Конспект по окружающему миру 1 класс по теме «Кто такие птицы?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Конспект по окружающему миру 1 класс по теме «Кто такие птицы?» УМК "Школа России"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass_po_teme.docx466.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру 1 класс по теме «Кто такие птицы?»

Учитель: Золотова Елизавета Александровна

УМК: Школа России

Тип урок: урок открытия нового знания.

Цели: познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки.

Задачи:

-создать условия для формирования понятия «птицы»;

-создать условия для выявления отличительных признаков птиц, их внешнего строения и образа жизни;

-создать условия для определения принадлежности животного к своей группе;

-выражать свою точку зрения по данной теме;

-организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных - действий

Личностные УУД: первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;

Регулятивные УУД: научатся сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя); планировать своё небольшое по объему высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);

Познавательные УУД: проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

Коммуникативные УУД: формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

Технологии обучения обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированный подход, частично-поисковый метод, формирующее оценивание, ИКТ.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник, тетрадь, перья птиц, стакан с водой, цветные карандаши, шаблоны птиц, дерево, нарисованное на ватмане и вырезанное.

Ход урока

Организационный момент

- Сегодня мы будем работать в группах. Надо настроиться на работу, наладить контакт  в группе. Поможет нам упражнение «Локотки».

По хлопку учителя, дети произвольно меняют положение рук (за голову, на плечи, на пояс, на колени; локти при этом всегда оттопырены в сторону).  5-6 раз. По условному сигналу – например, колокольчик - ребята «здороваются локотками» со всеми участниками  своей группы – устанавливают контакт для сотрудничества.

Актуализация знаний
- С какими группами животных мы с вами уже познакомились?

- Кто такие насекомые? Какие их отличительные черты? Приведите примеры.

-Как отличить рыб от других животных? Приведите примеры рыб, которых вы знаете.

-Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. А скажите, как одним словом назвать все эти отгадки (птицы)?

Индивидуальная работа. У вас на партах (в учебнике) карточки с заданием.

Рассмотрите рисунки и закрасьте кружок красным цветом, если это рыба, и зеленым, если это – насекомое.

- А вы все кружочки закрасили? (нет)

- Почему ? Под каким изображением кружок остался не закрашенным? (птичка -голубь)

- Ребята, а почему вы птичку не отнесли ни к насекомым, ни к рыбам? (нет чешуи, нет 6 ног).

Мотивация учебной деятельности

- Послушайте рассказ муравья Вопросика и постарайтесь запомнить животных, которых увидел он в лесу.

«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. На окраине деревни, за лесом, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Бесшумно, взмахивая крыльями, пролетела надо мной большая ночная бабочка. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку.

- Какие разные животные, но все они умеют летать… Наверное, все они птицы - подумал Муравей.

-Чтобы увидеть животных, о которых говорил Муравей, нам необходимо открыть учебник на стр. 36. Рассмотрите животных. Действительно ли все они птицы?

- А вы как думаете, ребята? (Дети говорят, что курица — птица, бабочка — насекомое).

- Учитель спрашивает: «Знает ли кто-нибудь из вас животное похожее на белку, о котором сказал Муравей?»

( Если дети не знают, учитель сообщает: Это белка-летяга.) Птица ли она? А летучая мышь — птица?

Работа по теме урока

-Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить кто такие птицы. Узнаем, что общего у всех птиц, какие бывают птицы. Будем учиться бережному отношению к природе.

А по каким признакам вы догадались, что это птицы?

-Посмотрите на строение птиц 

- Назовите, что есть у птиц? (Крылья, клюв, лапки, хвост, голова, шея, туловище.)

-У птиц есть клюв. Он служит им как рот и как нос. С помощью клюва птицы добывают пищу, разламывают твердые семена и орехи и разрывают мясо. В зависимости от того, чем питается птица клювы бывают разной формы. У птиц две ноги. Ногами они хватают, гребут, держатся за ветки, когда сидят, нападают и защищаются. У водоплавающих птиц между пальцами кожаные перепонки, которые помогают грести в воде. Форма крыльев у птиц разная. По своему строению крыло напоминает руку. Тоже сгибается в двух местах. Крылья помогают птице подняться в воздух.

-Значит, если животное летает, то оно птица? (Дети отвечают утвердительно)

-Тогда посмотрите на это летающее животное. (карточки: бабочка, летучая мышь, белка-летяга)

-Это не птицы, хоть они и летают. А это птицы? (Карточки: пингвин и страус). Они не умеют летать, но это птицы.

