Окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», 3 класс на 68 часов
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов, отводимых на освоение темы | ЭОР |
Модуль 1. Восприятие произведений искусства -2 ч | |||
1.1. | Методы изучения природы Человек и природа. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства.Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни.Вода. Свойства воды. Состоянияводы, её распространение в природе, значение для жизни.Круговорот воды в природе.Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хо- зяйстве человека. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека | 1 | |
1.2. | Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах. | 1 | |
Модуль 2. Графика – 7 ч | |||
2.1. | Линейный рисунок. Разные виды линий. | 1 | |
2.2. | Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие — толстые, порывистые, угловатые, плавные и др. | 1 | |
2.3. | Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От одного пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных. | 1 | |
2.4. | Линейный тематический рисунок (линия-рассказчица) на сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с простым и весёлым повествовательным сюжетом. | 1 | |
2.5. | Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения. | 1 | |
2.6. | Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт. | 1 | |
2.7. | Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом. | 1 | |
Модуль 3. Живопись – 5 ч | |||
3.1. | Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. | 1 | |
3.2. | Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета. | 1 | |
3.3. | Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения. | 1 | |
3.4. | Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике. | 1 | |
3.5. | Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения. | 1 | |
Модуль 4. Скульптура – 3 ч | |||
4.1. | Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. | 1 | |
4.2. | Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. | 1 | |
4.3. | Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией. | 1 | |
Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство -– 7 ч | |||
5.1. | Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства. | 1 | |
5.2. | Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. | 1 | |
5.3. | Декоративная композиция в круге или полосе. | 1 | |
5.4. | Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов. | 1 | |
5.5. | Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги. | 1 | |
5.6. | Форма и украшение бытовых предметов. | 1 | |
5.7. | Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор. | 1 | |
Модуль 6. Архитектура – 2 ч | |||
6.1. | Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий. | 1 | |
6.2. | Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии. | 1 | |
Модуль 7. Восприятие произведений искусства – 5 ч | |||
7.1. | Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. | 1 | |
7.2. | Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). | 1 | |
7.3. | Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. | 1 | |
7.4. | Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя). | 1 | |
7.5. | Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения. | 1 | |
Модуль 8. Азбука цифровой графики – 2 ч | |||
8.1. | Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений. | 1 | |
8.2. | Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. | 1 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ – 33 часа |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО», 2 класс
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов, отводимых на освоение темы | ЭОР |
Модуль 1. Графика | |||
1.1. | Ритм линий. Выразительность линии. Художественные материалы для линейного рисунка и их свойства. Развитие навыков линейного рисунка. | 1 | |
1.2. | Пастель и мелки — особенности и выразительные свойства графических материалов, приёмы работы. | 1 | |
1.3. | Ритм пятен: знакомство с основами композиции. Расположение пятна на плоскости листа: сгущение, разброс, доминанта, равновесие, спокойствие и движение. | 1 | |
