Урок окружающего мира во 2 классе по теме" Наша дружная семья"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Урок по теме"Наша дружная семья" отвечает требованиям современного урока. Используется групповая форма работы. На уроке дети решают проблему: какой должна быть семья,точбы всем её членам было комфортно. Отвечая на этот волпрос ребята возводят на доске  дом семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_na_druzhnaya_semya_2.docx37.91 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок по теме:

 «Наша дружная семья», окружающий мир, 2 класс.

  1. Организационный момент Слайд 1

 Здравствуйте ребята, доброе утро уважаемые гости. Ребята, повернитесь, поприветствуйте гостей кивком головы.

А теперь вы поприветствуете друг друга, но сделаете это необычным образом. Поздоровайтесь друг с другом за руку, локтями, плечами, спинами. Я приглашаю вас к разговору и желаю нам всем хорошего настроения и полета мысли. Присаживайтесь пожалуйста.

2.Определение темы и цели урока

-Взгляните  фотографии памятников поставленных в разных уголках мира.

-О чем мы сегодня будем говорить, ребята?

Тема нашего  урока. «Наша дружная семья» (Доска)

Вы живете в семье, а когда вырастите будете создавать свою семью. И конечно всем хочется, чтобы  его семья была счастливой, дружной.

Главный вопрос на который мы ответим сегодня: Как сделать семью дружной?

- Сейчас вы составите задачи урока.

Работать будете в группах.

Возьмите голубой лист.  Найдите вторые половинки вопросов и проведите к нему стрелочки.

1.Что такое …     членами семьи?

2.Кто являются …   семья?

3.Почему всемье важна…     семейные традиции?

4. Какие бывают …  культура общения?

      Проверим, какие задачи вы поставили? На 1 вопрос 1 группа.и т.д. (слайд 7)Эти задачи помогут ответить нам на главный вопрос урока.

Этап 2 что такое семья

Как вы бы ответили на вопрос, что такое семья?

Где мы можем посмотреть точное значение этого слова? ( в словаре)

Группа живущих вместе близких родственников.

Как одним словом можно назвать папу и маму? (родители)

 Что можно сказать о словах родители и родственники? Какие они между собой? Подберите другие однокоренные слова. И этот ряд можно продолжить. Слайд 8 родня, народ, родич, родиться, родной, рождение, самородок, Родина

Как по-английски будет семья? На какое русское слово похоже?  Члены семьи имеют одну фамилию. Слово фамилия имеет латинские корни и обозначает –«семья».

Выясним, из кого  состоит семья.

мужчина по отношению к своим детям.отец

женщина по отношению к своим детям.мать

мальчик по отношению к своим родителям.сын

девочка/женщина по отношению к своим родителям дочь

отец отца или матери, муж бабушки.   дед

мать отца или матери бабушка

Бабушка и дедушка- это старшее поколение

Папа и мама- среднее поколение

Дочь и сын – младшее поколение

В старину, люди разных поколений в семье жили вместе. Часто  семья жила не только с бабушкой и дедушкой, но и с прабабушками и прадедушками. Многие семьи были многодетные. Например,  у Льва Толстого и его жены родилось 13 детей. Иоганн Себастьян Бах был шестым ребенком в семье. У Пушкина было 4 ребёнка. Сейчас большая семья- редкость. Но будет семья дружной или нет,  зависит не от того сколько в семье человек. А от того как эти люди относятся друг к другу, какие чувства испытывают. 5мин.

Этап 3 учебник

Наш урок включен в раздел общение? Почему? Сейчас мы поговорим об общении в семье.

       Откройте учебник на стр. 43

-Рассмотрите фотографии на стр.43. На этих фото разные жизненные ситуации. Сейчас каждая группа будет работать со своей фотографией.

 1 группа –покупки в магазине

2 группа-  я учусь кататься на велосипеде

3 группа – Бабушка читает

4 группа – Готовим ужин

5 группа – Поправляйся бабушка.

Нужно будет выбрать составить 2 предложения . И сказать, что чувствуют  члены семьи. Пользуйтесь таблицей чувств. На всех фотографиях люди испытывают приятные чувста,от общения друг с другом. Но иногда  в семье возникают сложные ситуации,которые вызывают другие чувства. 10 мин

Этап 4  Культура общения

Понаблюдайте за общением двух братьев из сказки Е. Шварца «Два брата».  Их папа лесничий, а родители уехали в город  за покупками к Новому году. Братья остались одни. СЮЖЕТ 2.38 -5.03

- Из-за чего случилась беда?  Какие чувства испытывал младший брат?  А старший?

