"Дикие и домашние животные"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Дрозд Татьяна Николаевна

Разработка урока по окружающему миру 2 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon drozd_t.n.zip1.34 МБ
Package icon drozdt.n._shk.34.zip26.77 КБ

Подписи к слайдам:

Слайд 2

Животные Дикие Домашние

Слайд 3

Дикие животные Живут самостоятельно в природе. Самостоя-тельно добывают себе пищу. Строят себе жилища. Ухаживают за своим потомст-вом .

Слайд 4

Домашние животные Их разводят люди. Люди кормят их и защищают. Люди строят для них жилища. Люди ухаживают за их потомством.

Слайд 5

Звери Птицы Рыбы Насекомые Домашние животные

Слайд 6

Это интересно Ту́товый шелкопря́д – это домашнее насекомое. Гусеницы шелкопряда завивают коконы, оболочки которых состоят из непрерывной шёлковой нити длиной 300—900 м. Гусеницы поедают листья без остановки и днём, и ночью, из-за чего очень быстро растут.

Слайд 7

Какую пользу приносят домашние животные человеку? Продукты питания животного происхождения

Слайд 8

Материалы

Слайд 9

П омощники человека.



Предварительный просмотр:

                                                                                 Технологическая карта урока

Ф.И.О.: Дрозд Татьяна Николаевна

Программа: Примерная рабочая программа начального общего образования

Предмет: Окружающий мир

Учебник: «Окружающий мир» А.А. Плешаков

Раздел: «Человек и природа»

Время реализации урока: 40 минут

Год: 2022/20223 уч. г.

Класс: 2 «В»

Тема урока: «Дикие и домашние животные»

Цель: формирование представлений о диких и домашних животных,  отработка умений безошибочно распределять животных на диких и домашних.

Задачи урока:

Образовательные:

- формировать понятия "домашние" и "дикие" животные, особенности ухода за домашними животными, условий необходимых для их жизни;

-формировать представления о сходстве и различии домашних и диких животных; познакомить учащихся со значением домашних животных в жизни человека

Развивающие:

- развивать наблюдательность при работе с наглядным материалом; логическое мышление на основе отработки логических операций  Воспитательные:

- создавать условия для воспитания интереса к окружающему миру,  познавательного интереса, для воспитания коммуникативной культуры учащихся

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Технологии: 

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Здоровьесберегающие

- Игровые

Методы обучения: 

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

-Групповая

-Парная

- Фронтальная

- Индивидуальная

Оборудование:

Для учителя:

- Учебник для 2  класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова

- Компьютер, экран, мультимедийный проектор

Для учащихся:

- Учебник для 2 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова

- Карточки с заданиями, картинки животных

Прогнозируемый результат:        

Предметные:

- учить различать диких и домашних животных;

-учить работать с учебником

Метапредметные

регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

коммуникативные УУД:

- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

познавательные УУД:

- освоить способы решения проблем поискового характера;

- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

- овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Личностные:

- овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- создать условия для принятия и освоения социальной роли обучающегося;

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

- первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.

п/п

Этапы урока/Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примеча-ние

Планируемые результаты

1.

Мотивирование к учебной деятельности (1 мин)

Цель: Создание условий для положительного психологического, эмоционального настроя учащихся на предстоящую работу на уроке

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество - внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

- А чтобы у нас было хорошее настроение, давайте просто друг другу улыбнёмся. Молодцы!

 - Я рада, что у всех нас прекрасное настроение, а это значит - можно начинать урок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Метод:  стимулиро-вание и мотивация учащихся

Личностные УУД:

- самоопределение

2.

Актуализация и   пробное учебное действие

(5 мин)

Цель: Создание условий для активизации знаний через беседу

1.-Девиз нашего урока, давайте его прочитаем. «Нельзя открыть нового мира, не зная старого»

-Как вы понимаете эти слова? Давайте  вспомним, а о чём мы говорили на прошлом уроке?Как называется группа растений, которые  никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме. (Дикорастущие)

-А какие растения называют культурными?

2. А сейчас проведём блиц-опрос о растениях «Закончи предложение».

-Такие растения, как крыжовник, смородина, малина, называют... (кустарниками).

-Растения, плоды которых человек употребляет в пищу, называют... (плодовыми).

-Растения, из которых получают волокна, называют... (прядильными). Это лен, хлопок.

-Яблоня, груша, слива — фруктово-ягодные... (деревья). Растения, которые человек выращивает на клумбах, в цветниках, называют... (декоративными).

