история Путешествие с археологами 4 кл
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Резанова Татьяна Анатольевна

Урок соответствует ФГОС.

Содержит Разнообразные задания развивающего характера. Индивидуальная работа с карточками, словарями, гопфический диктант.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_puteshestvie_s_arheologami_4_kl.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории 4 класс

Тема: Путешествуем с археологами

Учитель: Резанова Т.А.

Программа «Перспектива»

Цели: сформировать представление об археологии как науке; познакомить с историческими источниками на примере находок в скифских курганах, с тем, как ведутся археологические исследования на примере деятельности А.П.Окладникова.

Планируемые результаты:

Регулятивные:

-самооценка деятельности, самоконтроль

Коммуникативные

- умение выстраивать коммуникации в паре, группе

Оборудование

Ход урока

I Организационный момент

II Актуализация знаний. Проверка д/з.

  1. Графический диктант

- до изобретения письменности люди сохраняли память о прошлом с в устной форме, слагая о героях и подвигах легенды, песни, сказания;

- с появлением письменности в память о великих событиях и людях стали записывать информацию на бумаге;

-слово «история» в переводе с греческого означает рассказ о прошлых событиях, последовательность событий во времени;

- слово «век» обозначает 10 лет;

- год рождения А.С. Пушкина 1799, это 18 век.

  1. Самопроверка

+   -   +   -   +

  1. Самооценка
  2. Индивидуальный опрос (раздать карточки)

-Страничка календаря памятных дат

-Сегодня на уроке мы начнём проект «Календарь памятных дат». Текст странички будем составлять по плану учебника. Можно использовать фотографии, иллюстрации. Работать будем на отдельных альбомных листах, а через некоторое время соединим их.

  1. Работа с карточками

Карточка 1.

Событие

Век

1812 г. Отечественная война с французской армией во главе с Наполеоном

1961 г. Полёт Ю.А.Гагарина в космос

1380 г. Победа в Куликовской битве во главе с Дмитрием Донским над татаро-монгольскими войсками

1242 г. Победа русских воинов князя А.Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере

1709 г. Победа русской армии в полтавском сражении под командованием Петра I над шведами

Карточка 2

Соедините понятие и его определение

Понятие

Определение

Летопись

Наука, занимающаяся изучением человека  и его деятельности в прошлом

История

Промежуток времени в сто лет

Век

Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам

Геродот

Монах Киево – Печёрского монастыря, составивший «Повесть временных лет»

Нестор

«Отец» истории, древнегреческий путешественник

III Самореализация к деятельности

- Вы когда-нибудь играли в секретики?

- Значит, знаете, что это такое?

- Иногда секретик находят другие ребята. Оказывается и среди взрослы есть люди, которые всю жизнь ищут старинные секретики – клады.

-Кто знает, как называются такие люди по профессии?                                       Археологи

- Рассмотрите иллюстрации.                                                                                    Слайд

- В электронном словаре написано: Археоло́гия (др.-греч. археос— древний и лойос — слово, учение) —историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

- Вспомните, какой археолог открыл легендарный город Троя?                    Генрих Шлиман

- Итак, как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдет речь?

IV Работа по теме урока

  1. Работа с текстом

- Читаем 1 и 2 абзацы.

- Что находят в земле при раскопках?

- Какое это наследие?                                                                                               вещественное

- Какие исторические вещественные источники находят археологи?

- В чём преимущество этих источников?

- Как дополняются добытые археологами сведения?

- В каком музее мы сейчас заочно побываем?

- Кто бывал в этом музее?

- Читаем 3 абзац

- Кто такие скифы?                                                                          Древнейший народ населявший Азию

- Кто о них написал?                                                                       Геродот

- Что такое курганы?                                                                        С.И. Ожегов: курган – древний

                                                                                                             могильный холм

- Рассмотрите иллюстрации археологических находок с. 9.

- Сравните внешний облик скифов и современных людей.

- Что вы можете сказать о произведениях искусства скифов?

- Подумайте, о чём говорят фигурки оленей в музейной коллекции?

