урок "Наш край"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
технологическая карта урока по окружающемй миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya-karta-uroka-okruzhayuschij-mir-4-klass.docx | 35.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта метапредметного урока по окружающему миру 4 класс
учитель Самарская Т.И.
Тема урока | Наш край | ||
Тип урока | Изучение нового материала | ||
Цель | Познакомить с географическим положением нашего края, с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека. | ||
Задачи | 1. Расширить знания детей о Родном крае, в котором они живут: водоёмы, растительный и животный мир, полезные ископаемые, достопримечательности края, города. 2. Развивать умение в поиске необходимой информации и анализа полученной информации. 3. Актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы: «Наш край». 4. Содействовать развитию нравственного отношения к истории и культуре родного края, воспитания чувства гордости, патриотизма, уважения к родному краю, Родине. 5. Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление. | ||
Планируемый результат | Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Познакомить с группами особенностей и привлекательностью нашего края. Научить работать | Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания; Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учащихся. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; договариваться с людьми: выполняя различные роли, работая в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения; формирование умения определять своё отношение к миру. Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке. | |
Методы и формы работы | Объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский метод, формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах, проблемный метод обучения. | ||
Оборудование урока | путеводитель «От земли до неба», энциклопедии, учебник, атласы, карты- Политико – административная карта России, физическая карта Республики Татарстан, карта Кайбицкого района, мультимедийный проектор, презентация, компьютер | ||
Место проведения урока | Класс | ||
Основные понятия | Российская Федерация, Республика Татарстан, полезные ископаемые, города, заповедники, достопримечательности края. | ||
Педагогические технологии | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированная технология, организация сотрудничества в малых группах, технология продуктивного обучения, проблемные технологии, технология критического мышления, ИКТ. |
Ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Технология | ||||||||||
1 | Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: настрой учащихся на урок, установка на сотрудничество. | В добрый день, добрый час! Я рада видеть вас! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. | Улыбнулись друг другу | Коммуникативные умения: адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного. | Технология личностно-ориентированного обучения | ||||||||||
2 | Актуализаци я знаний. Цель этапа: воздействие на эмоциональную сферу детей, вспомнить материал, изученный ранее. | Подготовка учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки. На этом этапе учитель направляет работу учащихся таким образом, чтобы они вспомнили (актуализировали) необходимые знания, умения и навыки для восприятия (открытия) новой информации. - загадка Ты держишь целый мир в руках - | В каждой группе учащихся своя карта они рассматривают её и говорят то, о чём она может рассказать 1 группа с.58 – физическая карта – С помощью окраски показаны формы рельефа: низменности, возвышенности, плоскогорья, горы. Показаны водные объекты: моря, омывающие Россию ); 2 группа с.72 – карта природных зон - территория с характерным климатом, почвой, растениями и животным миром | Познавательные умения: — раскрывать значение понятий «физическая карта», «рельеф», «природные зоны», «климат», использовать их в активном словаре; — уметь «прочитать» карту и обосновывать своё мнение. | Технология проблемного обучения | ||||||||||
3 | Самоопределение к деятельности, мотивация к учебной деятельности. Цель: учить детей формулировать тему и цель урока, находить информацию в словаре. | .(Звучит запись песни "Наш край") - Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? - Да, совершенно верно. Мы сегодня еще раз поговорим о нашем крае. Какова цель урока? - Что мы будем делать для достижения этой цели? (ответы детей) - Что означает слово край? (в словаря Ожегова) - — Какие определения для нас подходят? - Что вы называете родным краем? -Вот об этом мы и будем сегодня говорить на уроке. В начале урока Вы рассказывали о картах. Ещё раз проговорим о том, какие же карты знаем? | (Потому что говорить сегодня будем о нашем крае) Работа со словарем (Находят информацию самостоя тельно и рассказывают друг другу) - Край — слово многозначное. Посмотрим все его значения в толковом словаре. (1) Конечная линия, предельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обрыва, налить стакан до краев. 2) Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности). 3) В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Приморский край.) (Второе и третье.) (там где родился,пошёл в школу, бегал с друзьями на речку, в лес, край где родился, живёшь) - Дети называют. (можно открыть на учи ру. Разнообразие карт) | Регулятивные умения: — понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; — выполнять учебное задание в соответствии с планом. Коммуникативные умения: — адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога | Технология интегрированного обучения | ||||||||||