Отвечают на вопросы

Коммуникативные УУД:

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Личностные УУД:

- развивать познавательные интересы, учебные мотивы;

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания

3.

Выявление места и причины затруднения (2 мин)

Цель:  Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог,

планирование работы

- А теперь отгадайте загадки. Кто отгадал, выходим к доске с картинкой животного.

1. Хозяин двора.
Дом – конура.
Виляет радостно хвостом,
но чужака не впустит в дом. (собака)

2. Серый, толстый, южный зверь…Лишний хвостик? Ты не верь! Он ушами мух гоняет, носом воду набирает. (слон)

3. Кто умеет умываться 
без водички - языком?
И мяукать, и ласкаться,
и гоняться за клубком?
(кот)

4. Хозяин лесной
просыпается весной,
а зимой, под вьюжный вой,
спит в избушке снеговой. (медведь)

5. На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

на овцу готов напасть. (волк)

6. Это, что за дереза, 
в огород залезла, 
двое рожек у неё, 
молоко полезное (коза)

7. Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
- Мне погладите бока –
дам парного молока!  (корова)

8.С веточки на веточку

прыгает, резвится,

ловкая, проворная,

а не птица. (белка)

- Как можно назвать их одним словом? (животные)

-На какие группы можно разделить?(Дикие и домашние)

- О ком пойдет речь на нашем уроке? Какова его тема? ? (Дикие и домашние животные)

– Значит о чём нам предстоит сегодня узнать?

- Давайте поставим перед собой цели урока. Посмотрите на доску и продолжите предложения:

Я узнаю ….

Я хочу узнать…

Я научусь … 

(картинки животных)

Разгадывают загадки

Ребята с карточками выстраиваются в 2 группы

Высказывают предположения

Ставят перед собой учебные задачи

Метод постанов-ки учебной задачи: побуждающий от проблем-ной ситуации диалог, подводя-щий к теме диалог.

Познавательные УУД:

- Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели,  проблемы

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- интерес к изучению предмета

4.

Построение проекта выхода из затруднения и его реализация (20 мин)

Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, развития умений находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

1. -Вы очень быстро выполнили задание и распределили животных по группам правильно. А как вы догадались какое животное дикое, а какое домашнее?

- Давайте уточним свои знания. Что нам поможет? (учебник).Откройте учебник с.72, прочитайте 2 абзац. Подтвердились наши предположения?

Вывод: Дикие животные живут в природе, домашние-рядом с человеком.

2. - Но давным-давно не было домашних животных, а были только дикие животные

-Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как же появились домашние животные. А помогут нам в этом ребята.

1 уч-к: Давным-давно на Земле были только дикие животные, дикая природа, а люди жили в пещерах. Чтобы прокормить себя, люди охотились на  диких животных.

2 уч-к: Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки.

1 уч-к: Потом Человек обуздал дикую лошадь, поселил в своём жилище. Лошадь долгие годы была для человека неоценимым помощником по хозяйству, надёжным транспортом.

2 уч-к: Таким же образом Человек приручил корову, овцу, козу, свинью и даже зайца, который превратился в кролика. Сказывают, что трудней всего было приручить кошку.

1 уч-к: Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.

 Физкультминутка.

Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох)
Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью)
Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо)
Приседанье сделал справно, (Приседания)
Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо)
Поскорее в воду — плюх! (Присели)

3.Работа в группах.

-Сейчас поработаем в группах.

                1группа:

 – Каждое животное должен иметь свой дом, своё жилище. У вас на столе карточки жёлтого цвета.  Соедините животное с его жилищем.

Кошка

Собака

Белка                                

Муравей                          

Лиса                              

Курица                          

Лошадь                                              

Медведь                          

в муравейнике

в  берлога

в норе

в курятнике

в конюшне

в дупле

в будке

в доме

Вывод: Дикие строят ……..(сами), домашним строит ……..(человек).

              2 группа

-Соединить стрелочкой животное и то, чем он питается.

(На столе детей  карточки,  собирают карточки)

Вывод: Дикие добывают пищу. …. (сами), а домашних кормит …. (человек) 

          3 группа.

Соединить животное с его детёнышом,  игра «Родитель — детёныш».

У коровы – ... (теленок).
У свиньи –...
(поросенок).
У кошки – ...
(котенок).
У козы – ...
козленок.
– Каких животных и их детенышей мы называли? (домашних)
– Кто заботится о домашних животных и их детенышах? (человек)
У лося – …
(лосенок).
У белки – …
(бельчонок).
У медведя – …
(медвежонок).
У волка – …
(волчонок).

