Творческий проект "Ёлочка,живи!"
проект по окружающему миру (1 класс)
В современном мире проблема утилизации отходов жизнедеятельности человека стоит очень остро. После новогодних праздников ко всему добавляется новая проблема – куда деть «отслужившее» хвойное дерево без ущерба окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yolochka_zhivi_.doc | 985 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект «Ёлочка, живи!»
Новый год. Украшенная елка.
Все смеются, кружатся вокруг.
А бедняжка плачет втихомолку -
Лишь вчера жила среди подруг.
Не руби ж красавицу лесную,
Если ты природе верный друг!
Не губите, люди, елочку в лесу,
Не губите елочку - русскую красу!
Не рубите вы ее ради двух-трех дней,
Вам без елки праздничной будет веселей!
Автор проекта: Лукьянова Т.Е.
Тема проекта: "Ёлочка, живи!"
Цель проекта: привлечение внимания ребят к проблеме сохранения хвойных деревьев в нашей местности
Задачи:
- Ознакомиться с хвойными деревьями, используя научно-популярную литературу.
- Выявить отношение обучающихся к данной проблеме.
- Провести некоторые исследования.
- Узнать о роли хвойных лесов на планете, о связях с другими организмами.
- Провести количественный учет и сбор выброшенных хвойных деревьев.
- Составить рекомендации по экологически грамотному поведению.
- Провести разъяснительную работу по охране окружающей среды и возможному использованию хвойных деревьев.
Продолжительность проекта: 2 месяца (ноябрь- декабрь)
Основа проекта: Государственный стандарт начального общего образования.
Предметы, класс: окружающий мир, технология, русский язык, математика, ИЗО, 1 класс.
Краткая аннотация проекта:
В современном мире проблема утилизации отходов жизнедеятельности человека стоит очень остро. После новогодних праздников ко всему добавляется новая проблема – куда деть «отслужившее» хвойное дерево без ущерба окружающей среде.
Основополагающий вопрос:
Нужно ли беречь зелёные насаждения?
Проблемные вопросы учебной темы:
Важно ли сохранить природу родного края? Что нужно сделать для этого?
Учебные вопросы:
Почему жители нашего города ставят ёлку?»
Почему именно ёлка становится украшением новогоднего праздника?
Краткое описание проекта:
Проект поможет развитию экологической грамотности и знакомству с хвойными растениями (ель, сосна) Московской области. Научит называть и сравнивать эти растения, наблюдать за ними, поможет определить роль этих растений в природе. Учащиеся научатся вести себя в лесу, парке бережно относится к природе.
Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ведения пропаганды среди обучающихся школы, по месту жительства среди своих сверстников и местного населения;
- высказывания собственных суждений о бережном отношении к природе.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:
- компьютер
- телевизор
- камера
План проведения проекта:
Подготовительный этап
- Составление предварительного плана проведения проекта;
- Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов о хвойных растениях;
- Подготовка презентации для привлечения детей к проекту;
- Разработка анкеты для проведения опроса учащихся, с целью выявления знаний детей о хвойных растениях.
Основной этап
№ | мероприятие | сроки |
1. | Анкета входная. | ноябрь |
2. | Знакомство с растениями. Презентация, беседа. | |
3. | Экскурсия в парк и на школьную территорию. | |
4. | Рисуем ель и сосну (урок ИЗО) | |
5. | Экскурсия с родителями в выходные дни. | |
6. | Чтение стихов о ели и сосне, отгадывание загадок. | |
7. | Сбор книг о растениях, стихов, загадок, пословиц и поговороко ели и сосне. Подбор книг в библиотеке. | |
8. | Выполнение заданий и отгадывание кроссвордов, ребусов. (творческие задания) | |
9. | Просмотр мультфильма и чтение сказки Г.Х. Андерсена «Ель» | |
10. | Рисуем экологические знаки. | |
11. | Аппликация по технологии «Ёлочка». Коллективная работа. | |
12. | Презентация «С кем дружит ель». | |
13. | Викторина о хвойных деревьях. | |
14. | Правила поведения в парке, в лесу. | |
15. | Выставка работ «Моя ёлочка». | |
16. | Итоговая анкета по проекту. |
Заключительный этап.
Готовый продукт проекта:
Оформление альбома работ на данную тему, выставка рисунков растений, поделок. Выполнение различных творческих заданий . Викторина по командам.
Оборудование:
- фотоаппарат
- компьютер
- телевизор
- магнитофон
- мультимедийные системы
- другие справочники на CD-ROM
Материалы к проекту
Хвойный лес
Очень хорош и красив хвойный бор. Идешь по лесу – точно высокие, чистые огромные свечи возвышаются над головою. Земля покрыта опавшей прошлогодней хвоей. Одна к другой тесно жмутся молодые елочки.
Лес – кладовая, из которой почти все отрасли народного хозяйства черпают сырье для производства. Основную массу древесины изготавливают в хвойных лесах. Ель дает ценный строительный материал, из ее древесины делают высокосортную бумагу и картон, целлофан и кинопленку, спирт и пластмассы, автомобильные покрышки, искусственную кожу и музыкальные инструменты. Кедровое масло, скипидар, канифоль, лекарства тоже получают из семян, древесины, хвои. Из ели изготавливают вискозные ткани. Если срубленное дерево используется разумно и экономно, то можно получить много разных полезных продуктов: из хвои – витаминную муку для домашних животных, из веток – древесноволокнистые плиты, из коры – удобрения, из пней – скипидар.
Лес – собиратель и хранитель влаги.
Лес играет огромную роль в борьбе с эрозией почв, суховеями и черными бурями.
Хвойные леса – это легкие земли, дарующие жизнь всем живым организмам. Они выделяют в воздух много кислорода, фитонцидов.
Ели и сосны могут быть синоптиками, т.к. перед дождем их ветви опускаются, а чешуйки шишек плотнее прижимаются друг к другу.
Ель
У людей ель пользуется особенной любовью. Недаром в новогодние зимние дни устраивают для детей праздничные елки, украшают их игрушками и подарками. Но особенно хороша ель на свободе - зимою, когда тяжелые шапки белого чистого снега висят на ее раскидистых ветвях-лапах. Высокие вершины украшены гирляндами шишек, которые расклевывают шустрые клесты, кормясь еловыми семенами и выкармливая птенцов, в зимнюю лютую стужу. В непроходимых еловых лесах строят берлоги медведи. Под низко нависшими ветвями прячутся от врагов и непогоды зайцы-беляки. В густых колючих ветвях ели строят домики-гнезда белки.