1.4. | Пропорции — соотношение частей и целого. Развитие аналитических навыков сравнения пропорций. Выразительные свойства пропорций. Рисунки различных птиц. | 1 | |
1.5. | Рисунок с натуры простого предмета. | 1 | |
Итого по модулю 1 – 5 часов | |||
Модуль 2. Живопись | |||
2.1. | Цвета основные и составные. Развитие навыков смешивания красок и получения нового цвета. | 1 | |
2.2. | Приёмы работы гуашью. Разный характер мазков и движений кистью. | 1 | |
2.3. | Пастозное, плотное и прозрачное нанесение краски. | 1 | |
2.4. | Акварель и её свойства. Акварельные кисти. Приёмы работы акварелью. | 1 | |
2.5. | Цвета тёплый и холодный (цветовой контраст). | 1 | |
2.6. | Цвета тёмный и светлый (тональные отношения). | 1 | |
2.7. | Затемнение цвета с помощью тёмной краски и разбеление цвета. Эмоциональная выразительность цветовых состояний и отношений. | 1 | |
2.8. | Цвет открытый — звонкий и цвет приглушённый — тихий. Эмоциональная выразительность цвета. | 1 | |
2.9. | Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях (туман, нежное утро, гроза, буря, ветер; по выбору учителя). | 1 | |
Итого по модулю 2 – 9 часов | |||
Модуль 3. Скульптура | |||
3.1. | Лепка из пластилина или глины игрушки — сказочного животного по мотивам выбранного народного художественного промысла: филимоновская, дымковская, каргопольская игрушки (и другие по выбору учителя с учётом местных промыслов). | 1 | |
3.2. | Способ лепки в соответствии с традициями промысла. | 1 | |
3.3. | Лепка из пластилина или глины животных с передачей характерной пластики движения. Соблюдение цельности формы, её преобразование и добавление деталей. | 1 | |
Итого по модулю 3 – 3 часа | |||
Модуль 4. Декоративно-прикладное искусство | |||
4.1. | Наблюдение узоров в природе (на основе фотографий в условиях урока): снежинки, паутинки, роса на листьях и др. Сопоставление с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства (кружево, вышивка, ювелирные изделия и т. д.). | 1 | |
4.2. | Рисунок геометрического орнамента кружева или вышивки. | 1 | |
4.3. | Декоративная композиция. Ритм пятен в декоративной аппликации. | 1 | |
4.4. | Декоративные изображения животных в игрушках народных промыслов: филимоновский олень, дымковский петух, каргопольский Полкан (по выбору учителя с учётом местных промыслов). | 1 | |
4.5. | Декор одежды человека. Разнообразие украшений. Традиционные (исторические, народные) женские и мужские украшения. | 1 | |
Итого по модулю 4 – 5 часов | |||
Модуль 5. Архитектура | |||
5.1. | Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой бумаги, разные варианты складывания, закручивания, надрезания. Макетирование пространства детской площадки. | 1 | |
5.2. | Построение игрового сказочного города из бумаги на основе сворачивания геометрических тел — параллелепипедов разной высоты, цилиндров с прорезями и наклейками; приёмы завивания, скручивания и складывания полоски бумаги (например, гармошкой). | 1 | |
5.3. | Образ здания. Памятники отечественной и западноевропейской архитектуры с ярко выраженным характером здания. | 1 | |
Итого по модулю 5 – 3 часа | |||
Модуль 6. Восприятие произведений искусства | |||
6.1. | Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. | 1 | |
6.2. | Художественное наблюдение окружающей природы и красивых природных деталей; анализ их конструкции и эмоционального воздействия. Сопоставление их с рукотворными произведениями. | 1 | |
6.3. | Восприятие орнаментальных произведений декоративно-прикладного искусства (кружево, шитьё, резьба по дереву, чеканка и др.). | 1 | |
6.4. | Произведения живописи с активным выражением цветового состояния в погоде. | 1 | |
6.5. | Произведения анималистического жанра в графике: В. В. Ватагин, Е. И. Чарушин; в скульптуре: В. В. Ватагин. Наблюдение за животными с точки зрения их пропорций, характера движений, пластики. | 1 | |
Итого по модулю 6 – 5 часов | |||
Модуль 7. Азбука цифровой графики | |||
7.1. | Компьютерные средства изображения. Виды линий (в программе Paint или в другом графическом редакторе). | 1 | |
7.2. | Компьютерные средства изображения. Работа с геометрическими фигурами. Трансформация и копирование геометрических фигур в программе Paint. | 1 | |
