поурочные разработки по окружающему миру 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Монгуш Долаана Петровна

окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pourochnye_razrabotki_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass.zip1.88 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 12.10.               Урок 10. РАВНИНЫ И ГОРЫ РОССИИ

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с равнинами и горами на территории России, определения границы знания
и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о равнинах и горах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, работать по карте.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

Мультимедийный учебник Кирилла и Мефодия «Окружающий Мир».

http://rudocs.exdat.com/docs/index-483653.html

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

 физическая карта России; схемы; рисунки и фотографии с изображением изучаемых объектов

Основные
понятия

Равнины, горы


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Звучит в записи припев «Песни о России» (слова
О. Высотской, музыка В. Локтева):

Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней…

– Почему в целом свете нет страны роднее России?

– Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие
по нашей великой стране. Мы пройдем по стране,
с востока на запад и с юга на север. Вы узнаете, как выглядит земная поверхность нашей страны

Слушают, принимают участие в диалоге.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения.

Личностные: понимают значение знаний для человек; проявляют интерес к изучаемому предмету; имеют мотивацию
к работе на результат

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Изучение нового материала

Загадка.

Рассказ учителя (сопровождается демонстрацией слайдов).

Предлагает послушать загадку:

Доброе, хорошее, на всех глядит,

А людям на себя глядеть не велит.

– Это Солнце. Вот и наше «солнце» будет помогать нам путешествовать по стране. Где встает солнце?
С востока страны мы начнем путешествие. Но сначала повторим условные цветовые обозначения на физической карте.

Слушают, отвечают на вопросы учителя.

Повторяют
условные обозначения
на карте.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собствен-

Устные ответы,

сообщения


.

1

2

3

4

5

6

7

Работа с физической картой.

Индивидуальные сообщения учащихся (по ходу рассказа учителя).

Работа со словарем.

– Мы на полуострове Камчатка (показывает слайд).

«Солнце» закрепляет над полуостровом Камчатка.

– Что вы можете рассказать о поверхности полуострова?

Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту?

(Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6–7 лет, извержения продолжаются по нескольку месяцев. Высота вулкана 4750 метров. А всего на полуострове 28 вулканов.)

– Продолжаем путешествие, и наше «солнце» останавливается над Среднесибирским плоскогорьем. Что вы видите на карте? Как вы думаете, что означает слово «плоскогорье»? Более точное толкование можно найти в словаре С. И. Ожегова: «Плоскогорье – место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее выше уровня моря».

Демонстрирует слайды с изображениями Среднесибирского плоскогорья.

– А теперь отправляемся на юг страны, точнее на юг Сибири.

«Солнце» закрепляет над горами Алтай и Саяны.

– Какую форму земной поверхности мы видим здесь? Какие это горы? Что вы можете сказать о высоте этих гор?

Просматривают слайды.

Слушают сообщение ученика.

Читают определения понятия в словаре.

Отвечают
на вопросы.

ные знания; осуществляют поиск способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения не-


1

2

3

4

5

6

7

Сообщение ученика.

Сообщение ученика.

Демонстрация опыта.

Демонстрирует слайды с фотографиями Алтайских
и Саянских гор.

(Эти горы высокие. На карте они изображены темно-коричневым цветом. На Алтае самая высокая гора Белуха. Ее высота 4506 метров. А еще Алтай входит в список Всемирного наследия России.)

– Продолжаем наше путешествие.

«Солнце» закрепляет над Западносибирской равниной.

– Что вам рассказывает об этой равнине карта?

(Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в зеленый цвет. Значит, это низменность. Большая часть территории – это болота. По равнине течет много рек. Западно-Сибирская равнина – это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют «плоская равнина».)

– Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Проведем опыт. На поверхность стола нальем воды. Что произошло? Вот так же и вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает в глубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины. Продолжаем путешествие, и «солнце» повисает над Уральскими горами (закрепляет «солнце»).

Просматривают слайды. Слушают сообщение ученика.

Рассматривают карту, отвечают.

Слушают сообщение ученика.

Наблюдают, делают выводы.

обходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; имеют мотивацию
к работе на результат

1

2

3

4

5

6

7

Сообщение ученика.

– Что вы видите на карте? Рассмотрев карту, что вы можете рассказать об этих горах? Это Уральские горы. Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора – Народная, ее высота 1895 метров. Уральские горы невысокие. Сравните две горы: на Урале – Народную и на Алтае – Белуху. Что это доказывает?

Демонстрирует слайды «Уральские горы».

(Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то, много лет назад, его называли «Каменный пояс». Реки стекают с Уральских гор и на запад – в Европу и на восток – в Азию, потому что Урал делит материк Евразия на два континента – Европу и Азию.)

«Солнце» закрепляет над Восточно-Европейской равниной. 

– Где мы делаем следующую остановку? Мы остановились на Восточно-Европейской равнине. Это – равнина, потому что на карте она изображена светло-зеленым цветом. И на ней, как заплатки, пятна желтого цвета. Попытаемся открыть тайну желтых пятен.
(Демонстрирует слайды.) Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины? Так в чем же тайна желтых пятен? Да, это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют холмистой.

А сейчас держим путь на юго-запад и закрепляем наше «солнце» над Кавказскими горами. Что рассказывает нам карта?

Рассматривают карту.

Просматривают слайды. Сравнивают две горы.

Слушают сообщение ученика.

Просматривают слайды.
Делают
выводы.

1

2

3

4

5

6

7

Сообщение ученика

(На карте – Кавказские горы. Они высокие, потому что обозначены коричневым цветом. Самая высокая гора – Эльбрус. Ее высота 5642 метра.)

– Сравним Народную, Белуху и Эльбрус.

Демонстрирует слайды «Кавказские горы».

– «Солнце» закатилось на западе, и наше путешествие от восточных до западных границ нашей страны подошло к концу

Слушают сообщение ученика.

Просматривают слайды

III. Практическая деятельность

Проверка
полученных знаний.

Задания
из электронного приложения к учебнику

Используется мультимедийный учебник Кирилла
и Мефодия «Окружающий Мир».

1. Расставить значения высот в соответствии с цветом.

2. Выделить области карты, на которых расположены равнины.

3. Выбрать, какая равнина расположена ниже другой относительно уровня моря.

4. Перенести на карту названия горных систем.

5. Выделить на карте горную систему, которую в старину называли Каменным поясом.

6. Закончить предложения, соединив приведенные фразы.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

Выполняют
задания

Индивидуальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения
последовательности

работы

Выполненные

задания


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

– Сравните горы по высоте и прочитайте слово, которое солнце говорит вам. (Спасибо.)

Читают вывод в учебнике (с. 70)

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. 

Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся
к приобретению новых знаний

Уст-

ные ответы

V. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с.4-18 «Проверь себя».

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

Задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные разработки по окружающему миру 3 класс УМК "Перспектива"

Помощь учителю на уроках окружающего мира в 3 классе...

Поурочные разработки по окружающему миру по программе Занкова (2 класс)

Цель: расширять знания учащихся о жизни на Земле, связи прошлого с настоящим....

поурочные разработки по окружающему миру "Школа России" 1 класс

Поурочные разработки по предмету "Окружающий мир" 1 класс к учебному комплекту А.А. Плешакова...

Поурочные разработки по окружающему миру 3 класс

Поурочные разработки по окружающему миру 3 класс...

Поурочные разработки по окружающему миру для 3 класса

Поурочные разработки по окружающему миру для 3 класса...

Поурочные разработки по окружающему миру, 4 класс

В помощь учителю начальных классов, по УМК "Школа России"...