В феврале-марте из спелых шишек ели ветер разносит крылатые легкие семена. У опушек елового леса из разлетевшихся семян вырастает зеленый еловый молодняк.
Сосна
С давних пор люди оценили замечательные свойства сосны. Одно из ее необыкновенных качеств – стойкость. Сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха. Одного лишь боится сосна – темноты. Ей нужно много света и солнца. Поэтому сосну сажают там, где не могут вырасти другие деревья. А сосне на пользу – никто не затеняет молодую поросль, не мешает ей. Ну, а если почва песчаная, где мало влаги и питательных веществ, - что же у сосны очень длинные корни. И благодаря ним дерево добудет из почвы все, что ему надо для жизни.
Еще одно замечательное свойство сосны – способность очищать воздух от бактерий, делать его здоровым. Это дерево здоровья. Сосновый воздух – драгоценность. Недаром санатории, дома отдыха, лесные школы строят там, где много сосен.
Образец анкеты
Фамилия имя ученика | Ежегодно ли в вашей семье наряжается живая елка под Новый год? | Есть ли в доме искусственная елка? | Хотели бы вы, вместо настоящей нарядить искусственную елку? |
Кто дружит с елью
Изучите дополнительную литературу и узнайте, как ель связана со многими живыми организмами.
Питание | Жилище | Укрытие |
Белка (семена, крупные почки, молодые побеги) | Строит гнездо – гайно | |
Мыши и полевки (семена) | ||
Дятел (семена, личинки насекомых) | ||
Дрозд рябинник, снегири | ||
Клест (семена) | Строит гнездо на елях | |
Королек (семена, мелкие насекомые) | Строит гнездо | |
Синица длиннохвостая (мелкие насекомые) | Строит гнездо | |
Бурундук (семена) | ||
Медведь (устраивает берлогу под корнями упавшей ели) | Заяц (прячется от врагов и непогоды) | |
Филин (караулит мышей для еды) | ||
Усачи короеды (едят кору) | ||
Кислица и черника любят еловую тень | ||
Грибы любят расти под елью |
Инсценировка «Ель».
Ель: «Узнать меня может всякий. В каждом доме в новогодний праздник стоят мои наряженные подружки».
Береза: «Ты забыла сказать, что колючие зеленые иголки на тебе круглый год».
Ель: «Права ты, соседушка. Про меня даже загадка есть:
-Что за стройная девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год».
Клёст – еловик:
«Но мало кто тебя узнает по голосу».
Сорока:
«Как по голосу?»
Клёст-еловик:
«У каждого дерева свой голос. Самый звонкий и певучий у ели».
Ель:
«Клёст правду говорит… Еще в давние времена из древесины елей великие мастера делали скрипки. И по сей день не только скрипки, но и другие музыкальные инструменты делают из этого певучего дерева, потому что ни одно другое дерево не дает такого отголоска, отзвука, как ель».
Сорока:
«Интересное дерево. Казалось бы самая обыкновенная ель. Оказывается, вовсе и нет. Видно много загадок хранит она в себе».
-Ребята, а вы можете разгадать загадки елочки? (да).
-Конечно, сможете, если вспомните рассказ «ЕЛЬ» В. Зотова, а поможет нам игра «Цепочка»: передаем друг другу эту елочку и начинаем свой ответ со слов «Я знаю».
Игра «Цепочка»:
-Я знаю, что у ели листья называются…(хвоя).
-Я знаю, что у ели вверху …(короткие ветки, а внизу длинные).
-Я знаю, что еловыми шишками питаются…(белки, клесты, сороки).
-Я знаю, что белка питается не только семенами, но…(еще почками и молодыми побегами ели).
-Я знаю, что ель живет…(триста лет).
-Я знаю, что на Новый год наряжают…(елку).
-Я знаю, что у дерева есть…(ствол, ветки и корень).
-Я знаю, что с древесины делают… (мебель, дома, книги, тетради, карандаши и сувениры).
-Я знаю, что ели не боятся снегопада.
-Я знаю, что ели боятся сильного ветра, потому что корни неглубоко под землей.
-Я знаю, что ель может расти рядом с другими деревьями. (и т.д. - «Кто еще что знает?)
Традиции
Скоро наступит новогодний праздник и во всех домах замигают огоньки на нарядных елках. А знаете ли вы, что традиция ставить елку была не всегда? Как же справляли Новый Год раньше? В старые-старые времена в России Новый Год отмечали не 1-го января, как сейчас, а 1-го сентября. Прежде, чем символом и обязательным праздничным атрибутом Нового года стала елочка, существовал обычай: в честь прихода Нового года украшать деревья. В Гороскопе друидов (древних кельтских жрецов, поклонявшихся лесу, деревьям) характер и судьба человека связана с "его деревом" (у каждого человека, в зависимости от даты рождения). Наши древние предки верили, что в деревьях обитают еще и духи растительности и плодородия, от которых якобы зависит урожай хлебов, фруктов и овощей. Но могущественные духи были не только добрыми, но и злыми, и нужно было их умилостивить подарками. Именно поэтому и украшали деревья.
Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.
На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…
По другому, похожему преданию, Ель не пустили к Младенцу гордые Маслина и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой смолой. Скромная Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее. Но Ангел, который слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее ветви небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. В этот момент Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.
У славян существовал свой красивый обычай: ко дню новогоднего праздника выращивали в кадках цветущие вишни. И на Новый год в доме благоухала покрытая бело-розовыми и нежными лепестками славянская новогодняя вишня.
Обычай выделять из всех деревьев елку и украшать на праздник именно ее родился у жителей Германии. Немцы считали, что ель - священное дерево, в ветвях которого обитает добрый "дух лесов" - защитник правды. Зеленея в любое время года, она олицетворяла бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже её шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья. Именно на самую большую елку в лесу, ежегодно, в конце декабря (когда начинался "солнечный" год) люди "развешивали разные подарки" для духов, чтобы сделать их добрее, чтобы получить богатый урожай. Древние европейцы подвешивали к зеленым ветвям ели яблоки - символ плодородия, яйца - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия, орехи - непостижимость божественного промысла. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводили злых духов и нечистую силу. Наряжали елку и игрушками.