7.3. | Освоение инструментов традиционного рисования (карандаш, кисточка, ластик и др.) в программе Paint на основе простых сюжетов (например, «Образ дерева»). | 1 | |
7.4. | Освоение инструментов традиционного рисования в программе Paint на основе темы «Тёплые и холодные цвета». | 1 | |
Итого по модулю 7 – 4 часов | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ – 34 часа |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО», 3 класс
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов, отводимых на освоение темы | ЭОР |
Модуль 1. Графика | |||
1.1. | Поздравительная открытка. Открытка-пожелание. Композиция открытки: совмещение текста (шрифта) и изображения. Рисунок открытки или аппликация. | 1 | |
1.2. | Эскизы обложки и иллюстраций к детской книге сказок (сказка по выбору). Рисунок буквицы. Макет книги-игрушки. Совмещение изображения и текста. Расположение иллюстраций и текста на развороте книги. | 1 | |
1.3. | Эскиз плаката или афиши. Совмещение шрифта и изображения. Особенности композиции плаката. | 1 | |
1.4. | Изображение лица человека. Строение: пропорции, взаиморасположение частей лица. | 1 | |
1.5. | Эскиз маски для маскарада: изображение лица-маски персонажа с ярко выраженным характером. | 1 | |
Модуль 2. Живопись | |||
2.1. | Натюрморт из простых предметов с натуры или по представлению. Композиционный натюрморт. | 1 | |
2.2. | Знакомство с жанром натюрморта в творчестве отечественных художников (например, И. И. Машков, К. С. Петров-Водкин, К. А. Коровин, П. П. Кончаловский, М. С. Сарьян, В. Ф. Стожаров) и западноевропейских художников (например, В. Ван Гог, А. Матисс, П. Сезанн). | 1 | |
2.3. | Пейзаж в живописи. Пейзаж, передающий состояния в природе. | 1 | |
2.4. | Портрет человека (по памяти и по представлению, с опорой на натуру). Выражение в портрете (автопортрете) характера человека, особенностей его личности; использование выразительных возможностей композиционного размещения изображения в плоскости листа. | 1 | |
2.5. | Сюжетная композиция «В цирке» (по памяти и по представлению). | 1 | |
2.6. | Художник в театре: эскиз занавеса (или декораций) для спектакля со сказочным сюжетом (сказка по выбору). | 1 | |
2.7. | Тематическая композиция «Праздник в городе» (гуашь по цветной бумаге, возможно совмещение с наклейками в виде коллажа или аппликации). | 1 | |
Модуль 3. Скульптура | |||
3.1. | Лепка сказочного персонажа на основе сюжета известной сказки или создание этого персонажа в технике бумагопластики. | 1 | |
3.2. | Создание игрушки из подручного нехудожественного материала, придание ей одушевлённого образа путём добавления деталей лепных или из бумаги, ниток или других материалов. | 1 | |
3.3. | Лепка эскиза парковой скульптуры (пластилин или глина). Выражение пластики движения в скульптуре. | 1 | |
Модуль 4. Декоративно-прикладное искусство | |||
4.1. | Приёмы исполнения орнаментов и эскизы украшения посуды из дерева и глины в традициях народных художественных промыслов (Хохлома, Гжель) или в традициях промыслов других регионов (по выбору учителя). | 1 | |
4.2. | Эскизы орнаментов для росписи тканей. Раппорт. Трафарет и создание орнамента при помощи печаток или штампов. | 1 | |
4.3. | Эскизы орнамента для росписи платка: симметрия или асимметрия построения композиции, статика и динамика узора, ритмические чередования мотивов, наличие композиционного центра, роспись по канве и др. Рассмотрение павловопосадских платков. | 1 | |
Модуль 5. Архитектура | |||
5.1. | Графические зарисовки карандашами архитектурных достопримечательностей своего города или села (по памяти или на основе наблюдений и фотографий). | 1 | |
5.2. | Проектирование садово-паркового пространства на плоскости (аппликация, коллаж) или в пространственном макете (использование бумаги, картона, пенопласта и других подручных материалов). | 1 | |
5.3. | Дизайн в городе. | 1 | |
5.4. | Проектирование (эскизы) малых архитектурных форм в городе (ажурные ограды, фонари, остановки транспорта, скамейки, киоски, беседки и др.). | 1 | |
5.5. | Дизайн транспортных средств. | 1 | |
