Технологическая карта урока по окружающему миру "Самое главное вещество".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Силантьева Елена Владимировна

Технологическая карта урока по окружающему миру "Самое главное вещество". 3 класс. "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx151.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Силантьева Елена Владимировна

Школа: ГБОУ школа № 523

УМК: «Перспектива»

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Тема: Самое главное вещество

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: сформировать у учащихся представление о переходе воды из одного состояния в другое и о круговороте воды в природе.

Планируемые результаты

Предметные:

  = раскрывать значение слов и выражений: «испарение», «таяние», «замерзание», «конденсация», «круговорот воды в природе»;

 = иметь представление о воде и её распространённости на планете;

 = называть процессы перехода воды из одного состояния в другое;

= различать процессы превращения воды и обосновывать своё мнение;

= объяснять, как происходит круговорот воды в природе;

  = проводить исследование и оформлять вывод;

 = объяснять значение воды для живых организмов.

Метапредметные:

Познавательные:

- раскрывать значение слова «вода»;

- определять свойства воды и обосновывать своё мнение;

- различать состояния воды и обосновывать своё мнение;

- распределять картинки по группам, используя знания о жидком, твёрдом и газообразном состоянии воды;

- использовать приобретенные знания при выполнении ситуативного задания;

- осуществлять поиск информации в дополнительных источниках.

Регулятивные:

    - выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку;

- умение работать по инструкции;

 - применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение,  доказательства и др.),   устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные:

 - включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять  инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

 - понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий.

Личностные:

- проявлять интерес и позитивное отношение к изучению темы;

 - понимать необходимость бережного отношения к чистоте воды, необходимость экономить воду.

- проявлять осознание собственной успешности при изучении темы.

Этап

Продолж. (мин.)

Содержание

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

результат

ресурсы

1.Мотивация к деятельности

3 мин

 - «В 2008 г. на Марс был отправлен беспилотный космический корабль,

основной задачей которого было установить, есть ли на этой планете вода. Почему имен это интересовало учёных?

 - Наличие воды — непременное условие существования жизни на планете в том её виде, какой существует на Земле. Поэтому, если на Марсе есть вода, там

есть жизнь, но, разумеется, формы её и степень развития

могут быть точно установлены только после исследования

Марса людьми, высадившимися на планету.

Вода справедливо считается самым главным веществом, потому что без неё была бы невозможна жизнь на Земле, потому что она входит в состав всех живых организмов, а организм человека на 2/3 состоит из воды.

Обобщает ответы учащихся

Высказывают свои мнения.

3. Актуализация знаний

Повторим материал о телах и веществах по вопросам рубрики «Вспомним» (стр. 64 учебника).

(Последний из этих вопросов, по

существу своему проблемный, может служить поводом

к постановке учебной задачи данного урока)

 -Выясним, каким веществом является вода и почему её называют самым главным веществом на Земле.

Отвечают на вопросы учебника

2. Формулирование темы урока.

Учащиеся формулируют тему урока

3. Актуализация знаний

- Вспомните, что вы знаете о воде?

-Заполним таблицу «Знаю – узнал».(Приложение 1 )

Предлагает заполнить таблицу.

Заполняют таблицу.

75

4. Формул75

ирование целей урока.

Какова цель нашего урока?

(При формулировании целей пользуются таблицей – «не знаю» )

Формулируют цели урока.

5. Организация познавательной деятельности.

- Как вы думаете, хватает ли на

Земле воды для существования живых организмов?

- Определите по изображению на глобусе, где находятся запасы воды.

 - Как вода изображается на глобусе, планах и картах?

 - Какую часть земной поверхности занимает вода? (Вода занимает 3\4 площади Земли.)

 - Сделаем вывод.

Учебный диск. 1 слайд.

Практическая работа «Исследование свойств воды» - по Рабочей тетради – стр.44 – 45.

Работа в группах

  - Всё делаем по звуковому сигналу. Обратите внимание. На доске шумомер.  Следите при обсуждении за тем, чтобы уровень шума не был слишком высокий.

Так же у вас на столах находятся знаки:

-Прошу тишину.

-Эврика!

-Просим помощи!

После выполнения задания группой выбирается один ученик, который предоставит работу всему классу.

 -Заполним таблицу «Знаю – узнал».

- Почему вода изображается на глобусе и карте разными оттенками синего цвета?

  - Вода — это не только океаны, но и моря, реки, ручьи, озёра и пруды.

 - Знаете ли вы реки, озера, моря Санкт – Петербурга?

 - Основная водная магистраль города — река Нева, которая впадает в Невскую губу Финского залива, относящегося к Балтийскому морю.

Наиболее значительны рукава дельты: Большая и Малая Нева, Большая, Средняя и Малая Невки, Фонтанка, Мойка. Основные притоки Невы в черте города: слева — Ижора, Славянка, Мурзинка, справа — Охта, Чёрная речка.

Луга, Волхов,  Свирь, Вуокса, Оредеж.

1800 озёр, в том числе Ладожское — крупнейшее в Европе.