Что чувствовал страший брат, после того как младший пропал ?

-А у вас  в жизни бывали такие случаи, когда вы не могли сдержать негативных эмоций? Что  делать в такой ситуации?(…) Самый простой  способ- это сосчитать до 10.

Есть ещё одно упражнение, с помощью которого можно стряхнуть с себя все негативные эмоции ( мокрая собака) Давайте попробуем. Физминутка

Как же братья могли  выйти из конфликта, чтобы не случилось беды?

В семье очень важно уметь пойти на уступки, договориться, т.е пойти на компромисс.  Какие  еще правила надо соблюдать, чтобы общение было приятным? (правила) Соблюдение всех этих правил называется  культура общения.Как вы считаете почему в семье нужно соблюдать культуру общения?  Она делает общение между людьми  приятным и добрым. 17 мин - 20мин

 

Этап 5 семейные традиции

В дружной семье есть свои обычаи, свои порядки, т.е. свои ..традиции.То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи) Послушайте стихотворение 

Сейчас мы узнаем,какие традиции есть в вашей семье?   Обэтом мы узнаем в игре. Физминутка. Встаньте, пожалуйста.  В чьей семье есть традиция

1. Отмечать семейные праздники;  Попрыгайте.

2.    Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах; (присядьте)

3.    Приглашать гостей и собирать застолье;  Похлопайте

4.  Собирать и хранить семейные фотографии;( встаньте на цыпочки и потянитесь)

5. Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, память о родных и близких.Поднимите руки верх  25 мин.

        Я вижу,что ваших семьях хранят семейные традиции. И это здорово, потому они укрепляют семью, делают ее дружнее.

Этап 6 Дом

  Мы уже очень продвинулись в ответе на главный вопрос урока.

 И можем приступать к строительству дома дружной семьи.

- Для строительства дома нужно заложить фундамент. Фундамент- это то, на чем стоит дом, его основание. А для создания семьи нужно одно чувство. Какое? Когда люди женятся, какое чувство они испытывают?

- На доску фундамент   ЛЮБОВЬ. В семейной жизни самый важный винт — это любовь. Чехов А. П

Родители и дети тоже любят друг друга. Любовь согревает семью, как очаг согревает дом. А сейчас каждая группа должна будет отобрать нужные для строительства дома кирпичики и оъяснить,почему вы выбрали эти качеств и чувсва.

1.понимание( согласие)- разногласие

терпение (выдержка) – вспыльчивость

2.уважение (почтение)  - презрение

нежность( мягкость) - грубость

3.доверие( вера )- подозрительность

Дружба ( лад) – вражда

4.Забота( внимательность,предупредительность) –безразличие.

Честность- лживость

5.Доброта( душевность,человеколюбие.кроткость)- злость

 Уступчивость ( сострадание)-  упрямство

Слово 1 группе.

Строительство дома на доске. В доме не хватает окон. Свет в семью принесет культура общения. А крыша,это то что обединяет,собирает вместе -семейные традиции. Во и готов наш дом дружной семьи.

 Эти чувства и качества делают семью дружной. 35

  А наш класс можно назвать семьей? Почему

2 значение  слова семья –это объединение людей, сплоченных общими интересами

Сейчас возьмите ладошку  со своим именем и напишите на пальчиках качества, которыми вы обладаете или хотели бы обладать, для того    чтобы   наша  классная семья былы дружной.    А теперь поместим ладошки на доску.

                                     Этап 7 пословицы

Разные народы мира хранят  в своей культуре пословицы  о семье. Сейчас в группах вам надо собрать пословицы о семье. И объяснить их значение.

Объясним пословицы. Кто начнет?

Тот дом богат, в котором лад. русская

Дружная семья- гору сдвинет (болгарская)

Семья- ключ к счастью ( азербайджанская)

Семья без любви-что дерево без корней. татарская

На стариках семья держится ( удмудрская )  35 мин.

Праздник День семьи, любви и верности

 В России есть праздник, посвященный семье. Кто нибудь слышал о нем? Как он называется? Слайд  11

 День семьи, любви и верности —о тмечается 8 июля и приурочен ко дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии, покровительствующих семье и браку в православной традиции.

