Конспект урока окружающего мира 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Чурикова Елена Юрьевна

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Страницы истории 20-30 годов»

Цели деятельности учителя: Сформировать представления учащихся о жизни страны в 20–30-е годы, ознакомление детей с историей появления СССР,

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать историю появления СССР;

- иметь представление о том, как жили люди в 20-30 годы;

- уметь работать с картой; 

- формирование исторических понятий: СССР, колхоз.

 

Личностные:

- воспитывать любовь к родному краю, интерес к изучению истории;

- аргументировано отстаивать свою точку зрения по теме;

- иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группах.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация, раздаточный материал; историческая карта СССР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Страницы истории 20-30 годов»

Цели деятельности учителя: Сформировать представления учащихся о жизни страны в 20–30-е годы, ознакомление детей с историей появления СССР,

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать историю появления СССР;

- иметь представление о том, как жили люди в 20-30 годы;

- уметь работать с картой; 

- формирование исторических понятий: СССР, колхоз.

Личностные:

- воспитывать любовь к родному краю, интерес к изучению истории;

- аргументировано отстаивать свою точку зрения по теме;

- иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группах.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация, раздаточный материал; историческая карта СССР.

Этап урока, методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

- Здравствуйте, ребята.

- Присаживайтесь.

Готовят рабочее место

Садятся на свои места.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

2 мин.

- Ребята, о чем вы говорили на прошлом уроке?

- Хорошо, вы верно сказали

- Мы говорили о последнем русском царе, о первой мировой войне, о гражданской войне.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

5 мин.

Постановка цели и открытие темы

- Ребята, послушайте стихотворение внимательно, так как в нем «спрятана» тема сегодняшнего урока. Как стало называться наше государство в 20-е годы?

Красивы в убранстве лесов и озер

Пятнадцать республик, пятнадцать сестер.

Эстонка и русский, грузин и узбек

С открытой душой породнились навек.

Скрепили пожатья над кручами гор

Пятнадцать республик, пятнадцать сестер.

Казах и армянка, киргиз и таджик

Для дружбы нашли самый верный язык.

Единой семьею живут с давних пор

Пятнадцать республик, пятнадцать сестер.

Туркмен, украинка, латыш, белорус –

Зовут отчим домом... 

- Правильно, сегодня мы поговорим с новым государством – Советским Союзом, узнаем, какие события произошли в это время

- Какую поставим цель перед собой?

Слушают

Предположения детей.

(Советский Союз.)

Познакомиться с историй появления Советского Союза

Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися;

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

IV. «Открытие» нового знания

Наглядный: сопровождение презентации

Словесный: беседа

Практический: работа по карте

Практический: работа с текстом

Словесный:

Работа с понятием

Наглядный:

Использование карты, Практический: работа по карте

Словесный:

Беседа

Практический:

Работа с учебником

Словесный:

беседа

10 мин.

- В 1922 году на карте появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик или СССР. Внимательно посмотрите на карту, это территория Советского союза

 Государство существовало в 1922–1991 годах на большей части территории Российской империи. С начала 20-х годов и особенно после смерти В. И. Ленина в руководстве страны развернулась острая борьба за власть.

Давайте узнаем, какие изменения произошли в это время. Прочитайте текст «Новое государство – Советский Союз» на с. 136–137 учебника.

 Ребята, что вы узнали из прочитанного? Почему государство так назвали?

-Верно.

Ребята, а кто может сказать, что такое СССР?

СССР – государство, существовавшее с 30 декабря 1922 до конца 1991 года на территории бывшей Российской империи.

Сколько республик вошло в СССР? Покажите их на карте, назовите столицы этих республик. Назовите столицу СССР.

Что же происходило в Советском Союзе в 30-е годы? Для того чтобы узнать, читаем дальше на с. 137–138 учебника.

 -Как вы думаете, ребята, легко ли было крестьянам?

- Все эти успехи в деревне были достигнуты за счет тяжелого труда самих крестьян. Им запрещалось самовольно покидать колхозы и уходить в города для работы на заводах и фабриках. А тех крестьян, кто все же не желал работать в колхозах и хотел трудиться отдельно от всех на своем участке земли, наказывали. У таких крестьян отбирали землю, некоторых вместе с семьями ссылали для работы и проживания в далекую и холодную Сибирь.  

