Рабочая программа по окружающему миру 4класс Школа России
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 70.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по окружающему миру
для 4 класса
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по окружающему миру для начальной общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», реализуется при использовании учебника «Окружающий мир» для 4 класса автора Плешаков А.А. издательства «Просвещение».
Программа составлена на основе:
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования;
- основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 2 п. Спирово.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Количество часов по учебному плану:
4 класс: 68 ч/год, 2 ч/неделю
УМК для обучающихся:
Плешаков А. А. Окружающий мир: учебник для 4 класса: в 2 частях -М.: « Просвещение ».
УМК для учителя:
1.Плешаков А. А. Окружающий мир: учебник для 4 класса: в 2 частях -М.: « Просвещение ».
2.Рабочая тетрадь: Плешаков А.А. «Окружающий мир» в 2 частях. 4 класс, Москва «Просвещение».
3.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова. «Окружающий мир. Тесты».4 класс. Москва «Просвещение».
4.А.А. Плешаков. «Окружающий мир. Проверим себя». В 2 частях.
- класс, Москва « ВИТА».
5.А.А. Плешаков. «Методические рекомендации по окружающему миру». 4 класс. Москва «Просвещение».
6. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир». Москва «Просвещение»
Цели и задачи изучения предмета
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
I. Планируемые результаты изучения предмета
В результате изучения предмета на уровне начального общего образования ученик на базовом уровне научится:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных;
- выполнять практические работы и опыты (исследовательского характера, творческие задания);
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- вести наблюдения явлений природы и общественной жизни;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;
- владеть приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц;
- проводить дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира;
- моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной и практической жизни.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
II. Содержание учебного предмета
Земля и человечество (10 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (11 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (12 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (6 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем
рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.
Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (9 ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
III. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п | Название раздела | Количество часов | ЦОР |
Земля и человечество | 10 | http://school.univertv.ru/ - видео уроки | |
Природа России | 11 | ||
Родной край – часть большой страны | 12 | ||
Страницы всемирной истории | 6 | ||
Страницы истории Отечества | 20 | ||
Современная Россия | 12 | ||
Итого: 68 часов |
Приложение 1
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Планируемые результаты | Основные виды деятельности учащихся | Домашнее задание | |
предметные | метапредметные | |||||
Земля и человечество (10 ч) | ||||||
1 | Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. | Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете. | Л: Оценивать жизненные ситуации Р: Принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П: определять причины явлений, событий К: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Объяснять значения слов: «астрономия», «астроном». Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассказывать о мире с точки зрения астронома. | С. 4 -8 прочитать РТ с. 7 задания 4-6 | |
2 | Планеты солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года. | Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели. | Л: Оценивать жизненные ситуации Р: Принимать и сохранять учебную задачу П: выявление существенных признаков объектов К: делать выводы на основе обобщённых знаний. | Характеризовать планеты Солнечной системы. Называть естественные спутники планет. Рассказывать об изучении планет астрономами, об особенностях движения Земли в космическом пространстве. Называть причины смены дня и ночи и времён года. Моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. | С. 9 -15 прочитать РТ с. 8 | |
3 | Звёздное небо – великая книга природы Тест № 1 | Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий. | Л: Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. Р: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П: Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К:высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать. | Называть правила наблюдения звёздного неба. Называть созвездия: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. Называть звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран, Плеяды – скопления звёзд в созвездии Тельца. | С. 16 -21 прочитать РТ с. 11 – 13выполнить задания | |
4 | Мир глазами географа. | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря. | Рассказывать об истории создания карт в мире и в России, об истории создания глобуса. Понимать, что изучает география. Работать с картами полушарий. Показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли. Объяснять значения слов: «география», «географ». | С. 22 – 28 прочитать Написать сочинение на тему « Какой я представляю Землю глядя на глобус?» | ||
5 | Пояса Земли. Тест №2 | Знать тепловые пояса Земли. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли. | Извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них. Работать с терминологическим словариком. | С. 21 Задания для домашней работы | ||