4 | Учебно-познавательная деятельность Цель – формировани е у учащихся представлени й о родном крае А) Работа по админитсративной карте России | -Давайте познакомимся с картой России (учебник с.136-137). Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? -Сколько республик, краёв, автономных округов в составе нашей страны? (85) -Найдите самые крупные, республики, края, автономные округа, где они находятся (Западно- сибирской равнине и Средне- сибирском плоскогорье) -Что можете сказать о Восточно- Европейской равнине (густонаселена) | Учащиеся выискивают информацию в учебнике, находят карту в учебнике, рассматривают её, затем рассказывают - (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующих точек и тире. Территории субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.) | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля Предметные умения: - учить читать карту по условным знакам; —определять его местоположение на карте; Коммуникативные умения: — адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству. | Технология проблемного обучения. | ||||||||||
Б) Работа по карте РТ В) Карта Кайбицкого района | — Найдите на карте территорию, где мы живем. https://uchi.ru/b2g/ctp/subject/world/lesson/313 - Какой город является главным на нашей территории? - Это наш край, наша малая Родина. Где расположен наш край? Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с соседями? с другими округами, республиками, краями? В какой природной зоне мы живем? | Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте, остальные находят у себя в учебнике. Наша республика расположена в восточной части Восточно-Еропейской ,или Русской , равнины, у слияния великих рек Европы Волги и Камы. Соседями Татарстана являются Чувашская республика, республика Марий-Эль ,Удмуртия,и Башкортостан, Кировская, Оренбургская, Самарская и Ульяновская области. Большая часть республики находится в зоне лесов и лесостепей. Здесь холодные зимы и умеренно- теплое лето. Мы имеем хорошо выраженные четыре времени года: весну, лето, осень и зиму. Каждое время года имеет свои прелести и особенности. Учащиеся работают в группах. (слайд 2) | |||||||||||||
| Физкультминутка Цель: изменить деятельность детей, ослабить утомление. | Утром стрекоза проснулась Подтянулась, улыбнулась. Раз- росой она умылась Два- изящно покружилась, Три- нагнуласьи присела На четыре – полетела. | Здоровьесберегающие технологии. Продуктивные технологии. | ||||||||||||
6 | Закрепление знаний. Цель: уметь работать с картой находить свой край на карте, находить нужную информацию из разных источников. | А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. - Что можно сказать о нашей территории, глядя на эту карту? Перечислите города, реки, населенные пункты. Найдите село, в котором мы живем. Чем богат наш край? -Ребята, что дает наш край стране? Доп. Информация: -В каком районе мы живём? (Кайбицкий район ) - На какой территории находится район? (Район находится на территории Восточно - Европейской равнины) - Найдите и назовите по карте наших соседей. (Граничит с Зеленодольским, Верхнеуслонским, Апастовским районами и республикой Чувашия) | На партах учебники, энциклопедии – дети осуществляют поиск информации. Географическое положение (равнина, плоскогорье, горы, соседи, природная зона). Климат моего края. –1 группа Особенности природы. Животный мир края - 2 группа Особенности экономики. (промышленность) – 3 группа-
| Предметные: уметь находить на карте свой регион; - характеризовать свой край по плану; Метапредметные: работать в паре с картой, определять свой край, составлять рассказ по плану. - Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий. Коммуникативные: - вступать в учебный диалог с учителем. | Проблемные технологии. Работа в группах. | ||||||||||
Закрепление знаний. Цель: уметь представить самостоятельно добытую информацию | А теперь проверим знания, которые получили на уроке. Предлагаю вам подготовить рассказ «Что расскажу иностранцам о моем крае». А помогут вам в этом карточки-помогайки. | Готовят рассказ на тему «Что расскажу иностранцам о моем крае».Каждая группа представляет свою информацию. | Познавательные: осуществляют логические действия; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений. Предметные: — рассказывать о природе родного края и Личностные: - желание приобретать новые знания и умения; Коммуникативные: - правильно формулировать собственные мысли. | ||||||||||||
7 | Рефлексивно-оценочный этап Цель: дать оценку учебным действиям; соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом | -Какую цель урока мы ставили? Что мы называем родным краем? О чём нам может рассказать административная карта России? - Что новое открыли для себя? - Где могут пригодиться в жизни новые знания?
