Конспект урока окружающего мира 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру
Тема: «Страницы истории 20-30 годов»
Цели деятельности учителя: Сформировать представления учащихся о жизни страны в 20–30-е годы, ознакомление детей с историей появления СССР,
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать историю появления СССР;
- иметь представление о том, как жили люди в 20-30 годы;
- уметь работать с картой;
- формирование исторических понятий: СССР, колхоз.
Личностные:
- воспитывать любовь к родному краю, интерес к изучению истории;
- аргументировано отстаивать свою точку зрения по теме;
- иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группах.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация, раздаточный материал; историческая карта СССР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
Тема: «Страницы истории 20-30 годов»
Цели деятельности учителя: Сформировать представления учащихся о жизни страны в 20–30-е годы, ознакомление детей с историей появления СССР,
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать историю появления СССР;
- иметь представление о том, как жили люди в 20-30 годы;
- уметь работать с картой;
- формирование исторических понятий: СССР, колхоз.
Личностные:
- воспитывать любовь к родному краю, интерес к изучению истории;
- аргументировано отстаивать свою точку зрения по теме;
- иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группах.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация, раздаточный материал; историческая карта СССР.
Этап урока, методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1 мин. | - Здравствуйте, ребята. - Присаживайтесь. | Готовят рабочее место Садятся на свои места. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа | 2 мин. | - Ребята, о чем вы говорили на прошлом уроке? - Хорошо, вы верно сказали | - Мы говорили о последнем русском царе, о первой мировой войне, о гражданской войне. | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа | 5 мин. | Постановка цели и открытие темы - Ребята, послушайте стихотворение внимательно, так как в нем «спрятана» тема сегодняшнего урока. Как стало называться наше государство в 20-е годы? Красивы в убранстве лесов и озер Пятнадцать республик, пятнадцать сестер. Эстонка и русский, грузин и узбек С открытой душой породнились навек. Скрепили пожатья над кручами гор Пятнадцать республик, пятнадцать сестер. Казах и армянка, киргиз и таджик Для дружбы нашли самый верный язык. Единой семьею живут с давних пор Пятнадцать республик, пятнадцать сестер. Туркмен, украинка, латыш, белорус – Зовут отчим домом... - Правильно, сегодня мы поговорим с новым государством – Советским Союзом, узнаем, какие события произошли в это время - Какую поставим цель перед собой? | Слушают Предположения детей. (Советский Союз.) Познакомиться с историй появления Советского Союза | Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися; П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. |
IV. «Открытие» нового знания Наглядный: сопровождение презентации Словесный: беседа Практический: работа по карте Практический: работа с текстом Словесный: Работа с понятием Наглядный: Использование карты, Практический: работа по карте Словесный: Беседа Практический: Работа с учебником Словесный: беседа | 10 мин. | - В 1922 году на карте появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик или СССР. Внимательно посмотрите на карту, это территория Советского союза Государство существовало в 1922–1991 годах на большей части территории Российской империи. С начала 20-х годов и особенно после смерти В. И. Ленина в руководстве страны развернулась острая борьба за власть. Давайте узнаем, какие изменения произошли в это время. Прочитайте текст «Новое государство – Советский Союз» на с. 136–137 учебника. Ребята, что вы узнали из прочитанного? Почему государство так назвали? -Верно. Ребята, а кто может сказать, что такое СССР? СССР – государство, существовавшее с 30 декабря 1922 до конца 1991 года на территории бывшей Российской империи. Сколько республик вошло в СССР? Покажите их на карте, назовите столицы этих республик. Назовите столицу СССР. Что же происходило в Советском Союзе в 30-е годы? Для того чтобы узнать, читаем дальше на с. 137–138 учебника. -Как вы думаете, ребята, легко ли было крестьянам? - Все эти успехи в деревне были достигнуты за счет тяжелого труда самих крестьян. Им запрещалось самовольно покидать колхозы и уходить в города для работы на заводах и фабриках. А тех крестьян, кто все же не желал работать в колхозах и хотел трудиться отдельно от всех на своем участке земли, наказывали. У