Онежское, Вуокса.

 - Отгадайте ребусы:

( Приложение 2 )

Игра «Реки и озера Санкт – Петербурга»

 - Прочитаем в учебнике

первый абзац теоретического материала на стр. 64.

 - Почему в учебнике дано понятие о пресной и солёной воде?

Что такое «пресная» вода?

 - Почти все живые существа, кроме океанических и морских обитателей, нуждаются в пресной воде, а её по сравнению с солёной не так уж и много, поэтому пресную воду нужно беречь.

В солёной воде могут жить

только морские водоросли, например, морская капуста. Наземные же растения солёную воду не переносят, поэтому ес-

ли почва засолённая (солонец), то на ней ничего не растёт.

Исключением являются кокосовые пальмы, которые растут

только на берегу океана и очень любят солёную морскую воду. Человек тоже не может пить морскую воду, поэтому многие спасшиеся на плотах после кораблекрушения люди гибли от жажды, если их не подбирало спасательное судно.

Какие животные и растения живут в Финском заливе? ( в соленой воде)?

Какие животные и растения живут в реках и озерах Санкт – Петербурга и Ленинградской области? ( в пресной воде)

Активность:распределить животных на 2 группы; живущие в морской и пресной воде.

 1.Нерпа

2. Сом

3. Окунь

4. Щука

5. Выдра

6. Бобер

7.Тюлень

9. Салака

10.Килька

Учебный диск. 4слайд.

 - Заполните таблицу.

- Рассмотрите

иллюстрации на стр. 64 —65 учебника. В каких состояниях

существует вода?

  - Вода существует в жидком и твёрдом состоянии.

 - При какой температуре вода находится в твердом состоянии?

А-  в жидком?

 В твёрдом — при температуре ниже 0° С, в жидком — при температуре выше 0° С.

 - Есть ли на Земле территории, которые постоянно покрыты снегом?

 - На Земле есть огромные территории, которые постоянно покрыты льдом, Арктика и Антарктика.

 - Найдите их на глобусе и карте.

Найдите на иллюстрациях учебника.

Учебный диск. 3 слайд.

Учебный диск. 5 слайд.

- А каком состоянии воды мы еще не говорили?

 - Посмотрим учебный диск.

Учебный диск. 2 слайд.

- Что такое «гейзер»?

- В прогнозах погоды часто передают сведения о влажности воздуха. Как вы думаете, что такое влажность воздуха, если в этот момент не идёт дождь?

Заполняют карту. Новые понятия: «влажность воздуха», «гейзер».

  - Давайте вспомним тёплое, солнечное лето. Рано утром вы

выходите из дома, ярко светит солнце, а на траве — капельки воды, а ведь дождя не было. Откуда взялась вода?

Куда она потом делась?

А куда исчезает водяной пар, который, нагреваясь под солнцем, поднимается всё выше и выше?

- Как объяснить то, что мы наблюдаем?

Учебный диск слайд №7.

Работа в парах.

 - Расскажите друг другу о круговороте воды в природе.

Диск «Мозаика»

 - Как используют воду в хозяйственной деятельности?

 - Прочитайте об этом в учебнике - стр.65 – последний абзац.

Диск слайд №9 «Гидроэлектростанция»

Диск слайд №10 «Цунами»

Задает вопросы

Наблюдает за проведением опытов.

Ведет беседу.

Показывает презентацию «Реки санкт – Петербурга»

Учитель демонстрирует опыт по конденсации водяного пара на холодной поверхности. Нагревает воду над которой закреплена тарелка со льдом. Вскоре нижняя часть тарелки становится влажной. На ней капли, которые начинают падать вниз.

Отвечают на вопросы

Делают вывод о том, что вода самое распространенное вещество, а значит, самое главное.

Работа в группах

1. «Оборудование» - указывают стрелками названия предметов.

2. Опыт1.

Опускают в стакан с водой стеклянную палочку. Записывают вывод.

3. Опыт 2.

Сравнивают цвет воды с цветом полосок.

Записывают вывод.

4. Опыт 3. Нюхают чистую воду.

Записывают вывод.

5. Опыт 4. Колбу с трубкой, заполненной подкрашенной водой опускают в горячую воду. Записывают вывод.

6. Опыт 6. Ту же колбу ставят в тарелку со льдом. Записывают вывод.

7. Делают общий вывод.

8. Определяют цель каждого опыта.

9. Описывают (устно) его ход.

10. Проверяют свои выводы по Приложению.

11. Оценивают свою работу, поставив «+» в квадратики.

Заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы

Отгадывают ребусы.

Называют реки и каналы. Кто назвал последний, тот выиграл.

Работа в парах.

Распределяют иллюстрации по группам.

При затруднениях детей зачитывается соответствующая

информация из текста на стр. 65)

Работа в парах.

По рисунку учебника рассказывают друг другу о круговороте воды в природе.

Заполняют «Мозаику» - круговорот воды.

Заполняют таблицу.

Новые понятия.

Читают текст учебника

Рефлексия

Заполнение таблицы.

