Окружающий мир 4 класс. Путешествуем с археологами
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Данилова Лидия Насимовна
Тема: Путешествуем с археологами
4 класс, УМК «Перспектива»
Тип урока: открытие новых знаний, урок - путешествие
Цель: сформировать представление об археологии как науке
Планируемые результаты:
Предметные:
умение находить место изучаемых событий на «ленте времени»;
делать краткие записи по теме урока
оценивать свою работу и работу товарищей.
Метапредметные:
  • Познавательные:
  • поиск необходимой информации;
  • изучение материала и получение нового знания;
  • выполнение логических действий (выделение признаков, построение причинно-следственных связей, подведение под понятие, систематизация, обобщение);
  • Регулятивные:
  • анализ условий заданий, подлежащих решению;
  • организация собственной деятельности (определение целей, подбор средств, форм и методов выполнения деятельности, самоконтроль, самооценка, самокоррекция, рефлексия).
  • Коммуникативные:
  • выражение собственного мнения и позиции;
  • умение приходить  к общему решению в совместной деятельности;
  • овладение монологической и диалогической формой речи;
Личностные:
  • развитие учебно-познавательного  интереса к новому учебному материалу и способу решения задач;
  • адекватная самооценка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchii_mir_4_klass.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Тема: Путешествуем с археологами

4 класс, УМК «Перспектива»

Тип урока: открытие новых знаний, урок - путешествие

Цель: сформировать представление об археологии как науке

Планируемые результаты:

Предметные:

умение находить место изучаемых событий на «ленте времени»;

делать краткие записи по теме урока

оценивать свою работу и работу товарищей.

Метапредметные:

  • Познавательные:
  • поиск необходимой информации;
  • изучение материала и получение нового знания;
  • выполнение логических действий (выделение признаков, построение причинно-следственных связей, подведение под понятие, систематизация, обобщение);
  • Регулятивные:
  • анализ условий заданий, подлежащих решению;
  • организация собственной деятельности (определение целей, подбор средств, форм и методов выполнения деятельности, самоконтроль, самооценка, самокоррекция, рефлексия).
  • Коммуникативные:
  • выражение собственного мнения и позиции;
  • умение приходить  к общему решению в совместной деятельности;
  • овладение монологической и диалогической формой речи;

Личностные:

  • развитие учебно-познавательного  интереса к новому учебному материалу и способу решения задач;
  • адекватная самооценка

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

- Какой урок сейчас у нас с вами? Что вы делаете на уроках окружающего мира? (изучаем новую тему, читаем, рассуждаем, открываем новые знания и т.д.)

- А о чём вы говорили на последних уроках? (Об истории)

- А откуда вы получаете информацию? Узнаете новое? Подумайте! (Читая  книги. Путешествуя в прошлое на машине времени. Посещая музеи, выставки. Из рассказов родных и близких.)

Индивидуальный опрос. (выполнение заданий из рабочей тетради)

- Возьмите карточки. Давайте узнаем, знаете ли вы основные понятия? Даю вам три минуты, запишите ответы на тестовые вопросы. Кто готов поднимает руку. Итак, вспоминаем то, что знаем.

Тестирование.

Вопрос:

Ответ:

Промежуток времени в сто лет

Век  

Наука, занимающаяся изучением человека  и его деятельности в прошлом

История

Счет лет  в России ведется от даты рождения …

Иисуса Христа

«Отец» истории, древнегреческий путешественник

Геродот

Монах Киево – Печорского монастыря, составивший «Повесть временных лет»

Нестор

Понятие

Определение

Летопись

История

Век

  • Наука, занимающаяся изучением человека и его деятельности в прошлом
  • Промежуток  времени  в сто лет
  • Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам

- Проверяем в паре. Обменяйтесь карточкамив паре. Давайте проверим, что у вас получилось. Кто готов озвучить свои ответы. Проверяем.

- Если всё верно, ставим улыбающийся смайлик, если 1-2 ошибки– смайлик с прямым ротиком, если 3 и более ошибок – грустный смайлик.

- Поднимите руки, у кого нет ошибок. Молодцы!

- Мы с вами начали заполнять реку времени. Путешествуя по этой реке времени, мы с вами можем узнать много интересного об истории. А вот кто нам поможет сегодня путешествовать по реке времени, вы узнаете чуть позже.

II. Определение темы урока. Самоопределение к деятельности.

 

- Существует игра, которая называется «Секретики». Кто знает, что это за игра? Вы когда-нибудь играли в «секретики»? Кто из вас делал секретики?

- Иногда секретик находят другие ребята. Оказывается, что и среди взрослых есть люди, которые всю жизнь ищут старинные секретики – клады.

-А как называются такие люди по профессии мы узнаем отгадав загадку- доскажи словечко?      

Под землей хранятся тайны,

Всех эпох и всех веков.

Но, конечно, кто-то смелый,

Их раскрыть всегда готов.

Чей этот меч, а чей этот клык?

 Кто ответить сможет вмиг?

Ни биолог, ни зоолог,

А, конечно, … (АРХЕОЛОГ)

- Итак, о чём сегодня на уроке пойдет речь? С кем мы будем сегодня путешествовать? (Об археологах. Будем путешествовать с археологами).

