывод: все растения делятся на 4 группы – водоросли, травы, кустарники, деревья. Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое. Кустарник – средней высоты, имеет много тонких стволов и ветвей. Трава – низкая, имеет много мягких стеблей. Водоросли – живут в воде
6. Обобщение знаний.
«Игры "Деревья, кустарники, травы" Правила: исходное положение – стоя у парты.
Я называю вам разные жизненные формы растений, а вы, услышав название дерева, поднимаете руки вверх, встаёте на носочки, чтобы показать, какие деревья высокие. Если я называю кустарник – руки разводите в стороны (кусты широкие). Если я называю травы – присаживаетесь на корточки (травы низкие). Если же услышите названия водорослей, тогда вы не должны выполнять никаких действий, стоять свободно в исходном положении. (одуванчик, дуб, лопух, малина, морская капуста, сорняк пырей, берёза,
ульва, сирень, лебеда, красные водоросли, крапива, осина, хлорелла.)
Эссе. «Роль зелёного цвета растений для человека».
Итог.
- Что интересного вы узнали на уроке? О чём вам хотелось бы рассказать, когда вы придете домой после уроков?
9. Домашнее задание. С 80-82 пересказ. Дополнительный материал. Растения
рекордсмены
Рефлексия. Дерево успеха. Оцени свою работу на уроке. Поставь оценку на листике берёзы. Украсим берёзу этими листиками. Звучит песня « То берёзка, то рябина»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разнообразие растений.Дыхание и питание растений»
Тема: Разнообразие растений. Питание и дыхание растений.Цели урока: познакомить детей с новой классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; связь солнца, растений, людей.Вос...
Презентация "Разнообразие природы родного края", ученицы 3 Г класса Агальцовой Алины Константиновны. Проект:"Разнообразие растений на Земле".
Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....
"Разнообразие растений. Группы растений."
Урок -исследование по окружающему миру "Разнообразие растений" по развивающей системе Л.В.Занкова...
Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"
Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду." Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...
"Разнообразие растений на Земле (хвойные и цветковые растения)"
Окружающий мир...
Разнообразие растений. Культурные растения.
Самостоятельная работа по теме: "Разнообразие растений. Культурные растения" (в 2-х вариантах). УМК "Перспективная начальная школа". Материал можно использовать по любому УМК....
Открытый урок окружающего мира в 3 классе УМК «Школа России» Тема:« Разнообразие растений. Комнатные растения»
Цели урока:• Закрепить знание о классификации растений;• Познакомить учащихся с видами комнатных растений;• Дать представление о значении комнатных растений для человека и окружающей среды;• Научить п...