«Проверочная работа» – диск

 

- Что понравилось на уроке?

 - Что показалось сложным?

 - Какими знаниями хотели бы поделиться?

Заполняют таблицу.

Выполняют задания «Проверочной работы» на диске.

Домашнее задание

  - Найти материал для ответов на проблемные вопросы (для работы совместно с родителями).

  1. Почему иней нельзя назвать снегом?

(Для справок.

Снегом обычно называют разновидность осадков, выпадаю-

щих из туч. Иней же — это замёрзшая вода из воздуха, близкого к поверхности земли. )

2. В сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» главный герой называет снег своим одеялом. Какова роль снежного покрова в сохранении растительности? Какие свойства снега способствуют этому?  

(Для справок. Снежный покров

играет для растений роль «одеяла», так как снежинки неплотно прилегают друг к другу, снежный пласт заполнен

воздухом, обладающим низкой теплопроводностью. Поэтому под снегом хорошо переносят зиму озимые посевы и вечнозелёные растения (брусника, клюква), сохраняются и

весной прорастают семена трав, кустарников и деревьев.)

3. Как ты думаешь, почему лёд не тонет в воде?

(Длясправок. Лёд легче воды, потому что вода при замерзании

расширяется. Поэтому лёд не тонет в воде и в водоёмах обычно около дна остаётся вода с температурой +4 °С, в которой могут жить водные растения и животные.)

4. В древности люди убирали со своих полей огромныекамни, которые они не могли сдвинуть с места, таким образом: в сильный мороз лили в трещины камня воду, а утром камень оказывался расколотым и его осколки люди могли вывезти с поля. На каком свойстве воды основан этот способ?

(Вода при замерзании расширяется, и образующийся лёд раздвигает трещины в камне, камень лопается, и его можно вывезти с поля.

3

Приложение 1

Самое главное вещество

Вопросы

Знаю

+

Узнал(а)

Новые

слова,

понятия,

факты

1.

Каким цветом  вода изображается на глобусе и  карте?.

2.

В каких трех состояниях встречается вода в природе?

3.

Что такое влажность воздуха?

4.

Что такое гейзер?

5.

При какой температуре вода превращается в лед?

6.

При какой температуре вода превращается в газообразное состояние?

7.

Какая вода в реках и озерах, а какая – в морях и океанах?

8.

Могу назвать 2 водоема Санкт – Петербурга и области

9.

Свойства воды ?

10.

Что происходит с водой при нагревании?

11.

Что происходит с водой при охлаждении?

12.

Значение воды для живых организмов.

13.

Могу назвать 3 животных Санкт – Петербурга и области

14.

Значение воды в хозяйственной жизни человека.

15.

Что такое цунами?

Приложение 2.

           

     

Нева

Фонтанка

Мойка

Самое главное вещество

1. Почему иней нельзя назвать снегом?

2. В сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» главный герой называет снег своим одеялом. Какова роль снежного покрова в сохранении растительности? Какие свойства снега способствуют этому?

3. Как ты думаешь, почему лёд не тонет в воде?

4. В древности люди убирали со своих полей огромные камни, которые они не могли сдвинуть с места, таким образом: в сильный мороз лили в трещины камня воду, а утром камень оказывался расколотым и его осколки люди могли вывезти с поля. На каком свойстве воды основан этот способ?

Самое главное вещество

1. Почему иней нельзя назвать снегом?

2. В сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» главный герой называет снег своим одеялом. Какова роль снежного покрова в сохранении растительности? Какие свойства снега способствуют этому?

3. Как ты думаешь, почему лёд не тонет в воде?

4. В древности люди убирали со своих полей огромные камни, которые они не могли сдвинуть с места, таким образом: в сильный мороз лили в трещины камня воду, а утром камень оказывался расколотым и его осколки люди могли вывезти с поля. На каком свойстве воды основан этот способ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Самое главное вещество".

Технологическая карта урока по окружающему миру "Самое главное вещество". 3 класс."Перспектива"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Тела, вещества, частицы".

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления о теле, веществе, частице.Задачи урокаДидактические:1) Познакомить обучающихся с многообразием тел, веществ, части...

Технологическая карта урока по окружающему миру УМК "Школа России". Тема: «Тела, вещества, частицы» (3 класс)

Цель урока: формирование представления о телах, веществах и частицах.Задачи урокаДидактические:1.Познакомить обучающихся с понятиями «тело», «вещество», «частицы»;2...

Технологическая карта урока русского языка «Язык - главный помощник в общении» 3 класс (УМК: "Перспектива")

Тема урока: «Язык - главный помощник в общении» Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования представления о значимости языка, как о главном средстве общения...

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме «Тела, вещества, частицы» (3 класс), УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о телах, веществах и частицах Задачи урокаДидактические:1.  Дать представление о том, что каждое ...

Технологическая карта урока по теме: Выделение главной мысли (идеи) рассказа В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным».

Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока: создать условия для формирования умения выделять главную мысль (идею) художественного произведения.Задачи: - познакомить обучающихся с краткой биографией В...