Поурочная разработка по окружающему миру 1 класс "Как живут растения?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Переверзева Наталья Гурбаналиевна

Цель урока: создать условия для знакомства с особенностями растений, характеризующие их как живое  существо; помочь учащимся понять какие условия жизни необходимы растениям.

Задачи:

1) Познакомить с условиями жизни растений.

2) Расширять представление о жизни и росте растений.

3) Показать основные приёмы ухода за комнатными растениями.

4) Воспитывать бережное отношение к растениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Как живут растения?"133.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе

Переверзева Наталья Гурбаналиевна -учитель начальных классов

Нижнеждановский филиал МКОУ «Рышковская СОШ»

Базовый учебник: Плешаков А. А. «Окружающий мир», 1 класс

Тема: «Как живут растения?»

ЦЕЛЬ УРОКА:
Создать условия для знакомства с особенностями растений, характеризующие их как живое существо; помочь учащимся понять, какие условия жизни необходимы растениям;
ЗАДАЧИ: 
1. Познакомить с условиями жизни растений;

2. Расширять представления о жизни и росте растений;

3. Показать основные приёмы ухода за комнатными растениями;

4. Воспитывать бережное отношение к растениям.

ТИП УРОКА: Урок открытия нового знания

ФОРМА РАБОТЫ:  парная, фронтальная

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- называть этапы жизни растения;

- знать условия, необходимые для жизни растений;

- выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями.

Метапредметные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои учебные достижения;

- наблюдать за растениями и рассказывать о своих наблюдениях;

- делать выводы на основании своих наблюдений и анализа иллюстраций.

Личностные:

- проявлять интерес к объектам окружающего мира;

- бережно относиться к ценностям природы;

- понимать свою ответственность за состояние природы.

Формирование УУД:

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

- учиться работать в группах и парах;

- учиться выполнять различные роли в группе.

Регулятивные:

- определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться технологии оценивания учебных достижений.

Основные понятия:  этапы развития растения, условия жизни растений.

Межпредметные связи: окружающий мир и литературное чтение.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки (картинки растений) парной работы, самостоятельной работы, смайлики, баночки с проросшими семенами кабачков,  и огурцов;  комнатные растения; ноутбук, презентация.

Подготовка к уроку:

За неделю до проведения урока учащиеся закладывают опыт и в течение недели наблюдает за результатами.

Цель опыта: исследовать, какие условия необходимы для роста растений.

В два стакана поместили семена огурца и кабачка. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли  и поставили в теплое место.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

Наши ушки на макушке.

Слушаем, запоминаем.

Ни минуты не теряем.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытия на этом уроке

Повторяют слова

Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Метапредметные:

- организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Вспомните, о чем говорили на прошлом уроке? А помогут нам загадки:

1).Одеяло белое не руками сделано

Не ткалось и не кроилось

С неба на землю свалилось.   (СНЕГ)  

 

2). Из-под облачных высот

Быстрый ветер их несет,

Мчат, друг дружку обгоняя,

Как одна большая стая.    (СНЕЖИНКИ)

3) Очень добродушная

Я, мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.   (ВОДА)

4)Растёт она вниз головою

Не летом растёт, а зимою

Но солнце её припечёт,

Заплачет она и умрёт.      (СОСУЛЬКА)  

 

 С какими свойствами познакомились?  1. Чем похожи снег и лёд? ( Мы узнали, что снег и лёд – это замёрзшая вода. В тепле снег и лёд тают, и образуется вода)

2. Чем они различаются? (Снег рыхлый, а лёд – хрупкий. Снег белый, а лёд – прозрачный. Снег непрозрачный, а лёд – прозрачный)

Отвечают на вопросы

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- учиться работать в группах и парах;

Регулятивные:

- определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться технологии оценивания учебных достижений.

3.Выявление места и причины затруднения

Звучит аудиозапись «Звуки леса» (закрыть глаза)

- Где можно услышать эти звуки?

- Что вы вокруг увидели? Что там растёт? (Деревья, кустарники, травы)

- Как можно назвать все то, что вы назвали одним словом? (Растения.)

