Ориентирование на местности.Компас
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Ориентирование на местности.Компас
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orientirovanie_na_mestnosti._kompas_.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»
Методическая разработка урока окружающего мира
по теме «Ориентирование на местности. Компас»
учитель начальных классов
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»
Косторная Светлана Юрьевна
Класс: 3
Цель: создать условия для знакомства с устройством компаса; содействовать развитию умений находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы и с помощью компаса.
Задачи: создать условия для формирования умения в определении сторон горизонта;
развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения школьников в исследовательскую работу;
создать условия для развития творческих способностей.
Ожидаемые результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ - умение планировать свою деятельность, оценивать свои действия, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
- познавательные: дополнять и расширять имеющиеся знания; научиться находить необходимую информацию; формулировать вывод и подтверждать свою точку зрения;
- регулятивные - определять тему и цели урока; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; выполнять оценку и самооценку;
коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; вступать в беседу на уроке, слушать собеседника и вести диалог.
ПРЕДМЕТНЫЕ – познакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним; научиться определять стороны горизонта на местности по разным признакам природы и с помощью компаса.
Форма проведения: урок открытия нового знания.
Оборудование:
для детей: учебник, тетрадь на печатной основе, листы А4, листы самооценки;
для учителя: учебник, проектор, презентация, компас.
Используемые источники
1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1-4 класс: Учебник. 3 класс 1 часть – М.: Академкнига / Учебник, 2014.
2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1-4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1. 3 класс 1 часть – М.: Академкнига / Учебник, 2014.
Интернет-ресурсы
Электронный учебник Окружающий мир 3 класс часть1 – Режим доступа: https://shop-akbooks.ru
Ход урока
№ п/п | Время, мин | Элементы методической структуры занятия | Содержание этапов занятия | Сопровождение |
1 | 2 | Мотивация учебной деятельности | - Доброе утро, дорогие ребята! - Посмотрите всё ли у вас готово к уроку? Хорошо! Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! Пожелаю всем удачи, И успешности в придачу! - Ребята, присаживайтесь за парты! В мире много интересного. Нам, порою, неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! | Презентация (слайд 1) |
2 | 5 | Актуализация субъективного опыта | - Сегодня мы будем продолжать постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля. -Давайте вспомним, о чём говорили на предыдущем уроке. - Дети, что объединяет эти слова? (Север, Юг, Запад, Восток) ( Эти слова называют основные стороны горизонта) - Что такое горизонт? (Часть земной поверхности, которую человек видит вокруг себя на открытой местности) - Что такое линия горизонта? (Линия, где небо как бы сходится с землёй) - Какие стороны горизонта, кроме основных, вы знаете? - Для чего нужно знать стороны горизонта? ( Ответы детей). - Подпишите стороны горизонта на схеме (учитель выдаёт схему ученикам) - Молодцы! Вы отлично справились с заданием. | Презентация (слайд 2) (слайд 3) |
3 | 5 | Фиксация затруднения в деятельности. Определение темы и цели урока | - А сейчас я вам предлагаю посмотреть фрагмент известной вам сказки «Маша и медведь» и ответить на вопрос «Что же произошло с девочкой?» и «Почему это произошло?» - Что же произошло с девочкой? (Она заблудилась в лесу) - Почему так случилось? - Каких знаний не хватило девочке? - О чём сегодня мы будем говорить на уроке? - Молодцы, ребята! Тема нашего урока «Ориентирование на местности. Компас» - Какую цель поставим? - Посмотрите на слайд и вставьте недостающие слова. Цели урока. А. Познакомиться с устройством ____________ и правилами его использования. Б. Определять основные стороны горизонта по ______________. В. Научиться _______________ по компасу. Продолжите предложение: «Если человек будет знать правила_______, он никогда не ________» - Итак, наша задача на сегодня, выяснить основные правила ориентирования, что нам может помочь в том, чтобы не заблудиться в незнакомой местности. | Видеофрагмент Презентация (слайд 4)
(слайд 5) |