6 | Мир глазами истории. | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. | Л: Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К: Задавать вопросы | Понимать, что история – это наука, которая изучает то, что было в прошлом людей. Называть источники исторических сведений. Понимать значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории. Объяснять значения слов: «история», «историк», «исторический источник», «архив», «летопись», «археология», «археолог». | С. 29 – 34 прочитать С. 35 задания для домашней работы | |
7 | Когда и где? Тест № 3. | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени. | Понимать, что означают слова и выражения: «век», «тысячелетие», «наша эра», «до нашей эры». | С. 36 – 40 прочитать | ||
8 | Прошлое и настоящее глазами эколога. | Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране. | Рассказывать о летоисчислении в древности и в наши дни. Работать с «лентой времени». Работать с исторической картой. | С. 41 – 47 прочитать РТ с. 22 задания 4 - 6 | ||
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. | Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. | Понимать, что такое всемирное наследие. Рассказывать о составных частях Всемирного наследия: природном и культурном наследиях. Называть объекты Всемирного наследия, используя карту. Называть объекты Всемирного наследия, которые находятся в России. | С. 48- 55 прочитать Рт с. 25 задания 5, 6 | ||
10 | Обобщение по разделу «Земля и человечество» Проверочная работа № 1. | Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу. | ||||
Природа России (11 ч) | ||||||
11 | Равнины и горы России. | Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий). | Л: Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. Р: Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П: Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте. Различать холмистые и плоские равнины. Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения. | С. 60 – 65 прочитать РТ с. 32 задания 3, 5 | |
12 | Моря, озера и реки России. | Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий). | Показывать на карте и рассказывать о морях Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Показывать на карте озёра: Байкал, Ладожское, Онежское Каспийское . Показывать на карте реки: Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур. Рассказывать о Дальневосточном морском заповеднике. | С. 66 – 70 прочитать РТ с. 35 задание 5 | ||
13 | 18.10 | Зона арктических пустынь. Тест № 4. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь. | Называть природные зоны России. Объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Показывать на карте природных зон области высотной поясности. | С. 76 – 83 прочитать РТ с. 39 | |
14 | 20.10 | Тундра. Тест № 5. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры. | Л: Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, культуре, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. Оценивать жизненные ситуации Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей. Р: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). П: Преобразовывать практическую задачу в познавательную К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Показывать на карте природных зон зону тундры. Называть природные особенности зоны тундры. Называть общие условия, необходимые для жизни живых организмов в тундре. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры. Рассказывать о занятиях местного населения. Называть экологические проблемы рассказывать об охране природы в зоне тундры. | С. 84 – 93 прочитать РТ с. 43 задания 7, 8 |
15 | Леса России. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе. Уметь приводить примеры. представителей разных групп растений и животных леса. | Показывать на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов. Рассказывать о зависимости природы лесов от распределения тепла и влаги. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса. Называть экологические связи в лесах. | С. 95 – 102 прочитать РТ с. 48 - 50 | ||
16 | Лес и человек. | Понимать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. | Рассказывать о роли леса в природе и жизни людей. Называть экологические проблемы зоны лесов. Называть растения и животных леса, которые занесены в Красную книгу России. Рассказывать о правилах поведения в лесу. Называть заповедники и национальные парки лесных зон. | С. 103 – 109 читать РТ с. 50 задание 2 | ||
17 | 11.11 | Зона степей. Тест № 6. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей. | Л: Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей. Р: Различать способ и результат действия. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: Делать выводы на основе обобщения знаний. Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний К: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Показывать на карте природных зон зону степей. Рассказывать о природных особенностях зоны степей. Называть экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Называть заповедники степной зоны. Рассказывать о питомниках для редких животных. | С. 110 – 117 РТ с. 54, 56 задания 3, 4, 8, 9. |
18 | Пустыни. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни. | Показывать на карте природных зон зону пустынь. Рассказывать о природных особенностях зоны пустынь. Рассказывать об освоении полупустынь и пустынь человеком. Называть экологические проблемы зоны пустынь и пути их решения. | С. 118 – 125 прочитать РТ с. 59 – 60 задания 7, 8 | ||
