Урок окружающего мира "Строение тела человека"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Соболева Тамара Васильевна

Только здоровый человек по-настоящему радуется жизни. Сохранить здоровье – одна из главных задач любого человека. Делать надо это с самого детства. Всем желаю крепкого здоровья!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_tela_cheloveka_3_klass.docx358.32 КБ

Предварительный просмотр:

  Автор: Соболева Тамара Васильевна, учитель начальных классов,

МОУ СОШ №1 п. Пангоды

1

Предмет

Окружающий мир

2

Класс

3

3

Тема и номер урока в теме

Строение тела человека

4

Базовый учебник (УМК)

Окружающий мир: учебник для 3 класса / А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкая – М.: Просвещение, 2020 – 143 с.

5

Цели и задачи:

Цели:

- ознакомить со строением тела человека;

- учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.

Задачи:

- актуализировать и упорядочить знания детей о строении тела человека;

- дать представление о частях тела и внутренних органах в процессе работы с текстом и словом;

- учить детей классифицировать части тела и органы;

- развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;

- развивать устную и письменную речь учащихся;

- создавать условия для формирования познавательного интереса к окружающему миру, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

6

Планируемые результаты:

  • Личностные

- способность брать на себя ответственность;

- аргументировать свою точку зрения и учитывать мнение других;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные

- проводить несложные наблюдения в окружающей среде, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы (уметь измерять пульс в ходе практической работы), следовать инструкциям;

- использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных или письменных высказываний;

- характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органо;

- понимать необходимость здорового образа жизни;

- использовать знания о строении и функционирования организма человека для сохранения и укрепления здоровья.

Метапредметные

  • Познавательные УУД

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой личный опыт и информацию, полученную на уроке;

- осмысление цели чтения;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

- определение основной и второстепенной информации;

- анализировать, сравнивать, группировать факты, события, самостоятельно делать выводы.

  • Регулятивные УУД

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- определять задачи учебной деятельности;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять пути решения;

- определять правильность их решения и вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок;

- делать выбор, высказывать свое предложение.

  • Коммуникативные УУД

- уметь сотрудничать, выполнять различные роли в группе;

- уметь оформлять свои мысли в устной речи:

- критично относиться к своему мнению, выражать свои мысли ясно, уверенно, корректно;

- уметь слушать собеседника, совместно принимать решение.

7

Тип урока

урок изучения нового материала

8

Основные понятия:

Строение «внешнее» и «внутреннее», органы, системы органов

9

Межпредметные связи

Математика, литературное чтение

10

Ресурсы:

основные

дополнительные

 - Учебник для 3 класса в 2-х частях, А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, изд-во «Просвещение»

- Презентация к уроку

- Таблички с названием частей тела

- Силуэтные картинки

- Карточки с утверждениями.

11

Формы организации образовательной деятельности

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в творческих группах.

12

Технологии и методики обучения

Реализация системно-деятельностного подхода через использования элементов НЛП (нейролингвистическое программирование) при обучении детей с разными каналами восприятия, через организацию проблемного обучения (приемы: «верно-неверно», «учебная ситуация»)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урок/ Длительность этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

2

5

6

  1. Мотивация к учебной деятельности/ 1мин

Цели:

- актуализировать требования к обучающемуся со стороны учебной деятельности;

- создавать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Сегодня наш урок посвящен очень важной теме. Почему эта тема очень важна, вы постараетесь ответить  сами в конце урока.

- Давайте прочитаем девиз, который будет сопровождать нас на протяжении всего урока: «Я хочу много знать!».

- Проверьте, у вас на парте должны лежать учебник и рабочий лист.

Самоконтроль готовности.

Приветствуют друг друга и педагога.

Желают удачи в работе на уроке.

  1. Актуализация знаний, постановка целей урока /

3 мин

Цели:

-организовать актуализацию знаний;

-организовать фиксирования обучающимися индивидуального затруднения;

-организовать самостоятельное формулирование целей урока.

- Предлагаю вам рассмотреть одну картинку.

- Что вы видите? (часы)

- Как устроены часы снаружи? (корпус, стрелки, цифры)

https://foresshop.ru/files/categories/14092018082009-1024x1024.jpg

        

- То, что мы с вами видим снаружи – это внешнее строение.

- Как вы думаете, что находится внутри часов? (механизм).

https://izhevsk.ru/forums/icons/forum_pictures/asyncupload/411039/2018/4/30/1525111503U411039Tsla0738736410_orig.jpg

- Это относится к внутреннему строению.

