Конспект уока по окружающему миру на тему "Явление природы" (УМК "Школы России") 2 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс)

Конспект уока по окружающему миру на тему "Явление природы" (УМК "Школы России") 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:                                                 ФИО Учителя школы: Кириченко Л. и. ___________

Школа: 45

Класс: 2 «В»                                                        ФИО Студентки : Щетинина Анна Сергеевна

Кабинет: 214                                                                     ФИО Методиста:Горячева Светлана Леонидовна_______

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Явления природы»

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся  понятий «явления природы», знакомство с различными видами термометров и научить измерять температуру воздуха.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать основные явления природы и виды осадков: дождь, снег, град.
  • Знать виды термометров и правила работы с ними.
  • Уметь работать с  термометрами.

Личностные:

  • Проявлять интерес к учебной деятельности.
  •  Уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения по теме.
  • Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группах.

Тип урока:  «открытия» нового знания

Оборудование: Учебник «Окружающий мир»  автор  Плешаков А.А. 2 класс,  1 часть (УМК «Школа России»); тетрадь к учебнику  ,автор  Плешаков А.А2класс 1 часть, учебная презентация,  раздаточный материал, термометры.

Этап урока, методы и приемы

Хро

нометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

Здравствуйте, меня зовут Анна Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Сядут те дети, которые назовут живые объекты природы, а остальные – неживые.

Готовят рабочее место

Ответы на вопросы учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный

беседа

2 мин.

Повторение изученной темы.

Ребята, послушайте загадку.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг

- А какая природа бывает?

- Приведите примеры живой и неживой природы.

- К какой природе можно отнести человека?

Отгадывают загадку.

-природа

-живая и неживая

-растения,  животные  камень

-к живой

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

III. Постановка учебной задачи

Словесный

Беседа

Наглядный

работа  с условными знаками

3 мин.

Подведение к теме

Сейчас мы с вами проведём речевую разминку, я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.

- Дождь бывает зимой? Снег бывает? Град бывает?

- Иней бывает? Гроза бывает?

- Туман бывает?

На основе этих вопросов сформулируйте тему сегодняшнего урока

Пока вы отвечали на вопросы, я вывешивала карточки со знаками обозначения различных явлений природы.

Какую же цель мы поставим на этом уроке?

Мы поговорим о  явлениях  природы, в разные времена года. С помощью, каких приборов человек наблюдает за погодой?.

Ответы на вопросы учителя.

-нет, да, нет,

-нет, да, нет

-да, нет

-явления природы.

-узнать о  явлениях  природы

1.

2.

3.

-Термометр, флюгер

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

IV. «Открытие» нового знания

Наглядный: работа с учебником,

демонстрация термометра

Практический работа с температурной шкалой

Практческийи

Работа с учебником

Практический

Работа в печатной  тетради.

4 мин.

10 мин.

5 мин.

Объяснение нового материала

Все изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.

Работа с иллюстрациями с учебнике

Давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что еще относится к природным явлениям. Страница учебника 28. Что нужно сделать?.

- Очень многие явления природы связаны со сменой сезонов, поэтому они называются сезонными.

- Сколько времен года вы знаете?

- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 29.

Назовите времена года и скажите, по каким признакам вы это определили.

Поставьте в выражении знак равенства или неравенства

СЕЗОН … ВРЕМЯ ГОДА

Объяснение нового материала

Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода?

В зависимости от погоды люди одеты либо в куртки и плащи, шубы и дубленки, либо в рубашки и джемпера.

- Как мы, находясь дома, можем определить, во что надо одеться, чтобы не замерзнуть, или не вспотеть?

- Температуру воздуха измеряют специальным прибором, он называется термометр.

Температура измеряется в градусах. Давайте рассмотрим термометр. Из чего он состоит?

Правильно. В корпусе термометра есть шкала, на ней нанесены деления и числа, а в трубочке подкрашенная жидкость или ртуть.

Середина шкалы – это нуль. Отсюда начинается отсчёт температуры.  Значения выше нуля записываются со знаком плюс + 10, значения ниже нуля записываются со знаком минус- 10. Читать такую температуру можно по-разному.

Посмотрите на этот термометр. Что видите?

Это термометр для измерения температуры воды. Почему на нем нет значений ниже нуля?

Давайте рассмотрим мамин термометр (градусник), которым она измеряет вам температуру. Чем он отличается?

Это термометр для тела. В нем вместо жидкости использована ртуть. Ртуть опасна для здоровья, поэтому нужно аккуратно обращаться с градусником и не разбивать его

Работа с  текстом учебника

 -Прочитайте правила работы с термометром на с 29

У живого человека температура не может быть ниже 35 градусов и выше 41.

Какая температура у здорового  человека считается нормальной? А если человек заболел? Вот почему она выделена на шкале красным цветом.

Работа в печатной  тетради.

Два задания выполняем вместе,(стр. 23, № 6) остальное  самостоятельно. Потом проверим.

- Нам необходимо определить времена года по признакам на иллюстрации.

- 4 времени года

- зима- снег, иней, лед,

- весна-  таяние снега

- лето - наличие цветов

- осень - листопад

- СЕЗОН = ВРЕМЯ ГОДА

-хорошая - плохая, ветреная - безветренная, солнечная - пасмурная

-посмотреть температуру воздуха

-термометр

-него есть стеклянная трубочка, наполненная жидкостью, шкала, на шкале деления, которые соответствуют одному градусу.