19 | У Черного моря. Тест № 7. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья. | Личностные: -умение оценивать трудность предлагаемого задания; -устойчивый интерес к изучению природы, человека. - основы экологической культуры Регулятивные: -самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. | Показывать на карте природных зон зону субтропиков. Называть правила безопасности во время отдыха у моря. Называть экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. Называть растения и животных, которые занесены в Красную книгу России. Рассказывать о курортах Черноморского побережья Кавказа. Объяснять значения слов: «Черноморское побережье Кавказа», «субтропики». | С. 126 – 134 прочитать РТ с. 60, 63 задания 2, 8, 9 | |
20 | Экологическое равновесие. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения | Прочитать рассказ «Великан на поляне» . Ответить на вопрос «Почему пещеры нуждаются в охране?» | |||
21 | Обобщение по разделу «Природа России» Проверочная работа № 2. | Уметь использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране. | ||||
Родной край – часть большой страны (12 ч) | ||||||
22 | Наш край. | Знать название родного города. Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде. | Личностные: -умение оценивать трудность предлагаемого задания; -устойчивый интерес к изучению природы, человека. - основы экологической культуры Регулятивные: -самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. Познавательные: - сопоставлять информацию, представленную в различных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные: -распределять обязанности при работе в группе; -учитывать мнение партнёра -обосновывать своё решение. | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности Называть формы земной поверхности родного края. Находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки. Рассказывать об охране поверхности края. Объяснять значения слов: «овраг», «балка». | С. 138 прочитать РТ с. 66 задания 4 - 6 | |
23 | Поверхность нашего края. | Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы. | С.139-142 прочитать, РТ с. 59 №3 | |||
24 | Водоемы нашего края. | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, | Называть водные объекты своего региона, рассказывать об их значении для жизни края. Называть источники загрязнения вод в регионе. Называть правила поведения на воде. | С.145-147 прочитать, РТ с. 61-62 №2, №3. | ||
25 | Наши подземные богатства. | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах. | Называть важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Рассказывать об охране подземных богатств. | С.149 – 158 прочитать, РТ с. 65 №3, №4. | ||
26 | Земля – кормилица. Тест №8. | Знать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы | Личностные: -положительное отношение и интерес к изучению природы, человека,; -способность к самооценке; -знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение; -чувства прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; -понимать информацию , представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта. - использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. -устанавливать причинно-следственные связи. -осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: -сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку. | Рассказывать о разнообразии почв России, о наиболее распространённых типах почв. Различать типы почв родного края. Рассказывать об охране почв. | С. 160 -163 прочитать, РТ с. 67 №4. | |
27 | Жизнь леса. Лес – природное сообщество. | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме). | Понимать, что лес – сложное единство живой и неживой природы. Объяснять значение выражения «природное сообщество». Рассказывать о природном сообществе смешанного леса. Определять обитателей леса с помощью атласа-определителя. Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных ), леса, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме). Моделировать цепи питания | С.164 -168 прочитать, РТ с. 69 №3-№4. | ||
28 | Жизнь луга. Луг – природное сообщество. Тест № 9. | Рассказывать о природном сообществе луга. Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о жизни луга. Рассказывать об охране лугов. | С.170- 175 прочитать, РТ с. 73 №7. | |||
29 | Жизнь пресного водоема. | Рассказывать о природном сообществе пресных вод. Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о жизни в пресных водах. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных) пресных вод, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. | С.178 -184 прочитать, РТ с. 76-77 №6-7. | |||
30 | Растениеводство в нашем крае. | Знать отрасли растениеводства в родном крае. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями. | Л: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Р: Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Рассказывать о растениеводстве как об отрасли сельского хозяйства. Называть сорта культурных растений. Называть отрасли растениеводства в родном крае. Называть правила ухода за культурными растениями. | С.187- 192 прочитать | |
31 | Тест №10. Незаметные защитники урожая. | Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями. | Познакомить с мерами борьбы с садовыми, полевыми вредителями. Составлять вопросы по данной теме. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Составлять цепи питания. | С.193- 194 прочитать | ||
32 | Животноводство | Знать отрасли животноводства в родном крае. Уметь ухаживать за домашними животными. | Рассказывать о животноводстве как об отрасли сельского хозяйства. Называть породы домашних животных. Называть отрасли животноводства в регионе и рассказывать об их развитии. | С.195-202 прочитать | ||
33 | Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны». Проверочная работа№3. | Знать природные сообщества родного края. Уметь выполнять правила поведения в природе. | Рисунок по теме. | |||
Страницы всемирной истории (6 ч) | ||||||
34 | Начало истории человечества. | Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени. | Л: Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.