- А это машина (автомобиль).

https://s1.1zoom.ru/big3/717/413928-svetik.jpg

-Что мы отнесем к внешнему строению автомобиля? (корпус, колеса, двери)

-Это внешнее строение

-Что может внутри автомобиля? Перечислите (сидения, руль, панель управления)

https://c.wallhere.com/photos/8c/38/2012_Bentley_Azure_T_netcarshow_netcar_car_images_car_photo-379646.jpg!d

- Это внутреннее строение.

- Машина и часы – это одинаковые предметы или разные?

- Часы и автомобиль разные предметы. Но у них есть кое-что общее. Что это? (Это внешнее и внутреннее строение).

- (На доске появляются записи)

Строение

Внешнее                           Внутреннее

Вывод: Строение бывает внешнее и внутреннее.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

- Итак, тема нашего урока (Строение тела человека)

- Какие цели поставим перед собой? (Познакомиться со строением тела человека; Научиться различать части тела; Узнать органы и системы органов человека.

Самостоятельное определение темы урока, его направления.

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

  1. Введение нового материала/

3 мин

Цели:

- выявить место затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднений;

- ввести понятие «внешнее» строение человека,  

«Верно-неверно»

- Прежде чем приступить к изучению строения тела человека, давайте проверим, что мы уже знаем о человеке.

- В маршрутных листах вам даны 2 высказывания, если вы с ним согласны ставите знак: «+»;  не согласны «-»; если сомневаетесь или не знаете «?».

- Кто поставил в своей карточке вопрос, то есть сомневается в своих знаниях по нашей теме, поднимите руку.

-Что же мы можем тогда сделать, чтобы найти необходимую информацию по данной теме? К кому или к чему мы можем обратиться за помощью?

  • Обратиться друг к другу;
  • К учебнику;
  • К дополнительным источникам;
  • К учителю.

- Проверим наши утверждения, обратимся к учебнику стр. 48 и найдем ответы на утверждения:

«Человек часть природы»

«Грудь, как часть, не входит в туловище».

- Итак, правильно ли вы ответили? 

У вас на столах и у меня на доске силуэт человека. Внимательно посмотрите друг на друга, а затем соедините карточки с названиями частей тела человека: «голова», «шея», «туловище», «верхние конечности», «нижние конечности». На туловище различают грудь, живот, спину, подпишите части тела человека. Работаем в паре.  

- Давайте, проверим.

Высказывания учащихся. Аргументирование ответа.

Самостоятельно выполняют работу, внося на поля пометы «+», «-», «?»

Работают с текстом учебника, находят фактуальную информацию, связанную со строением человека

  1. Продолжение объяснения новой темы/

7 мин

Цели:

- ввести понятие «внутреннее» строение тела человека, познакомить с внутренними органами человека;

- дать первоначальное представление о работе внутренних органов;

- формировать бережное отношение к своему здоровью на основе полученных знаний.

- Ребята, объясните, чем отличается внутреннее строение от внешнего? (скрыты не части, а органы)

- Что такое орган? Найдите ответ на вопрос в учебнике стр. 49. (Орган-это часть организма, которая имеет определенное строение и выполняет определенную работу).

(Когда-то люди не знали, как они устроены, как надо лечиться. Поэтому в древности люди жили недолго. Так, например, 50000 лет назад средняя продолжительность жизни была около 20 лет, 300 лет назад – до 30 лет, 100 лет назад – до 40 лет. В наше время средняя продолжительность 73-75 лет.

- Как, вы думаете, за счет чего люди стали жить дольше (развитие науки, медицины).

- Одним из ученых, работающим над изучением человеческого организма, был ученый физиолог Павлов И.П.https://zateevo.ru/userfiles/image/Geroi%20Rossii/PavlovIP/pavlov01.jpg

Сын рязанского священника, Иван Павлов  учился 

 на естественном отделении физико

-математического факультета университета

в Петербурге. Главной специальностью Павлов

выбрал физиологию животных,

добавочной-химию. Исследовательская деятельность

Павлова началась рано. Студентом четвертого курса,

исследовал нервы в легких лягушки, изучал влияние

гортанных нервов на кровообращение.

