Роль природы в развитии творческих способностей детей в условиях сельской школы.
статья по окружающему миру
Статья о роли природы в развитии творческих способностей учащихся сельской школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ПРИРОДЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ.
Горева Н.В. учитель
МОУ «Дьячевская средняя
общеобразовательная школа
Кинешемского района
Ивановской области
Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС направлена на развитие творческих способностей обучающихся. Успешное их формирование у младших школьников возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества. Эти черты были подмечены П.П.Блонским, который писал: «Главным фактором, определяющим творческие возможности ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Необходимо накопление в сознании ребенка образов тех объектов, из которых путем воображения могут создаваться новые». [1.] И в сельских школах имеется возможность развивать творческие способности детей с помощью мощнейшего педагогического потенциала – природы. Идея эта не нова, ещё В.П.Вахтеров утверждал: «Воспитывающее и образующее действие науки состоит не в том, чтобы со слов учителя или книги усвоить результаты произведенных учеными исследований, а в том, чтобы сам ученик пережил в том или другом виде процесс исследования. А для этого необходимо, чтобы он сам производил доступные для него опыты. Настают времена, когда через общеобразовательную школу должны будут пройти все, и в том числе люди практического дела. Большинство никогда не сможет удовольствоваться кабинетной деятельностью. Для них нужна будет работа или среди природы на воздухе, в поле, в лесу, или в мастерской с инструментами в руках, - словом, практическая деятельность. И этим запросам жизни гораздо более отвечают экскурсии, чем занятия в душном классе». [2.]
Сейчас, когда внеурочная деятельность заняла важное место в образовании учащихся, появилась возможность увеличить количество экскурсий по родному краю, создать систему экскурсионной работы, а самое главное, повысить экологическую культуру ребят. На уроках в классе дети обычно изучают много экологической информации, например, правила поведения в природе. Но наблюдения показывают, что реальное поведение в природе может быть не только позитивным, но часто негативным. И управляется это не только хорошо выученной теорией, а массой других влияний: ситуацией, родителями, друзьями. Для ребенка начальной школы авторитет учителя очень высок. В природе же дети чаще всего находятся не с учителем, а с родителями, друзьями. Их влияние сильно, но оно часто расходится с нормами экологической этики. Вот почему такое важное значение приобретает нахождение в природе детей именно с учителем, вооруженным экологической теорией. В природе учитель не только расскажет, но сам поступит определенным образом, покажет, как вести себя. Экологизация поведения – это то, что так благоприятно в сельской школе и так затруднено в городской.
«Являющиеся в начальную школу дети полны интереса к окружающему. Руководящую роль в их психике играют внешние впечатления. С самого начала изучения природы нужно так вести дело, чтобы дети становились в роли открывателей: сами бы наблюдали, сами бы говорили, что видят, и сами бы, при содействии учителя, доходили до объяснения наблюдаемого, не узнавая об этом предварительно из книги или со слов учителя. Это условие – основное, с первых шагов изучения природы», - писал И.И.Полянский. [3.] Природная среда всегда была и является для человека источником знаний. Знания, добытые в среде, по характеру совершенно иные, чем полученные на уроке. Средовые знания возникают не столько благодаря действиям педагога, сколько при активном участии детей: у школьников в природе появляется мотив познания. М.В.Шептуховский пишет: «Общеизвестно, что сельские школьники имеют больше возможностей контактировать с неурбанизированной (дикой) природой, нежели школьники городских школ. Естественная природа в силу своей близости легче может стать средой их жизнедеятельности. Понятно, что из-за близости и относительно возросшего количества объектов природы сельскому учителю начальных классов физически проще организовать учебный процесс непосредственно в природе, нежели это может позволить себе городской учитель. Таким образом, природа, и в первую очередь «дикая», эффективно может быть включена в педагогический процесс и, тем самым стать объектом познания». [4.]
