ЭКОЛОГИЯ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа составлена на основе программы для начальных классов, примерного содержания программы по Окружающему миру и Основы безопасности жизнедеятельности для 1-4 классов.
В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений.
Программа подготовлена совместно с учителем начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22 с углубленным изучением отдельных предметов - Центр образования » Хафизовой Ф.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_vneurochnoi_deyatelnosti_ekologiya_i_obzh.docx | 73.72 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
ЭКОЛОГИЯ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Составители:
Хафизова Ф.А.
учитель начальных классов,
Хуснутдинова Л.С.
учитель начальных классов
2020 год г. Казань
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы для начальных классов, примерного содержания программы по Окружающему миру и Основы безопасности жизнедеятельности для 1-4 классов.
В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений.
Одними из основных моментов в практической реализации являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Программа обеспечивает непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
Гуманитарная стратегия развития экологического образования позволит реализовать потенциал гуманитарных дисциплин в развитии экологической культуры в процессе экологического образования. Гуманитаризацию экологического образования мы рассматриваем как важнейшую тенденцию развития образования для устойчивого развития и условия обеспечения его эффективности. Гуманитарная экология благодаря потенциалу изобразительного искусства, литературы, музыки должна помочь ребенку в формировании позитивной картины природы, подлинных представлений о гармонии с ней, ее неповторимости, эстетической ценности.
Цели программы:
Основой для выдвижения цели является социальный заказ, понимаемый как требование со стороны общества и государства к содержанию образования и качествам формирующейся в образовательной системе личности.
Основной целью программы является формирование культуры безопасности как качества личности. Представленное в виде совокупности знаний и осознанных действий, направленных на понимание опасных и безопасных факторов в окружающей действительности, готовности к адекватной оценке опасной ситуации и способности выстраивать социальные взаимоотношения по обеспечению безопасных действий на уровне личности и группы.
Сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации.
Формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
Приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.
Выработать достаточно твёрдые умения и навыки поведения в той или иной ситуации.
Обучить детей методам обеспечения личной безопасности.
Формирование сознательно-научного, нравственно-этического отношения обучающихся к окружающей среде на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе.
Формировать у детей экологическую культуру как внутренний ресурс, обеспечивающий движение будущих поколений к выходу из экологического кризиса, движение по пути гармонии с природой, экологической безопасности.
Формировать у детей экокультурных ценностей и готовности к их воплощению в практике.
Формирование у детей знаний о моральных и нравственных основах взаимодействия человека и природы; экокультурных ценностях и экологоэстетических идеалах, определявших в разные времена различные модели отношения человека к природе; об экологических нормах и традициях народов разных стран; знаний о позитивном опыте взаимодействия человека и природы; навыков реализации экокультурных ценностей в практике взаимодействия с окружающим миром; осмысления этических категорий применительно к системе отношений человека к природе, эмоциально-чувственного отношения к природе.
Вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Основными задачами программы являются:
- привитие основ культуры здорового образа жизни, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование знаний о негативных факторах, наносящих вред здоровью детей;
- патриотическое, нравственное и физическое воспитание;
- формирование социальной активности и четкой гражданской позиции;
- формирование социально значимых навыков в процессе коллективной коммуникативной деятельности, формирование опыта социально значимой деятельности;
- формирование законопослушного поведения и правовой культуры;
- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
- приобретение учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;
- формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- формирование у детей опыта соблюдения нравственных норм отношения к природе, интерпретацию эмоционального опыта в различных видах творческой деятельности; оценку и самооценку с этических позиций поведения человека в природе, отношения его к окружающему миру; анализ экокультурной ситуации и субъективного отношения человека к окружающей среде; проектирование моделей собственного поведения и деятельности сообразно экокультурным ценностям, эколого-эстетическим идеалам и этическим принципам взаимодействия с природой;
- помогать обучающимся понять сущность современной экологической проблемы и осознать ее, с одной стороны, как актуальную для человечества, с другой стороны – как лично значимую.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Формирование основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) во внеурочной деятельности должно проводиться на основе патриотического воспитания, социализации личности, развития лидерских качеств, социальной активности и гражданственности. С учетом специфики внеурочной деятельности в данной программе используются такие формы работы, которые обеспечивают событийный подход и постоянное подкрепление теоретических положений практической деятельностью.
