рабочая программа по предмету окружающий мир 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Учащийся научится:
Называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
Определять стороны горизонта;
Находить на глобусе океаны и материки;
Перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;
Перечислять времена года в правильной последовательности;
Измерять температуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_dlya_2_a_klassa.docx | 453.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые предметные результаты
Человек и природа.
Учащийся научится:
Называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
Определять стороны горизонта;
Находить на глобусе океаны и материки;
Перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;
Перечислять времена года в правильной последовательности;
Измерять температуру.
Учащийся получит возможность научиться:
Называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы); Находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.
Человек и общество.
Учащийся научится:
Кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;
Соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период;
Перечислять правила охраны природы в разные времена года.
Учащийся получит возможность научиться:
Понимать роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни; понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России; понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Правила безопасной жизни.
Учащийся научится:
Соблюдать правила безопасного поведения в природе, правила безопасного поведения на дорогах.
Учащийся получит возможность научиться:
Соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период.
Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащийся научится :
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
- планировать своё небольшое по объему высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
- планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
- фиксировать в конце урока удовлетворённость или неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»;
- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске.
Познавательные УУД
Учащийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.;
- понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем;
- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
- устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
- располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше – теперь».
Коммуникативные УУД
Учащийся научится :
- включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Содержание учебного предмет
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей..
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |
Планируемая | Фактическая | |||
1. | Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна».Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. | 02.09 |
| |
2. | Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Проект. Наше село. | 06.09 | ||
3. | Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. | 08.09 | ||
4. | Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. | 13.09 | ||
5. | Природа. Неживая и живая природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. | 15.09 | ||
6. | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. | 20.09 | ||
7. | Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза | 22.09 | ||
8. | Входная контрольная работа | 27.09 | ||
9. | Работа над ошибками Термометр- прибор для измерения температуры. Практическая работа | 29.09 | ||
10. | Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края | 04.10 | ||
11. | Предсказание погоды и его значение в жизни людей.Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. | 06.10 | ||
12. | Примеры явлений природы: смена времен года. Неживая и живая природа осенью. | 11.10 | ||
13. | Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Звезды и (созвездия). | 13.10 | ||
14. | Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. | 18.10 | ||
15. | Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). | 20.10 | ||
16. | Контрольная работа (тест) | 25.10 | ||
17. | Работа над ошибками . Воздух. Значение воздуха для растений, животных, человека. | 27.10 | ||
18. | Вода. Значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. | 08.11 | ||
19. | Деревья, кустарники, травы. | 10.11 | ||
20. | Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. | 15.11 | ||
21. | Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). | 17.11 | ||
22. | Растения, их разнообразие. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. | 22.11 | ||
23. | Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | 24.11 | ||
24. | Дикие и домашние животные. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. | 29.11 | ||
25. | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) Наблюдение роста растений, фиксация изменений | 01.12 | ||
26. | Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). | 06.12 | ||
27. | Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.Про кошек и собак. | 08.12 | ||
28. | Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. | 13.12 | ||
29. | Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. | 15.12 | ||
30. | Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Зависимость жизни человека от природы. . | 20.12 | ||
31. | Контрольная работа (тест) | 22.12 | ||
32. | Работа над ошибками .Человек – часть природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. | 27.12 | ||
33. | Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. | 10.01 | ||
34. | Номера телефонов экстренной помощи. Виды транспорта. Общественный транспорт. Транспорт города или села. | 12.01 | ||
35. | Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. | 20.01 | ||
36. | Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. | 17.01 | ||
37. | Наш проект «Профессии». | 19.01 | ||
38. | Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Общее представление о строении тела человека. | 24.01 | ||
39. | Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. | 26.01 | ||
40. | Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах | 31.01 | ||
41. | Правила и безопасность дорожного движения пешеходов и пассажиров транспортных средств. | 02.02 | ||
42. | Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. | 07.02 | ||
43. | Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. | 09.02 | ||
44. | Правила безопасного поведения в лесу, на водоеме в разное время года. | 14.02 | ||
45. | Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. | 16.02 | ||
46. | Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. | 21.02 | ||
47. | Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. | 23.02 | ||
48. | Семья – самое близкое окружение человека. Оказание посильной помощи взрослым.Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. | 28.02 | ||
49. | Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Семейные традиции. Хозяйство семьи. | 02.03 | ||
50. | Имена и фамилии членов семьи. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. | 07.03 | ||
51. | Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Правила вежливости. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. | 09.03 | ||
52. | Контрольная работа | 14.03 | ||
53. | Работа над ошибками .Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. | 16.03 | ||
54. | Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. | 21.03 | ||
55. | Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. | 23.03 | ||
56. | Стороны горизонта. Ориентирование на местности. Компас. | 04.04 | ||
57. | Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. | 06.04 | ||
58. | Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).Круговорот веществ | 11.04 | ||
59 | Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Смена времен года. Неживая и живая природа весной. | 13.04 | ||
60. | Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). | 18.04 | ||
61. | Россия на карте, государственная граница России. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. | 20.04 | ||
62. | Москва – столица России. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. | 25.04 | ||
63. | Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). | 27.04 | ||
64. | Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.) | 02.05 | ||
65. | Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. | 04.05 | ||
66. | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. | 11.05 | ||
67. | Итоговая контрольная работа. | 16.05 | ||
68. | Работа над ошибками. Повторение. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. | 18.05 | ||
69. | Повторение. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. | 23.05 | ||
70. | Проектная работа. | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...
Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»
Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс программа "Планета знаний"
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для учащихся третьего класса Гридинской основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стан...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса к учебнику А.А.Плешакова. УМК "Школа России". Автор программы Плешаков А.А.
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир. 1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую харак...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", "Школа России", учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир" - 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общег...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование с 1 по 4 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 класс УМК "Школа России"...