- Ребята, слово «колхоз» для вас новое, но может кто-то может сказать нам что это?

Колхоз- Coкpaщeниe: кoллeктивнoe xoзяйcтвo - пpoизвoдcтвeннoe oбъeдинeниe кpecтьян для кoллeктивнoгo вeдeния ceльcкoгo xoзяйcтвa на ocнoвe oбoбщecтвлённыx cpeдcтв пpoизвoдcтвa.

- Как вы думаете, такое положение крестьян уже было в истории нашей страны? В какое время?

Такое положение советского крестьянства очень напоминало жизнь сельчан в царское время, когда они были крепостными.

Смотрят на карту

-Основным звеном в управлении государством стали Советы. Поэтому и новую власть назвали Советской, а государство – Советским Союзом.

Государство, на бывшей территории  Российской империи.

Отвечают на вопросы. Выходят к карте. 15 республик. Столица- Москва.

Читают и отвечают на вопрос.

Предположения детей

Предполагают и отвечают на вопрос

Слушают учителя

Предположения детей

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием ИКТ и источников информации;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

П.л: анализ объектов с целью выделения признаков;

П: смысловое чтение;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Динамическая пауза

Практический:

упражнение

2 мин.

Динамическая пауза

Повторяют движения за учителем

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

VI. Самостоятельная работа

Практический: выполнение заданий в р.т.

15

мин.

Самостоятельная работа

Теперь мы попробуем сами составить карту СССР. На доске вы видите  ватман с изображением контура СССР. Я раздам вам контур определенной страны, и вы по порядку выходите и приклеиваете свой контур, называете столицу. Откройте карту на странице 134-135 учебника и ориентируйтесь по ней.

Выполняют задание.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

VII. Включение в систему знаний.

Словесный: фронтальный опрос

3 мин.

Обобщение

Кто стоял у власти после 7 ноября 1917 года?

- Как их стали называть позднее?

- Почему новую власть назвали Советской?

- Когда появилось новое государство – СССР?

- Сколько республик входило в состав СССР?

-Почему Москва стала столицей СССР?

- Какие изменения произошли в государстве? 

- Что значит, культура понесла большие потери?

- Что напоминал СССР в 30 – е годы?

- Что было построено в то время?

- Какие изменения произошли в деревне?

- Легкой ли была жизнь в то время?

Запишите домашнее задание: Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 136 – 138)

Обобщают изученный материал

(большевики)

(коммунистами)

(Советы были основным звеном в управлении государством)

(в 1922 году)

 (15)

(в 1918 году из Петрограда туда переехало правительство)

(В стране больше не было царя, помещиков и фабрикантов. Тысячи людей переехали в опустевшие квартиры и особняки. Началась борьба с неграмотностью.)

(были уничтожены многие памятники и храмы)

(огромную стройку)

(новые города, заводы, электростанции, московское метро)

(крестьяне получили землю и объединились в колхозы) 

(и в городе, и в деревне люди бедствовали. Жизнь была очень тяжелой.)

Р: осуществление итогового контроля;

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

VII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

2 мин.

- Какова была цель урока? Мы достигли поставленной цели?

- Ребята, предлагаю вам продолжить предложения:

Материал урока мне был…

Сегодня я узнал, узнала…

Меня удивило…

Своей работой на уроке я…

Анализируют свою работу на уроке.

Р: анализ собственной работы.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...

Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

           Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о Конституции РФ;·...

Конспект урока окружающего мира "Проект. Города России" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о городах России; Планируемые результаты Предметные:знать особенности городов России;уметь анализировать и делать выводы.Личностные:...

Конспект урока окружающего мира Проект "Города России" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну. Планируемые результатыПредметные:Знат...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России.Планируемые результатыПредметные: знать: понятие «Золотое кольцо России&ra...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые результатыПредметныезнать: что ...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" УМК "Школа России" 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: ознакомление детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями.План...