И уже из Германии этот обычай проник и в другие страны. Некоторые ученые считают, что первая елка была украшена в XVI веке в г. Эльзасе (принадлежавшем ранее Германии, а сейчас это часть Франции).
У нас в стране судьба елочки складывалась не просто. И прежде чем у нас в домах стала появляться нарядная новогодняя елка, по приказу Петра I жилище украшали просто елочными ветками. После указа Петра I "О праздновании Нового года" по европейскому образцу, наши предки впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, ели и можжевельника по образцам, которые были выставлены в царском гостином дворе. В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку игрушками и гирляндами стали намного позднее, с середины XIX века. В 30-е годы XIX века елки ставились на праздник только в домах петербургских немцев. Наряженная ель впервые засветилась огоньками в 1852 году в Петербурге в помещении Екатерининского вокзала. К концу XIX века елки стали главным украшением и городских и деревенских домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников вплоть до 1918 года, когда из-за принадлежности украшенной елки к Рождеству (то есть к религии церкви) она была запрещена на целых 17 лет вплоть до 1935 года. А сегодня мы не представляем себе Нового года без нарядной пушистой елочки, которая радует всех не только своей красотой, но и подарками, которые Дед Мороз традиционно складывает под елочкой.
Приключения еловой шишки.
На старой 150-летней ели созрели шишки. Однажды утром к большой грозди, на которой висели 5 или 6 шишек, подлетел клёст. Он ловко запустил свой крепкий клюв в одну из шишек и начал выедать вкусные семена. Но шишка внезапно оторвалась и полетела вниз. «Может быть я стала птицей?» - подумала она. На снегу в одиночестве она пролежала недолго. К шишке подбежала белочка и тоже начала объедать её. Но, услышав шорох, стрелой взлетела на дерево. Это шёл сохатый. Лось только понюхал шишку, но есть не стал – ведь лоси шишек не едят. На этом приключение шишки не закончилось. Шишку подхватил дятел и понёс её в свою «кузницу», чтобы закончить обед. Чешуйки шишки раскрылись, и маленькое семечко выпало из неё. Семечко подхватил ветер и понёс по насту, как маленький парусник, далеко от того места, где росла ель.
года семечко начало прорастать. В первый год появился росток высотой всего 4 см. Маленькая ёлочка была совсем слабенькой и очень боялась весенних заморозков. Первые десять лет наша знакомая росла очень медленно. Рядом с ёлочкой росли молодые берёзки, которые в жаркие дни давали ёлочке тень, а зимой защищали от ветра. К десяти годам ёлка вытянулась на полтора метра. Когда ели было 15 лет, она заметно стала обгонять берёзки, и они, не вынеся затемнения, погибли. А наша ель была высокой и стройной красавицей. В это же время у неё стал отмирать стержневой корень и остались только боковые корни. Теперь сильный ветер мог повалить дерево. Трава под елью почти не росла, так как опавшие иголки (а они меняются через 7-9 лет) очень медленно разлагались. Иголки были пропитаны смолой. Почва под елью сильно промерзала, Снег сходил поздно – ель давала много тени. Весной из-под снега появлялись мох, кислица, майник. Они зацветали белыми цветочками, так как в тени елей белый цвет лучше виден насекомым. Наша ель стала большой и красивой. Ель живёт 250 – 300 лет. Может достигать высоты 30 – 40 метров, и быть до 1метра в диаметре. Встречаются деревья в возрасте 400 – 500 лет. К нашей красавице прилетел дятел – он помогал ей и летом, и зимой. Появились на ели и лесные «цыгане» - клесты. Стоя на одной лапке, другой клёст придерживает шишку и выедает семена. Но всё есть , конечно не может, остаётся ещё белкам и мышам. Среди ветвей и в мягкой древесине строили свои жилища звери и птицы. Много лет радовала ель всех обитателей леса.
Ёлка
Андерсен Ханс Кристиан
Стояла в лесу этакая славненькая елочка; место у нее было хорошее: и солнышко ее пригревало, и воздуха было вдосталь, а вокруг росли товарищи постарше, ель да сосна. Только не терпелось елочке самой стать взрослой: не думала она ни о теплом солнышке, ни о свежем воздухе; не замечала и говорливых деревенских детишек, когда они приходили в лес собирать землянику или малину. Наберут полную кружку, а то нанижут ягоды на соломины, подсядут к елочке и скажут:
— Какая славная елочка!
А ей хоть бы и вовсе не слушать таких речей.
Через год подросла елочка на один побег, через год вытянулась еще немножко; так, по числу побегов, всегда можно узнать, сколько лет росла елка.
— Ах, быть бы мне такой же большой, как другие! — вздыхала елка. — Уж как бы широко раскинулась я ветвями да выглянула макушкой на вольный свет! Птицы вили бы гнезда у меня в ветвях, а как подует ветер, я кивала бы с достоинством, не хуже других!
И не были ей в радость ни солнце, ни птицы, ни алые облака, утром и вечером проплывавшие над нею.
Когда стояла зима и снег лежал вокруг искрящейся белой пеленой, частенько являлся вприпрыжку заяц и перескакивал прямо через елочку — такая обида! Но прошло две зимы, и на третью елка так подросла, что зайцу уже приходилось обегать ее кругом.
"Ах! Вырасти, вырасти, стать большой и старой — лучше этого нет ничего на свете!" — думала елка.
По осени в лес приходили дровосеки и валили сколько-то самых больших деревьев. Так случалось каждый год, и елка, теперь уже совсем взрослая, всякий раз трепетала, — с таким стоном и звоном падали наземь большие прекрасные деревья. С них срубали ветви, и они были такие голые, длинные, узкие — просто не узнать. Но потом их укладывали на повозки, и лошади увозили их прочь из лесу. Куда? Что их ждало?
Весной, когда прилетели ласточки и аисты, елка спросила у них:
— Вы не знаете, куда их увезли? Они вам не попадались?
Ласточки не знали, но аист призадумался, кивнул головой и сказал:
— Пожалуй, что знаю. Когда я летел из Египта, мне встретилось много новых кораблей с великолепными мачтами. Помоему, это они и были, от них пахло елью. Я с ними много раз здоровался, и голову они держали высоко, очень высоко.
— Ах, если б и я была взрослой и могла поплыть через море! А какое оно из себя, это море? На что оно похоже?
— Ну, это долго рассказывать, — ответил аист и улетел.