- А чем покрыто тело птиц? (Перьями)

-Можно сказать, что все животные, тело которых покрыто перьями – это птицы? (Да)

-Давайте с вами прочитаем в учебнике, что нам говорит Мудрая Черепаха о птицах. Согласна она с вашим выводом? (Да)

5. Физкультминутка.

Утка раненько проснулась, потянулась, улыбнулась,

Нагнулась, нагнулась.

Повернулась влево, вправо,

К речке быстро побежала,

Присела, привстала,

Крылышками помахала,

Разбежалась, полетела

И на воду с шумом села.

6. Работа по теме урока

-Чем покрыто тело птиц? (Перьями)

- Рассмотрите перья на ваших столах и скажите, чем они различаются и что у них общее. (Перья различаются по форме, цвету, размеру.)

Практическая работа

-Каждое перо имеет стержень, очин и опахало.

-Найдите и покажите стержень. Попробуйте сломать перо (Трудно сломать). Подбросьте его. (Перо плавно летит). Обмакните его в стакан с водой. Какие изменения произошли? (Вода стекает, перо сухое) Что видите внутри? (Пустота) Перо внутри полое, поэтому и легкое.

Какой вывод сделаем? Для чего служат перья птицам? (Для защиты) А большие перья помогают птице летать.

Вывод: Перья защищают птицу. Они не пропускают ветер и отталкивают воду. Перья различаются по цвета, форме и размеру.

-Ребята, а вы знаете, что раньше не было ручек и писали гусиными перьями.

Работа в рабочих тетрадях.

7. Закрепление нового материала

К классу птицы принадлежит более 8 600 видов животных, приспособленных к полету.

Но не все птицы летают, например страус — самая большая птица в мире, вес его составляет в среднем 63 — 130 кг, а высота до 3 м. Из одного яйца страуса получится столько же яичницы, как из 25 куриных .

Пингвин — считают, что они появились 70 млн. лет назад, застав динозавров. Это единственная птица, которая умеет плавать, но не умеет летать. Кроме того он ходит стоя. Императорский пингвин выносит холод до мину 60 градусов.

-Ребята, а как вы думаете, птицы полезны? (Да. Они едят насекомых, мух и комаров)

- А еще уничтожают невероятное количество грызунов – вредителей сельского и лесного хозяйства. Если можно было бы сложить в одну линию насекомых, которых потребляет стриж, то она протянулась бы на километр. Есть птицы - санитары, которые уничтожают много мух и других переносчиков опасных болезней и очищают землю от мертвечины и различных отбросов, птицы истребители семян сорняков, птицы – переносчики семян ценных деревьев и кустарников. А еще птицы дают нам эстетическое наслаждение.

8. Итог урока

- С какой новой группой животных познакомились на уроке? Кто такие птицы? Что мы узнали о них? Что вам понравилось на уроке?

9. Рефлексия

- С каким заданием было трудно справиться?

- Какое задание было самым интересным?

- Поднимите руку, кто из вас теперь знает, кто такие птицы?

- У вас на столах лежат птички. Раскрасьте ярким цветом , если вам понравился урок. Оставьте не раскрашенной, если урок вам показался скучный и неинтересный. А теперь, давайте посадим наших птичек на дерево. (На доске дерево на ватмане)

-Урок окончен. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира и презентация для 3 класса на тему "Что такое деньги?"

В данной папке находится конспект урока  и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....

Конспект урока окружающего мира"Обобщение по теме"Путешествие по природным зонам России"

Это обобщающий урок по теме "Путешествие по природным зонам России" УМК "Перспективная начальная школа"...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Конспект урока окружающего мира. 4 кл. Тема: «Трудовой фронт России»

Тема: «Трудовой фронт России». Перспектива – 4 класс.Тип урока: комбинированный.Цель: познакомить учащихся с историей Трудового фронта России. Планируемые результаты: Личностные:  воспитыват...

Конспект урока в 3 классе по теме "Что такое Бенилюкс"

Конспек урока к учебнику А. А. Плешакова. Окружающий мир. 3 класс. УМК «Школа России»Тема: «Что такое Бенилюкс?» Урок-исследование. Цель: посредством организации исследова...

Конспект урока окружающего мира «Какие бывают водоемы? Что такое река?» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Какие бывают водоемы? Что такое река?»Цели деятельности учителя: формирование знаний о понятии «река»; формирование знаний о характеристике реки; формирование умения опр...

Конспект урока окружающего мира «Какие бывают водоемы? Что такое болото?» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Какие бывают водоемы? Что такое болото?» Цели деятельности учителя: знакомство с понятиями «водоём», «болото»; формирование знаний об особенностях растительн...