5.6. | Транспорт в городе. Рисунки реальных или фантастических машин. | 1 | |
5.7. | Графический рисунок (индивидуально) или тематическое панно «Образ моего города» (села) в виде коллективной работы (композиционная склейка-аппликация рисунков зданий и других элементов городского пространства, выполненных индивидуально). | 1 | |
Модуль 6. Восприятие произведений искусства | |||
6.1. | Иллюстрации в детских книгах и дизайн детской книги. | 1 | |
6.2. | Наблюдение окружающего мира по теме «Архитектура, улицы моего города». Памятники архитектуры и архитектурные достопримечательности (по выбору учителя), их значение в современном мире. | 1 | |
6.3. | Виртуальное путешествие: памятники архитектуры Москвы и Санкт-Петербурга (обзор памятников по выбору учителя). | 1 | |
6.4. | Знания о видах пространственных искусств: виды определяются по назначению произведений в жизни людей. | 1 | |
6.5. | Жанры в изобразительном искусстве — живописи, графике, скульптуре — определяются предметом изображения и служат для классификации и сравнения содержания произведений сходного сюжета (портреты, пейзажи и др.). | 1 | |
6.6. | Представления о произведениях крупнейших отечественных художников-пейзажистов: И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. К. Айвазовского (и других по выбору учителя). | 1 | |
Модуль 7. Азбука цифровой графики | |||
7.1. | Построение в графическом редакторе различных по эмоциональному восприятию ритмов расположения пятен на плоскости: покой (статика), разные направления и ритмы движения (собрались, разбежались, догоняют, улетают и т. д.). Вместо пятен (геометрических фигур) могут быть простые силуэты машинок, птичек, облаков и др. | 1 | |
7.2. | В графическом редакторе создание рисунка элемента орнамента (паттерна), его копирование, многократное повторение, в том числе с поворотами вокруг оси рисунка, и создание орнамента, в основе которого раппорт. Вариативное создание орнаментов на основе одного и того же элемента. | 1 | |
7.3. | Изображение и изучение мимики лица в программе Paint (или в другом графическом редакторе). | 1 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ – 34 часа |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО», 4 класс
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов, отводимых на освоение темы | ЭОР |
Модуль 1. Графика | |||
1.1. | Освоение правил линейной и воздушной перспективы: уменьшение размера изображения по мере удаления от первого плана, смягчение цветового и тонального контрастов. | 1 | |
1.2. | Рисунок фигуры человека: основные пропорции и взаимоотношение частей фигуры, передача движения фигуры в плоскости листа: бег, ходьба, сидящая и стоящая фигура. | 1 | |
1.3. | Графическое изображение героев былин, древних легенд, сказок и сказаний разных народов. | 1 | |
1.4. | Изображение города — тематическая графическая композиция; использование карандаша, мелков, фломастеров (смешанная техника). | 1 | |
Модуль 2. Живопись | |||
2.1. | Красота природы разных климатических зон, создание пейзажных композиций (горный, степной, среднерусский ландшафт). | 1 | |
2.2. | Изображение красоты человека в традициях русской культуры. | 1 | |
2.3. | Изображение национального образа человека и его одежды в разных культурах. | 1 | |
2.4. | Портретные изображения человека по представлению и наблюдению с разным содержанием. | 1 | |
2.5. | Тематические многофигурные композиции. | 1 | |
Модуль 3. Скульптура | |||
3.1. | Знакомство со скульптурными памятниками героям и мемориальными комплексами. | 1 | |
3.2. | Создание эскиза памятника народному герою. Работа с пластилином или глиной. Выражение значительности, трагизма и победительной сил. | 1 | |
Модуль 4. Декоративно-прикладное искусство | |||
4.1. | Орнаменты разных народов. Особенности символов и изобразительных мотивов в орнаментах разных народов. Орнаменты в архитектуре, на тканях, одежде, предметах быта и др. | 1 | |
4.2. | Мотивы и назначение русских народных орнаментов. Деревянная резьба и роспись, украшение наличников и других элементов избы, вышивка, декор головных уборов и др. | 1 | |