В целях формирования функциональной грамотности и актуальных умений в программе учитывается необходимость привития обучающимся навыков действий в чрезвычайных ситуациях, в том числе умение оказывать поддержку, обращаться за помощью, взаимодействовать с людьми, конструктивно реагировать на неудачи, действовать решительно, оценивать свои возможности, эффективно и безопасно пользоваться домашними приборами.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе;
- ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление любви;
- ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы;
- ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности;
- ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Реализация программы позволит:
- привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
- сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
- формировать экологическую культуру с ее экологическими ценностями и мировоззрением, нормами жизни, идеалом гуманистического отношения к природе.
- формировать естественно- научные знания, рациональное отношение к природе, навыков грамотного природопользования.
Необходимо уделять специальное внимание формированию у детей и молодежи знаний об экокультурных ценностях, о моральных, нравственных основах взаимодействия с природой, религиозных и светских традициях отношения человека к природе, трансформациях экологоэстетического идеала.
Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определённых понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.
В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
-Работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
-Изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Экологическая компетентность — необходимое достояние человека, действенная предпосылка для предотвращения экологически безнравственных поступков. Путь к экологической компетентности — придание экологическим правилам нормы поведения. Соблюдение последних — требование к каждому человеку, начиная с детства.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, анализу и использованию информации.
Современная педагогика стремительно развивается и предлагает множество методов обучения детей, чтобы сделать преподавание более интересным, насыщенным, доступным, не сложным для запоминания. Учитель экспериментирует в работе с различными методами и подбирает наиболее успешные, понравившиеся не только ему, но и обучающимся. С помощью различных методов и приёмов обучения можно обнаружить скрытые таланты учеников, а так же развить творческую активность ребёнка.
Для более полного и качественного усвоения материала по тематике безопасности жизнедеятельности рекомендуются следующие формы проведения занятий во внеурочное время: занятия-сказки, занятия-викторины, брейн-ринги, комбинированные занятия, самостоятельные занятия, занятия-экскурсии, игры-тренировки в составе класса, практикумы (практические занятия по отработке навыков поведения в опасных ситуациях и оказания само- и взаимопомощи). Формами занятий могут быть также целевые прогулки, напоминание, ситуативный разговор, сюжетно-ролевые игры, моделирование, ведение календаря, игры-экспериментирования.
Формы работы являются общими для различных программ, они характеризуют процесс, а не его содержание. Например, экскурсия в пожарную часть может быть решена как длительная культурно-досуговая программа, включающая в себя комплекс мероприятий: интерактивную беседу с просмотром видеосюжета, музыкальный конкурс, мастер-класс по изготовлению сувениров для пожарных, собственно посещение пожарной части и т.д. Занятия-экскурсии целесообразно организовывать для изучения соответствующих тем и при наличии дополнительного времени.
Особенности культурно-досуговых программ дополнительного образования в том, что овладение знаниями происходит в процессе самостоятельной деятельности воспитанников и их взаимодействия в ходе подготовки и проведения мероприятия. При проведении большинства культурно-досуговых программ реализуется модель «развлечение+обучение».
Огромный потенциал внеурочной деятельности заложен в творческих конкурсах по теме обеспечения безопасности жизнедеятельности. Так, например, школьник, продумывая рисунок, макет или выступление, оказывается в проблемной ситуации, вынуждающей его вспомнить, повторить и закрепить правила безопасного поведения. Данная деятельность важна и с социально-педагогической точки зрения – ребенок учится общаться, получает социальный опыт, повышает свою самооценку и уверенность в своих возможностях. Данные конкурсы е требуют от участников специальной пожарно-прикладной и спасательной подготовки, открывая дорогу детям, имеющим желание реализовываться в творческом направлении (игра на сцене, изготовление костюмов и декораций).
При решении проблем, связанных с поиском инновационных программ обучения детей младшего школьного возраста, целесообразным представляется использование классических схем, хорошо зарекомендовавших себя в дидактике.. Есть игровой результат (тематический сувенир за участие в игре-конкурсе) и есть педагогический результат (сформированный алгоритм действий). Соответственно и мотивация участников также характеризуется двуплановостью: желание достижения конкретного игрового результата и познавательная мотивация, направленная на эффективность учебной деятельности. Педагогической задачей в данном аспекте является создание в процессе игры мотивационной системы, в которой познавательные мотивы будут играть доминирующую роль в общей системе мотивации. Целью таких мероприятий является как творческое осмысление полученных знаний в области ОБЖ, так и мониторинг уровня усвоения теоретических знаний.
