Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения
план-конспект урока (2 класс)

Сластина Марина Андреевна

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению  2 класс.

Учитель: Сластина М.А

Тема: Ю. И. Ермолаев «Два пирожных».

Цель: познакомить учащихся с произведением Ю. Ермолаева «Два пирожных», развивать умения осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста, учить находить в читаемом произведении поучительный смысл, воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи.

Задачи:

  • продолжить работу над совершенствованием навыка чтения;
  • формировать умения, логично и аргументировано излагать свои мысли  во время устной речи;
  • способствовать расширению кругозора, памяти, развитию мышления;
  • воспитывать положительные качества личности: трудолюбие, взаимопомощь в семье, в классе, доброжелательные отношения к окружающим.
    Планируемые результаты:

Предметные

Ученики научатся:

  • прогнозировать содержание произведения;
  • воспринимать на слух художественное произведение;
  • соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа;
  • читать по ролям.

Формирование УУД

Личностные УУД

•целостное восприятие окружающего мира;

•развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий;

•рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

•навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Регулятивные УУД:

•определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

•учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему, планировать учебную деятельность на уроке;

•высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, пособия);

•определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

•ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг;

•добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях;

•перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

•донести свою позицию до других;

•слушать и понимать речь других;

•вступать в беседу на уроке и в жизни;

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование урока: презентация,

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Ход урока


1.Организация класса
Прозвенел уже звонок, начинаем мы урок.
Гости к нам пришли в класс,
Давайте повернёмся, улыбнёмся, 
За работу все возьмёмся. 
- Ребята, а к какому уроку вы приготовились? (проверка готовности к уроку)

Энергизатор (на экране появляются и исчезают предложения, дети их должны быстро прочитать) 1. Готов ли ты начать урок? 2. С усердием трудитесь! 3. И на уроке не ленитесь!
- К нам на урок пришли ещё одни гости, это семья из любимого вами мультфильма. Послушайте загадку, кто это?
Человечки очень споро
Чинят электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.
Нету места мистике,
Если рядом… (фиксики)
видео (Не зевай! Работа есть, тогда мы здесь!)

2. Речевая разминка. Стадия вызова
- Сегодня на уроке нам предстоит выполнить очень много заданий, 
но прежде чем мы начнём читать, необходимо язычки нам всем размять. Фиксики нам принесли интересную сказку
А) Фонематическая сказка
Б) Чтение чистоговорки
Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло.
Ла-ла-ла – мама клещи принесла.
Лу-лу-лу – бабушка дала пилу.
Ли-ли-ли – папа строит корабли.
Ле-ле-ле – он их строит на земле.
В) Чтение слов-перевёртышей
Г) Работа с таблицами Шульте
Д)Чтение слов-анаграмм
3.Актуализация знаний. 
- Кто скажет, какой раздел мы изучаем? («О семье, уважении к старшим»)
-Разгадайте ребус (7я – семья)
4. Составление кластера «Семья»
-Как вы понимаете, что такое семья?
(мама, папа, дети, любовь, забота, доброта, уважение, уют, родственники, дом, счастье………)
-Как вы считаете, нуждаются ли родители в вашей помощи? В семье Фиксиков двое детей. Как их зовут? А как вы думаете, нуждается ли Нолик (которому 4 года), иногда в помощи его старшей сестры Симки, которой 9 лет?
5. Формулирование темы и цели урока
Сегодня на уроке мы будем читать произведение, в котором рассказывается об отношении старших к младшим.
Но сперва необходимо вам собрать выделенные буквы с домиков и записать в прямоугольнике первую часть темы урока. (Ермолаев)
Осмысление. Первичное восприятие нового материала
1. Прогнозирование (Работа с учебником с.106)
- Ребята, обратите внимание на рисунок и на название рассказа.
- О чем может пойти речь в рассказе?
- Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте и подумайте, правы ли были Вы в своих предположениях? (Учитель читает весь рассказ)
Понравился ли вам рассказ? Давайте посмотрим, правы ли были мы в своих предположениях?
2. Словарная работа
- В произведении встретились новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить (Фиксики – справки из интернета)
(учитель сперва выслушивает ответы учеников)
Крендельки - витая сдобная булочка, напоминающая восьмерку по форме.
Африка – материк 
Тропические лианы – вьющиеся растения, которые растут в жарких странах (длина достигает 300м)
Вторичное чтение
3. Приём "Чтение с остановками"
-Читать рассказ мы буде с остановками, по смысловым частям
Чтение 1 части ( до слов …и пошла на кухню)
Коллективное рисование иллюстрации к 1 части
-Кто вошёл в комнату?
-О чём попросила мама? Сколько у мамы было дочерей? Как их звали?
-Что делала старшая дочь Наташа? младшая Оля? Что решила сделать Оля?
Чтение 2 части (до слов …И принялась за лепку)
-Что пообещала сделать Наташа? Выполнила ли она своё обещание?
Самостоятельное чтение 3 части


Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

 ( Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

( Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

 (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

 (Дети садятся за парты.)


3 стадия – размышление.
1.Приём «Шесть шляп мышления»
-Ребята, Фиксики нам предлагают примерять шесть шляп.
1-белая – шляпа информации
-Как называется произведение?
-Кто герои этого рассказа? как звали дочерей? О чём попросила мама?
2-чёрная – шляпа пессимиста (критики)
- Необходимо продолжить предложение. 
Плохо……что старшая дочь не помогла.
Плохо…. что Наташе не досталось пирожное.
3-жёлтая –шляпа оптимиста
4-красная-шляпа эмоций
Круто… или Здорово что… (Оля помогла мама. Съесть два пирожных. Читать интересную книгу. Побывать в Африке.)
5-зелёная-шляпа идей
-Сейчас я не….., а Наташа.
-Как бы вы поступили, если бы вы были заняты чем-то интересным, а мама вас попросила о помощи?
6-синяя-шляпа
Вывод учителя: Каждый из нас живёт в семье. В вашем доме должна царить любовь, доброта, уважение, тепло. Особенно в нашей любви и внимании нуждаются самые близкие люди- ваши родители. Берегите свою маму, чаще помогайте ей. 
Активизация внимания (Видео Фиксиков – Родные мои)
2.Приём «Тонкий и толстый вопрос» (дети самостоятельно задают вопросы)
Кто …
Что …
Как звали …
Правильно ли поступила… Дайте объяснение, почему.. Оля съела.. …
Предположите, что будет если…

3.Составление синквейна (Себялюбивая, ленивая, нечуткая, отзывчивая, добрая, внимательная, ответственная..)
Оля
отзывчивая, старательная
лепила, мыла, съела
У мамы трудолюбивая дочь
помощница


4. Работа с пословицами 
Прочитай пословицы. Подчеркни карандашом пословицу, которая передаёт главную мысль рассказа.
Изба – детьми весела.
Какие труды, такие и плоды.


5.   Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Кто написал рассказ «Два пирожных»?
Зелёный листик - мне было интересно

Жёлтый листик - мне было всё равно

Коричневый листик - мне было неинтересно

- Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?

- Кто вам больше понравился? Почему?

- Можно ли придумать другое название, которое выражало бы главную мысль рассказа?

- Как вы считаете, почему этот рассказ помещен в разделе “ Я и мои друзья”?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»

Урок литературного чтенияв 3 «Б» классес использованием технологии«Развитие критического мышления через чтение и письмо»    На тему«Андрей Платонов&la...

Урок литературного чтения в 3 классе с использованием технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо».В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница"

Материал содержит технологическую карту урока по теме "Произведение В.М.Гаршина "Лягушка-путешественница"" с использованием технологии "Развития критического мышления через чт...