| Анализ. Самооценка детей.
| Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке; осуществляют поиск средств достижения поставленных задач; учиться делать самооценку своей деятельности на уроке | Технология личностно- ориентированного обучения. |
Самоанализ урока
Урок был дан в 4 классе, учебное пособие «Окружающий мир» авт. А.А.Плешаков в соответствии с тематическим планированием.
Для проведения урока были поставлены цели и задачи, которые учитывают программные требования, содержание материала, необходимый уровень знаний и умений учащихся, требования ФГОС.
Цель: Познакомить с географическим положение нашего края, с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека.
Задачи:
1. Расширить знания детей о Родном крае, в котором они живут: водоёмы, растительный и животный мир, полезные ископаемые, достопримечательности края, города.
2. Развивать умение в поиске необходимой информации и анализа полученной информации.
3. Актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы: «Наш край».
4. Содействовать развитию нравственного отношения к истории и культуре родного края, воспитания чувства гордости, патриотизма, уважения к родному краю, Родине.
5. Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление.
Тип урока: изучение нового материала
Урок разработан в соответствии с требованиям ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. Все этапы урока выдержаны, прослеживался плавный переход от этапа к этапу. На уроке чередуются различные виды деятельности (индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах)
Урок начала с эмоционального настроя детей, на успех и уверенность в их знаниях.
Была осуществлена мотивация на получение новых знаний и на успешную индивидуальную и коллективную работу.
Опираясь на ранее приобретённые знания была проведена актуализация знаний. Переходу к новой теме способствовала одна из форм игровых технологий – загадка. При помощи наводящих вопросов я старалась добиться того, чтобы дети сформулировали тему и цель урока.
Учебный материал не давался в готовом виде. На протяжении всего урока дети «добывали» знания сами. Я предлагала ученикам рассказать о нашем крае, его географических особенностях, растительном и животном мире, климате.
Я применяла ИКТ для повышения мотивации учащихся, для развития внимания учащихся и познавательной деятельности.
На уроке были реализованы принцип наглядности (использование презентации, словарь, книги, разные карты ), принцип научности ( давала дополнительный материал, дети оперировали научными понятиями, работали с учебником для получения новых знаний).
Здесь еще один момент - межпредметная связь (окружающий мир – русский язык, литературное чтение). Ученики работали со словарём.
Старалась подобрать физминутку так, чтобы она соответствовала теме урока.
В течение урока преподносился дополнительный научный материал, который вызывал интерес. Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима, смена видов деятельности.
Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что поддерживало высокий уровень мотивации ребенка и позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.
На этапе рефлексии каждый ребенок сам оценил свою работу. Урок соответствует требованиям ФГОС. Мне удалось реализовать намеченный план урока, решить поставленные задачи и сделать выводы. Я считаю, что урок цели достигла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"
занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...
Кубанский край - казачий край.
Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...
Классный час "Край ты мой, родимый край!"
Воспитание любви к малой Родине....
Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...
Донской край - казачий край. Доноведение, 3 класс. Занятие
Конспект занятия по доноведению...
Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края
1. Познакомить учащихся с Красной книгой края и животными, которые в нее внесены, рассмотреть экологические правила,...
урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"
Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...