- Читаем последний абзац

- Где кочевали скифы?                                                                        По Великому степному коридору из

                                                                                                               Азии в Европу

- В какое время?                                                                                   С 7 по 3 век до н.э.

  1. Работа в рабочей тетради

С.6 № 1          работа в паре

С. 7 №  2

  1. Работа по учебнику

- с. 10 читаем. Готовим информацию для «Календаря памятных дат»

- Расскажите по плану, об академике Окладникове А.П.

V Рефлексия

- Посмотрите на доску.

- Соедините имя ученого и открытие, которое он совершил.

Имя

Открытие

Генрих Шлиман

Курганы скифов в Краснодарском крае

Геродот

Древний город Троя

А.П.Окладников

Наскальные рисунки на Ангаре

VI Итог урока

- Какие ученые занимаются поисками исторических вещественных источников?

- Что такое археология?

- Как археология помогает изучать историю?

Почему изучая историю необходимо пользоваться и письменными источниками, и вещественными?

VII Домашнее задание

- с.8-11 читать пересказывать.

   ТПО с.7 № 3


Карточка 1.Фамилия _____________________________ имя __________________________

Событие

Век

1812 г. Отечественная война с французской армией во главе с Наполеоном

1961 г. Полёт Ю.А.Гагарина в космос

1380 г. Победа в Куликовской битве во главе с Дмитрием Донским над татаро-монгольскими войсками

1242 г. Победа русских воинов князя А.Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере

1709 г. Победа русской армии в полтавском сражении под командованием Петра I над шведами

_____________________________________________________________________________

Карточка 2 Фамилия __________________________ имя _____________________________

Соедините понятие и его определение

Понятие

Определение

Летопись

Наука, занимающаяся изучением человека  и его деятельности в прошлом

История

Промежуток времени в сто лет

Век

Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам

Геродот

Монах Киево – Печёрского монастыря, составивший «Повесть временных лет»

Нестор

«Отец» истории, древнегреческий путешественник

Карточка 1.Фамилия _____________________________ имя __________________________

Событие

Век

1812 г. Отечественная война с французской армией во главе с Наполеоном

1961 г. Полёт Ю.А.Гагарина в космос

1380 г. Победа в Куликовской битве во главе с Дмитрием Донским над татаро-монгольскими войсками

1242 г. Победа русских воинов князя А.Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере

1709 г. Победа русской армии в полтавском сражении под командованием Петра I над шведами

_____________________________________________________________________________

Карточка 2 Фамилия __________________________ имя _____________________________

Соедините понятие и его определение

Понятие

Определение

Летопись

Наука, занимающаяся изучением человека  и его деятельности в прошлом

История

Промежуток времени в сто лет

Век

Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам

Геродот

Монах Киево – Печёрского монастыря, составивший «Повесть временных лет»

Нестор

«Отец» истории, древнегреческий путешественник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие с археологами"

Конспект урока. УМК "Перспектива" 4 класс "Путешествие с археологами"...

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).Тема: «Путешествуем с археологами». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.Планируемые результаты:Предмет...

Тест "Путешествуем с археологами".

Тест по окружающему миру.4 класс программа "Перспектива"....

Конспект урока по теме "Путешествие с археологами"(УМК "Школа Росси", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.Планируемые результатыПредметн...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Путешествуем с археологами. Профессия археолог" (4 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: "открытия" нового знанияЦель урока: формирование умения обучающихся об археологии как наука и профессииЗадачи урока Дидактические1. Познакомить обучающихся с понятием врхеоло...

Окружающий мир 4 класс. Путешествуем с археологами

Тема: Путешествуем с археологами4 класс, УМК «Перспектива»Тип урока: открытие новых знаний, урок - путешествиеЦель: сформировать представление об археологии как наукеПланируемые результаты...

Технологическая карта урока окружающего мира "Путешествуем с археологами!", 4 класс, УМК "Перспектива"

Цель урока: формирование представлений у обучающихся об археологии как науки.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятием- археология как наука;2. Научить опис...