Экологический проект "Мы - часть природы"
проект по окружающему миру (2 класс)

Варламова Елена Викторовна

Как часто человек не задумывается над тем, что от его поступков, мыслей, действий зависит жизнь целых поколений....

Прочтение сказки "Дюймовочка" привело к неожиданным результатам...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 Октябрьского района г. Саратова»

ПРОЕКТ

Тема: Мы – часть природы.

Изучение природы родного края

                                                    Куратор проекта:

                                                                    учитель начальных классов

                                                                        Варламова Елена Викторовна

Саратов

2022 год

Паспорт проекта

Наименование проекта

Мы - часть природы.

Основные разработчики проекта

педагоги

Цель проекта

Экологическое просвещение населения, улучшение условий окружающей среды путем привлечение внимания жителей к проблемам зимующих видов птиц с целью сохранения их численности, развитие экологической культуры у младших школьников.

Задачи проекта

1.Способствовать расширению знаний о природы родного края, способствовать формированию представлений о значимости  сезонных явлений в природе и в жизни птиц.

2. Развитие гуманного отношения к птицам, мотивации интереса к их охране.

3.Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края, формирование у населения ответственности за состояние окружающей природной среды.

4. Способствовать развитию экологической культуры.

5. Содействовать  воспитанию активной жизненной позиции участников проекта.

Сроки и этапы реализации проекта

1.Подготовительный (ноябрь- декабрь  2021 г.)

2.Собственно исследовательский проект (декабрь - март 2021-2022 г.)

3.Обобщающий (заключительный) (март 2022 г.)

Исполнители проекта и основных мероприятий

Педагоги, школьники, родители

Структура проекта

- Содержание проблемы

-Цели и задачи проекта

- Этапы реализации

- Ресурсное обеспечение проекта

- Ожидаемые результаты

- Критерии оценки результата

Ожидаемые результаты реализации проекта

1.Изготовление кормушек, их размещение на пришкольных участках, в парках, скверах, около жилых домов и в других местах.

2.Организация регулярной подкормки птиц и наблюдения того, какие птицы и в каком количестве посещают кормушки.

3.Создание  на выбранной  территории экологически благоприятной среды.

4.Повышение уровня знаний по экологии у детей.

5.Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.

Система организации контроля   за исполнением проекта

Контроль  в рамках проекта осуществляет педагог, зам.директора ОУ по ВР

  Содержание проекта

  1. Паспорт проекта
  2. Актуальность
  3. Гипотеза
  4. Цель, задачи
  5. Сроки и этапы реализации проекта
  6. Ресурсное обеспечение проекта
  7. Ожидаемые результаты реализации проекта
  8. Дальнейшее развитие проекта
  9. Рефлексия
  10.  Форма предоставления результатов
  11. Библиография
  12. Приложение

Тема: «Мы – часть природы»

(Изучение природы родного края)

Актуальность: Человек не может расти и развиваться без взаимодействия с окружающей средой. Знакомя школьников с окружающим миром через наблюдения, мы закладывает основы экологической культуры. Именно птицы окружают нас круглый год, принося нам радость и пользу. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Большое число птиц в зимние месяцы гибнет именно от бескормицы.

Значимая проблема для детей: как же выживают в это трудное время наши друзья – птицы, как им мы можем помочь.

Самым эффективным способом помощи пернатым зимой и ранней весной является подкормка. Кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц.

Проведение  собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствовать  экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведения.

Данный проект помогает детям проявить самостоятельность, свою творческую активность, повысить степень ответственности за выбранное дело, учиться самим строить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.

 Гипотеза: если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.

 Для начала мы решили найти ответы на  вопросы,  что дети знают об условиях, необходимых для жизни птиц.

  • Что дети знают?
  • Что такое живая природа.
  • Условия, необходимые для жизни животных .
  • Как человек взаимодействует с живой природой.
  • Что хотят узнать?
  • Причины гибели птиц.
  • Какие сезонные изменения происходят зимой.
  • Из чего можно изготовить кормушку.
  • Какое питание можно предложить птицам в зимне-весенний период.
  • Где можно узнать?
  • В энциклопедии.
  • Просмотр познавательных передач.
  • Спросить у взрослых
  • В интернете.