Данная методика в настоящее время получила широкое распространение и педагогическое обоснование. В данном случае мы в какой-то степени пытаемся облегчить процесс «погружения» обучающихся в круг терминов, в предметно-вещевой мир профессии пожарного-спасателя и чрезвычайных ситуаций через творческую и игровую деятельность. Наиболее востребованной игровая методика становится при работе с младшим школьным возрастом, который является временем активного творческого поиска ответов на волнующие ребенка вопросы. Используя игры при обучении безопасности школьников младших классов, необходимо учитывать ряд психолого-педагогических особенностей данного возраста, в частности, значимость публичного одобрения в присутствии товарищей его поступков и достижений, через соревнование со сверстниками, через многие другие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребенка. Игровая деятельность дает возможность ребенку самому оценить полученные навыки и предоставляет возможность педагогического наблюдения в целях мониторинга успешности усвоения им навыков в области безопасности.
Младшим школьникам свойственны трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к саморегуляции, способность часами в одиночку заниматься любимым делом, в том числе играть в настольно-печатные игры, игры-пазлы и т.д. Педагог может вместе с детьми разрабатывать и изготавливать простейшие дидактические игры. Интерес детей к занятиям с использованием данных форм будет намного выше.
К дидактическим играм относятся задания учебных пособий «Дорисуй рисунок», «Помоги найти безопасный выход», «Укрась елку безопасными игрушками», «Кто из детей действует неправильно».
Викторины (познавательные, познавательно-развлекательные, интеллектуальные) развивают умение находить оригинальные решения, что и требуется для обучения детей в области безопасности жизнедеятельности Викторина проводится как соревнование учеников, которые получают баллы за правильные ответы. Брейн-ринг – вид более сложной викторины, это соревнование двух команд, которые должны дать ответ на вопрос за определенное время и получить за это зачетные очки. Для проведения брейн-ринга также требуется подготовка вопросов по теме. Игры-тренировки и практические занятия проводятся для отработки навыков поведения и правильных действий в опасных ситуациях в быту, школе, на улице и на природе, а также для изучения основ оказания само- и взаимопомощи.
Внеурочная деятельность, как уже указывалось, подразумевает привлечение родителей к формированию культуры безопасности в рамках семейного воспитания детей и подростков. Большой интерес представляют конкурсы семейных команд с элементами спасательной тематики, проводимые в рамках праздничных программ. Хорошо себя зарекомендовала методика «Встречи с интересными людьми», когда на занятие приглашаются специалисты и сотрудники МЧС России. Присутствие значимого взрослого, к тому же в красивой форме, включает психологические механизмы активизации познавательной деятельности.
Метод обучения — это способ деятельности педагога, направленный на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися.
При обучении школьников начальных классов наиболее целесообразны следующие устные методы изложения знаний по основам безопасности жизнедеятельности: рассказ, рассказ-объяснение, беседа, самостоятельная работа с информацией.
Исследовательский метод обучения - это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся, путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного, творческого решения.
Сущность исследовательского метода обучение:
Учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени. Деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач.
-Учащиеся самостоятельно добывают знания в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнение различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся.
- Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, умением сопровождаться повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
Сущность исследовательского метода обусловлена его функциями:
- организация творческого поиска;
- применение знаний овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску;
- формирование интереса, потребностей в получении новых знаний.
Квест – это своего рода игра, подразумевающая выполнение обучающимися определенного задания. Эта методика направлена на практическое использование знаний. Задача преподавателя – найти интересную тему проекта, состоящего из трех этапов, исполнить роль организатора. Участники выполняют задание и подготавливают отчет. При проверке преподавателем учитывается правильность в употреблении форм слов и конструкций, связность текста, грамматика. Квест разнообразит процесс обучения и повысит мотивацию учащихся, поможет интегрироваться в практическую речь в реальной ситуации.
Проект — это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе — возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
К рассказу педагог обращается, когда нужно сообщить учащимся новые знания, факты, события, т.е. то, что они не могут наблюдать непосредственно.
Например, исторические справки по дорожной, пожарной или бытовой тематике. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся личный опыт детей, который педагог расширяет и обогащает новыми элементами. В рассказе используются логические приемы сравнения, сопоставления, обобщения. Рассказ, как правило, сопровождается показом иллюстраций, рисунков в учебнике или рабочей тетради, записью новых слов, понятий, определений.
Рассказ-объяснение необходимо применять, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимости между изучаемым объектом и явлениями в окружающей среде (например, между переходом дороги и зеленым сигналом светофора, между природным явлением и особенностями поведения человека при нём и т, д.). В рассказе-объяснении педагог постоянно дает установку на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательными и осторожными.