таких крестьян отбирали землю, некоторых вместе с семьями ссылали для работы и проживания в далекую и холодную Сибирь. - Ребята, слово «колхоз» для вас новое, но может кто-то может сказать нам что это? Колхоз- Coкpaщeниe: кoллeктивнoe xoзяйcтвo - пpoизвoдcтвeннoe oбъeдинeниe кpecтьян для кoллeктивнoгo вeдeния ceльcкoгo xoзяйcтвa на ocнoвe oбoбщecтвлённыx cpeдcтв пpoизвoдcтвa. - Как вы думаете, такое положение крестьян уже было в истории нашей страны? В какое время? Такое положение советского крестьянства очень напоминало жизнь сельчан в царское время, когда они были крепостными. | Смотрят на карту -Основным звеном в управлении государством стали Советы. Поэтому и новую власть назвали Советской, а государство – Советским Союзом. Государство, на бывшей территории Российской империи. Отвечают на вопросы. Выходят к карте. 15 республик. Столица- Москва. Читают и отвечают на вопрос. Предположения детей Предполагают и отвечают на вопрос Слушают учителя Предположения детей | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием ИКТ и источников информации; П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. П.л: анализ объектов с целью выделения признаков; П: смысловое чтение; П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; |
Динамическая пауза Практический: упражнение | 2 мин. | Динамическая пауза | Повторяют движения за учителем | Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. |
VI. Самостоятельная работа Практический: выполнение заданий в р.т. | 15 мин. | Самостоятельная работа Теперь мы попробуем сами составить карту СССР. На доске вы видите ватман с изображением контура СССР. Я раздам вам контур определенной страны, и вы по порядку выходите и приклеиваете свой контур, называете столицу. Откройте карту на странице 134-135 учебника и ориентируйтесь по ней. | Выполняют задание. | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
VII. Включение в систему знаний. Словесный: фронтальный опрос | 3 мин. | Обобщение Кто стоял у власти после 7 ноября 1917 года? - Как их стали называть позднее? - Почему новую власть назвали Советской? - Когда появилось новое государство – СССР? - Сколько республик входило в состав СССР? -Почему Москва стала столицей СССР? - Какие изменения произошли в государстве? - Что значит, культура понесла большие потери? - Что напоминал СССР в 30 – е годы? - Что было построено в то время? - Какие изменения произошли в деревне? - Легкой ли была жизнь в то время? Запишите домашнее задание: Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 136 – 138) | Обобщают изученный материал (большевики) (коммунистами) (Советы были основным звеном в управлении государством) (в 1922 году) (15) (в 1918 году из Петрограда туда переехало правительство) (В стране больше не было царя, помещиков и фабрикантов. Тысячи людей переехали в опустевшие квартиры и особняки. Началась борьба с неграмотностью.) (были уничтожены многие памятники и храмы) (огромную стройку) (новые города, заводы, электростанции, московское метро) (крестьяне получили землю и объединились в колхозы) (и в городе, и в деревне люди бедствовали. Жизнь была очень тяжелой.) | Р: осуществление итогового контроля; Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения; |
VII. Рефлексия деятельности Словесный: беседа | 2 мин. | - Какова была цель урока? Мы достигли поставленной цели? - Ребята, предлагаю вам продолжить предложения: Материал урока мне был… Сегодня я узнал, узнала… Меня удивило… Своей работой на уроке я… | Анализируют свою работу на уроке. | Р: анализ собственной работы. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...
Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя:· формирование знаний о Конституции РФ;·...
Конспект урока окружающего мира "Проект. Города России" (2 класс) УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о городах России; Планируемые результаты Предметные:знать особенности городов России;уметь анализировать и делать выводы.Личностные:...
Конспект урока окружающего мира Проект "Города России" (УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну. Планируемые результатыПредметные:Знат...
Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России.Планируемые результатыПредметные: знать: понятие «Золотое кольцо России&ra...
Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России" 3 класс)
Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые результатыПредметныезнать: что ...
Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" УМК "Школа России" 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: ознакомление детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями.План...