Урок окружающего мира "Зелёная аптека"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Урок окружающего мира "Зелёная аптека", 2 класс УМК "Гармония". Урок открытия нового знания с использованием игровых технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 22.67 КБ |
Презентация к уроку | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира во 2 классе (УМК «ГАРМОНИЯ»)
Тема: ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА
Цель: узнать, какое значение имеют растения для здоровья человека и как они помогают ему справиться с болезнями.
Задачи урока:
1. Обобщить знания учащихся о растениях, полученные ими в первом классе, дополнить их сведениями о лекарственных растениях, их целебных свойствах.
2. Продолжить формирование умения характеризовать тела окружающего мира (растения), сопоставлять их описание и зрительный образ, умение работать с текстом, с дополнительной литературой.
3. Воспитывать экологически грамотное поведение в природе.
Оборудование урока: учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой, школьный словарик «Растения России», гербарий, «Красная книга растений», буклеты, презентация.
ХОД УРОКА
I Введение в урок.
У. – Начать наш урок я хочу со стихотворения Екатерины Серовой «Зеленая страна».(слайд1)
Я люблю побродить
По зеленой стране.
Здесь друзей заводить
Очень нравится мне.
На сюрпризы горазд
Молчаливый народ
И за то, что отдаст,
Ничего не берет.
В той стране благодать,
Удивительный свет.
Вот бы нам разгадать:
В чем тут главный секрет?
Загляни-ка со мной
В эту славную жизнь
И с зеленой страной
Навсегда подружись.
Приглашаю вас в путешествие по зеленой стране. Путешествие будет необычным, а кроссворд поможет нам определить тему урока. (Дети предварительно работали дома с иллюстрацией учебника на с.33)
КРОССВОРД (слайд 2)
– Ягоды этого растения помогают восстановить зрение (черника).
– Из ягод этого растения готовят витаминный общеукрепляющий напиток (шиповник).
– Листьями этого растения очищают кожу (чистотел).
– Ягоды этого растения оранжевого цвета, густо облепляют ветки, сок применяют при внутренних болезнях (облепиха).
– Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти – нагнись солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (подорожник).
– Душистый мед этого дерева принимают при простудных заболеваниях (липа).
(из букв складывается слово «аптека»).
У. – А причем здесь название растений и аптека? (дети рассуждают).
Аптека – специальное учреждение, где продают и изготавливают лекарства.
А если это аптека из зеленой страны, значит ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА .
Если ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА – значит растения не простые, а лекарственные.
Вот мы и определили тему сегодняшнего урока: ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА.
II Работа по теме урока.
У. – Сегодня на уроке вы будете соавторами учителя. Давайте послушаем выступления ваших одноклассников о лекарственных растениях (выступления детей с опорой на гербарий и слайд3)
Черника – это кустарник, 15-40 см высотой с очень длинным корневищем. Ягоды черники сочные, имеют мягкий чуть вяжущий сладковатый вкус. Единственный минус – они пачкаются, чернят пальцы, губы, язык. Поэтому дано название растению черника. Черника хороший медонос, из ягод делают варенье, сок. Ягоды черники используют и в лечебных целях: это нежное вяжущее средство при расстройствах ЖКТ. Сок черники улучшает зрение, им даже можно промывать глаза.
Шиповник – растет по берегам рек на лугах, по опушкам леса. Цветет шиповник в мае. К концу августа созревают мясистые темно-красные ягоды. Ветки усажены книзу шипами. Происхождение названия связано со словом «шип». В народе говорят, что шиповник излучает красоту, он насыщает воздух нежным ароматом. Плоды шиповника – неоценимый подарок, преподнесенный нам щедрой природой. В них содержится огромное количество витамина С, гораздо больше, чем во всех остальных фруктах и ягодах.
Облепиха – родина ее Сибирь. Это высокий колючий кустарник (или небольшое дерево). Ветки кустарника облеплены плодами, плоды ароматны и сочны, окрашены в оранжевый, белый, красный цвета различных оттенков и насыщенны витаминами. В переводе с древнегреческого название этого кустарника означает «лошадь» и «блестящий». В древней Греции для лечения лошадей употребляли листья и молодые веточки облепихи. Лошади поправлялись и шерсть их приобретала блеск. Облепиха богата маслом. Масло используют как ранозаживляющее средство. А сок – для лечения внутренних органов.
Подорожник – растет вдоль дорог, на лугах, пустырях. Подорожник – путешественник, хотя вроде и сидит в земле неподвижно. Один экземпляр осенью дает примерно 14 тысяч семян. Растение очень быстро расселяется по всем дорогам. Листья подорожника оказывают ранозаживляющее действие, а отвары используют как эффективное средство при болезнях желудка.
Липа – стройное дерево до 30 метров в высоту. Цветет в июне, июле. Живет обычно 150-200 лет. Цветки собраны в соцветия с желто-зеленым крылышком. Привлекают насекомых-опылителей, и это крылышко и яркость самих цветков, и их аромат. Пчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи собираются на липе, а после захода солнца – бабочки ночные, жуки, златоглазки. Насекомые 70 видов посещают липу, всем хватает пыльцы и нектара. Липовый мед очень ценный продукт. Рекомендуется при простудных заболеваниях, сердечных, и желудочных.