П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах К: Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций. | Рассказывать о первобытном обществе, о первобытном искусстве. Понимать роль археологии в изучении первобытного общества. Объяснять значение выражения «первобытные люди». Использовать «ленту времени» | С.4-6 прочитать, РТ с. 4 №3, №4. | |
35 | Мир древности: далекий и близкий. Тест № 11. | Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени. | Рассказывать о Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, об их культуре и религии. Использовать «ленту времени». Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств. Объяснять значения слов и выражений: «Древний мир», «иероглифы», «пирамиды». | С.8-13 прочитать, РТ с. 6 №4, №5. | ||
36 | Средние века: время рыцарей Тест № 12. | Знать историю Средних веков. | Рассказывать о Средних веках в истории Европы, о возникновении городов. Сопоставлять мировые религии. Рассказывать о рыцарях и замках. Понимать важность изобретения книгопечатания для человечества. Объяснять значения слов и выражений: «Средние века», «христианство», «ислам», «буддизм», «рыцарь», «замок». | С.15-18 прочитать, РТ с. 8 №3, №4. | ||
37 | Новое время: встреча Европы | Знать выдающихся людей Нового времени. Уметь работать с географической картой. | Личностные: -положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, -способность к самооценке; -знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение -осознание себя как гражданина России, чувства гордости за свою Родину, ответственности за общее благополучие.; Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; понимать информацию представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта. - использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. -устанавливать причинно-следственные связи. -сравнивать исторические события , делать обобщения. | Рассказывать о Новом времени в истории Европы, Понимать значение развития предпринимательства. Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени. Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий. Называть выдающихся людей Нового времени. Работать с географической картой. | С.22-26 прочитать, РТ с. 10 №3, №4. | |
38 | Новейшее время: история продолжается сегодня. Тест № 13. | Знать выдающихся людей новейшего времени | С.28-31 прочитать, РТ с. 11 №2. | |||
39 | Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории» Проверочная работа № 4. | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических | Характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира. Называть научные открытия и технические изобретения ХХ – ХХI веков. Называть выдающихся людей Новейшего времени. Понимать, что ХХ столетие – это время двух самых кровопролитных войн. | |||
Страницы истории Отечества (20 ч) | ||||||
40 | Жизнь древних славян. | Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. | Личностные: -умение оценивать трудность предлагаемого задания; -устойчивый интерес к изучению природы, человека. - основы экологической культуры; -осознанное положительное отношение к культурным ценностям Регулятивные: -самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. Познавательные: - сопоставлять информацию, представленную в различных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. -сравнивать исторические и литературные источники - собирать краеведческий материал, описывать его. Коммуникативные: -распределять обязанности при работе в группе; -учитывать мнение партнёра обосновывать своё решение. | Показывать на карте территории расселения древних славян. Рассказывать о жизни древних славян. | С.34-38 прочитать, РТ с. 14 №2. | |
41 | Во времена Древней Руси. Тест № 14. | Называть столицу Древней Руси. Понимать значение принятия Русью христианства. Объяснять значения слов и выражений: «великий князь», «бояре», «дружина», «Крещение». | С.40-45 прочитать, РТ с. 16 №3, №4. | |||
42 | Страна городов. | Объяснять важность находок археологами берестяных грамот. Объяснять значение летописи об основании Москвы. Сопоставлять жизнь двух главных городов Древней Руси. | С.46-52 прочитать, РТ с. 18 №3, №4. | |||