Рассматривают картинки, подбирают обобщающее слово для данной группы предметов.

Высказывают свои предположения.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

Регулятивные:

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

4. Построение проекта выхода из затруднения.  Постановка цели.

- О чём пойдёт речь на уроке?

- Как вы думаете, растения живые? Почему?

- (Растения растут, размножаются, приносят потомство, умирают, значит  - они живые.)

-На какой вопрос нам надо ответить? Как живут растения?

Тема урока: Как живут растения!

Какую цель поставим на этот урок?  Познакомиться с условиями жизни растений, повторить, из каких частей они состоят.

Высказывания учащихся

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цели.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

Регулятивные:

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

5.Открытие новых знаний

Физминутка

Практическая работа

(Задание в парах) Распределите на группы все растения.

-В 1 паре- травянистые растения.

 -Почему вы отнесли их к группе трав?

Во 2 -  кустарники.

Почему вы отнесли их к группе кустарники?

 -В 3 паре-  деревья?

Почему вы отнесли их к группе деревьев?

 - Как назвать одним словом деревья, кустарники, травы? (растения)

-В 4 паре –комнатные растения.

Есть ещё группа растений, которая растет у нас на подоконнике.

-К какой группе растений мы их отнесем? (комнатные) Почему?

-Что общего у всех растений, (из каких частей состоит растение) узнаем выполнив задание в парах. (в парах ставят стрелки к  частям растения). Показ 1 ученика у доски. (плакат)

(Все растения имеют корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами)

-Скажите, пожалуйста, как начинается жизнь растений?

Мы с вами проращивали семена в  баночках. Какова была цель опыта? Расскажите о результатах опыта (баночки на столе у детей)

-Какие семена проросли? (Те, что были замочены водой)
-Что повлияло на то, что семена стали прорастать?

(на доске карточки ВОДА, ТЕПЛО.)
- Откуда в природе растения получают воду и тепло?
 (Воду от дождей, тепло от солнца.)
- Если семена останутся в банке, сможет ли растение развиваться?
- Что необходимо сделать с проросшими семенами? ( посадить)

(2 ученика садят семена)

- С сегодняшнего дня мы будем вести наблюдения за посаженными семенами, и отмечать результаты в Листке наблюдений.
- Если мы посадили проросшие семена в ящик, куда нужно поставить его?
- Почему? Что ещё нужно растениям? (Свет, воздух.)
-  Какие же условия  необходимы для проращивания растений? (Для жизни растениям необходимы: вода, тепло, свет, воздух, почва)
- Ну ещё одно правило- бережное отношение со стороны человека.

Учащиеся  рассказывают о своих наблюдениях по проращиванию семян , демонстрируют результаты своей работы.

Делают вывод:  чтобы растение проросло, нужны свет, вода, тепло и воздух

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

Регулятивные:

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

6.Физкультминутка

« Деревцо»

7.Первичное закрепление

 с проговариванием во внешней речи.

Работа с учебником с. 70-71. 

Послушайте загадку и догадайтесь, о чём идёт в ней речь.  

- В золотой клубочек спрятался дубочек. (жёлудь)

- Что такое жёлудь?  (Плод дуба)
Рассмотрите рисунок и расскажите, как же в таком маленьком жёлуде может спрятаться целое дерево?

( в парах)

-Просмотр видеоролика «25 дней из жизни фасоли»

Вспоминают, что жёлудь – это плод дуба, а внутри находится семя.

Называют последовательность превращения семени во взрослое растение: 1.Прорастание семени: образование корня, стебля и первых листьев.

2.Период роста растения: увеличение размеров растения.

3.Период созревания: взрослое растение зацветает и плодоносит, т.е. появляются жёлуди.

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса

Коммуникативные:

- учиться работать в парах;

- учиться выполнять различные роли в парах.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа в рабочей тетради (приклеить картинки по порядку)

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом.    (КОЛОС)

- Как из зёрнышка появляется колос?