Рефлексия: Подведем итог урока. Ответили мы на главный вопрос урока? Что же нужно,чтобы сделать семью дружной?

В заключении нашего урока напишите на ромашке чувства и            понятия с которыми вы уйдете и которые кажутся вам самыми важными для  создания дружной семьи. Подарите эти ромашки своим близким.

В течение недели вы будете работать над индивидуальным проектом Моя семья. Подумайте, что бы вы хотели рассказать о своей семье и в каком виде это представить в следующий вторник. Это может быть: газета, презентация, поделка и даже книга.  Вопросы, на которые вы ответите. Слайд 12

А к уроку в пятницу прочитайте статью учебника стр.44-45 о традиции.

Напишите ф.и.о родителей, также бабушек и дедушек,нам это будет необходимо для создания родословной.

Какой будет ваша семья, во многом зависит и от детей и от родителей.  Учитесь учитесь слушать и слышать своих близких.Все очень разные, но все хотят любви, понимания, уважения к себе. Дарите это друг другу, и пусть ваша семья будет дружной!!!

Материалы к уроку

У солнца

А. Исаакян

У ворот богатого дома сидел малыш-сирота, одетый в лохмотья. Он протягивал руку к прохожим. Весна еще только- только начиналась, но ближние горы уже зазеленели, и доброе весеннее солнце ласково глядело на все вокруг.

Прохожие сновали по тротуару туда и обратно, и никто даже ни разу не посмотрел, не хотел посмотреть на бедного сироту. Когда солнце стало медленно клониться к вершине зеленой горы, подул холодный ветер, и бедного бездомного мальчонку забила дрожь.

— О красное солнце, доброе солнце, ты одно меня согреваешь, зачем же уходишь, оставляешь меня на этом холоде? Ни матери-то у меня нет, ни дома. Куда мне деваться, к кому пойти? Вернись, возьми меня с собой, доброе солнце!..

Малыш беззвучно плакал, и слезы катились по его худому лицу. А люди расходились по домам, и никто не видел и не слышал его. Никто не хотел видеть и слышать…

Солнце скользнуло за гору и больше не показалось.

— Доброе солнце, я знаю, ты ушло к своей маме. Там за горою ваш дом. Я приду, приду к тебе. Скоро, очень скоро приду…

И несчастный малыш, дрожа от холода, хватаясь за стены домов, все шел и шел, пока наконец не вышел из города. Вот он добрался до ближней горы. Подъем был для него очень трудным — все камни и камни. Ноги разбил до крови, и болели они нестерпимо, но мальчик, не останавливаясь, шел и шел вверх. Опустилась кромешная тьма и укрыла зеленую гору черным покрывалом. Над вершиной мерцали звезды. А ветер, холодный и сильный, все дул, завывая в ущельях и скалах. Иногда вдруг проносились чернокрылые филины, промышляя в ночь добычу. Но малыш уверенно, без страха шел выше и выше. И вдруг он услышал лай собаки. А спустя мгновение чей-то голос спросил:

— Кто ты? Куда путь держишь?

— Я мальчик, к солнцу иду. Не скажешь ли, добрый человек, где дом солнца? Далеко или близко?

К мальчику подошел человек со светильником в руках и ласково проговорил:

— Ты, наверно, устал? И проголодался? Пойдем-ка ко мне. Как же родители отпустили тебя одного в такой холод и тьму?

— Нет у меня родителей. Я сирота.

— Пойдем, сынок, ко мне, — снова сказал добрый человек и, взяв мальчика за руку, повел в дом. А дом его — маленькая хижина.

Все домочадцы доброго незнакомца сидели вокруг очага — жена и трое детишек. В огромном дворе при хижине блеяли овцы. Человек этот был пастухом, пас отару в горах.

— Милые дети, я вам братца привел. Пусть отныне вас будет не трое, а четверо. Там, где кормятся трое, прокормится и четвертый. Любите друг друга. Подойдите, обнимите своего нового брата.

Первой обняла мальчика жена пастуха. Обняла и нежно, как мать, поцеловала. Затем подошли и дети, тоже обняли и поцеловали его, как брата.