— Радуйся своей молодости! — говорили солнечные лучи. — Радуйся своему здоровому росту, юной жизни, которая играет в тебе!
И ветер ласкал елку, и роса проливала над ней слезы, но она этого не понимала.
Как подходило рождество, рубили в лесу совсем юные елки, иные из них были даже моложе и ниже ростом, чем наша, которая не знала покоя и все рвалась из лесу. Эти деревца, а они, кстати сказать, были самые красивые, всегда сохраняли свои ветки, их сразу укладывали на повозки, и лошади увозили их из лесу.
— Куда они? — спрашивала елка. — Они ведь не больше меня, а одна так и вовсе меньше. Почему они сохранили все свои ветки? Куда они едут?
— Мы знаем! Мы знаем! — чирикали воробьи. — Мы бывали в городе и заглядывали в окна! Мы знаем, куда они едут! Их ждет такой блеск и слава, что и не придумаешь! Мы заглядывали в окна, мы видели! Их сажают посреди теплой комнаты и украшают замечательными вещами — золочеными яблоками, медовыми пряниками, игрушками и сотнями свечей!
— А потом? — спрашивала елка, трепеща ветвями. — А потом? Потом что?
— Больше мы ничего не видали! Это было бесподобно!
— А может, и мне суждено пойти этим сияющим путем! — ликовала елка. — Это еще лучше, чем плавать по морю. Ах, как я томлюсь! Хоть бы поскорей опять рождество! Теперь и я такая же большая и рослая, как те, которых увезли в прошлом году. Ах, только бы мне попасть на повозку! Только бы попасть в теплую комнату со всей этой славой и великолепием! А потом?.. Ну, а потом будет что-то еще лучше, еще прекраснее, а то к чему же еще так наряжать меня? Уж конечно, потом будет что-то еще более величественное, еще более великолепное! Но что? Ах, как я тоскую, как томлюсь! Сама не знаю, что со мной делается!
— Радуйся мне! — говорили воздух и солнечный свет. — Радуйся своей юной свежести здесь, на приволье!
Но она ни капельки не радовалась; она росла и росла, зиму и лето стояла она зеленая; темно-зеленая стояла она, и все, кто ни видел ее, говорили: "Какая славная елка!" — и под рождество срубили ее первую. Глубоко, в самое нутро ее вошел топор, елка со вздохом пала наземь, и было ей больно, было дурно, и не могла она думать ни о каком счастье, и тоска была разлучаться с родиной, с клочком земли, на котором она выросла: знала она, что никогда больше не видать ей своих милых старых товарищей, кустиков и цветов, росших вокруг, а может, даже и птиц. Отъезд был совсем невеселым.
Очнулась она, лишь когда ее сгрузили во дворе вместе с остальными и чей-то голос сказал:
— Вот эта просто великолепна! Только эту!
Пришли двое слуг при полном параде и внесли елку в большую красивую залу. Повсюду на стенах висели портреты, на большой изразцовой печи стояли китайские вазы со львами на крышках; были тут кресла-качалки, шелковые диваны и большие столы, а на столах книжки с картинками и игрушки, на которые потратили, наверное, сто раз по сто риксдалеров, — во всяком случае, дети говорили так. Елку поставили в большую бочку с песком, но никто бы и не подумал, что это бочка, потому что она была обернута зеленой материей, а стояла на большом пестром ковре. Ах, как трепетала елка! Что-то будет теперь? Девушки и слуги стали наряжать ее. На ветвях повисли маленькие сумочки, вырезанные из цветной бумаги, и каждая была наполнена сластями; золоченые яблоки и грецкие орехи словно сами выросли на елке, и больше ста маленьких свечей, красных, белых и голубых, воткнули ей в ветки, а на ветках среди зелени закачались куколки, совсем как живые человечки — елка еще ни разу не видела таких, — закачались среди зелени, а вверху, на самую макушку ей посадили усыпанную золотыми блестками звезду. Это было великолепно, совершенно бесподобно…
— Сегодня вечером, — говорили все, — сегодня вечером она засияет! "Ах! — подумала елка. — Скорей бы вечер! Скорей бы зажгли свечи! И
что же будет тогда? Уж не придут ли из леса деревья посмотреть на меня? Уж не слетятся ли воробьи к окнам? Уж не приживусь ли я здесь, уж не буду ли стоять разубранная зиму и лето?"
Да, она изрядно во всем разбиралась и томилась до того, что у нее прямо-таки раззуделась кора, а для дерева это все равно что головная боль для нашего брата.
И вот зажгли свечи. Какой блеск, какое великолепие! Елка затрепетала всеми своими ветвями, так что одна из свечей пошла огнем по ее зеленой хвое; горячо было ужасно.
— Господи помилуй! — закричали девушки и бросились гасить огонь. Теперь елка не смела даже и трепетать. О, как страшно ей было! Как
боялась она потерять хоть что-нибудь из своего убранства, как была ошеломлена всем этим блеском… И тут распахнулись створки дверей, и в зал гурьбой ворвались дети, и было так, будто они вот-вот свалят елку. За ними степенно следовали взрослые. Малыши замерли на месте, но лишь на мгновение, а потом пошло такое веселье, что только в ушах звенело. Дети пустились в пляс вокруг елки и один за другим срывали с нее подарки.
"Что они делают? — думала елка. — Что будет дальше?"
И выгорали свечи вплоть до самых ветвей, и когда они выгорели, их потушили, и дозволено было детям обобрать елку. О, как они набросились на нее! Только ветки затрещали. Не будь она привязана макушкой с золотой звездой к потолку, ее бы опрокинули.
Дети кружились в хороводе со своими великолепными игрушками, а на елку никто и не глядел, только старая няня высматривала среди ветвей, не осталось ли где забытого яблока или финика.
— Сказку! Сказку! — закричали дети и подтащили к елке маленького толстого человечка, и он уселся прямо под ней.
— Так мы будем совсем как в лесу, да и елке не мешает послушать, — сказал он, — только я расскажу всего одну сказку. Какую хотите: про Иведе-Аведе или про Клумпе-Думпе, который с лестницы свалился, а все ж таки в честь попал да принцессу за себя взял?
— Про Иведе-Аведе! — кричали одни.
— Про Клумпе-Думпе! — кричали другие.
И был шум и гам, одна только елка молчмя молчала и думала: "А я-то что же, уж больше не с ними, ничего уж больше не сделаю?" Она свое отыграла, она, что ей было положено, сделала.
