Роль учителя в развитии творческих способностей детей.
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Творческое отношение учителя имеет принципиальное значение для формирования у обучающихся познавательного интереса к искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya2.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль учителя в развитии творческих способностей детей.
Нередко задачи работы художника - учителя в школе понимаются слишком упрощенно. При этом в качестве одного из главных элементов выдвигается такой: общеобразовательная школа не готовит художников, поэтому нет смысла заботиться о повышении уровня требований качества обучения школьников по изобразительному искусству. Вслед за этим неизбежно возникает другой вопрос: а нужны ли школе высококвалифицированные учителя изобразительного искусства, нет ли здесь неоправданного усложнения проблемы?
Такие суждения, безусловно, ошибочны.
Когда предлагается поднять на подлинную высоту дело эстетического воспитания и художественного образования школьников, то речь идет не о массовой подготовке, будущих художников в стенах общеобразовательных школах, а о массовой эстетической грамотности выпускников такой школы.
Учитель изобразительного искусства должен сам уверенно работать и как художник, иметь возможность убедительно показать учащимся привлекательность практической работы по рисунку или живописи. Такой педагог может увлечь ребят своим предметом, поможет учащимся приобрести достаточно обширные знания и навыки. Он способен делом показать, что искусство - это не скучная повседневность, а глубокая потребность человека в общении с прекрасным. Преподавательская работа по своей природе деятельности творческая, живая. Учитель должен творчески подходить к делу, так как он имеет дело с живыми людьми, и работать по трафарету, по шаблону не может. Мало объяснить и показать тот или иной приём работы, надо добиться того, чтобы этот прием был хорошо усвоен. А это требует от учителя большого мастерства. Чтобы ученик тебя хорошо понял, недостаточно одного разъяснения и рассказа - нужно ещё суметь увидеть, почувствовать, как ученик воспринимает учебный материал, как он реагирует на слова и действия.
Должен возникнуть психологический контакт между учеником и учителем, они должны хорошо понимать друг друга. По выражению лица, глаз, по движению ребёнка учитель видит, доходит до него то, о чем идет речь или нет. Все это учитель сам испытывает, приобретая мастерство и опыт.
Можно только с уверенностью сказать, что успешное обучение невозможно без контакта педагога с учеников. Взаимоотношение в художественной педагогике и практике искусства часто понимается неверно. Задачи, стоящие перед искусством и перед художественной школой, будучи едиными, по существу, практически различны, если учитывать специфику деятельности художника и педагога.
Проблемы мастерства, стоящие перед искусством, безусловно, должны найти отражение в системе преподавания.
Разлад между мастерством и педагогом состоит в том, что художник судит о зрелом искусстве, а педагог к тому же о процессе развития.
Конечная цель обучения всегда понималась как подготовка и образование мастера - творца, автора и композитора своего произведения.
Вопрос? Что же является предметом обучения? Техническая или творческая сторона его? Каким образом в учебном процессе они сочетаются? Возможно ли это сочетание и на какой основе?
Казалось бы, на поставленные вопросы может быть дан единственно возможный ответ? Школа должна в равной мере дать учащимся, и творческое развитие и технические знания и навыки. Поскольку в самом искусстве эти стороны неразрывно спаяны в одном образе, воплощенном на полотне техническими средствами. Чтобы овладеть средствами изображения, безусловно, требуется, творческое отношение, но и в значительно большей степени требуется упражнение, постепенно воспитывающие и образующее дарование учащегося. Все начинается от простейших учебных задач в самом примитивном виде, их требует воспитание: развитие глазомера, восприятие цвета, сам процесс рисования или письма, творческие способности учащегося развиваются в учебно-воспитательном процессе.
Рисунок ученика (в равной мере любая другая работа) для проницательного педагога документ, свидетельствующий о состоянии мышления и восприятия учащегося на данном этапе. Каждая работа представляет собой относительную ценность относительно ребенка. Рост ученика определяется, прежде всего, именно этой относительной мерой, относительно целей, предшествующих его работ и достигнутому уровню развития.
Таким образом, учитель изобразительного искусства должен сам уверенно работать и как художник, иметь возможность убедительно показать учащимся привлекательность практической работы по рисунку или живописи. Такой педагог может увлечь ребят своим предметом, поможет учащимся приобрести достаточно обширные знания и навыки. Он способен делом показать, что искусство - это не скучная повседневность, а глубокая потребность человека в общении с прекрасным.
Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственно мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики.
Творческое отношение учителя к работе имеет принципиальное значение для формирования у обучающихся познавательного интереса к искусству стремление к его самостоятельному изучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль кружковой работы в развитии творческих способностей детей
Роль кружковой работы в развитии творческих способностей детей....
Статья "Роль исследовательской деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста"
В настоящее время проблема исследовательской деятельности младших школьников является особенно актуальной. Подготовка ребёнка к такому виду деятельности, обучение его умениям и навыкам исследова...
Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"
Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"...
«Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»
Докдад по теме:«Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»...
"Роль учителя в развитии творческих способностей на уроках русского языка и литературы в начальной школе"
Выступление на методическом объединении комплекса...
Роль креативного мышления в развитии творческих способностей детей .Выступление на педагогической конференции.
Выступление участника инновационной площадки" Инновационные решения в области воспитания на основе духовно - нравственных ценностей ....
Роль природы в развитии творческих способностей детей в условиях сельской школы.
Статья о роли природы в развитии творческих способностей учащихся сельской школы....