4 | 5 | Восприятие и осмысление учащимися нового материала | - Давайте прочитаем, что же такое ориентирование? Ориентирование – это умение определять своё местоположение в пространстве или определять направление сторон горизонта. - Для чего нам нужно уметь ориентироваться? Работа по учебнику. - Откройте учебник на странице 40 и скажите мне, с помощью чего ещё можно ориентироваться на местности? (С помощью компаса) - Давайте прочитаем, что такое компас? Компас – прибор, который помогает определить стороны горизонта. Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север. Справа будет восток, а слева запад. - Из чего же состоит компас? Компас состоит из корпуса, магнитной стрелки и предохранителя. Как вы думаете, достаточно ли нам знаний, чтобы ориентироваться по компасу? Компас может помочь лишь тем, кто умеет им пользоваться. Прочитаем правила работы с компасом: •Положите компас на ладонь. •Освободите стрелку компаса от предохранителя. •Поверните корпус компаса так, чтобы конец синей части стрелки совпал с указателем С - север. | Презентация (слайд 6) Учебник (слайд 7) Презентация (слайд 8) |
5 | 1 | Физкультминутка | - Немного отдохнём. Ну - ка, дети, встанем в круг И покажем дружно юг. Взоры обратим на север. Все от холода присели. Потянулись на восток- Путь до солнышка далёк. Вместе с ним пустились в путь За горизонтом отдохнуть. | |
6 | 3 | Самостоятельная работа с текстом и поиск необходимой информации, практическое освоение полученных знаний | - Людей всегда влечет неизведанное, тянет в далёкие уголки Земли. Но как найти дорогу в незнакомом месте? Оказывается, это не проблема, ведь вокруг нас множество помощников, зная которые можно смело исследовать окружающий мир. Нужно лишь уметь ими пользоваться. Какие существуют способы ориентирования? - Для этого вам нужно изучить учебный текст на страницах 38-39, выделить в нем главную информацию. (Ответы детей) Ориентирование: - По солнцу - По звездам (лучшим ночным ориентиром является Полярная звезда, которая на видимом небесном своде всегда расположена на севере. Чтобы ее отыскать, надо найти созвездие Большой медведицы (“ковш” из семи звезд)). - По местным признакам | Учебник Презентация (слайд 9) |
7 | 10 | Применение знаний и способов действий. Работа в парах | -А сейчас поработаем в парах. Работать нужно вместе, дружно! Необходимо слушать и уважать мнение друг друга. Задание: давайте все наши знания о природных ориентирах поместим на нашу памятку «Чтобы не заблудиться в лесу!». - Посмотрите, у нас получились замечательные памятки! | Листы А4 |
8 | 3 | Этап обобщения и систематизации знаний | Самостоятельная работа в печатной тетради. - Ребята, поработаем по печатной тетради. Выполните на странице 16 №22. - А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте работу вашего соседа по парте. | Печатная тетрадь Презентация (слайд 10) |
9 | 2 | Итог урока | - Какие существуют способы ориентирования? - Для чего предназначен компас? - Как работают с компасом? - По каким местным признакам можно определить стороны горизонта? | |
10 | 2 | Рефлексия | - Какие цели мы ставили в начале урока? - Удалось ли их достичь? - Возникали у вас затруднения? - Вы смогли их преодолеть? Работа с листом самооценки - Сейчас проанализируйте свою деятельность на уроке и те, кто доволен своей работой, нарисуйте красный смайлик; а кто считает, что мог бы работать лучше, нарисуйте жёлтый смайлик. Поднимите свои смайлики вверх. | Презентация (слайд 11) |
11 | 1 | Оценивание деятельности учащихся на уроке | -Ваша работа на уроке, а также то, как вы сами оценили свою работу на листах самооценки, помогли мне поставить вам такие оценки… | |
12 | 1 | Домашнее задание | - Стр. 38-41 читать и пересказывать. - Стр. 42: 1 вариант – устно ответить на вопросы №1-5. 2 вариант – устно ответить на вопросы №6-10. -Урок окончен. Спасибо за урок! | Презентация (слайд 12) (слайд 13) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ориентирование:Ориентирование на местности, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)
Презентация создана к уроку оружающего мира в 4 классе УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Ориентирование на местности"....
Окружающий мир. Урок во 2 классе по теме "Ориентирование на местности. Компас".
Окружающий мир. Урок во 2 классе по теме "Ориентирование на местности. Компас". УМК Школа России по учебнику А.А.Плешакова....
Ориентирование на местности.Компас
Проверочная работа по окружающему миру (3 класс) по теме: "Ориентирование на местности. Компас" в 2-х вариантах. УМК "Перспективная начальная школа"...
Видео-урок окружающего мира на тему "Ориентирование на местности. Компас."(УМК "Перспективная начальная школа") 3 класс
Видео-урок окружающего мира на тему "Ориентирование на местности. Компас."(УМК "Перспективная начальная школа") 3 класс...
Урок окружающего мира "Ориентирование на местности. Компас" 2 класс система Л.В. Занкова
Урок окружающего мира "Ориентирование на местности. Компас" 2 класс система Л.В. Занкова. Авторы учебника: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.Цели урока: Формировать первоначальные представления о ком...
Урок окружающего мира в 3 классе "Ориентирование на местности. Компас"
План-конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Ориентирование на местности. Компас"...
Цикл занятий по ориентированию в школе.Мини-ориентирование в спортивном зале.
На начальном этапе подготовки дети знакомятся с простейшими схемами местности. Одиним из немногих этапов подготовки является мини-соревнование в спортивном зале.Динамично, весело ...