И толстый человечек рассказал про Клумпе-Думпе, что с лестницы свалился, а все ж таки в честь попал да принцессу за себя взял. Дети захлопали в ладоши, закричали: "Еще, еще расскажи!", им хотелось послушать и про Иведе Аведе, но пришлось остаться при Клумпе-Думпе. Совсем притихшая, задумчивая стояла елка, птицы в лесу ничего подобного не рассказывали. "Клумпе-Думпе с лестницы свалился, а все ж таки принцессу за себя взял! Вот, вот, бывает же такое на свете!" — думала елка и верила, что все это правда, ведь рассказывал-то такой славный человек. "Вот, вот, почем знать? Может, и я с лестницы свалюсь и выйду за принца". И она радовалась, что назавтра ее опять украсят свечами и игрушками, золотом и фруктами.
"Уж завтра-то я не буду так трястись! — думала она. — Завтра я вдосталь натешусь своим торжеством. Опять услышу сказку про Клумпе-Думпе, а может, и про Иведе-Аведе". Так, тихая и задумчивая, простояла она всю ночь.
Поутру пришел слуга со служанкой.
"Сейчас меня опять начнут наряжать!" — подумала елка. Но ее волоком потащили из комнаты, потом вверх по лестнице, потом на чердак, а там сунули в темный угол, куда не проникал дневной свет.
"Что бы это значило? — думала елка. — Что мне тут делать? Что я могу тут услышать?" И она прислонилась к стене и так стояла и все думала, думала. Времени у нее было достаточно.
Много дней и ночей миновало; на чердак никто не приходил. А когда наконец кто-то пришел, то затем лишь, чтобы поставить в угол несколько больших ящиков. Теперь елка стояла совсем запрятанная в угол, о ней как будто окончательно забыли.
"На дворе зима! — подумала она. — Земля затвердела и покрылась снегом, люди не могут пересадить меня, стало быть, я, верно, простою тут под крышей до весны. Как умно придумано! Какие они все-таки добрые, люди!.. Вот если б только тут не было так темно, так страшно одиноко… Хоть бы один зайчишка какой! Славно все-таки было в лесу, когда вокруг снег, да еще заяц проскочит, пусть даже и перепрыгнет через тебя, хотя тогда-то я этого терпеть не могла. Все-таки ужасно одиноко здесь наверху!"
— Пип! — сказала вдруг маленькая мышь и выскочила из норы, а за нею следом еще одна малышка. Они обнюхали елку и стали шмыгать по ее ветвям.
— Тут жутко холодно! — сказали мыши. — А то бы просто благодать! Правда, старая елка?
— Я вовсе не старая! — отвечала елка. — Есть много деревьев куда старше меня!
— Откуда ты? — спросили мыши. — И что ты знаешь? — Они были ужасно любопытные. — Расскажи нам про самое чудесное место на свете! Ты была там? Ты была когда-нибудь в кладовке, где на полках лежат сыры, а под потолком висят окорока, где можно плясать по сальным свечам, куда войдешь тощей, откуда выйдешь жирной?
— Не знаю я такого места, — сказала елка, — зато знаю лес, где солнце светит и птицы поют!
И рассказала елка все про свою юность, а мыши отродясь ничего такого не слыхали и, выслушав елку, сказали:
— Ах, как много ты видела! Ах, как счастлива ты была!
— Счастлива? — переспросила елка и задумалась над своими словами. — Да, пожалуй, веселые были денечки!
И тут рассказала она про сочельник, про то, как ее разубрали пряниками и свечами.
— О! — сказали мыши. — Какая же ты была счастливая, старая елка!
— Я вовсе не старая! — сказала елка. — Я пришла из лесу только нынешней зимой! Я в самой поре! Я только что вошла в рост!
— Как славно ты рассказываешь! — сказали мыши и на следующую ночь привели с собой еще четырех послушать ее, и чем больше елка рассказывала, тем яснее припоминала все и думала: "А ведь и в самом деле веселые были денечки! Но они вернутся, вернутся Клумпе-Думпе с лестницы свалился, а все ж таки принцессу за себя взял, так, может, и я за принца выйду!" И вспомнился елке этакий хорошенький молоденький дубок, что рос в лесу, и был он для елки настоящий прекрасный принц.
— А кто такой Клумпе-Думпе? — спросили мыши.
И елка рассказала всю сказку, она запомнила ее слово в слово. И мыши подпрыгивали от радости чуть ли не до самой ее верхушки.
На следующую ночь мышей пришло куда больше, а в воскресенье явились даже две крысы. Но крысы сказали, что сказка вовсе не так уж хороша, и мыши очень огорчились, потому что теперь и им сказка стала меньше нравиться.
— Вы только одну эту историю и знаете? — спросили крысы.
— Только одну! — отвечала елка. — Я слышала ее в самый счастливый вечер всей моей жизни, но тогда я и не думала, как счастлива я была.
— Чрезвычайно убогая история! А вы не знаете какойнибудь еще — со шпиком, с сальными свечами? Истории про кладовую?
— Нет, — отвечала елка.
— Так премного благодарны! — сказали крысы и убрались восвояси.
Мыши в конце концов тоже разбежались, и тут елка сказала, вздыхая:
— А все ж хорошо было, когда они сидели вокруг, эти резвые мышки, и слушали, что я им рассказываю! Теперь и этому конец. Но уж теперь-то я не упущу случая порадоваться, как только меня снова вынесут на белый свет!
Но когда это случилось… Да, это было утром, пришли люди и шумно завозились на чердаке. Ящики передвинули, елку вытащили из угла; ее, правда, больнехонько шваркнули об пол, но слуга тут же поволок ее к лестнице, где брезжил дневной свет.
"Ну вот, это начало новой жизни!" — подумала елка. Она почувствовала свежий воздух, первый луч солнца, и вот уж она на дворе. Все произошло так быстро; елка даже забыла оглядеть себя, столько было вокруг такого, на что стоило посмотреть. Двор примыкал к саду, а в саду все цвело. Через изгородь перевешивались свежие, душистые розы, стояли в цвету липы, летали ласточки. "Вить-вить! Вернулась моя женушка!" — щебетали они, но говорилось это не про елку.
