Царства живой природы. Грибы
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Окружающий мир.Царства живой природы.Грибы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2014_12_11_lavrenteva1.docx | 15.49 КБ |
2014_12_11_lavrenteva2.docx | 38.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ уровня овладения учебным материалом и интереса учащихся к теме : « Царства живой природы. Грибы.»
«Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.
Фамилия, имя ученика_____________________________
Вид задания | Отметка/ баллы |
Таблица-фиксация знания и незнания о каком-либо понятии
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
"Синквейн".( на данном уроке проговаривается)
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Анкета.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Учитель : Лаврентьева Елена Николаевна
Предмет: окружающий мир
Тема урока: Царства живой природы. Грибы
Класс: 2
Тип урока: открытие нового знания. Урок-дискуссия
Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации.
Основной структурный элемент: диалог.
Дополнительные структурные элементы: обмен информацией и её коллективный анализ, обмен репликами, формулирование выводов.
Формы работы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.
Цель урока: создание условий для учебной деятельности, в ходе которой у учащихся сформируется первичное представление о многообразии представителей царства грибов.
Задачи урока:
Обучающая: проанализировать признаки грибов, их строение, разнообразие и установить значение грибов в царстве живой природы;
Развивающая: развивать познавательные способности и интересы, интеллект /логическое мышление, речь/, эмоциональную сферу у учащихся;
Воспитательная: формировать у учащихся правильное отношение к природе, воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.
Планируемые результаты
Предметные:
- уметь распознавать на рисунках и описывать грибы, сравнивать их между собой,
- уметь объяснять строение гриба, выделять группы съедобных и несъедобных грибов.
-формировать представление о грибах как представителях отдельного царства живой природы.
- развивать логическое мышление и память через выполнение заданий развивающего характера, выделение существенных особенностей представителей царства Грибы.
- уметь применять полученные знания в повседневной жизни.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы;
-формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы;
- работать с различными источниками информации.
Регулятивные УУД:
- формировать умение концентрировать внимание;
- закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание;
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в группе, в паре;
- воспитывать навыки коммуникативного общения в процессе работы в парах;
- уметь слушать и понимать речь других;
- контролировать действия партнёра по деятельности;
- оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные результаты:
- формировать положительную мотивацию к обучению;
- создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету;
-развивать организационные умения и умения самоконтроля и самооценки
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Цель/задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||
1этап:организационный этап1 минута | ||||||||||
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности. Создание доброжелательной атмосферы, создание ситуации успеха. | Приветствует учащихся; настраивает на работу - Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередная встреча с окружающим миром. Надеюсь, что у вас замечательное настроение и достаточный багаж знаний. Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке: Книга, ручка и тетрадки? | Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям: • правильность выбора учебных принадлежностей, • правильность и аккуратность расположения предметов на парте, • самостоятельность подготовки, • настрой на урок. | ||||||||
2 этап:постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся3 минуты. | ||||||||||
Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. Формулировать познавательную цель и тему для изучения. | Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний (ситуация успеха). Слайд 1. Какие царства живой природы вы знаете? Слайд 2. С каким царством познакомились на прошлом уроке? - Лес… Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. - Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из царств живой природы. Слайд 3. - Послушайте загадку и отгадайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке: Землю пробуравил, Грибницу оставил, На ножке явился, Шляпкой накрылся. | Слушают, представляют результат, определяют цель и способ деятельности. Формулируют свое затруднение (недостаточность знаний, способов действий). Нас ждёт сегодня открытие новых знаний. Гриб | ||||||||