Так, наблюдая происходящее на улице, в природе, в месте скопления людей ребенок должен уметь выделить все основные признаки предметов (а не только их цвет, величину), т.е. представить всю картину, событие целиком. Целостное восприятие закрепляется в памяти в виде образов и способствует работе воображения и мышления.
Ребенок должен уметь отделить главное от второстепенного, общее от частного, найти связи и зависимости между предметами, объектами, изображенными на картинках, и сравнить их с реальной обстановкой, рассказом педагога и объяснением, как надо поступать в конкретном случае.
Беседа. Этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт школьников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развивает их знания, умения и навыки.
Если педагог умело ставит вопросы, он побуждает учащихся вспоминать известные им знания о действиях в различных условиях путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. В основе беседы — диалог между педагогом и школьниками, он активизирует их мышление.
Беседа может строиться дедуктивно (от известных общих правил к частным заключениям) или индуктивно (от отдельных фактов, понятий к общим выводам). Беседа помогает объединить изучение нового материала с закреплением и проверкой пройденного.
В беседе важно продумывать вопросы. Один из них может быть направлен на факты, примеры опасного поведения, а другой — актуализирует знания и личный опыт учащихся. Вопросы необходимы и для выявления новых связей между понятиями, явлениями в окружающей среде.
В беседе педагог должен поддерживать постоянный контакт с учащимися. Для этого их ответы и вопросы следует внимательно выслушивать. Правильные ответы одобрять похвалой, неправильные, неполные — комментировать, поправлять. Можно предложить каждому учащемуся самому найти неточности и ошибки в ответе. И лишь когда тот не сумеет этого сделать, надо призвать на помощь других учащихся.
Так, если ребенка спросить, что нарисовано на картинке, он перечислит изображенные предметы. Но можно задать вопрос иначе: «Что делают пешеходы и водители на картинке?» Мысль ребенка направляется на установление связей, действий между ними. Если попросить школьника придумать название для картинки, задача усложнится. Учащийся сопоставляет предметы и их признаки между собой, определяет главное в сюжете и придумывает название.
Правильно сформулированная задача придает мышлению детей направленность на то, что от них требуется. Существенную роль играют установки педагога на запоминание той или иной информации, неоднократное повторение в процессе занятий (по разным темам), например, значимости зеленого сигнала светофора как безопасного, красного — как опасного или правила перехода улиц и дорог (смотрим во все стороны, а затем налево, направо и контролируем обстановку со всех сторон).
Работа с иллюстративным (наглядным) материалом. Это самостоятельная работа учащихся. Они записывают новые слова и термины, изучают учебный материал, сюжетные картинки и отдельные рисунки, ищут ответы на поставленные вопросы, выполняют задания педагога. Если ребенок самостоятельно рисует, раскрашивает, отгадывает, он лучше запоминает и осмысливает материал.
Рассматривая иллюстрации и слушая рассказ педагога, дети расширяют личные наблюдения за реальными картинами жизни. Это достигается обсуждением действий водителя, пешехода, пассажира; пожарного, спасателя, медицинского работника. Педагог просит учащихся объяснить, почему они поступают именно так, а не иначе. Ставится вопрос о взаимосвязи между предметами, объектами, явлениями в рассматриваемой обстановке. То есть младших школьников необходимо постепенно учить оперировать отвлеченными понятиями.
Самостоятельная работа с иллюстративным материалом, сопровождаемая рассказом-объяснением и беседой, развивает произвольное внимание и мышление.
Домашние задания, имеющиеся в учебниках и рабочих тетрадях, даются с целью привлечь родителей к изучению вместе с детьми правил безопасности поведения, закрепить и обобщить изученное в школе.
Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом — способ выполнения.
Чаще всего используют игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя дома, в школе, на улицах и дорогах, в привычных и непривычных условиях. Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.
Индивидуальные упражнения применяют для отработки двигательных навыков у малоподвижных детей.
Вводные упражнения предполагают точное воспроизведение тех или иных действий после показа педагогом. Сначала с каждым учащимся отрабатывают элементы действий, потом эти же действия дают последовательно, затем сравнивают с образцом (эталоном).
Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков.
Таким образом, игры-упражнения нужны для развития координации движений в реальной обстановке. Постепенное усложнение сознательного многократного повторения действий помогает сформировать безопасное поведение учащихся на улицах, дорогах и в быту.
Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. При распределении ролей (водителя, пешехода, пассажира, пожарного, спасателя) у учащихся развивается воображение. Они начинают подчиняться определенным правилам, связанным с ролью.