Ромашка – растет по полям, лугам, около жилья и вдоль дорог почти по всей России. Встречается ромашка непахучая, ромашка пахучая, ромашка аптечная. Цветки и листья аптечной ромашки имеют сильный аромат и горьковато-пряный вкус. Родина аптечной ромашки – Америка. Как ромашка попала в Россию? Оказывается вместе с американским зерном. Сначала в трюмы парохода, затем поехала по железнодорожным путям. В мешках оказались дырки, в полу вагонов – щели, и мелкие семена американской ромашки сеялись по полотну железной дороги. Вскоре железнодорожные насыпи покрылись ранее невиданной мягкой и очень ароматной травкой. Так, приехав к нам «зайцем» американская ромашка не только расселилась повсеместно, но и проникла в аптеку. Отвары цветков ромашки применяют при простудных заболеваниях и лечении внутренних органов.
Малина – почти всегда растет зарослями. Знайте: то, что мы называем ягодой малины, – это вовсе не одна ягода, а много-много маленьких ягодок, может быть 50, а может быть, и 100. Эти ягодки сидят на маленькой шишечки, да так тесно, что самой шишечки не видно. Красные душистые плоды малины едят в свежем виде, варят варенье. Чай из сухой малины – хорошее потогонное средство. Веточки малины используют для принятия ванн.
Чистотел – травянистое растение. Растет в огородах, по обочинам дорог. Издавна люди используют его при заболеваниях кожи. Потому и название – чистое тело. Белый сок в стебельках растения – ядовит. Поэтому растение требует осторожного обращения с собой.
У. – Спасибо, юным исследователям за интересные сообщения. Давайте обобщим из каких частей состоят растения (корень, стебель, листья, плоды - слайд 4). В лечебных случаях части каждого растения нужно применять по назначению (слайд 5).
Назовите части растений, используемых в народной медицине, опираясь на слайд6. Приходилось ли вам лечиться этими растениями? (дети рассказывают о лечении малиной, липовым медом и т. д.)
ФИЗМИНУТКА
ВЕНОК.
(учитель читает стихотворение и показывает детям движения, дети повторяют)
Цветут ромашки на лугу,
В траве краснее мак.
Из них венок сплести могу
Вот так, вот так, вот так!
Давай вдвоем сплетем венок,
Ведь это же пустяк:
Вплетай за кашкою вьюнок
Вот так, вот так, вот так!
Сорвем красивый василек,
С дорожки сделав шаг –
И можно примерять венок
Вот так, вот так, вот так.
Лечение травами давно известно в народе. Люди, которые собирали травы, высушивали их и применяли в лечении болезней, назывались травниками. (словарная работа)
Раздел медицины, разрабатывающий и применяющий методы лечения растениями, называется фитотерапия. Фитотерапевт – врач, специалист по фитотерапии. Фармацевт – специалист по изготовлению (составлению) лекарственных растений. (словарная работа)
У. – Но прежде чем найти действительно полезное для человека растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались и люди погибали. Травники должны четко знать, какое растение от чего помогает, какую часть растения нужно использовать, чтобы приготовить лекарство.
Многие лекарственные растения ядовиты, использовать их надо по назначению врача.
О некоторых из них узнаем из материала учебника с.35 (слайд 20, обсуждение).
У. – Многие лекарственные растения занесены в КРАСНУЮ КНИГУ (слайд 21).
У. – Послушайте сообщения детей о бархате амурском и водяном орехе (слайд 22).
У. – Оказывается, чтобы стать настоящим травником, нужно соблюдать определенные правила. Послушаем их. Девочка зачитывает советы, потом раздает буклеты (прилагается).
Советы сборщика лекарственных растений (слайд 23).
Лучше всего сбор трав следует проводить в сухую погоду.
– Траву и цветы собирают во время цветения.
– Корни выкапывают осенью, в период увядания наземной части растений, или ранней весной.
– Семена собирают при полном их созревании.
– Почки растений заготавливают ранней весной.
Большинство трав надо сушить в тени с постоянным проветриванием.
Высушенные травы должны легко ломаться, но не крошиться и иметь практически свой натуральный цвет.
Хранить сборы трав или отдельные травы в домашней зеленой аптеке надо в бумажных пакетах или стеклянных банках и обязательно писать название травы и дату сбора трав.
Сроки хранения лекарственных трав:
- Травы, цветы, листья, почки – два года.
- Плоды – три года.
- Корни, кора, корневища – до пяти лет.
Проверка знаний.
У. –На экране названия растений и картинки (слайд 24). Я зачитываю о любом из них, а вы на листочках пишите номер растения.
1. Из ягод этого растения готовят витаминный общеукрепляющий напиток.
2. Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти. Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути.
3. Чай из этого варенья помогает как жаропонижающее средство.
4. Растение очень богато витаминами. Весной его добавляют в щи и пироги.
5. Душистый мед этого дерева принимают при простудных заболеваниях.
6. Ягода черного цвета – улучшает зрение.