3этап:актуализациязнаний6минут. | ||||||||||
Создание условий для возникновения уучеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | Откройте учебник на странице 23. Сформулируйте тему урока. - Значит, чему будет посвящён урок? Дидактическая игра «Кто больше назовёт грибов» Слайд 4. Работа с картиной И.Т. Хруцкого «Натюрморт с грибами» С. 29 -Давайте подумаем, на всех ли рисунках изображены грибы? Приём “Я беру тебя с собой» -Где возникли затруднения? -Почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем? - Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока. Давайте разберёмся. Что мы должны знать о царстве грибов? Слайд 5. Составим план. 1. Разнообразие грибов 2 Строение грибов 3.Как правильно собирать грибы 4. Какое значение имеют грибы. Итог. В конце урока мы должны знать особенности строения грибов, уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы. - Добро пожаловать в царство грибов! Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы? К группам животных и растений они не подходят. Грибы – настолько уникальные организмы, что в последнее время многие биологи стали их относить не к растениям, а выделили в специальное царство Грибов. В нашей стране 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25. | Тема урока «Царство живой природы. Грибы» Дети называют грибы и их некоторые характеристики. 1 ученик является судьёй. Высказывают мнение о том, что можно было бы сделать с грибами. Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания. Обсуждение затруднений -Является ли плесень и тесто грибами? Что называют грибами? Составляют план работы совместно с учителем. | ||||||||
4 этап: первичное усвоение новых знаний. 14 минут | ||||||||||
Формирование и развитие ЦО (ценностное отношение) к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности | Организует учебный диалог - Что такое грибы? -Какими они бывают? Чтобы ответить на вопрос, давайте выслушаем ваши предположения. Как вы считаете? А теперь займёмся поиском необходимой информации, чтобы проверить своё предположение. Где будем искать необходимую информацию? (Книга) Откройте учебник на стр.24. Найдите ответ на вопрос (Белый и сыроежка, подосиновик, зелёная плесень...- всё это грибы.) Слайд 6-12. Рассказ учителя «Другие грибы» «Грибы могут быть одноклеточными – дрожжи, плесневыми – мукор, пеницилл, шляпочными (пластинчатыми и трубчатыми). Грибы выделяют в отдельное царство…» - Какой возник вопрос? - Ответ на этот вопрос предстоит узнать в 3 классе . Организует работу детей по группам Приложение 1. Просмотр фрагмента о съедобных и несъедобных грибах «Премьер-Учфильм» «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы.» | Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации. -В книге. Слушают рассказ учителя с показом слайдов. -Почему грибы выделяют в отдельное царство? Работают в группах, готовят рассказ для класса Слайд 13-14. 1 группа- строение шляпочных грибов (учебник с. 25) 2 группа- правила сбора грибов ( учебник с.25) 3 группа-решают экологическую задачу (учебник с.26) Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухомор, которые Вова сбивал палкой.- Зачем ты это делаешь? – спросил Коля. – Ведь они нужны лесу, животным!- Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова. Кто из мальчиков прав? Смотрят фрагмент | ||||||||
5 этап:физкультминутка 2 мин | ||||||||||
Цель-восстановление физических и духовных сил. | Слайд 15-16. Физкультминутка«В лес по грибы». Собрать карточки с названиями съедобных грибов .( карточки расположены на полу) | Выполняют физкультминутку | ||||||||
6 этап: первичная проверка понимания7 минут. | ||||||||||
Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму. | Предлагает вернуться к самому первому заданию и выполнить его по новому алгоритму. -Вернёмся к учебнику на стр.23. И теперь постараемся ответить на вопрос. На всех ли рисунках изображены грибы? Предлагает выполнить систему тренинговых заданий. Предлагаю вам поработать в малых группах. Выполнить тестовые задания. Организует самооценку усвоения детьми нового способа действий. «Алгоритм самооценки». 1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.) 2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.) 3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.) 4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.) 5. Какую себе поставишь отметку | Выполняют исходное задание с проговариванием. -На всех рисунках изображены грибы. Мы нашли подтверждение в учебнике и книге. Учащиеся выполняют типовые задания по группам на новый способ действий. на компьютере (Тест. Модуль предназначен для контроля знаний по теме «Грибы. Общая характеристика» http://www.fcior.edu.ru/card/27040/kontrol-griby-obshaya-harakteristika-detalizirovannoe-predstavlenie.html )и в рабочей тетради (с.8 №12) Ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки». Проверить свои знания по теме «Грибы» Удалось выполнить задание, проверил свои знания по теме «Грибы» Выполнил правильно…, допустил ошибки в … Работал в паре. Поставлю себе… | ||||||||
7 этап: первичное закрепление8 минут. | ||||||||||
Цель этапа: использование информации для решения учебных задач, самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. | Стимул: Предлагаю вам выступить в роли ученых-исследователей природы. Задачная формулировка: ваша задача, исследовать данное царство живой природы (с. 24, учебник «Окружающий мир. Н.Ф. Виноградова 2 класс»; изобразить схематически модель гриба (стр. 8 № 13. Рабочая тетрадь «Окружающий мир. Н.Ф. Виноградова 2 класс»); найдите в тексте по два примера шляпочных пластинчатых и трубчатых грибов, вписав их в таблицу. | Инструкция по выполнению задания: 1).Задание (Учебник с. 24.) Внимательно прочитай текст и рассмотри иллюстрации. 2). Задание (Рабочая тетрадь стр. 8 № 13.) Нарисуй модель гриба в тетрадь. 3).. Задание (Учебник с. 24.) Прочитай и заполни таблицу. Занеси результат в карточку. Бланк выполнения задания:
Критерии оценки выполненного задания: за каждый правильный ответ 1 б. 1.Определено верно строение шляпочного гриба – 0-3 балл; 2.Правильно дано по два примера шляпочных пластинчатых и трубчатых грибов – 0-4 балла; Максимальное количество – 7 баллов. 6-7 баллов соответствует отметке «5»; 4-5 баллов соответствует отметке «4»; 2-3 балла соответствует отметке «3». | ||||||||
8 этап: информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 2 минуты | ||||||||||
Закрепление материала | Домашнее задание на выбор: Тетрадь, стр. 9. Придумай сказку «Что случилось с грибами». Начни так: «Жили-были старик боровик, лисички сестрички да опята – дружные ребята. Однажды…» Учебник, стр.26. Сделай рисунки грибов. Расскажи, почему люди им дали такие названия: рыжик, подберёзовик,… | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.Записывают, задают вопросы | ||||||||
9 этап: рефлексия (подведение итогов занятия)2 минуты. | ||||||||||
Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | - Подведём итоги. Выводы
По результатам теста вы узнали, каков уровень ваших знаний. - Над какой темой сегодня работали? -Какая цель стояла на уроке? -Заполните лист рефлексии. Подберите походящие суждения и оцените свою работу так, чтобы стало понятно, вы достигли цели поставленной в начале урока или нет. | Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии). Слайд17-21 Выполняют тест с взаимопроверкой( Приложение 2) Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Царства живой природы".( 2-й класс, по программе "Начальная школа XXI века")
Материал урока позволяет развивать интерес к изучению дополнительного материала о природе,чувство любви к природе,понимание красоты и целесообразности каждой крупицы живойприроды.На уроке использовала...
Разработка урока по теме:"Царства живой природы"
Документ содержит материал для презентации, стихи, загадки, мини-доклады с использованием личностно-ориентированного, деятельностного подхода в обучении, здоровьесберегающих технологий, игровых приемо...
Игра - путешествие "В царстве живой природы"
Эта игра воспитывает у детей любовь к природе, бережное отношение ко всему живому и развивает творческий потенциал....
Урок окружающего мира "Царства Живой природы"
Урок окружающего мира «Царства живой природы» во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века». На уроке дети знакомятся с четырьмя царствами живой природы и их...
Царство живой природы. Бактерии.
Презентация к уроку по окружающему миру о бактериях....
Проверочная работа. Окружающий мир. 2 класс. Царства живой природы. Грибы
Проверочная работа составлена к материалам программы "Начальная шкорла 21 века"...
Тестовая работа по окружающему миру по теме «Царства живой природы. Грибы».
Вариант теста по окружающему миру для 2-го класса, УМК "Начальная школа 21 века"....