"Уж теперь-то я заживу", — радовалась елка, расправляя ветви. А ветви-то были все высохшие да пожелтевшие, и лежала она в углу двора в крапиве и сорняках. Но на верхушке у нее все еще сидела звезда из золоченой бумаги и сверкала на солнце.
Во дворе весело играли дети — те самые, что в сочельник плясали вокруг елки и так радовались ей. Самый младший подскочил к елке и сорвал звезду.
— Поглядите, что еще осталось на этой гадкой старой елке! — сказал он и стал топтать ее ветви, так что они захрустели под его сапожками.
А елка взглянула на сад в свежем убранстве из цветов, взглянула на себя и пожалела, что не осталась в своем темном углу на чердаке; вспомнила свою свежую юность в лесу, и веселый сочельник, и маленьких мышек, которые с таким удовольствием слушали сказку про Клумпе-Думпе.
— Конец, конец! — сказало бедное деревцо. — Уж хоть бы я радовалась, пока было время. Конец, конец!
Пришел слуга и разрубил елку на щепки — вышла целая охапка; жарко запылали они под большим пивоваренным котлом; и так глубоко вздыхала елка, что каждый вздох был как маленький выстрел; игравшие во дворе дети сбежались к костру, уселись перед ним и, глядя в огонь, кричали:
— Пиф-иаф!
А елка при каждом выстреле, который был ее глубоким вздохом, вспоминала то солнечный летний день, то звездную зимнюю ночь в лесу, вспоминала сочельник и сказку про Клумпе-Думпе — единственную, которую слышала и умела рассказывать… Так она и сгорела.
Мальчишки играли во дворе, и на груди у самого младшего красовалась звезда, которую носила елка в самый счастливый вечер своей жизни; он прошел, и с елкой все кончено, и с этой историей тоже. Кончено, кончено, и так бывает со всеми историями.
Сказка про ёлочку
Жила-была маленькая ёлочка. Она, как и все ёлочки, жила в лесу. Была наша ёлочка зелёная и пушистая. Росла она на полянке и очень радовала своей красотой разных лесных зверушек.
Пришла зима. Белый снежок засыпал ёлочку, и стала она ещё пушистей, ещё нарядней, как будто оделась в тёплую меховую шубку. Целый день веселилась лесная детвора: зайчата, бельчата, лосята, синички и снегири на полянке, около ёлочки. Как-то раз послышались в лесу чьи-то шаги, звери в испуге бросились кто куда и затаились. Вскоре на полянку вышли папа и трое деток: две девочки и мальчик.
- Папа, папа, посмотри какая ёлочка! Как раз то, что нам нужно! – радостно закричали старшие дети и потянули папу за рукав.
- И, правда, — ответил папа, — запомним эту полянку и придём завтра с топором, чтобы срубить ёлочку. Нарядим её получше, и украсит она наш дом к празднику.
Старшие дети обрадовались, а младшая девочка вдруг начала плакать:
- Папа, папа, не надо рубить ёлочку, — всхлипывала она, — Она такая красивая, такая пушистая, жалко мне её рубить.
- Ну, а как же мы без ёлки на Новый Год? – спросил папа.
- Папочка, давайте купим искусственную. Я в магазине видела. А эту оставим для зайчиков и белочек. Им же тоже нужна ёлочка на праздник.
Папа внимательно посмотрел на неё, а затем улыбнулся и сказал:
- Ты права, жалко ёлочку. Пропадёт она у нас дома, в тепле. А здесь сможет ёлочка ещё расти много-много лет и всех радовать.
На том и порешили, а затем ушли домой. Только вот на следующий день снова раздались шаги в лесу. Испугались лесные зверушки. Неужели люди передумали и идут рубить ёлочку? Видят, что опять выходят на полянку тот же папа и дети. Но в руках у них не топор, а огромная коробка. А в коробке чего только нет! И шары, и золотые шишки, и мягкие игрушки, и бусы! Стали они украшать ёлочку. На макушку надели большую и блестящую красную звезду. А под ёлочку положили подарки для лесных зверушек: морковку, яблочки, орехи, зёрнышки и сено.
- Красивая у нас ёлочка получилась! – сказал папа, — Хорошо мы придумали. Ну а теперь идёмте домой, надо торопиться, а то не успеем в магазин за ёлкой.
Ушли они, а зайчата, бельчата, лосята и другие лесные зверята выскочили на полянку. Стали они угощаться дарами, а затем водить хороводы вокруг ёлочки. А ёлочка-то такая красивая, такая нарядная! Стоит, радуется, своим друзьям улыбается. Наконец-то и у них, у зверят лесных настоящий новогодний праздник! Так им весело, так хорошо, что они даже песенку запели. Вот такую:
Мы весёлые зверята:
Зайки, белочки, лосята.
Стали дружно в хоровод,
Чтобы встретить Новый Год.
Будем весело плясать,
Будем песни распевать
Будем все мы очень дружно
В лесу праздник отмечать.
Мария Шкурина http://maminiskazki.ru/skazka-pro-yolochku.html
День рождения старой ели
Жила-была елка. Уважаемая всем лесом старая ель. Ей исполнялось сто лет. Это много — сто лет. Даже ель, дерево сильное, в этом возрасте считается пожилым. Столетняя елка много повидала на своем веку и многое умела.
Умела ель предсказывать погоду. Это ей было совсем не трудно, потому что все на свете ветры и даже маленькие ветерки были ее добрыми друзьями. Они и научили ее узнавать погоду. Прилетит ли завтра туча из-за леса и прольет ли дождь над лесом, или туча улетит далеко за речку и погода будет ясной. А ведь лесным жителям очень важно, какая будет погода. Если солнечно — белкам можно грибы на зиму сушить, а если пасмурно, прохладно — можно лягушатам по влажной траве прыгать в соседний ручей в гости к бабушке. Ну а если сильный ливень приближается, значит, всем по норкам прятаться.
А еще старая ель умела рассказывать удивительные сказки и истории. И откуда она их столько знала? А вот откуда!
Самые короткие сказки рассказывала елке быстрая молния. Самые длинные истории поведали долгие зимние ночи. Самые веселые сказки рассказывали солнечные лучи. Самые грустные — осенние дожди. За сто лет много разных историй узнала елка, а ведь интересные сказки все любят. Вот и прибегают к елке зайчата, ежата, медвежата, прилетают синицы, дрозды и просят: «Елка, елка, расскажи сказку! Пожалуйста!»