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Называть имена создателей славянской азбуки. Объяснять значение слова «летопись». Объяснять роль летописей для изучения истории России. Объяснять роль рукописной книги в развитии русской культуры. | С.55-57 прочитать, РТ с. 19 №3. | ||
44 | Трудные времена на Русской земле. | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской | Рассказывать о монгольском нашествии. Объяснять значения слов и выражений: «дань», «хан», «Золотая Орда». Рассказывать об Александре Невском. Описывать вооружение воинов: древнерусских, монголо-татарских, рыцарей-крестоносцев. | С.59-63 прочитать, РТ с. 22 №4, №5.. | ||
45 | Русь расправляет крылья. Тест № 15. | Приводить факты, свидетельствующие о возрождении Северо-Восточной Руси. Рассказывать, чем известен в истории Иван Калита. Объяснять значение слова «монастырь». | С.65-68 прочитать, РТ с. 23 №3, №4. | |||
46 | Куликовская | Рассказывать о Куликовской битве по составленному плану. Моделировать ход Куликовской битвы. Осознавать роль Куликовской битвы в истории России. | С.70-73 прочитать, РТ с. 25 №3. | |||
47 | Иван Третий. | Знать реформы Ивана Третьего. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. | Рассказывать о возникновении единого независимого Российского государства со столицей в Москве, об укреплении экономики. Понимать значение освобождения от монгольского ига. | С.75-78 прочитать, РТ с. 28 №5. | ||
48 | Мастера печатных дел. | Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране. | Личностные: -положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, -способность к самооценке; -знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение -осознание себя как гражданина России, чувства гордости за свою Родину, ответственности за общее благополучие.; Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; понимать информацию представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта. - использовать готовые модели (глобус, карта). -устанавливать причинно-следственные связи. -сравнивать исторические события, делать обобщения Коммуникативные: -сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку. | Рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и изданиях первых русских учебников. Объяснять значение слов: «книгопечатание», «первопечатники» | С.82-86 прочитать, РТ с. 29 №3. | |
49 | Патриоты России. | Осознавать роль борьбы за независимость в начале ХVI века в истории России. Объяснять значение выражения «народное ополчение». | С.87-89 прочитать, РТ с. 31 №4, №5. | |||
50 | Петр Великий. | Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника. Понимать, почему Пётра I называют Великим. Рассказывать об основании града Петра. | С.94-99 прочитать, РТ с. 34-35 №6, №7. | |||
51 | Михаил Васильевич Ломоносов. | Знать историю развития образования на Руси. | Рассказывать о М.В. Ломоносове. Понимать заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры. | С.101-103 прочитать, РТ с. 36 №1. | ||
52 | Екатерина Великая. Проверочная работа № 5 по теме "Страницы истории Отечества". | Знать реформы Екатерины Великой | Рассказывать о Екатерине Второй. Понимать, почему Екатерина Вторая стала называться Великой. Рассказывать о знаменитых военачальниках Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове. | С.105-110 прочитать, РТ с. 39 №4. | ||
53 | Отечественная война 1812 года. | Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой. | Рассказывать о Бородинском сражении. Рассказывать о М.И. Кутузове. Понимать, почему война 1812 года называется Отечественной. Рассказывать о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском. Объяснять значение выражения «Отечественная война». | С.112-117 прочитать, РТ с. 40 №3,№4. | ||
54 | Страницы истории XIX века Тест № 15. | Знать историю России XIX века. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России. | Называть технические новшества, которые изменили жизнь людей. Понимать значение освобождения крестьян от крепостной зависимости. Рассказывать о Петербурге и Москве после 1861 года. | С.122-125 прочитать, РТ с. 43 №4. | ||
55 | Россия вступает | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Объяснять значение выражения «Гражданская война». Рассказывать о Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях. | С.127-132 прочитать, РТ с. 47 №4, №5.. | ||