Осмысление информации

Отвечают  на вопросы

-на нем нет значений ниже нуля.

-потому что, наверное, вода замерзает.

-значения начинаются с 34 и заканчиваются 41. А еще значение 37 красным цветом выделено. И жидкость странная.

-36,6

 Чтение текста учебника

-выше 37, критичная температура

Записывают ответы в тетрадь, взаимопроверка

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Динамическая пауза

Практический

1 мин

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, («Умываемся».)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал.

(Дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают.)

Повторяют движения за учителем.

Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический

работа в группах

работа с условными знаками

3 мин.

Давайте повторим, как же обозначаются явления природы.

На экране с помощью карты вставить значение температуры для некоторых городов сегодняшней погоды.

Разделитесь по группам и работаете по карточкам, а вы должны назвать, какое это явление природы.(правила работы в группах)

Отчёт по группам

Командир группы называет явление природы, а его группа показывает, как оно обозначается.

Выполняют  задания с карточками в группах

правила работы в группах

(4-5 человека)

 Алгоритм

1.Отвечают на вопросы командира группы

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

тестирование

5 мин.

Работать будем по вариантам.

Допишите предложение одним словом.

1   вариант:

  1. Явления природы – это __________, происходящие в природе.
  2. Термометр – это прибор для измерения ____________.
  3. Запиши числами: десять градусов тепла. ____________.
  1. вариант:

1)Что относится к явлениям природы? ____________________.

2)Термометр состоит из стеклянной трубки _______________.

3)Запиши числами: шесть градусов ниже нуля. ___________.

Взаимопроверка

А теперь обменяемся тетрадями, проверим друг друга,

все ли верно мы решили. И поставим оценку.

Если у вас нет ошибок – это оценка 5, если одна ошибка – 4, если две ошибки – 3.

Обобщают изученный  материал.

Отвечают на вопросы теста

-процессы

-температуры

+10 С

-дождь, снег, туман

-шкалы

-6С

Оценивают работу товарищей

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: осуществлять итоговый контроль;

VIII. Включение в систему знаний.

Словесный

Беседа.

Домашнее задание.

Инструктаж.

3 мин.

Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке.

С чем мы сегодня познакомились?

Какие цели ставили в начале урока? Выполнили мы их?

Записать, какие явления природы вы будете наблюдать в эти дни. Учебник с 28-30 пересказ и ответы на вопросы.

Рабочая тетрадь, стр. 22 №5.

-с явлениями природы

Формулируют выводы

Записывают домашнее задание

.Р т, с 22 №5.

Р: осуществлять итоговый контроль;

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

IX. Рефлексия деятельности

Словесный

беседа

3 мин.

Закончи предложение: «На уроке мне ...»

Было трудно ...                              

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

Выставление оценок Спасибо  за урок  до свидания!

Анализируют свою работу на уроке.

Р: анализировать собственную работу.

  1. вариант:

1)Явления природы – это ______________, происходящие в природе.

2)Термометр – это прибор для изменения ______________________.

3)Запиши числами: десять градусов тепла. ______________.

  1. вариант:

1)Что относится к явлениям природы? _______________________.

2)Термометр состоит из стеклянной трубки и _________________.

3)Запиши числами: шесть градусов ниже нуля. ___________.

  1. вариант:

1)Явления природы – это ______________, происходящие в природе.

2)Термометр – это прибор для изменения ______________________.

3)Запиши числами: десять градусов тепла. ______________.

  1. вариант:

1)Что относится к явлениям природы? _______________________.

2)Термометр состоит из стеклянной трубки и _________________.

3)Запиши числами: шесть градусов ниже нуля. ___________.

  1. вариант:

1)Явления природы – это ______________, происходящие в природе.

2)Термометр – это прибор для изменения ______________________.

3)Запиши числами: десять градусов тепла. ______________.

  1. вариант:

1)Что относится к явлениям природы? _______________________.

2)Термометр состоит из стеклянной трубки и _________________.

3)Запиши числами: шесть градусов ниже нуля. ___________.

  1. вариант:

1)Явления природы – это ______________, происходящие в природе.

2)Термометр – это прибор для изменения ______________________.

3)Запиши числами: десять градусов тепла. ______________.

  1. вариант:

1)Что относится к явлениям природы? _______________________.

2)Термометр состоит из стеклянной трубки и _________________.

3)Запиши числами: шесть градусов ниже нуля. ___________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Начинаем путешествие из Сергиева Посада» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностямиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое кольцо ...

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Углич, Кострома, Иваново» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями Планируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое к...

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Путешествие завершается» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностямиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое кольцо ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России (2-ой час)", 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое золотое кольцо России; города, к...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России. Фактологический диктант (3-ий час)", 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются "Золотым кольцом".Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое золотое кольцо Росси...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России" 3 класс, УМК "Школа России"

Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого кольца России и их достопримечательностях.Планируемые результаты:Предмет...

Конспект уока по окружающему миру на тему "Как живут растения?" (УМК "Шола России") 2 класс

Конспект уока по окружающему миру на тему "Как живут растения?" (УМК "Шола России") 2 класс...