Важно наблюдать за отношением ребенка к роли. В ней поведение ребенка существенно перестраивается. Оно становится произвольным, т.е. контролируется и сопоставляется с эталоном.
Организуя игры, следует иметь в виду, что функция самоконтроля у детей развита слабо. Поэтому ребенку нужна постоянная поддержка педагога и участников игры.
В 3-4 классах в игру можно вводить моделирование различных нестандартных ситуаций для самостоятельного поиска выхода из опасных условий, анализа и оценки ошибочных, неправильных и, наоборот, правильных и безопасных действий.
Экскурсия. Она проводится для ознакомления с окружающей средой и закрепления учебного материала. Экскурсии могут быть пешие, автобусные и на маршрутном транспорте. Во время остановок педагог обращает внимание учащихся на опасные места по маршруту движения в школу, вокруг школы, объекты, представляющие опасность, закрывающие обзор, сезонные изменения дорожных условий; показывает действия пешеходов, водителей и пассажиров, дорожную разметку, указательные знаки, светофоры и т.д.
Педагог просит детей прислушаться к звукам, шумам, сигналам машин, по которым надо уметь различать движущиеся транспортные средства. Важно показать, где нельзя переходить улицы и дороги: вблизи крутых поворотов, при наличии препятствий, ограничивающих обзор дороги; на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов; где нельзя гулять, играть, находиться длительное время и т.д.
На экскурсиях дети приобщаются к природной, техногенной и социальной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.
Формирование у младших школьников навыков безопасного поведения изо дня в день возможно как в образовательном процессе, реализуемом в форме традиционного урока, так и в других формах дидактических занятий с применением инноваций.
В этом плане рекомендуется методика проведения экскурсии как одной из наиболее эффективных форм дидактических занятий.
Экскурсия может быть вводной, ознакомительной, обзорной. Цель ознакомительной экскурсии: сформировать у учащихся целостное представление об окружающей их среде, взаимосвязи в ней объектов и субъектов жизнедеятельности, постоянно возникающих различных нестандартных ситуаций и т.д. Обратить внимание детей на особенности опасного поведения участников дорожного движения, окружения людей в плане пожарной безопасности, электробезопасности, правил поведения на природе, у воды и нарушения правил безопасности жизнедеятельности. Научить детей видеть и предвидеть опасности. Рассказать о типичных ошибках в поведении детей, не умеющих предвидеть опасность. Объяснить новые для детей понятия по тематике безопасности.
Полученные в процессе экскурсии наглядные образы являются основой для дальнейшего обучения и воспитания младших школьников в процессе классных занятий по тематике ОБЖ, формирования и развития у них: воображения, мышления, внимания, наблюдательности, речи и других познавательных способностей, необходимых для правильной и безопасной ориентации в чрезвычайных, опасных и экстремальных ситуациях.
Принципы обучения младших школьников
Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 7-10-летнего возраста, образовательный процесс должен быть построен, на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.
К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие.
Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей.
Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности жизнедеятельности следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации с 1 по 4 классы.
Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицы и т.д.
Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях.
Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии.
Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении необходимы наглядные средства.
Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в домашних условиях.
Программа рассчитана на 4 года, для обучающихся 1-4 классов.
Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю. Общий объем занятий по программе 1класс – 33 часа, 2-4 по 34 часа в год.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы.
Формы контроля ЗУН:
- беседа;
- фронтальный опрос;
- индивидуальный опрос;
- практикум;
- тестирование.
Личностные результаты обучения:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные результаты:
1. Овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека.
2. Овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности.
3. Формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях.
4. Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий.
5. Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
6. Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
7. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
8. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
9. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
10. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
11. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами обучения в основной школе являются:
1. В познавательной сфере:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
- умение информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. Осознание исключительной роли жизни на Земле и значение экологии в жизни человека и общества:
- определять роль в природе различных групп организмов;
5. Формирование представления о природе как развивающейся системе:
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение.
6. Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса экологии и их использованием в практической жизни:
- понимать смысл экологических терминов;
- характеризовать методы экологической науки (наблюдение, описание, измерение, сравнение) и их роль в познании живой природы;
7. Овладение биологическими основами здорового образа жизни:
- оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни;
- различать съедобные и ядовитые организмы своей местности.
Планируемые результаты
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
- в ценностно-ориентационной сфере -сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
- в познавательной сфере - углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо-природной среде;
- в сфере физической культуры - элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
Способы проверки и оценки знаний
Система внеурочной деятельности подразумевает добровольное участие воспитанников во всех мероприятиях программы. Соответственно вопрос о последовательном и поэтапном освоении воспитанниками программы внеурочной деятельности в большей степени зависит от педагогического мастерства педагога, уровня и качества проводимых мероприятий, их психолого-педагогической атмосферы.