56 | Страницы истории 1920–1930-х Годов. | Знать страницы истории России в 1920–1930-х годах. Уметь описывать исторические события в начале XX века в России. | Рассказывать об образовании СССР. Рассказывать о переходе предприятий в собственность государства, о борьбе с неграмотностью, об изменениях в жизни города и деревни. | С.136-139 прочитать, РТ с. 49 №3. | ||
57 | Великая война Тест № 17. | Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев ВОВ; первого космонавта, выдающихся людей. | Личностные: -положительное отношение и интерес к изучению природы, человека,; -способность к самооценке; -знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение -осознание себя как гражданина России, чувства гордости за свою Родину, ответственности за общее благополучие.; Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; -понимать информацию представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта. - использовать готовые модели (глобус, карта). -устанавливать причинно-следственные связи. -сравнивать исторические события, делать обобщения Коммуникативные: -сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку. | Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны. Понимать в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Объяснять значение выражения «Великая Отечественная война». | С.140-145 прочитать, РТ с. 50-51 №1, №3. | |
58 | Страна, открывшая путь в космос. | Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой. | Рассказывать о достижениях нашей страны в освоении космоса, о полёте в космос Юрия Гагарина. Рассказывать о крупных стройках послевоенного времени в СССР. Называть экологические проблемы того времени. Называть события, которые произошли в нашей стране в 1991 году. | С.147-150 прочитать, РТ с. 52 №2,№3. | ||
59 | История вокруг нас. Проверочная работа № 6 по теме "Страницы истории Отечества". | Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете. | ||||
Современная Россия (9 ч.) | Рассказывать о федеральном устройстве России. Понимать, что такое Конституция, о чём говорится во Всеобщей Декларации прав человека. Объяснять значение слов: «федерация», «конституция», «конвенция». | |||||
60 | Основной закон России и права человека. Тест №18. | Знать государственные праздники, Основной закон России. Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. | С.156-159 прочитать, РТ с. 56-57 работа с контурной картой. | |||
61 | «Дети имеют право на особую заботу и помощь». | С.160-162 прочитать, РТ с. 59 №6, №7. | ||||
62 | Мы – граждане России. Тест № 19. | ЗнатьОсновной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы. Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию. | Называть права и обязанности гражданина. Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь. | С.164-167 прочитать, РТ с. 60 №3, №4. | ||
63 | Славные символы России. Тест №20. | Знать государственную символику России. Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага. | Понимать, что такое «символ» и называть символы России. Объяснять значение символов России в жизни государства и общества. | С. 168-173 прочитать, РТ с. 64 №4. | ||
64 | Такие разные праздники. | Знать государственные праздники. Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России | Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные. Приводить примеры праздников. | С. 175-178 прочитать, РТ с. 65 №3. | ||
65 | Путешествие по России. | Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране. | Называть народы России. Рассказывать об обычаях и традициях народов России. Рассказывать о городах России. | С. 180-188 прочитать, РТ с. 66 №3. | ||
66 | Путешествие по России. | С.189-203 прочитать, РТ с. 67 №6. | ||||
67 | Проверочная работа № 7 по теме "Современная Россия". | РТ с. 70-73. | ||||
68 | Что мы узнали и чему научились за год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России")
Рабочая программа по окружающему миру для 2 - 4 классов (УМК "Школа России")...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК - Школа России.
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс, УМК - Школа России, ФГОС....
Рабочая программа по окружающему миру. 4класс. "Школа России"
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 4класс. "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 4класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру Школа России...