– Кто заботится о диких животных и их детенышах? (Сами)
Вывод:  Дикие животные ….(сами) заботятся о своём потомстве, а за потомством домашних заботятся…( люди).

Отвечают на вопросы

Стр.72, чтение учебника

Ответы на вопрос

2 ученика рассказывают

Выполняют движения

Работают в группах

Делают вывод

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Личностные УУД:

-личностная заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

Предметные УУД:

- освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно- познавательных и учебно- практических задач

5.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4 мин)

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Работа по учебнику стр.73.

-  Рассмотрите рисунки. Что человек получает от домашних животных? Покажите это с помощью стрелок.

  Скажите мне, а для чего же человек одомашнил животных, для чего он заботится о них, строит жилище, кормит их?

- Какую пользу они ему приносят, как они платят ему за заботу? (Ответы детей)

- А приносят ли пользу дикие животные? (Ответы детей)

 – Мы с вами сегодня много узнали и хотелось бы, что бы вы сделали ещё один вывод. А какие животные дикие или домашние нуждаются в нашей заботе, в нашей любви и внимания? (Ответы детей)

 Вывод: Все животные нуждаются в заботе человека.

«Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.»

Работа в парах

Слушают стихотворение

Метод:  организа-ция учебно-познава-тельной деятельно-сти

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

Коммуникативные УУД:

- управление поведением партнера, коррекция действий партнера

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД:

- самоопределение

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(4 мин)

Цель: Создание условий для осознания каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

- Проверим, как вы усвоили сегодня тему урока.

Тест «Дикие и домашние животные»

А1. Определи, какое насекомое человек сделал домашним.

1) осу  2) пчелу    3) шмеля     4) муху

А2. Выбери животное, которое дает нам мясо, сало, молоко, шкуру, щетину.

1) корова  2) свинья   3) коза      4) овца

А3. Укажи дикое животное.

1) кролик   2) бобёр    3) коза     4) свинья

А4. Вспомни, какое животное дает человеку шерсть.

1) овца   2) корова    3) лошадь    4) кошка

В1. Укажи священное животное Древнего Египта.

1) собака  2) лошадь  3) кошка    4) свинья

В2. Найди лишнее.

1) сметана  2) колбаса   3) творог   4) сыр

С1. Отметь, каким птицам нужен водоем.

1) индюшка  2) утка 3) перепёлка    4) гусь

Выполняют задание

(тест)

Ответы:

А1-2
А2-2
А3-2
А4-1
В1-3
В2-2
С1-2,4

Тест сдают на проверку

Личностные УУД:

Оценка, самооценка 

собственной деятельности

7.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (3 мин)

Цель: Создание условий для рефлексии

Обратимся к задачам урока, которые мы ставили?

- На все вопросы ответили?

-Что удалось особенно на уроке?

-Что нового узнали вы сегодня о животных?

Отвечают на вопросы

Ответы сопровождаются презентацией

Сл.2-9

Личностные УУД:

- оценка, самооценка 

собственной деятельности на уроке

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

8.

Домашнее задание (1 мин)

Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание

Предлагает дифференцированное задание

  1. Прочитать учебник стр.72-75, ответить на вопросы
  2. Сообщение о своем домашнем животном

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей

Прием: дифферен-цированное задание

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 2 класс. Дикие и домашние животные. Поведение при встречи с дикими животными.

Дикие и домашние животные.Поведение при встречи с дикими животными.Цель: Изучить особенности диких и домашних животных.          Развивать умение раб...

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории <<Дикие и домашние животные. Дикая древняя кошка>>.

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории.                 <<Дикие и домашние...

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории <<Дикие и домашние животные. Дикая древняя кошка>>.

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории.                 <<Дикие и домашние...

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории <<Дикие и домашние животные. Дикая древняя кошка>>.

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории.                 <<Дикие и домашние...

Внеклассное занятие "Дикие и домашние животные. Животные Ростовской области

Это внеклассное занятие проведено в рамках духовно-нравственного воспитания по "Доноведению"...

Одомашнивание животных. Дикие и домашние животные.

ТемаОдомашнивание животных. Дикие и домашние животные.Цель урока  Ознакомление с началом одомашнивания животных.ЗадачиПознавательные:на основе предметных знаний и умений подвести учеников к ...