Студенты Павлов блестяще окончил университет,

получив ученую степень кандидата естественных наук. Павловым были выполнены классические работы по физиологии главных пищеварительных желез, принесшие ему мировую славу и отмеченные в 1904 году Нобелевской премией. Это была первая в истории человечества премия, присужденная за исследование в области медицины. Значительная часть его работ по условным рефлексам обессмертила имя Павлова и прославила российскую науку. Более подробно с исследованиями Павлова Ивана Петровича вы познакомитесь в старших классах.

- Предлагаю вам просмотреть видео о внутренних органах человека. Ваша задача на макетах расположить внутренние органы человека.

ВИДЕО

- Как вы  думаете, достаточно ли этих органов, чтобы наш организм заработал слаженно? (нет, нужны системы органов)

- Найдите в учебнике на стр. 49, определение. Что такое система? (органы, выполняющие общую работу)

- Я, предлагаю вам послушать, как работает одна из систем. (приложите руку к груди. Слышите, как стучит сердце).

- У каждого человека сердце сокращается, т.е. бьется. При сокращении кровь с большой силой выталкивается в кровеносные сосуды. Стенки сосудов колеблются. Эти колебания можно ощутить в виде толчков. Это пульс. Число ударов пульса соответствует числу сокращений сердца в минуту.

Высказывания учащихся. Аргументирование ответа.

Осмысливают полученную информацию.

Выполняют совместную работу в группах:

- составляют макет «внутреннее строение человека»;

- осуществляют само- и взаимоконтроль при переходе  

  1. Первичное

закрепление. Практическая работа/

7 мин

Цель:

- проверить умение работать с информацией;

- организовать выполнение самопроверки, самооценки.

- Сегодня мы с вами выполним практическую работу «Учимся измерять пульс».

- Рассмотрите слайд. Положите пальцы правой руки, так как показано на рисунке. Пощупайте пульс и сосчитайте количество ударов в минуту.

- Запишите данные в таблицу.

- Поработайте в паре. Научитесь находить и определять пульс у одноклассников.

- Измерение пульса после физической нагрузки (20 приседаний).

- Что заметили? (увеличение сердечных сокращений). Почему?

- Продолжая разговор о системах органов, предлагаю поработать в группах. Изучите самостоятельно материал на стр. 50-51, заполните таблицу (напишите название системы)

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1880383/pub_5cdfc641d4651700b3b353d9_5ce6d59699144700b4c0f8f2/scale_1200http://stopvarikoze.ru/wp-content/uploads/2018/08/davbeztonometra-1.jpg

Участие в коллективном обсуждении.

Участвуют в практической работе, выполняют наблюдения за работой кровеносной системы (измеряют свой пульс в состоянии покоя и после динамической паузы).

Делают выводы.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке /

3 мин

Цель:

- Назовите тему сегодняшнего урока?

- Какую цель мы перед собой поставили?

- Достигли мы цели урока?

- Так для чего мы должны изучать строение своего тела? (чтобы быть здоровыми и не болеть, следить за своим здоровьем, укреплять его)

Вывод: Только здоровый человек по-настоящему радуется жизни. Сохранить здоровье – одна из главных задач любого человека. Делать надо это с самого детства. Всем желаю крепкого здоровья!

Самостоятельное оценивание результатов своей деятельности в рамках изучения темы.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению/

2 мин

- Потренироваться измерять пульс у своих родителей в состоянии покоя.

- Учебник, стр. 48-51, пересказ; рабочая тетрадь стр. 29, з. 6

Учащиеся делают выводы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "Тела и вещества"

Материал поможет раскрыть понятия "тела" и "вещества"(что из чего сделано)....

Проверочная работа школа 21 века 4 класс окружающий мир "Тело человека"

Карточки для проверки окружающий мир . УМК школа 21 века "Тело человека"...

Конспект урока окружающего мира "Тела, вещества, частицы" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: Тела, вещества, частицыЦель деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «...

Презентация к уроку окружающего мира "Тела. Вещества. Их свойства"

Описание материала: данная презентация рассчитана для учеников 3 класса и является вспомогательным материалом для урока окружающего мира.Данная презентация полезна при обобщении и закреплении материал...

Конспект урока окружающего мира «Тела, вещества, частицы» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова)

КОНСПЕКТ УРОКА (окружающий мир)Тема: «Тела, вещества, частицы» Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся понятий «тело», «вещество» и «частица&raq...

Урок окружающий мир "Тело человека"

Тип урока – урок изучения нового учебного материалаВид урока - урок теоретических или практических работ исследовательского типа. Цель: изучение строения организма человека и...