Ориентирование на местности.Компас
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Косторная Светлана Юрьевна

Ориентирование на местности.Компас

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orientirovanie_na_mestnosti._kompas_.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»

Методическая разработка урока окружающего мира

по теме «Ориентирование на местности. Компас»

учитель начальных классов

МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»

Косторная Светлана Юрьевна

Класс: 3

Цель: создать условия для знакомства с устройством компаса; содействовать развитию умений находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы и с помощью компаса.

Задачи: создать условия для формирования умения в определении сторон горизонта;

развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения школьников в исследовательскую работу;

создать условия для развития творческих способностей.

Ожидаемые результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ - умение планировать свою деятельность, оценивать свои действия, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

- познавательные: дополнять и расширять имеющиеся знания; научиться находить необходимую информацию; формулировать вывод и подтверждать свою точку зрения;

- регулятивные - определять тему и цели урока; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; выполнять оценку и самооценку;

коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; вступать в беседу на уроке, слушать собеседника и вести диалог.

ПРЕДМЕТНЫЕ  познакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним; научиться определять стороны горизонта на местности по разным признакам природы и с помощью компаса.

Форма проведения: урок открытия нового знания.

Оборудование:

для детей: учебник, тетрадь на печатной основе, листы А4, листы самооценки;

для учителя: учебник, проектор, презентация, компас.

Используемые источники

1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1-4 класс: Учебник. 3 класс 1 часть – М.: Академкнига / Учебник, 2014.

2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1-4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1. 3 класс 1 часть – М.: Академкнига / Учебник, 2014.

Интернет-ресурсы

Электронный учебник Окружающий мир 3 класс часть1 – Режим доступа: https://shop-akbooks.ru 

Ход урока

п/п

Время,

мин

Элементы методической структуры занятия

Содержание этапов занятия

Сопровождение

1

2

Мотивация учебной деятельности

- Доброе утро, дорогие ребята!

- Посмотрите всё ли у вас готово к уроку? Хорошо!  

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Пожелаю всем удачи,

И успешности в придачу!

- Ребята, присаживайтесь за парты!

В мире много интересного.

Нам, порою, неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Презентация (слайд 1)

2

5

Актуализация субъективного опыта

- Сегодня мы будем продолжать постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля.

-Давайте вспомним, о чём говорили на предыдущем уроке.

- Дети, что объединяет эти слова? (Север, Юг, Запад, Восток)

( Эти слова называют основные стороны горизонта)  

- Что такое горизонт? (Часть земной поверхности, которую человек видит вокруг себя на открытой местности)

- Что такое линия горизонта? (Линия, где небо как бы сходится с землёй)

 - Какие стороны горизонта, кроме основных, вы знаете?

- Для чего нужно знать стороны горизонта? ( Ответы детей).

- Подпишите стороны горизонта на схеме (учитель выдаёт схему ученикам)

Описание: http://romanova.ucoz.org/file_catalog/zvezda.jpg

- Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

Презентация (слайд 2)

 (слайд 3)

3

5

Фиксация затруднения в деятельности. Определение темы и цели урока

- А сейчас я вам предлагаю посмотреть  фрагмент известной вам сказки «Маша и медведь» и ответить на вопрос «Что же произошло с девочкой?» и «Почему это произошло?»

- Что же произошло с девочкой? (Она заблудилась в лесу)

- Почему так случилось?

- Каких знаний не хватило девочке?

- О чём сегодня мы будем говорить на уроке?

- Молодцы, ребята!

Тема нашего урока «Ориентирование на местности. Компас»

- Какую цель поставим?

- Посмотрите на слайд и вставьте недостающие слова.

Цели урока.

А. Познакомиться с устройством ____________ и правилами его

использования.

Б. Определять основные стороны горизонта по ______________.

В. Научиться _______________ по компасу.

Продолжите предложение: «Если человек будет знать правила_______, он никогда не ________»

- Итак, наша задача на сегодня, выяснить основные правила ориентирования, что нам может помочь в том, чтобы не заблудиться в незнакомой местности.

Видеофрагмент

Презентация (слайд 4)

 

(слайд 5)

4

5

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

 - Давайте прочитаем, что же такое ориентирование?

Ориентирование – это умение определять своё местоположение в пространстве или определять направление сторон горизонта.

- Для чего нам нужно уметь ориентироваться?

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на странице 40 и скажите мне, с помощью чего ещё можно ориентироваться на местности? (С помощью компаса)

- Давайте прочитаем, что такое компас?  

Компас – прибор, который помогает определить стороны горизонта. Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север. Справа будет восток, а слева запад.

- Из чего же состоит компас?

Компас состоит из корпуса, магнитной стрелки и предохранителя.

Как вы думаете, достаточно ли нам знаний, чтобы ориентироваться по компасу?