Оценка полученных знаний в области безопасности жизнедеятельности осуществляется во время проведения игр и бесед, при судействе конкурсов и викторин, просмотре сценического и художественно-декоративного творчества детей. Одним из критериев усвоения вопросов безопасности является успешное участие детей в соревнованиях разных уровней. Система внеурочной деятельности не подразумевает оценку деятельности воспитанников, но широко применяет поощрения в различных формах: призы, грамоты, благодарности и др.
К концу прохождения курса учащиеся должны знать:
- общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.
- наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Основные дорожные знаки. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
- правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;
- источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
- опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;
- правила безопасного поведения при возникновении пожара или утечке газа в доме;
- правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу;
- опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.
- правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
- ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
- правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.
Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на дороге, на улице, в школе, в природных условиях.
- Данная программа предусматривает изучение учащимися начальных классов правил дорожного движения и пожарной безопасности, правил безопасного поведения на водоёмах, в лесу и в быту, обучение умению ориентироваться в дорожных ситуациях и ситуациях, связанных с угрозой возникновения и возникновением пожара, умению на практике применять свои знания.
- Программа «Уроки безопасности» имеет цель не механическое заучивание ПДД и ПБ, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
1 класс
Модуль № 1: Экология
1. Введение 1ч.
1.1.Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
2. Тайны за горизонтом 3ч.
2.1 Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе.
2.2 Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли.
2.3 Материки и океаны на глобусе.
3. Загадка смены времен года 5ч.
3.1 Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом.
3.2 Сутки, определение частей суток по разной деятельности.
3.3-3.4 Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси.
3.5 История происхождения названий дней недели.
4. Загадки круговорота воды в природе 5ч.
4.1 Загадки о состояниях воды.
4.2 Наблюдение в природе за водой.
4.3 Природа дождевого облака.
4.4 Природа снежного облака.
4.5 Обобщение знаний.
Модуль № 2: ОБЖ
1.Основы здорового образа жизни (2 часа)
1.1 Режим дня школьника, профилактика переутомления.
1.2 Основы личной гигиены. Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом. Здоровье – это бесценный дар.
2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 часов)
2.1 Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Ожоги. Как уберечься от ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах.
2.2 Первая медицинская помощь при кровотечениях, укусах насекомых.
2.3 Первая медицинская помощь при солнечном и тепловом ударе.
2.4 Как себя вести, чтобы не случилось беды.
3. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (8 часов)
3.1 Как вести себя, когда ты дома один. Не торопись быть взрослым.
3.2 Электричество и газ как источники возможной опасности. «Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.
3.3 Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.
Пожарная безопасность и поведение при пожаре. Учебная эвакуация из здания школы.
3.4 Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме. Конкурс рисунков «Спички не тронь! В спичках – огонь!»
3.5 Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, если звонят в дверь.
3.6 Где можно и где нельзя играть. Наиболее безопасный путь в школу и домой.
Правила перехода дорог. Движение пешеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика.
3.7 Мы - пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. Конкурс рисунков «Соблюдай правила дорожного движения»
3.8 Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег), правила поведения.
4. Защита человека в чрезвычайных ситуациях (3 часов)
4.1 Чрезвычайные ситуации. Общие понятия.
4.2 Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие.
4.3 Игра «Зарница». Веселые старты. Мы за ЗОЖ. Конкурс плакатов и рисунков.
2 класс
Модуль № 1- Экология
1.Тайны круговорота веществ в природе 4 ч.
1.1 Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы.
2. Загадки под водой и под землей 3ч.
2.1 Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы.
2.2 История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».
2.3 Жизнь в темных глубинах океана.
3. Загадки растений 3ч.
3.1 Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений.
3.2 Сказка о цветке-недотроге.
3.3 Образование плода. Многообразие плодов.
4. Планета насекомых 4ч.
4.1 Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.
4.2 Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук.
4.3 Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка.
4.4 Охрана насекомых.
5. Что такое НЛО? 1ч.
5.1 Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.
6. Заключение 1ч.
6.1 Что мы узнали и чему научились за год.
Модуль № 2- ОБЖ
1.Основы здорового образа жизни (1 часа)
1.1 ЗОЖ. Что это такое? Три самые большие опасности, подстерегающие людей.