Шиповник, подорожник, малина, крапива, липа, черника (слайд 25).
У. – Наш урок подходит к концу, пришло время подвести итог. Прочитайте самостоятельно вывод на странице 35 учебника «Это важно знать» (слайд 26).
Лекарственные растения помогают людям победить разные болезни. Из них готовят морсы, отвары, настойки, мази. Ими лечат простуду, головную и зубную боль, заживляют раны. Целебными могут быть листья, цветки и корни растений. Некоторые лекарственные растения ядовиты. Применять их можно только по рекомендации врача.
Какое значение имеют растения в жизни человека? (они дают кислород, имеют целебные свойства, в жару дают прохладу, тень)
Где растут лекарственные растения? (в лесу, в саду, на лугу).
Итог урока.
– Что вас удивило на уроке? Что показалось самым интересным?
Что узнали нового? О чем расскажете дома родителям?
Желаю вам всем крепкого здоровья!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аптека- это учреждение, в котором продаются, изготавливаются лекарственные средства.
1. Как появились лекарственные растения 2. Какие бывают лекарственные растения 3. Как правильно собирать лекарственные растения 4. Подобрать лечение для наших друзей
аптекарские огороды
1. Как появились лекарственные растения 2. Какие бывают лекарственные растения 3. Как правильно собирать лекарственные растения 4. Подобрать лечение для наших друзей
Лекарственные растения мята лотос алоэ ландыш ромашка анютины глазки клевер календула шалфей череда
1. Как появились лекарственные растения 2. Какие бывают лекарственные растения 3. Как правильно собирать лекарственные растения 4. Подобрать лечение для наших друзей
Работа с партнерами по плечу
1.СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДОЛЖЕН КАЖДОЕ РАСТЕНИЕ НУЖНО КЛАСТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГОГО, ИСПОЛЬЗУЯ ПОЛОТНЯНЫЕ МЕШОЧКИ 2.ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ОКОЛО ШОССЕ, ДОРОГИ, ТРАССЫ 3.ПРИ СБОРЕ ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ОН ДОЛЖЕН РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЗНАТЬ, ЧТО У ЭТОГО РАСТЕНИЯ НАДО ВЗЯТЬ: ЛИСТ, КОРЕНЬ ИЛИ СОЦВЕТИЕ. 4.ПРИ СБОРЕ РАСТЕНИЯ, ЗАНЕСЁННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ. 5.НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ НАДО ВЗЯТЬ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО 6.НЕ НУЖНО БРАТЬ СОБИРАЮТ ТОГДА, КОГДА В НЁМ МНОГО АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ.
1.СОБИРАТЬЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДОЛЖЕН 2.ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ 3. ПРИ СБОРЕ 4. ПРИ СБОРЕ 5. НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ 6. НЕ НУЖНО БРАТЬ КАЖДОЕ РАСТЕНИЕ НУЖНО КЛАСТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГОГО, ИСПОЛЬЗУЯ ПОЛОТНЯНЫЕ МЕШОЧКИ ОКОЛО ШОССЕ, ДОРОГИ, ТРАССЫ СОБИРАЮТ ТОГДА, КОГДА В НЁМ МНОГО АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ. ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ОН ДОЛЖЕН РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЗНАТЬ, ЧТО У ЭТОГО РАСТЕНИЯ НАДО ВЗЯТЬ: ЛИСТ, КОРЕНЬ ИЛИ СОЦВЕТИЕ. РАСТЕНИЯ, ЗАНЕСЁННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ. НАДО ВЗЯТЬ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО
ПОДОРОЖНИК РАНЫ, ПОРЕЗЫ, ССАДИНЫ. ОСТАНАВЛИВАЕТ КРОВЬ.
ВАЛЕРИАНА ПЕЧЕНЬ. БЕССОННИЦА. ГОЛОВНАЯ БОЛЬ.
МАТЬ-И-МАЧЕХА ОЖОГИ АНГИНА. БРОНХИТ. КАШЕЛЬ
ЗВЕРОБОЙ Кашель Укрепление дёсен Колики Болезни печени Боли в животе
Для полоскания горла при ангине при заболевании печени и желудка
Для улучшения аппетита
Много витаминов при простуде
При простуде при кашле
Я узнал(а)………….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Зелёная аптека"
Презентация является неотъемлемой частью урока окружающего мира № 52 "Зелёная аптека" в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа". Используя материалы этой презентации, учит...
презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме:"Травянистые растения. Лесная аптека." УМК «Начальная школа XXI века
Цели педагогической деятельностиСоздать условия для формирования представлений о травянистых и целебных растенияхТип урокаРешение частной задачиПланируемые образовательные результатыПредметные: научат...
Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Зелёная аптека " с использованием сингапурской методики
Буду рада , если урок будет полезен !...
Технологическая карта к уроку окружающий мир по теме: «Живая аптека»
На уроке учащиеся научатся выявлять полезные свойства лекарственные растений, использование личных наблюдений в решении учебных задач....
Технологическая карта к уроку окружающий мир по теме: «Живая аптека»
На уроке учащиеся научатся выявлять полезные свойства лекарственные растений, использование личных наблюдений в решении учебных задач....