А мальчик от счастья плакал. Но вот все сели за стол, веселые и счастливые. Потом мать постелила постель и всех рядком уложила возле себя. Мальчик за день очень устал и потому тотчас заснул. Спал и все улыбался во сне. Ему снилось, что он пришел наконец к солнцу, крепко-крепко обнял солнце и вот теперь спит, обнявшись с ним, согретый и обласканный. От радости мальчик проснулся. Проснулся и видит: вовсе он не солнце обнимает, а братьев своих и крепко держится за руку матери. И мальчик вдруг понял, что солнце здесь, в этом доме. И он в объятиях солнца.

Вопросы и задания:

  • Какой должна быть семья, чтобы ее можно было сравнить с солнцем?
  • Какими были приемные родители мальчика?
  • Расскажите о самом счастливом дне в жизни своей семьи.
  • Представьте, что мальчик вырос и принес счастье своей приемной семье. Расскажите о том, что он сделал.
  • Представьте, что солнышко решило отблагодарить семью пастуха за доброту. Как вы думаете, что оно подарило этой семье?

Василий Сухомлинский

Сказка о Гусыне

В жаркий летний день вывела гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она показывала деткам большой мир. Этот мир был зеленым и радостным – перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня учила деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир зеленый и поющий многими голосами жучков, бабочек, мотыльков. Гусята были счастливы.

Вдруг появились темные тучи, на землю упали первые капли дождя. А потом посыпались крупные, как воробьиные яички, градинки. Гусята прибежали к маме, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Под крыльями было тепло и уютно, гусята слышали, как будто бы откуда-то издалека доносится грохот грома, вой ветра и стук градинок. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.

Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крылья. Гусята требовательно запищали: выпускай нас, мама.

Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Мать тяжело дышала. Но мир вокруг был таким радостным, солнышко сияло так ярко и ласково, жучки, пчелы, шмели пели так красиво, что гусятам почему-то и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И когда один, самый маленький и слабенький гусенок подошел к маме и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» – она тихо ответила: «Все хорошо, мой сын ».

Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

Доброта

Оно проявляется в ласке и заботе к людям, отзывчивости, желании оказать помощь и прийти на выручку в трудных ситуациях, не думая о выгоде. Это очень ценная черта, зачастую вызывающая ответные действия.

Терпеливость

Способность оставаться спокойным в конфликтной ситуации, храбро переносить несчастья и другие страдания, воздержание от агрессии. Настоящее терпение предполагает тактичность и внутреннюю стойкость. Это проявление разума, так как сохраняя хладнокровие, легко можно справиться с проблемой.

Дру́жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию...

доверие — это основное чувство уверенности между двумя людьми или группой лиц, которые полностью уверенны друг в друге. Такие чувства вызваны полной уверенностью в тех людях, которые нас окружают. Основная задача обладателей этого чувства — никогда не предавать, и всегда прийти на помощь своему товарищу, партнеру или любимому человекуОщущать надежность в другом человеке – это необычайное, прекрасное чувство, которое избавляет нас от лишних опасений и мыслей. Если бы каждому человеку можно было доверить любое дело, тогда наш мир был бы совершенно другим.

предписывает не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального[2].

Одно из важнейших требований нравственности. В моральном сознании общества уважение предполагает справедливость, равенство прав, внимание к интересу другого человека, его убеждениям. Уважение предполагает свободу, доверие.  По Канту уважение устанавливает норму человеческих отношений даже в большей мере, чем симпатия. Только на основе уважения может появиться взаимопонимание[2].

Вежливость — черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета.

Дружба- личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность[1] и затрагивает наиболее интимные, душевные стороны человеческой жизни; одно из лучших нравственных чувств человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

окружающий мир 2 класс ШколаРоссии "Наша дружная семья"

конспект урока "Наша дружная семья" 2 класс окружающий мир Плешаков...

Урок окружающего мира 1 класс Тема: Как живёт семья. Проект «Моя семья»

Урок  окружающего  мира  по  теме  "Как  живёт  семья.  Проект "Моя  семья"   проведён  был  в  1  классе.  Проведению...

Урок окружающего мира 2 класс "Наша дружная семья"

Урок окружающего мира  во 2 классе по теме "Наша дружная семья", программа "Школа России"...

Открытый урок по окружающему миру, 2 класс. Тема "Наша дружная семья"

Планируемые образовательные результаты урока; ход урока; рефлексия; проектная образовательная деятельность; используемая литература....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема: «Наша дружная семья»

Цель урока: организовать взаимодействие детей в ходе обучения, уточнить представления учащихся о семье, о традициях семьи, формировать позитивное отношение к своей семье, показать важность внимательны...