Экологический урок "Земля наш общий дом"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Александрова Наталья Валерьевна

Усвоить, что экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.

Понять, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую приходится решать всем людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока59 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический урок :

«Земля- наш общий дом»

Земля – наш общий дом.

  • Познакомить учащихся с терминами "экология”, "эколог”, экологическая безопасность”, "экологическая катастрофа”.
  • Формировать первоначальные представления детей об экологии и ее роли в жизни людей.
  • Доказать, что Земля – наш дом: бережем дом – бережем здоровье.
  • Обеспечить элементарный опыт анализа учащимися экологической проблемы, ориентации в экологически значимой ситуации.
  • Формировать представления об источниках и способах утилизации бытового мусора.
  • Научить выполнять правила личной экологической безопасности, убедить в необходимости соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении.
  • Развивать речь, мышление, обогащать словарный запас.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, экологическую культуру младших школьников.

Планируемые достижения учащихся.

  • Усвоить, что экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.
  • Понять, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую приходится решать всем людям.
  • Научиться сортировать мусор из разного материала.

Ход урока

I. Организационный момент. 

– Сегодня мне снова понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: "Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой светящийся шар. (Дети открывают глаза и видят глобус с подсветкой). Это наша планета – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается всеми красками радуги…  И как важно, чтобы это продолжалось вечно.

II. Актуализация знаний.

– Без чего невозможна жизнь на Земле, вспомним, отгадав кроссворд. 

1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле. (Солнце.)

2. Вещество, представленное на Земле в трех агрегатных состояниях. (Вода.)

3. Плодородный слой Земли. (Почва.)

4. Смесь газов. (Воздух.)

– Что называется окружающей средой? Все, что окружает живое существо и с чем оно связано.

III. Новый материал.

1. Постановка учебной задачи. Рассказ учителя.

Когда-то, очень давно, у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было полей, ферм, заводов и фабрик. Не было техники и современных жилищ. Не было привычной нам обуви и одежды. Жизнь людей зависела от капризов окружающей природы: из-за неудачной охоты они голодали, сильные морозы или засуха нередко грозили им гибелью. Наши далекие предки преклонялись перед силой природы.

Но постепенно многое изменилось: появились возделанные поля, фермы, заводы. Были созданы разнообразные машины, построены дома. И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее ее. Более того, вооруженный техникой, человек вообразил себя всемогущим и решил покорить природу. 

IV. Формулировка учащимися одной из проблем экологии (тема урока)

– Сегодня мы затронем только одну из экологических проблем:

"Что оставим мы потомкам…”  Ответы детей. 

А сейчас проведем небольшой   тест «Знатоки природы»

Выберите правильный ответ и составьте слово из полученных букв.

Тест (распечатать каждой команде или вывести на слайд)

1)   Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

       и) из-за пожаров и стихийных бедствий

       б) из-за изменения климата на Земле

       э) из-за строительства городов, дорог, возделывания полей

2) Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?

       а)  прозрачные

       ж) бесцветные

       к) чистые

3)   От чего загрязняется вода в реках и озёрах?

       ы) от использования воды в быту

       р) от использования воды в производстве

      о)  от слива сточных вод заводов и фабрик

4)   Что люди делают для спасения живой природы?

        л)  создают заповедники, ботанические сады

        п)  создают бульвары и скверы

        м)  создают фермы, пасеки и птицефабрики

5)  Что такое  заповедники?

         о)  это участки земли, где всякая природа неприкосновенна

         ъ)  это участки земли, где выращивают редкие растения

         в)  это участки земли, где обитает много зверей, птиц и насекомых

6)   Овраги портят землю. Как уменьшить этот вред?

         н)  засыпать землёй

         г)  посадить на склонах деревья

         ф)  превратить овраг в свалку

7)  Все знают, чем опасен автомобиль. Как уменьшить количество выхлопных газов?

           ь)  ходить пешком

           и)ставить на автомобили специальные фильтры

           ц)  сажать деревья  

8)  Вокруг городов необходимо большое количество деревьев, для чего?

         а)  для красоты

         я)  для очищения воздуха

         в)   чтобы селились птицы и животные

-   Какое  получилось слово ?  ( ЭКОЛОГИЯ )

- А что такое  ЭКОЛОГИЯ ?

V. Проблема отходов и их утилизации.

– К сожалению, в наших квартирах, домах, классах и в школе каждый день появляется большое количество мусора. Откуда же он берется?
– Как вы думаете, есть ли связь между доходом семьи и количеством выбрасываемого мусора?

Задача 1. В год на каждого жителя крупного города приходится целая тонна мусора! Посчитайте, сколько тонн мусора образуется в вашей семье? В вашем подъезде? В вашем доме? Ученые подсчитали: если весь мусор, который образуется в стране ежегодно, ссыпать в одну гору, то потребуется три миллиона грузовиков, чтобы его вывезти.

Задача 2. Проследим, куда девается мусор из нашего жилища. Составьте последовательную схему из карточек: "завод по переработке мусора”, "дом”, "мусорная свалка”, "мусоровоз”, "мусоропровод” (выдаются по комплекту на каждую группу). Составление и проверка схемы.

VI. Инсценировка "Мы приехали на речку”.

Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят! Загорают и едят –
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу пошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки,
И, как будто нам назло, даже битое стекло!

Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели: жгли костры, бумагу жгли – 
Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо… "Эй, ребята!” – крикнул Дима –
"Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид!
Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!”

Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли –
Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели… Отдохнули и ушли!

И остались на полянке у потухшего костра: мяч, бутылки,
Банки, склянки – словом, мусора гора!

Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти!!!

Помните: природа перерабатывает пластиковый стакан за 100 лет, телефонную карту – за 1000 , стеклянную бутылку – за 4000 лет. Давайте договоримся, что не будем бросать мусор, где попало, а только в урну, мусорное ведро, контейнер.

VII. Сортировка мусора. Работа в группах. 

– Так по какому же признаку надо сортировать мусор? Общий вывод.
– Как сделать так, чтобы было меньше мусора? Назовите способы использования ненужных предметов. (Пакет из-под молока – кормушка для птиц, пластиковые стаканчики – для рассады, металлическая коробочка – шкатулка для мелочей.)

  1. VIII. Физ.минутка «Приведём планету в порядок» (Музыка на слайде)

Все готовы? Начинаем! (дети показывают движениями, как привести в порядок планету).

-Завязали платок-бандану.

-Надели фартук и перчатки.

-Посмотрите, кто-то уронил бумажку, поднимите. Справа, слева, впереди.

-Взяли метлу. Подметём улицу. Хорошо метём, чисто.

-Возьмите грабли, причешите травку. Зелёная, пушистая, красивая.

-Налейте в ведро воды. Намочите тряпку, полощем её, хорошенько отожмите.

-Протрите небо, облака, солнышко.

-Посмотрите, ничего не забыли? Нет. Ай да молодцы!

-Какая красота! Солнышко ярче улыбается и вы улыбнитесь друг другу.

 А сейчас узнаем какие вы знатоки природы.                           

                                    Игра:  «Это зависит от каждого из нас».

 После произнесенной мной фразы вы должны «хорошо»- хлопнуть в ладоши ,  «плохо»- ничего не делать.

  • Загрязнять воду и воздух заводами и фабриками

- Оставлять мусор в лесу

+ Развешивать кормушки и домики для птиц

-  Заниматься браконьерством

+ Ставить очистительные фильтры на трубах заводов

+Сажать деревья

-Разрушать памятники природы и культуры

+Оборудовать и очищать места отдыха

-Ломать растения, срывать цветы

+Оберегать и подкармливать животных и птиц

-Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнёзд

Следующее задание: Собери пословицу.  

У вас на столах лежат листочки с пословицами первая часть пословицы, написана в левом столбике, а вторую часть вам надо отыскать во втором столбике.  Прочитайте и поясните, почему так говорят.

           

 Не высок лесок,                                    а от ветра защита.

Возле леса жить -                                 голоду не видать.

Дерево ценят по плодам,                    а человека по делам

Растение -                                             берегам  спасение.

 VIII. Итог.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

   Да, ребята, Земля наш общий дом.

Пока мал человек, этот дом кажется ему необъятным, удобным и надёжным. Взрослея, осознаёшь, что дому нужен заботливый хозяин. Что ясное небо и чистый дождь, ветер, безбрежный океан и тихий ручеёк, вековой лес и самая малая травинка, всякий зверь и птица, рыба и букашка – всё нуждается в любви и понимании. Всё должно жить.

Но жизнь не может быть полной, если мы, люди, будем только брать у природы. Вот почему так важно её беречь, защищать, помогать ей.

(стихотворение о Земле)

Мы речь свою ведем о том,

Что вся Земля – наш общий дом -

Наш добрый дом, просторный дом -

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том ведем мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

- А как вы, ребята, будучи еще юными защитниками природы  можем ей помочь?

- соблюдать правила поведения в природе, сажать деревья, не мусорить и т.д.

-Ребята, вы хорошо защитили сегодня свой проект «Земля- наш общий дом», убедили друг друга в важности данной проблемы.

  1. IX. Рефлексия

- что для вас было самым трудным на данном уроке?

- каково ваше мнение, достигнута ли конечная цель урока?

-кого бы вам хотелось, поблагодарить из ребят?

- А сейчас, давайте все встанем в круг, чтобы посмотреть друг другу в глаза, передать друг другу свою доброту. Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных, помогает им. Добрый человек – любит природу, сохраняет ее и учит других соблюдать правила экологического поведения.

 Звучит Песня о доброте на экране. Дети исполняют песню вместе  взявшись за руки.

- Так давайте же, встав сегодня на этот путь «Дорогу добра», не сворачивать с него, и освещать своим, пусть маленьким солнышком – своей заботой, эту землю. Берегите себя и все то, что вас окружает.  Учите этому своих сверстников, друзей, родственников и знакомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры младших школьников, как общей культуры личности.

В статье раскрыты основные методы и приёмы формирования экологической культуры младших школьников....

Экологическая игра-путешествие "Земля - наш общий дом"

Экологическая игра-путешествие - это внеклассное мероприятие, которое является итоговым занятием в 3 классе по экологическому воспитанию. Мероприятие проходит в форме путешествия с использованием разн...

Экологический праздник: "Природа - наш общий дом"

Экологический праздник для 3  классов и театрализованное представление на экологическую тему ....

экологический праздник "Земля - наш общий дом"

Внеклассное мероприятие может быть использовано на предменой неделе или приурочено к международному дню Земли (22 апреля). Содержит иллюстративный и познавательный материал, игры, практическую ...

Конспект занятия кружка "Юный эколог".Экологический марафон"Планета Земля - наш общий дом", посвященный общероссийским дням защиты от экологической опасности.

Занятие проводится  с целью привлечения внимания обучающихся к проблемам охраны окружающей природы.В ходе занятия обучающиеся реализуют социально-значимый проект.Детям предлагается совершить путе...

Экологический праздник Земля - наш общий дом

Мы - хозяева природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным - лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее - наша главна...