Цель: Улучшение условий жизни птиц зимой, сохранения их численности, развитие экологической культуры у младших школьников, охрана  окружающей среды путем восстановления невидимых природных связей.

Задачи:

1.образовательные:

  • Способствовать расширению знаний о природы родного края, способствовать формированию представлений о значимости  сезонных явлений в природе и в жизни птиц
  • Развитие гуманного отношения к птицам, мотивации интереса к их охране.

2. Воспитательные:

  • Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края, формирование у населения ответственности за состояние окружающей природной среды.

  •  Способствовать развитию экологической культуры.

  • Содействовать  воспитанию активной жизненной позиции участников проекта.

Образовательная область: Проект направлен на создание благоприятных условий для изучения природы родного края и развития экологической культуры  младших школьников путем практико - исследовательской и продуктивной деятельности.

Коммуникация

художественная литература;

Художественное творчество

1.Рисование (рассматривание картин, предметное рисование, сюжетное рисование);

2. Лепка;

3. Аппликация (моделирование из бумаги, создание коллажей)

Социализация

  1. сюжетно – ролевые игры;
  2.  дидактические игры ( « Узнай цветок», « Посади цветы на клумбу»);

Здоровье и безопасность

1. беседы и обсуждения;

Познание

1.познавтельно – исследовательская  и продуктивная деятельность (изготовление  листовок, буклетов, плакатов,);

2. Формирование целостной картины мира (игры, упражнения);

Вид проекта: информационно – практико-ориентированный.

Участники проекта: Дети 2 класса, педагоги, родители учащихся.

Сроки реализации: Длительность проекта рассчитана на 5  месяцев  (ноябрь-апрель).

 Проект включает три основных этапа:

1. подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

2. собственно исследовательский проект: поиск ответов на поставленные  вопросы в разных видах деятельности.

3. обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формирование выводов и, по возможности, составления рекомендаций.

Формы и методы реализации проекта:

  1. Наблюдения и экологические экскурсии;
  2. Экологические, поисково - познавательные занятия;
  3. Познавательное чтение;
  4. 4.Конкурсы и викторины, экологические КВН
  5. Природоохранные акции;
  6. Продуктивная деятельность;
  7. Ведение календаря природы;
  8. Работа в лаборатории (опыты и эксперименты);
  9. Экологические выставки и экспозиции;
  10. Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры - путешествия;
  11. Эколого- познавательные праздники и развлечения.

         Ресурсное обеспечение:

  1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.
  2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).
  3. Подборка художественной литературы (познавательное чтение).
  4. Картотека опытов и экспериментов.
  5. Видеотека с собранием дисков познавательного характера.

 

Планируемые результаты деятельности

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

Личностные

• приобретение опыта коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи;

• формирование экологического сознания, выработка у воспитанников навыков природосберегающего поведения в повседневной жизни;

• развитие творческих качеств личности воспитанников, необходимых для продуктивной исследовательской деятельности.

Метапредметные

• развитие способности регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности;

• способность осуществлять информационный поиск, оценивать степень значимости источника;

• умение структурировать найденную информацию;

• проводить анализ найденной информации, делать выводы на основе совокупности отдельных фактов;

• развитие информационной и коммуникативной компетентности;

• развитие навыков использования средств ИКТ для сопровождения интеллектуальной деятельности, развития универсальных учебных действий.

Предметные

• формирование знаний о влиянии деятельности человека на состояние окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;

• воспитание экологической культуры;

• осознание целостности окружающего мира, освоение правил нравственного поведения в мире природы;

• уважительное отношение к родному краю, природе нашей страны, к животному миру;

• развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Ожидаемый результат:

Решение поставленных задач обеспечат достижение цели:

1.Изготовление кормушек, их размещение на пришкольных участках, в парках, скверах, около жилых домов и в других местах.

2.Организация регулярной подкормки птиц и наблюдения того, какие птицы и в каком количестве посещают кормушки.