И за сказки любили елку, и за то, что про погоду все знала, а главное, за то. что доброй и справедливой была. Поэтому, когда стал приближаться день рождения старой ели, весь лес задумался: чем бы ее порадовать? Ведь это не простой день рождения, а сотый!
— Послушайте меня,— важно сказал дедушка медведь.— Хоть и считается, что слуха у меня нет и в музыке я ничего не понимаю, а все-таки я точно знаю, что лучше всех в нашем лесу поет розовый дрозд. Давайте попросим его спеть для елки свои самые лучшие песни.
— Я очень рад, что вам нравятся мои песни, уважаемый дедушка медведь,— вежливо поклонился розовый дрозд,— но я пою их часто и не могу дарить на день рождения то, что дарю каждый день.
— Дрозд прав,— застрекотала сорока.— Нельзя дарить уже подаренное.
— Придумал!— весело подпрыгнул заяц.— Мы, зайцы, соберем самые красивые грибы, а белки пусть нанижут их на ветки старой ели. Мне рассказывала одна маленькая елочка, что деревья очень любят, когда их украшают грибами.
— Ну-у-у! Тоже придумал,— насмешливо фыркнула рыжая белочка.— Мы уже неделю назад нанизали на елкины веточки самые красивые грибы.
— Я знаю, что сделать!— сказал маленький зеленый лягушонок.— Нужно спросить у самой елки, какой подарок она хотела бы получить. На том и порешили. Пошли к елке.
— Дорогая наша именинница,— сказал дедушка медведь,— мы долго думали, что подарить тебе, чем порадовать в твой сотый день рождения. Думали, да придумать не смогли. Не подскажешь ли ты нам?
— Спасибо, друзья,— зашуршала иголками старая ель.— Спасибо, что помните о моем празднике. Мы старые друзья, и поэтому открою я вам мою тайну. Есть у меня заветное желание...
Замерли звери и птицы — слушают.
— Девяносто девять раз встречала я свой день рождения зеленым-презеленым летом. А ведь день рождения — это начало нового года моей жизни. Это праздник — почти как Новый год. У нас, у елок, традиция — встречать Новый год в пушистом легком платье из нежных трепетных снежинок. Но я знаю,— вздохнула елка,— что даже вы, мои верные друзья, не сможете подарить мне ни единой снежинки. Только зима со снегом могут сделать это...
Опечалились лесные жители: действительно, как исполнить желание ели? Вдруг крохотная белая бабочка опустилась на лапу дедушки медведя. Посмотрел медведь на белую бабочку, задумался и понял, что не просто так прилетела она.
— Бабочка,— тихо спросил он,— много ли у тебя подружек?
— Много, дедушка медведь: и в лесу, и на лугу, и в поле, и в березовой роще. .
— Они такие же белые, нежные, легкие, как ты? Так же похожи на снежинки?
— Да, дедушка медведь. Правда, я никогда не видела снега — ведь мы. бабочки, спим зимой. Но однажды старая ель сказала мне, что я похожа на большую снежинку. Вот я и подумала...
— Ты замечательно придумала, маленькая белая бабочка. Собирай своих подружек.— И медведь легонько подбросил бабочку.
...Вот и настал день рождения ели. Друзья пришли поздравлять ее. И бабочка здесь. Она тихонько что-то сказала дедушке медведю.
— Милая елка,— торжественно произнес дедушка медведь,— с днем рождения! Закрой, пожалуйста, только на одну минутку глаза.
Закрыла ель зеленые глаза. (Почему зеленые? Конечно, зеленые. Какие же глаза могут быть у ели. Только зеленые-презеленые.) Закрыла ель глаза. А когда открыла, увидела, что на каждой ее веточке, на каждой ее хвоинке сидит, взмахивая крылышками, легкая, невесомая, почти белая бабочка. Бабочка-снежинка.
Такого необыкновенного, прекрасного живого снега ель еще никогда не видела. Она была очень счастлива, благодарно кивала ветками и думала: «Как хорошо, как радостно жить на свете, если рядом настоящие друзья».
А друзья повторяли:
— С Новым годом! С днем рождения!
Наталья Абрамцева http://skazki.org.ru/tales/den-rozhdeniya-staroj-eli/
Осенний бал.
Вы когда-нибудь бывали на осеннем балу в лесу? Давайте, заглянем туда!
Вот осенняя полянка в лесу. Каких только красок здесь нет! Все деревья принарядились к осеннему балу. Осень расписала их наряды в разные цвета и оттенки. Посмотрите, как возвышается могучий крепкий Богатырь-Дуб. У него торжественный желто-зелёный костюм. Красуются, шевеля своими жёлтенькими листочками белоствольные Берёзки. Подружки слегка перешёптываются, поглядывая на другие деревца. Дрожит, как всегда трусишка - Осинка. Каждый красный листик её трепещет, рвётся улететь вдаль. А вот рядышком стоят крепыши Вяз и Клён, красуются своими красно-жёлтыми нарядами, спорят, чей костюм моднее и изящнее. И только скромная зелёная Ёлочка на краю поляны грустно одиноко зеленеет. Давайте, послушаем, о чём они говорят!
- Мы, Берёзки, самое любимое растение русского народа. Нас чествовали с глубокой древности, украшали разноцветными лентами и водили хороводы вокруг нас. А сколько песен и стихов нам посвятили! Из нашей бересты делали посуду и украшения. Наш берёзовый сок очень вкусен и ароматен и каждую весну мы дарим его живым существам. А как же пригодятся в бане наши берёзовые венички! А какие у нас кудри! Как у русских девушек красавиц. Ну не хороши ли мы?
- И я дарю людям красоту. Как красные огоньки пламени горят мои осиновые листья золотой осенью. Меня очень любят грибы. В честь меня они так и называются – подосиновики. Ни одно дерево не сможет сравниться со мною по быстроте роста. Древесина моя почти не подвергается гниению. А людям я тоже приношу пользу, палочки для спичек изготавливают из моей осиновой древесины, и погреба, и дома, и овощехранилища, и срубы колодца – всё это делают из моей древесины.
- Посмотрите, посмотрите сюда, как красивы и мои листья! - пропел Вяз. А как много оттенков можно найти на моей листве! Древесина моя твёрдая, упругая, вязкая. Я – прекрасный пылесос, один из лучших очистителей воздуха от пыли и сажи. Моей древесиной отделывают каюты кораблей, делают детали для кораблей.