Компас может помочь лишь тем, кто умеет им пользоваться.

Прочитаем правила работы с компасом:

 •Положите компас на ладонь.

•Освободите стрелку компаса от предохранителя.

•Поверните корпус компаса так, чтобы конец синей части стрелки совпал с указателем С - север.

Презентация (слайд 6)

Учебник

 (слайд 7)

Презентация (слайд 8)

5

1

Физкультминутка

- Немного отдохнём.

Ну - ка, дети, встанем в круг

И покажем дружно юг.

Взоры обратим на север.

Все от холода присели.

Потянулись на восток-

Путь до солнышка далёк.

Вместе с ним пустились в путь

За горизонтом отдохнуть.

6

3

Самостоятельная работа с текстом и поиск необходимой информации, практическое освоение полученных знаний

- Людей всегда влечет неизведанное, тянет в далёкие уголки Земли. Но как найти дорогу в незнакомом месте? Оказывается, это не проблема, ведь вокруг нас множество помощников, зная которые можно смело исследовать окружающий мир. Нужно лишь уметь ими пользоваться. Какие существуют способы ориентирования? 

- Для этого вам нужно изучить учебный текст на страницах 38-39, выделить в нем главную информацию.

(Ответы детей)

Ориентирование:

- По солнцу

- По звездам (лучшим ночным ориентиром является Полярная звезда, которая на видимом небесном своде всегда расположена на севере. Чтобы ее отыскать, надо найти созвездие  Большой медведицы (“ковш” из семи звезд)).

- По местным признакам

Учебник

Презентация (слайд 9)

7

10

Применение знаний и способов действий. Работа в парах

-А сейчас поработаем в парах. Работать нужно вместе, дружно! Необходимо слушать и уважать мнение друг друга.

Задание: давайте все наши знания о природных ориентирах поместим на нашу памятку «Чтобы не заблудиться в лесу!».

-  Посмотрите, у нас получились замечательные памятки!

Листы А4

8

3

Этап обобщения и систематизации знаний

Самостоятельная работа в печатной тетради.

- Ребята, поработаем по печатной тетради. Выполните на странице 16 №22.

- А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте работу вашего соседа по парте.

Печатная тетрадь

Презентация (слайд 10)

9

2

Итог урока

- Какие существуют способы ориентирования?

- Для чего предназначен компас?

- Как работают с компасом?

- По каким местным признакам можно определить стороны горизонта?

10

2

Рефлексия

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Удалось ли их достичь?

- Возникали у вас затруднения?

- Вы смогли их преодолеть?

Работа с листом самооценки

- Сейчас проанализируйте свою деятельность на уроке и те, кто доволен своей работой, нарисуйте красный смайлик; а кто считает, что мог бы работать лучше, нарисуйте жёлтый смайлик.

Поднимите свои смайлики вверх.

Презентация (слайд 11)

11

1

Оценивание деятельности учащихся на уроке

-Ваша работа на уроке, а также то, как вы сами оценили свою работу на листах самооценки, помогли мне поставить вам такие оценки…

12

1

Домашнее задание

- Стр. 38-41 читать и пересказывать.

- Стр. 42:

1 вариант – устно ответить на вопросы №1-5.

2 вариант – устно ответить на вопросы №6-10.

-Урок окончен. Спасибо за урок!

Презентация (слайд 12)

(слайд 13)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ориентирование:Ориентирование на местности, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)

Презентация создана к уроку оружающего мира в 4 классе УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Ориентирование на местности"....

Окружающий мир. Урок во 2 классе по теме "Ориентирование на местности. Компас".

Окружающий мир. Урок во 2 классе по теме "Ориентирование на местности. Компас". УМК Школа России по учебнику А.А.Плешакова....

Ориентирование на местности.Компас

Проверочная работа по окружающему миру (3 класс) по теме: "Ориентирование на местности. Компас"  в 2-х вариантах. УМК "Перспективная начальная школа"...

Видео-урок окружающего мира на тему "Ориентирование на местности. Компас."(УМК "Перспективная начальная школа") 3 класс

Видео-урок окружающего мира на тему "Ориентирование на местности. Компас."(УМК "Перспективная начальная школа") 3 класс...

Урок окружающего мира "Ориентирование на местности. Компас" 2 класс система Л.В. Занкова

Урок окружающего мира "Ориентирование на местности. Компас" 2 класс система Л.В. Занкова. Авторы учебника: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.Цели урока: Формировать первоначальные представления о  ком...

Урок окружающего мира в 3 классе "Ориентирование на местности. Компас"

План-конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Ориентирование на местности. Компас"...

Цикл занятий по ориентированию в школе.Мини-ориентирование в спортивном зале.

    На начальном этапе подготовки дети знакомятся с простейшими схемами местности. Одиним из немногих этапов подготовки является мини-соревнование в спортивном зале.Динамично, весело ...