рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Ибрагимова Римма Тимерхановна

Учащийся научится:

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям  и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ныртинская средняя школа»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан.

 « Рассмотрена»

Руководитель ШМО

_________ Халикова Т.А.                      Протокол №1

 от «20» августа 2022 г.

«Согласована»

Заместитель директора школы по УР

________Мифтахова Г.Р

«Утверждена»

Директор

________ Фаляхов Х.Х..

Приказ № 52

от «22» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету « Окружающий мир  »

4Акласс

Ибрагимовой  Р.Т.,

учителя начальных классов

2022г.

Планируемые  предметные результаты

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Учащийся научится:

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям  и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Учащийся  получит возможность научиться:

использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь принесложных несчастных случаях;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах  образовательной организации, социума, этноса, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Планируемые метапредметные результаты.

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Содержание учебного предмета

Человек и природа

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Человек и общество

 Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена.

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва – столица России. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Россия – многонациональная страна. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.

Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года.Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

        

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Примечание

Планируемая

Фактическая

1

Духовно-нравственные и культурные ценности общества. Общество — это мы! Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена.

02.09

2

Российский народ. Россия – многонациональная страна. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.Москва – столица России. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

06.09

3

Конституция – Основной закон Российской ФедерацииКонституция России.. Россия- наша большая Родина. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.

09.09

4

Права ребёнка..Номера телефонов экстренной помощи. Государственное устройство России. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.  

13.09

5

 Входная контрольная работа

15.09

6

Работа над ошибками. Российский союз равных. Государственное устройство России.. Все мы -жители Земли. Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; Особенности труда людей родного края, их профессии.

20.09

7

Государственная граница России.  Время, древний календарь, календарь примет. Россия на карте.  Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона.

22.09

8

Путешествия за границу России.   Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

27.09

9

Сокровища России и их хранители.  Мир освещается солнцем, а человек – знанием.Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

29.09

10

Творческий союз.   Одна книга тысячи людей учит. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи,характерные особенности быта

04.10

11

Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества».

Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

06.10

12

Наши проекты. Оформление «Альбом путешествий» и выставки «Гербы, флаги и столицы субъектов Российской Федерации» Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России.

11.10

13

Карта — наш экскурсовод.. Россия на карте.  Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название,расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности

13.10

14

 Контрольная  работа №1 в форме теста по теме «Мы граждане единого Отечества»     

18.10

15

 Работа над ошибками  Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте).. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

20.10

16

В поисках подземных кладовых. Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).

25.10

17

Наши реки. Водоемы, их разнообразие (река); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

27.10

18

Озёра — краса Земли. Водоемы, их разнообразие (озеро); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

08.11

19

По морским просторам. Водоемы, их разнообразие (океан, море); использование человеком.

10.11

20

С севера на юг Природные зоны России.

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

15.11

21

В ледяной пустыне. Зона арктических пустынь.

17.11

22

В холодной тундре. Зона тундры.

22.11

23

Среди лесов   Лесные зоны России.

24.11

24

В широкой степи. Зона степей.

29.11

25

В жаркой пустыне. Зона пустынь. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).

01.12

26

Мы — дети родной земли.  Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, влесу, на водоёме в разное время года.

06.12

27

В содружестве с природой. Зима-красавица. Правила безопасного поведения в природе. У тёплого моря.  Субтропическая зона. Правила поведения в природе.

08.12

28

  Как сберечь природу России.  Земля и растения, образы животных в народном творчестве. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.

13.12

29

 Контрольная работа   

15.12

30

Работа над ошибками.   По страницам Красной книги . Красная книга Татарстана. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

20.12

31

По заповедникам и национальным паркам. Заповедные места нашей республики. Казанский зоопарк Посильное участиев охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края

22.12

 

32

Зимняя экскурсия. Будь здоров!(зимние игры)Народные ремесла и промыслы

27.12

33

Наши проекты. Урок- конференция на тему «Как решать экологические проблемы нашего края» Экология Татарстана.

10.01

34

Проверочная работа№2 по теме  «По родным просторам»

12.01

35

Работа над ошибками. В путь по Реке времени. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды.

20.01

36

Путешествуем с археологами. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании.

17.01

37

В путь по страницам летописи. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь

19.01

38

Истоки Древней Руси. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь

24.01

39

Мудрый выбор. Крещение Руси.

26.01

40

Наследница Киевской Руси.

31.01

41

Москва — преемница Владимира. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Московское государство

02.02

42

Начало Московского царства.Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Московское государство

07.02

43

Подвижники Руси и землепроходцы.

09.02

44

На пути к единству. События смутного времени в жизни страны. История Отечества. Счет лет в истории. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками.

14.02

45

Начало Российской империи. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя

16.02

46

«Жизнь — Отечеству, честь — никому!»

21.02

47

Отечественная война 1812 года.

23.02

48

Великий путь. Российская империя в XIX в.

28.02

49

Золотой век театра и музыки. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена.

02.03

50

Расцвет изобразительного искусства и литературы. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры.

07.03

51

В поисках справедливости.

09.03

52

Век бед и побед.

14.03

53

«Вставай, страна огромная!» Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды:  СССР,              

16.03

54

Трудовой фронт России.

21.03

55

«Нет в России семьи такой...» Муж ижена – одна душа. У кого есть дом, у того и страна есть.

23.03

56

  После Великой войны.

04.04

57

  Контрольная работа   по теме «Путешествие по Реке времени» в форме теста         

06.04

58

  Работа над ошибками      Проверочная работа №3 по теме «Путешествие по Реке времени» в форме теста

11.04

59

Достижения 1950—1970-х гг.

13.04

60

Наши проекты. «За страницами учебника». Оформление фото- выставки «Мои земляки…»

18.04

61

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

20.04

62

Современная Россия. Повторение пройденного материала.

25.04

63

 . «Хороша честь, когда есть, что есть». Охрана памятников

 истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

27.04

64

Умная сила России Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская Федерация.

02.05

65

Светлая душа России.

04.05

66

   Светлая душа России.Начни с себя! Родители и дети. Моя родословная Ценность здоровья и здорового образа жизни.

 11.05

67

  Итоговая контрольная работа  

16.05

68

 Работа над ошибками       Обобщение по разделу «Мы строим будущее России» Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог, перегреве. ), Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

18.05

69

Обобщение по разделу «Мы строим будущее России» Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

23.05

70

Итоговой урок

 25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для учащихся  третьего класса  Гридинской основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стан...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса к учебнику А.А.Плешакова. УМК "Школа России". Автор программы Плешаков А.А.

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир. 1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую харак...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", "Школа России", учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир" - 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общег...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование с 1 по 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 класс  УМК "Школа России"...