- Да все мы красивы! - заговорили Дуб и Клён. И наши и ваши листья, -все они радуют глаз, украшают наш осенний бал.
А пока деревья спорили, поднялся ветерок, подхватил листву, закружил её сначала в медленном, а потом в быстром вальсе. Этот вальс был зелёного, жёлтого, пурпурного, багряного цвета. Листья плавно кружились и медленно оседали на землю, покрывая её разноцветным ковром. Листья Клёна танцевали с листьями Берёзы и Осины. Вяз и Дуб кружили в танце зелёные листья Ольхи.
- Посмотрите, на край поляны. Как скромно стоит на ней наша ёлочка! – зашептали Берёзки.
- Ёлочка, почему ты не танцуешь с нами?
- Вы все сбрасываете и кружите свои листья осенью, танцуете на балу, готовитесь к зиме. А я не могу кружить свои хвоинки. Я их сбрасываю постепенно, не все сразу. Поэтому кажется, что я всегда стою зелёной. Мои хвоинки живут 5-7 лет. Я тоже, как и вы приношу людям пользу. Из моей древесины изготавливают высококачественную бумагу и картон, автомобильные покрышки, получают кормовые дрожжи, лекарства, искусственную кожу. Моя древесина ещё и поёт, когда из неё делают музыкальные инструменты. Людям я могу дарить и весёлый праздник. Ни один Новый Год не обходится без нас, елей. Люди ставят нас в домах, на улицах городов и украшают игрушками и гирляндами.
- Ёлочка, так вас всех так вырубят в лесу!
- В лесу нас трогать не разрешают. Ведь мы нужны лесу, животным. Белки и клесты строят на нас гнёзда. Медведи любят устраивать под нашими еловыми лапами берлоги. Нашей корой любят полакомиться еловые усачи и короеды, и поэтому к нам в гости часто прилетают на обед синицы. Наши шишки – любимое лакомство белок, дятлов, клестов, полёвок. Зимой мы помогаем животным выжить, даём им корм и убежище.
А ели для праздника везут из питомников, где их специально выращивают. На базарах, правда, продают неказистые, жидкие ёлочки. Прореживая ельники, лесники удаляют слабые деревья. Ведь сильные и хорошие ели нужны людям на семена. Но всё равно находятся люди, которые перед Новым Годом срубают нас в лесу. Они не понимают, что нас с каждым годом нас остаётся всё меньше и меньше.
- Неужели нельзя ничего сделать?
- Люди стараются охранять нас. В Германии вот как решили на время эту проблему. Наших подружек-елей у шоссе опрыскивают специальным препаратом, запах которого отвратителен. Но запах ощутим только в закрытом и тёплом человеческом жилище. И обладателям таких ёлок придётся встречать Новый Год в противогазе.
- Ёлочка, присоединяйся к нам. Сбрось часть своих хвоинок, потанцуй, пошурши ветками под осеннюю музыку.
И тут снова поднялся ветерок. Он подхватил желающих потанцевать и закружил их в быстром танце. Танцуйте, танцуйте, листья! Ведь это ваш бал, ваш осенний праздник, ваша золотая пора! Берюхова Е.К.
Ель новогодняя в комнате стоит…
Ёлка новогодняя в комнате стоит
И, блестя игрушками, с нами говорит.
Вспоминает елочка с грустью зимний лес,
Полный звонких песенок, сказок и чудес.
Ёлка новогодняя, не печалься ты зря, -
Мы твои лучшие, верные друзья.
Так сверкай же радугой дождевой для нас,
Будь счастливой, ель, как и мы сейчас!
Елка
Елка ветви свои опустила,
Белый иней осыпал ее...
Отчего мне так близко, так мило.
Деревцо ты родное мое?
Зеленея безмолвным приветом,
Ты приходишь как друг дорогой,
И надеждой и радостным светом
Загорается даль предо мной...
Г.Галина
В снегу стояла елочка
В снегу стояла елочка -
Зелененькая челочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить ее! -
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена...
И только поздним вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх...
Фонарики стеклянные
Горят в ее ветвях.
Сверкают украшения -
Какой нарядный вид!
При этом, без сомнения,
Она в лесу стоит.
Не срубленная! Целая!
Красива и крепка!..
Кто спас, кто разодел ее?
Сынишка лесника!
Сергей Михалков
Елочка
- Елочка, елка,
Колкая иголка
Где ты выросла?
- В лесу.
- Что ты видела?
- Лису.
- Что в лесу?
- Морозы. Голые березы,
Волки да медведи
- Вот и все соседи.
- А у нас под Новый год
Каждый песенку поет.
А.Твардовский
Искусственная ёлка
Как красива наша ёлка,
Хоть и не росла в лесу,
Хоть не видела ни волка,
Ни медведя, ни лису!
Мы развесим звёзды, шишки,
Бусы, сладости, шары,
В гости к нам придут детишки для веселья и игры.
Огоньки засветим ярко.
Скоро Дед Мороз придёт,
Принесёт мешок подарков,
и наступит Новый Год!
... Бьют часы, снежок кружится,
И проходит день за днём.
А когда январь промчится,
Ёлку снова уберём,
Но не выбросим на свалку,
Как ненужный старый хлам!
С ёлкой нам расстаться жалко --
Через год вернётся к нам.
А тем временем лесная
Пусть красавица растёт,
Вся зелёная, живая
Пусть встречает Новый Год!
Живи, елочка!
И. Токмакова.
Мне елку купили!
Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень -
И она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто ветру, метели,
Такой же красивой
Неспиленной ели!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала учащихся. Возможности обеспечения преемственности технологии развития творческого потенциала учащихся (система РО Л.В.Занкова).
Материал участника II Всероссийских Занковских педагогических чтений...
« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»
Проблема усвоения слов с непроверяемыми написаниями близка всем учителям начальных классов. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в ...
Творчески работающий учитель - творчески работающий ученик
С раннего детства ребенок воображает придумывает какие-то немыслимые образы, присущие только его сознанию. Творческое воображение переносится на все сферы деятельности: рисование, труд,...
Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.
Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...
Творческий проект "В гости к осени". Творческое название "Унылая пора, очей очарование..."
В проект «Унылая пора, очей очарованья…» раскрывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе в с...
Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...
Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014» в номинации «Лучший учитель»
Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапаВсероссийского конкурса «Учитель года России – 2014»в номи...