Итак, тема «Путешествуем с археологами».

Тему урока мы определили, давайте мы решим что же мы должны узнать по теме? (наверно, что это за наука – археология) – А при помощи чего мы можем открыть новое знание?

Вы сказали в начале урока, что один из источников знаний – это наш учебник. Давайте узнаем, что рассказывает он нам по этой теме.  

- А одна группа при помощи сети Интернет найдет информацию о том, что изучает археология и какие ещё науки  помогают нам изучать историю и представят свой ответ.

III. Работа по теме урока

Работа с текстом

- Читаем 1 и 2 абзацы.

- Что находят в земле при раскопках?

- Какое это наследие?    (вещественное)

- Какие исторические вещественные источники находят археологи?

- В чём преимущество этих источников?

- Как дополняются добытые археологами сведения?

- В каком музее мы сейчас заочно побываем?

- Кто бывал в этом музее?

- Читаем 3 абзац

- Кто такие скифы?           (Древнейший народ населявший Азию)

- Кто о них написал?         (В словаре С.И. Ожегова: курган – древний могильный холм)

- Рассмотрите иллюстрации археологических находок  на стр. 9.

- Сравните внешний облик скифов и современных людей.

- Что вы можете сказать о произведениях искусства скифов?

- Подумайте, о чём говорят фигурки оленей в музейной коллекции?

- Читаем последний абзац

- Где кочевали скифы?    (По Великому степному коридору из Азии в Европу)

- В какое время?  (С 7 по 3 век до н.э.)

Отметьте на реке времени этот период и можете записать в таблицу в столбик «Узнал», что вы узнали нового о скифах (Например скифы – древний народ, или кочевой народ).

Заслушивание проекта по индивидуальному заданию.

IV. Физминутка. 

Мы идём, идём, идём.

В руки лопату мы возьмём.

Раз копнём, два копнём, три копнём.

В руки кисточку возьмём.

Раз махнём, два махнём, три махнём.

Что-нибудь да и найдём.

Дальше мы идём, идём

В руках лопату мы несём

Раз копнём, два копнём

В руки кисточку возьмём

Раз махнём, два махнём

Находку ценную найдём.

V. Получение новых знаний. Закрепление изученного.

- Ну что ж продолжим получать новые знания. Давайте прочитаем на стр.10 об одном из археологов

(Чтение информации об Окладникове Алексее Павловиче).

- А теперь я вас попрошу составить в группе вопросы об этом археологе.

Групповое составление. Проверка вариантов, предложенных командами.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Понятие

Определение

Летопись

История

Век

  • Наука, занимающаяся изучением человека и его деятельности в прошлом
  • Промежуток  времени  в сто лет
  • Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам

- Итак, открыли ли вы сегодня для себя новое знание?

Что вы сегодня узнали на уроке? Какой вывод вы можете сделать по уроку?

А что ещё хотелось бы узнать по этой теме?

- Например я бы хотела увидеть золото скифов в Эрмитаже. Или побывать на археологических раскопках и самой обнаружить что-то старинное.

- Ну что ж вот и подошёл наш урок к концу. Оцените свою работу на уроке.

Если вам было всё понятно и интересно на уроке. Вы легко справились с заданиями, закрасьте смайлик улыбающийся, если вы испытывали трудности – смайлик с прямым ротиком, ну а если вам было ничего непонятно и вам ещё надо поработать над этой темой – то грустный смайлик.

- Кто готов мне показать свою самооценку поднимите свои смайлики.

Какой вывод мы можем сделать? (Перебирая старинные вещи  мы узнаем много интересного и полезного. Надо бережно относиться к памятникам прошлого, потому что это  наша память.)

Домашнее задание

1.Учебник: прочитать статьи стр.8-11; ответить на вопросы.

2.Рабочая тетрадь, проект «Календарь памятных дат» (№3 стр. 7)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие с археологами"

Конспект урока. УМК "Перспектива" 4 класс "Путешествие с археологами"...

история Путешествие с археологами 4 кл

Урок соответствует ФГОС.Содержит Разнообразные задания развивающего характера. Индивидуальная работа с карточками, словарями, гопфический диктант....

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).Тема: «Путешествуем с археологами». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.Планируемые результаты:Предмет...

Конспект урока по теме "Путешествие с археологами"(УМК "Школа Росси", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.Планируемые результатыПредметн...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Путешествуем с археологами. Профессия археолог" (4 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: "открытия" нового знанияЦель урока: формирование умения обучающихся об археологии как наука и профессииЗадачи урока Дидактические1. Познакомить обучающихся с понятием врхеоло...

Технологическая карта урока окружающего мира "Путешествуем с археологами!", 4 класс, УМК "Перспектива"

Цель урока: формирование представлений у обучающихся об археологии как науки.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятием- археология как наука;2. Научить опис...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Путешествуем с археологами" УМК "Плешаков А.А. Окружающий мир" (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений отраслей промышленности для развития экономики, роли труда работников отраслей промышленности.Задачи:Дидактические...