2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 часов)
2.1 Болезни, их причины и связь с образом жизни. От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. Наши органы. Мозг – наш главный командир.
2.2 Почему нельзя долго сидеть за компьютером.
2.3 Почему нельзя питаться чипсами и увлекаться газированной водой.
Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.
Заноза, кровотечение, укус, ушиб. Первая помощь.
2.4 Отравления. Причины и признаки отравлений. Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами, грибами.
3. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (9 часов)
3.1 Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.
Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже. Если кто-то тонет. Правила поведения. Как делать искусственное дыхание.
3.2 Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Правила закаливания организма.
Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.
3.3 Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.
3.4 Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.
3.5 Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.
3.6 Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.
3.7 Безопасное поведение на дорогах. Движение пешеходов по дорогам.
Элементы дорог. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства.
3.8 Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.
3.9. Конкурс рисунков «Я знаю и соблюдаю правила дорожного движения»
4. Защита человека в чрезвычайных ситуациях (3 часов)
4.1 Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
4.2 Игра «Зарница». Экологическая безопасность.
4.3 Природные стихийные бедствия. Тест
3 класс
Модуль № 1- Экология
1.Изучение природы 1ч.
1.1 Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.
2. Условия, в которых мы живем 2ч.
2.1 Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище.
2.2 Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.
3. Кто и как живет рядом с нами 4ч.
3.1 Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать.
3.2 Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы.
3.3 Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Кормление и уход за ними.
3.4 Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Обобщение знаний.
4. Человек и природа 2ч.
4.1 Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу.
4.2 Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Охранять природу – значит, охранять здоровье. Обобщение знаний.
Модуль №2 – ОБЖ
1.Основы здорового образа жизни (1 час)
1.1 ЗОЖ. Что в себя включает?
Живи разумом, так и лекаря не надо. Опасность вредных привычек.
2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (1 час)
2.1 Причины отравлений газообразными токсическими веществами. Признаки, профилактика и первая помощь при отравлении угарным газом.
3. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (12 часов)
3.1Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.
Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды.
3.2 Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге.
3.3 Мы - пассажиры. Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров.
Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.
3.4 Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила эвакуации из здания школы. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения. Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.
3.5 Безопасное поведение дома. Лифт — наш домашний транспорт.
3.6 Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений. Домашняя аптечка. Польза и опасность.
3.7 Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. Поражение электрическим током. Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением.
3.8 Правила обеспечения сохранности личных вещей. Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону.
3.9 Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.
3.10 Профилактика укусов насекомых. Первая помощь при укусе осы, клеща. Почему нельзя грызть ногти. Лекарственные растения. Ядовитые растения.
3.11 Профилактика инфекционных заболеваний. Личная гигиена.
3.12 Всем ли хорош твой сотовый телефон.
4. Защита человека в чрезвычайных ситуациях (3 часов)
4.1 Стихийные бедствия: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.
4.2 Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.
4.3 Я выбираю здоровый образ жизни. Конкурс рисунков.
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»
4 класс
Модуль № 1- Экология
1.Выясняем, что такое экология 1ч.
1.1 Организм и окружающая среда.
Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.
2. Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения 2ч.
2.1 Экскурсии по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных).
2.2 Практические работы по выявлению наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных.
3. Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение 1ч.
3.1 Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т.д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их охраны.
4. Изучаем способы охраны природы 1 ч.
4.1 Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.
Путешествие по заповедникам нашей страны и мира (3-4 конкретных заповедника по выбору учителя и учащихся).
5. Выясняем роль неживой природы в жизни живого 1 ч.
5.1 Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособление животных к сезонным изменениям температуры. Светолюбивые и тенелюбивые растения. Роль света в жизни животных.Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.
6. Открываем жизнь в почве 1 ч.
6.1 Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты - типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.
7. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы 2 ч.
7.1 Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), с хвощами и плаунами.
7.2 Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные
речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы).
Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.
8. Изучаем экологические связи в живой природе 2 ч.
8.1 Экологические связи в живой природе на примере елового леса («ель и все вокруг него»).
Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни елового леса: семена ели - лесные мыши, полевки - филин). Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.
8.2 Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой.
9. Знакомимся с охраняемыми растениями и животными 3 ч.
9.1 Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.Лекарственные растения (валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка и др.), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.
9.2 Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих животных, и меры их охраны. История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по охране животного мира.
9.3 Путешествие по ботаническим садам и зоопаркам (3-4 конкретных ботанических сада и зоопарка по выбору учителя и учащихся).
10. Мастерим домики для птиц 1ч.
10.1 Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.
11. Учимся передавать свои знания другим ребятам 1 ч.
