Урок окружающего мира в 3 классе "Ориентирование на местности. Компас"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
План-конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Ориентирование на местности. Компас"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 90.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление Образования
Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
Урок окружающего мира
в 3 классе
«Ориентирование на местности. Компас»
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №1» г.Альметьевска РТ
Загидуллина Марселя Марсовна
Ноябрь, 2016
Тема урока: Ориентирование на местности.
Цель: знакомство со способами ориентирования на местности.
Задачи: 1. Познакомить с понятием «ориентирование», учить ориентироваться на местности по окружающим предметам, учить пользоваться компасом, закреплять знание сторон горизонта.
2. Развивать внимание, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать.
3. Воспитывать умение слушать другого, аккуратность, интерес к окружающему миру.
Оборудование: компас, листы для работы в группе, листы в клетку для каждого ученика, оценочные листы для групп.
Форма работы: групповая, фронтальная.
Ход урока.
- Мотивация учебной деятельности
Беру я рюкзак,
Удачу, надежду,
Весёлых друзей
И знаний багаж.
Встаю я пораньше
И в путь отправляюсь.
Сегодня мы отправимся в путешествие.
- Актуализация знаний
Но для этого нам нужны знания. Например, какая сегодня погода?
Загадка
Виден край,
Да не дойдешь. (Горизонт)
Что такое горизонт? (часть земной поверхности, которую человек видит вокруг себя на открытой местности)
А линия горизонта? (линия, где небо как бы сходиться с землей)
В какой местности линия горизонта видна лучше? (На равнине)
А еще нужно знать стороны горизонта.
Вспомните, начертите и подпишите стороны горизонта на схеме.
Какое направление на карте и на глобусе показывают меридианы? А пареллели?
Определите, в какой стороне горизонта находятся предметы. Ответ запишите.
- Проблемное объяснение нового материала
- Для чего нужно знать стороны горизонта? Чтобы найти дорогу в незнакомом месте.
— Хорошо, отправляемся в путешествие.
Диктант
— Возьмите листочки. Местность условно разбита на квадраты, обозначенные цифрами. От цифры 3 пройдите 2 квадрата на запад, затем 3 квадрата на юг, затем 2 квадрата на восток, 2 квадрата на север и 2 квадрата на восток. В какую цифру вы пришли? (10.) Вы хорошо знаете стороны горизонта.
-И вот мы пришли в лес. Сколько всего интересного вокруг.
-А что можно делать в лесу? (любоваться природой…)
-А что нельзя?
-Гуляли мы в лесу. Пора возвращаться домой.
Как нам поступить, чтобы вернуться? Расскажите свой путь.
Но в древние времена люди еще не имели блокнота и карандаша, поэтому они придумывали разные хитрости (клубок нити, камни).
Надо быть очень внимательным. Вокруг нас много помощников, зная которые можно смело исследовать окружающий мир. Нужно лишь уметь ими пользоваться, т.е. ориентироваться на местности.
Что значит «ориентироваться»?
Обратимся к толковому словарю. С.126
— Тема урока — ориентирование на местности .Компас
Цель урока – узнать, по каким признакам можно ориентироваться на местности.
Первичное закрепление во внешней речи.
- Оказывается, способов ориентирования на местности много. Можно ориентироваться по солнцу, звёздам, местным признакам. Сейчас каждая группа подготовит свой рассказ об одном из способов. Для этого вам нужно изучить учебный текст, выделить в нем главную информацию. (Лидер группы выбирает карточку с информацией, группы готовятся, затем идет обсуждение способов.)
Давайте вспомним правила работы в группе:
- уметь слушать другого
- высказывать свое мнение
- уважать мнение других
таблицы кроссворд перед 4 группой
- А теперь выполните задания:
– определите местоположение шкафа.
– в какую сторону горизонта смотрят окна класса.
– определите местоположение классной доски.
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Тест.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Какие способы ориентирования мы узнали? Составление кластера.(на доске)
(По солнцу, звездам, окружающим предметам.)
- Какой прибор помогает ориентироваться в разных условиях? (Компас.)
- Как им пользоваться? (Дети вспоминают правила работы с компасом.)
- А сейчас оцените работу вашей группы. (Контрольно-оценочная деятельность, выслушиваются лидеры групп.)
- Надеюсь, теперь вы сможете ориентироваться в любых условиях. Наш урок окончен.
«Я знаю. Я умею»
Игра «Палитра»
Ученики выкладывают цветные полоски.
Вопросы:
1. Основные стороны горизонта.
2. Прибор для определения сторон горизонта.
3. Сторона горизонта, с которой мхи и лишайники покрывают деревья.
4. Сторона горизонта, противоположная той, где восходит Солнце.
5. Сторона дерева, с которой муравьи строят свой дом.
6. Умение определить стороны горизонта.
7. Видимое вокруг нас пространство.
Если ученики правильно ответили на все вопросы, у них получится радуга. Если эти полоски перевернуть — сложится слово МОЛОДЦЫ. Домашнее задание
Резерв. Для любознательных.
Если у вас под рукой нет компаса...
Тогда есть смысл попробовать сделать его из ручных средств прямо в полевых условиях. Это приспособление его изобретатель Анатолий Коваленко назвал «прибором для точного определения на местности в трудных условиях». Он пригоден для ориентации в тех случаях, когда другими способами сделать это не удается. Технология его изготовления довольно проста. В крышку котелка наливается немного воды. В эту воду опускают обыкновенную булавку с насаженными на нее для плавучести двумя маленькими кусочками коры на концах. Острие булавки будет показывать направление на север. Для проверки рекомендуется в вечернее или ночное время найти Полярную звезду в созвездии Малая Медведица. Потом замечается дерево или другой ориентир, находящийся под этой звездой. Таким образом удается точно установить направление на север. Для верности «лесного компаса» на крышку котелка можно нанести риски, соответствующие направлениям на стороны горизонта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Компас"
Цели:- изучить понятия «горизонт», «основные и промежуточные стороны горизонта»;- учить пользоваться компасом. Задачи:- уметь формулировать учебную задачу;- отвечать на поставленные вопросы и рас...
конспект урока окружающего мира "Компас. Ориентирование на местности"
Конспект урока по программе "Гармония" 4 класс. К конспекту прилагается презентация...
Видео-урок окружающего мира на тему "Ориентирование на местности. Компас."(УМК "Перспективная начальная школа") 3 класс
Видео-урок окружающего мира на тему "Ориентирование на местности. Компас."(УМК "Перспективная начальная школа") 3 класс...
презентация к уроку окружающего мира " Путешествия. Зачем нам компас"
презентация к уроку окружающего мира " Путешествия. Зачем нам компас", 2 класс, УМК " Школа России"...
Урок окружающего мира "Ориентирование на местности. Компас" 2 класс система Л.В. Занкова
Урок окружающего мира "Ориентирование на местности. Компас" 2 класс система Л.В. Занкова. Авторы учебника: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.Цели урока: Формировать первоначальные представления о ком...
Урок окружающего мира по теме "Путешествие с компасом". УМК "Гармония"
Урок окружающего мира по теме "Путешествие с компасом". УМК "Гармония"...
презентация к уроку окружающего мира 4 класс "План местности"
Урок по окружающему миру в 4 классе по УМК "Планета Знаний".Тип урока: урок открытия новых знаний...