(Перед вами рисунки, расположите и наклейте их в правильном порядке)

http://okr-mir.ru/uploads/posts/2016-06/1465061835_1.jpg

Работают в тетради (с.48): самостоятельно определяют последовательность прорастания колоса из зёрнышка:

- читают задание;

- раскладывают картинки;

- осуществляют самопроверку;               - наклеивают картинки.

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы;

Регулятивные:

- определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться технологии оценивания учебных достижений.

9.Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель:

 включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

Практическая работа

- Рассмотрите картинки. К какой группе относятся растения, изображённые на картинках?  Предлагаю задание для каждой группы – определить правила ухода за комнатными растениями по рисункам учебника на стр.72: 1-ая пара – по первому рисунку; 2-ая – по второму рисунку; 3-я пара – по третьему рисунку; 4-ая – по четвёртому рисунку.

1-пара– « Для чего нужно поливать цветы?»

2- пара – «Зачем нужно рыхлить землю? И как правильно это сделать?»  (В рыхлую землю поступает кислород и вода при поливе быстрее попадает в корни растения. Это способствует росту хорошей корневой системы растения, что приводит к обильному цветению растения).

3-я пара – « Зачем нужно протирать листья растений?»  (насыщают кислородом воздух в помещении)

4-ая пара – определить подходящее место в классе для горшка с цветком и отвечают на вопрос «Где лучше ставить горшки с цветами?»

- У кого есть дома комнатные растения?

-Кто у вас дома ухаживает за комнатными растениями?
- А вы помогаете?
- Как правильно ухаживать за растениями? (поливать, протирать листья, рыхлить почву, удобрять)

Прочитайте в учебнике сообщение Мудрой Черепахи и сравните с нашим выводом.

-Что можете сказать? (Наш вывод совпадает со словами Мудрой Черепахи.)

- Как называется профессия человека, который ухаживает за растениями? (садовник, садовод).

Высказывают предположения.

Рассматривают иллюстрации в учебнике, отвечают на вопросы. Делают вывод о том, что комнатным растениям необходимы: свет, тепло, вода и воздух, поэтому за ними нужно ухаживать.

Выполняют работу у доски после обсуждения в группе и делают выводы

Чтение учащихся по учебнику.

Высказывают свои мнения о пользе профессии.

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Регулятивные:

- определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Личностные:

- бережно относиться к ценностям природы;

- понимать свою ответственность за состояние природы.

10.Рефлексия

- О чём мы с вами сегодня говорили? (Как живут растения?)

- Достигли цели урока?

- Как надо относиться к растениям?(Заботиться, любить, беречь.)

- Какую пользу мы получаем от растений?

- Что необходимо для жизни растений?
- Оцените свою работу на уроке.

-У меня отличное настроение, я хорошо поработал на уроке, могу оказать помощь одноклассникам.

-Мне грустно, я  работал, но мне нужна ещё помощь.

-Я расстроен, потому что мне было трудно, я не понял.

- Спасибо за работу! Урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя, оценивают свои достижения с помощью смайликов.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

Регулятивные:

- учиться технологии оценивания учебных достижений.

Литература:

  1. Интернет- источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочная разработка по окружающему миру, тема: " Леса России"

Тема:                    "Леса России»".Цели: сформировать у учащихся представление о лесной зоне; ознако...

Поурочные разработки по окружающему миру 3 класс УМК "Перспектива"

Помощь учителю на уроках окружающего мира в 3 классе...

Методическая разработка урока окружающего мира "Где живут белые медведи"

Технологическая карта урокаТест проверки усвоения учебного материала...

Поурочные разработки по окружающему миру по программе Занкова (2 класс)

Цель: расширять знания учащихся о жизни на Земле, связи прошлого с настоящим....

поурочные разработки по окружающему миру "Школа России" 1 класс

Поурочные разработки по предмету "Окружающий мир" 1 класс к учебному комплекту А.А. Плешакова...

Поурочные разработки по окружающему миру 3 класс

Поурочные разработки по окружающему миру 3 класс...