Мы с ребятами во время экскурсий разрабатываем и различные проекты. Вот некоторые из них: «Открытия начинающего грибника», «Дьячево – моя малая родина», «Журихинский хлеб». Но более подробно хотелось бы остановиться на одном. Это проект «Загадка весеннего цветка». Обычно дети изучают объект природы со всех сторон: его трогают, рассматривают, нюхают, порой лизнут, пересчитают всё, что только можно. И это правильно, чем больше органов чувств задействовано, тем лучше. Эта детская особенность и привела ребят к настоящему научному открытию. Во время экскурсии в весенний лес дети по привычке начали пересчитывать лепестки цветов, а так как объектом изучения была ветреница, её лепестки и рассматривались. Вот тут неожиданно и возник вопрос: у ветреницы дубравной максимальное количество лепестков – 9, у ветреницы лесной еще меньше, а у нас почему-то получалось от 12 до 15. Что случилось с весенним цветком? Может какая-то мутация? Мы обратились за консультацией к М.В.Шептуховскому. Он предположил, что это может быть ветреница алтайская, но есть одна сложность: такой вид ветреницы в Ивановской области не зарегистрирован, однако в Нижегородской области зарегистрирован официально. На этом этапе исследования мотив познания учащихся 3 класса достиг наивысшей точки, дети подключили к работе некоторых родителей. И именно папа одного из учеников нашел информацию, что в 2012 году ветреница алтайская была зарегистрирована в Ярославской области. На карте мы находимся между этими областями, значит, появление у нас ветреницы алтайской стало логичным. Радость открытия, польза совместного труда - это мощные воспитательные факторы, а открытий в природе можно сделать немало.
Таким образом, экскурсии становятся не просто созерцательным, а творческим процессом. Вот где накапливает ребенок опыт для своего творчества. Рассматривая снежинки, мы потом зарисовываем их в классе, создавая зимний узор, сочиняем сказки про летящие ледяные звездочки, пытаемся скрип и шорох снега перевести в слова. Из осенних листьев создаем сказочный ковер прямо на школьном дворе. В летних облаках угадываем контуры фантастических существ. А весенние ручейки мысленно провожаем в путь до самого моря. Ещё одна находка – поэтические походы. Их идея такова: после изучения на уроке литературного чтения стихотворения о природе нужно найти в лесу, на реке, в поле место, наиболее приближенное к данному стихотворению, выйти с ребятами на это место и прочитать это стихотворение там. Мощный воспитательный эффект гарантирован. «Привела нас всех тропинка под зеленый потолок,
Мы нашли в лесной ложбинке самый тихий уголок.
Под березовым навесом будем слушать сказки леса».
Ребенка необходимо только слегка направить в нужную сторону, дальше природа всё сделает сама, важно только не давать детям остановиться, ненавязчиво, незаметно подталкивать их к дальнейшей деятельности. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» (Конфуций). Те же слова, которые мы говорим ребятам в кабинете, совсем по-другому звучат под пологом леса, на берегу реки, на залитом солнцем лугу. Дети во всем ищут сказку: глядя на цветы, ребенок видит их улыбки, сломанное деревце вызывает у малышей искреннее сочувствие. Это с годами человек черствеет, если вовремя не ввести его в «волшебный мир природы». К тому же существует огромный пласт культуры (народный календарь, праздники, забавы и игрища, оздоровление, траволечение и т.д), и его мы стараемся включить в педагогический процесс так, чтобы природа воспринималась ребенком более самобытно, колоритно. Во внутренний мир человека входят не столько предметы или явления природы, сколько чувства, рожденные при созерцании её, полученные в процессе творчества в ней.
Литература.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и социологические сочинения. Т.1 – М., 1979. с.39-85
- Вахтеров В.П. Предметный метод обучения. М., 1918. с.313
- Полянский И.И. Избранные педагогические труды. –М.: Издательство Академии педагогических наук, 1962. с.45-61
- Шептуховский М.В. Специфика преподавания природоведения в начальных классах сельских школ. 2001. с.1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей в условиях здоровье сберегающих технологий.
О необходимости применения еа уроке здоровьесберегающих технологий, об организации педагогического процесса с целью развития творческих способностей учащихся....
Развитие творческих способностей детей в условиях группы продлённого дня
Под творческими спосоьностями способностями ребёнка подразумевается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов имеющих общественное значение....
Развитие творческих способностей детей в условиях группы продлённого дня
Под творческими спосоьностями способностями ребёнка подразумевается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов имеющих общественное значение....
Развитие творческих способностей детей в условиях группы продлённого дня.
Мой опыт работы....
Роль учителя в развитии творческих способностей детей.
Творческое отношение учителя имеет принципиальное значение для формирования у обучающихся познавательного интереса к искусству....
Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС НОО
quot;Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС НОО"...
«Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС НОО»
Отчет о работе по теме самообразования«Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС НОО»...