4.3. | Орнаментальное украшение каменной архитектуры в памятниках русской культуры, каменная резьба, роспись стен, изразцы. | 1 | |
4.4. | Народный костюм. Русский народный праздничный костюм, символы и обереги в его декоре. Головные уборы. | 1 | |
4.5. | Женский и мужской костюмы в традициях разных народов. Своеобразие одежды разных эпох и культур. | 1 | |
Модуль 5. Архитектура | |||
5.1. | Конструкция традиционных народных жилищ, их связь с окружающей природой: дома из дерева, глины, камня; юрта и её устройство (каркасный дом); изображение традиционных жилищ. | 1 | |
5.2. | Деревянная изба, её конструкция и декор. Моделирование избы из бумаги или изображение на плоскости в технике аппликации её фасада и традиционного декора. | 1 | |
5.3. | Конструкция и изображение здания каменного собора: свод, нефы, закомары, глава, купол. Роль собора в организации жизни древнего города, собор как архитектурная доминанта. | 1 | |
5.4. | Традиции архитектурной конструкции храмовых построек разных народов. Изображение типичной конструкции зданий: древнегреческий храм, готический или романский собор, мечеть, пагода. | 1 | |
5.5. | Освоение образа и структуры архитектурного пространства древнерусского города. Крепостные стены и башни, торг, посад, главный собор. Красота и мудрость в организации города, жизнь в городе. | 1 | |
5.6. | Понимание значения для современных людей сохранения культурного наследия. | 1 | |
Модуль 6. Восприятие произведений искусства | |||
6.1. | Произведения В. М. Васнецова, Б. М. Кустодиева, В. И. Сурикова, К. А. Коровина, А. Г. Венецианова, А. П. Рябушкина, И. Я. Билибина на темы истории и традиций русской отечественной культуры. | 1 | |
6.2. | Примеры произведений великих европейских художников: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Пикассо (и других по выбору учителя). | 1 | |
6.3. | Памятники древнерусского каменного зодчества: Московский Кремль, Новгородский детинец, Псковский кром, Казанский кремль (и другие с учётом местных архитектурных комплексов, в том числе монастырских). Памятники русского деревянного зодчества. Архитектурный комплекс на острове Кижи. | 1 | |
6.4. | Художественная культура разных эпох и народов. Произведения предметно-пространственной культуры, составляющие истоки, основания национальных культур в современном мире. | 1 | |
6.5. | Памятники национальным героям. Памятник К. Минину и Д. Пожарскому скульптора И. П. Мартоса в Москве. Мемориальные ансамбли: Могила Неизвестного Солдата в Москве; памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы «Мамаев курган» (и другие по выбору учителя). | 1 | |
Модуль 7. Азбука цифровой графики | |||
7.1. | Изображение и освоение в программе Paint правил линейной и воздушной перспективы: изображение линии горизонта и точки схода, перспективных сокращений, цветовых и тональных изменений. | 1 | |
7.2. | Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкции традиционного крестьянского деревянного дома (избы) и различных вариантов его устройства. Моделирование конструкции разных видов традиционных жилищ разных народов (юрта, каркасный дом и др., в том числе с учётом местных традиций). | 1 | |
7.3. | Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкций храмовых зданий разных культур: каменный православный собор, готический или романский собор, пагода, мечеть. | 1 | |
7.4. | Построение в графическом редакторе с помощью геометрических фигур или на линейной основе пропорций фигуры человека, изображение различных фаз движения. Создание анимации схематического движения человека (при соответствующих технических условиях). | 1 | |
7.5. | Анимация простого движения нарисованной фигурки: загрузить две фазы движения фигурки в виртуальный редактор GIF-анимации и сохранить простое повторяющееся движение своего рисунка. | 1 | |
7.6. | Создание компьютерной презентации в программе PowerPoint на тему архитектуры, декоративного и изобразительного искусства выбранной эпохи или национальной культуры. | 1 | |
7.7. | Виртуальные тематические путешествия по художественным музеям мир. | 1 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ – 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...