11.1 Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для младших товарищей и для взрослых.Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам.Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов или дошкольниками.
12. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека 1 ч.
12.1 Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т. д.).
Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье (очистка используемой в быту воды фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных на своем участке 6eз применения опасных веществ и т. д.).
Модуль № 2 ОБЖ
1.Основы здорового образа жизни (3 часа)
1.1 Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Курение и его влияние на состояние здоровья. Профилактика вредных привычек.
1.2 Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек. Плохие привычки хороших детей.
1.3 Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении. Когда следует вызывать «скорую помощь», порядок ее вызова. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.
2. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (9 часов)
2.1 Безопасное поведение в быту. Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту.
2.2 Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 1—3 классах). Безопасность пешеходов при движении по дорогам. Схема безопасного маршрута в школу.
2.3 Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки.
2.4 Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Дорожные знаки. Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма.
2.5 Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира. Железная дорога – место повышенной опасности.
2.6 Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасения утопающих. Основные спасательные средства.
2.7 Безопасное поведение на природе. Ориентирование на местности. Понятие ориентира.
2.8 Определение сторон горизонта по местным признакам. Безопасное поведение во время грозы.
2.9 Внимание: ядовитые растения. Съедобные и несъедобные грибы.
3. Защита человека в чрезвычайных ситуациях (5 часов)
3.1 Чрезвычайные ситуации мирного времени (аварии, катастрофы). Чрезвычайные ситуации военного времени (военные конфликты)
Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. Учебная эвакуация детей из помещения.
3.2 Спортивный праздник «От игры к спорту»
3.3 Викторина «ЗОЖ».
Скажем вредным привычкам: «Нет!». Тест-тренинг.
Литература
Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2005.
Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.
Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2000.
Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. - № 4, 2009 – с. 6 – 10
О проекте закона об образовании и его экологизации. //Экологическое образование - №1, 2011 – с. 1- 15
О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование. - №4, 2010 – с. 3 – 8.
Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999 – 158 с.
Попов, А. Траволечебник Текст / А. Попов. – Кемерово, 1993.
Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
Литература для обучающихся:
Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Учебные видеоматериалы и ресурсы Интернета:
Спас-Экстрим – портал детской безопасности, Спас-Экстрим - портал детской безопасности 11;
Видеофильм «Улица полна неожиданностей» для детей 6-8 лет, Москва видеостудия «Кварт», 1998г.
Видеофильм «Основы пожарной безопасности» для детей 8-14 лет, Москва видеостудия «Кварт», 2004г.
Видеофильм «Безопасность детей в транспортном мире», для детей 6-10 лет, Москва ООО «Эконавт» 2000г.
Видеофильм «Безопасность в доме», для детей 6-10 лет, Москва ООО «Эконавт» 2000г.
Марченко Е.Ю. Серия уроков по пожарной безопасности в начальной школе. http://www.openclass.ru/dig-resource/86743
Николаева Л.Н. Огонь друг или враг? 1 класс. http://nach.21205s02.edusite.ru/p14aa1.html
Всероссийская газета «Добрая дорога детства», http://www.dddgazeta.ru/ ;
Компьютерная игра по правилам дорожного движения «Не игра» на диске СD для учащихся 6-10лет, Москва, Санкт-Петербург, ООО «АБТ», ООО «Росполитехсофт» 2008г.
Компьютерная игра по правилам дорожного движения «Дорога в школу»;
Мультимедийное издание «ПДД для детей», Readme. txt, 2008г.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»
Классный час на конец учебного года...
Курс занятий по безопасности жизнедеятельности в начальной школе
В материале представлена пояснительная записка, цель и задачи курса, а так же планирование ( 1-4 класс)....
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство»
На ступени начального образования происходит становление мировоззрения обучающихся, принятие ими нравственных установок. Поэтому важно в этом возрасте сформировать у школьников культуру безопасности ж...
П Р О Г Р А М М А курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида
Каждый человек на улице, в быту, в природе может встретиться с рядом опасностей, которые необходимо уметь преодолевать, избегать, а если опасность с...
"Уроки безопасной жизнедеятельности в начальной школе."
Материал для использования на уроках в начальной школе по безопасному поведению....
Конспект урока по предмету « Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» на тему «Безопасность в доме», 7Б класс
Данна разработка может быть использована дла проведения урока ОБЖ и в воспитательной работе....
ЭКОЛОГИЯ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рабочая программа составлена на основе программы для начальных классов, примерного содержания программы по Окружающему миру и Основы безопасности жизнедеятельности для 1-4 классов....