3.Создание  на выбранной  территории экологически благоприятной среды.

4.Повышение уровня знаний по экологии у детей.

5.Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.

Практический результат

  1. Создание стенда «По страницам Красной книги Саратовской области»;

2. Выполнение творческих работ: написание сценария внеклассного мероприятия «Покормите птиц зимой!», создание «Птичьего меню», изготовление костюмов птиц, рисунков, кормушек для птиц

3. Выполнение слайдовой презентации: «Помоги зимующей птице», «Эти удивительные птицы»

4. Проведение внеклассного мероприятия «Покормите птиц зимой!»

Дальнейшее развитие проекта: оформление приложений для презентации своего опыта в ОУ, участие в конкурсах проектов.

Рефлексия

 Совершенствуя  уровень  знаний и экологической компетентности родителей по теме проекта в  совместной  деятельности педагогов, детей и родителей создали благоприятные условия для изучения природы родного края.

 У родителей появилась возможность наблюдать своего ребенка во время социального становления как личности в обществе. Тесное сотрудничество педагогов и родителей повысило  положительный имидж класса.   У детей повысилась экологическая грамотность  и знания о природоохранных технологиях.

Литература:

  1. Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми», 2006г.
  2. Дьяченко Т.Т. « Окружающий мир: Времена года», 2008г.
  3. Владимировская Л.А «От осени до лета», 2006г.
  4. Журавлева В.И Проектная деятельность старших дошкольников», 2009г.
  5. Дыбина О. « Опыты и эксперименты»,2006 г.
  6. Воронович О. А. «Добро пожаловать в экологию»,2002 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологический проект «Мы - часть природы» Варламова Е. В., учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №1 г.Саратов»

Слайд 2

Цель проекта: улучшение условий окружающей среды, сохранения численности зимующих видов птиц, развитие экологической культуры у младших школьников. Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело, А ведь в нашем сердце есть И для них тепло.

Слайд 3

Участники проекта: классный руководитель, ученики 2 г класса МАОУ «Гимназия №1» Сроки проекта: ноябрь-март

Слайд 4

Подготовительный этап В классе обсудили проблему и разделились по группам. Каждая группа учащихся выполняла часть общего дела.

Слайд 5

Основной этап Первая группа готовила сообщения и рисунки о зимующих птицах. Мы решили провести викторину «Эти удивительные птицы» с постановками сценок из жизни зимующих птиц.

Слайд 6

Вторая группа наблюдала за зимующими птицами округа в течение проекта, а также изучала, какие птицы находятся под охраной Красной книги Итог работы представлен на стенде «По страницам Красной книги Саратовской области».

Слайд 7

Третья группа готовила памятки «Птичье меню» для ребят, готовивших кормушки. Мы узнали из книг, чем питаются зимующие птицы и составили птичье меню. Птичье Меню Для корма пригодны семена различных растений: дыни, тыквы, арбуза, одуванчика, крапивы, кабачков. Любят птицы сушеные яблоки, тертую морковь, высушенные грибы. Овес, пшено клюют воробьи. Все птицы любят крошки пшеничного хлеба. А ржаные крошки для птиц не годятся. Синички кроме семян любят кусочки сырого несоленого сала.

Слайд 8

Четвертая группа изготовила кормушки, чтобы помочь перезимовать птицам в наших краях . Мы выполнили несколько кормушек и выяснили, что видов кормушек много. Мы объявили конкурс на самую оригинальную кормушку. Все остальные группы с удовольствием присоединились к нам. Самая оригинальная кормушка

Слайд 9

Мы вам обещаем! Мы будем, будем, птицы, С вами дружить. В мире, согласии жить. Будем помнить всегда, Что вы с нами верные друзья! Мы решили привлечь других детей заботиться о птицах зимой. Для этого мы провели совместный С первыми и вторыми классами классный час «Покормите птиц зимой!»

Слайд 10

Заключительный этап Мы решили устроить птичью столовую возле нашей гимназии, в скверах, парках нашего города и во дворах наших домов .

Слайд 11

Спасибо за внимание!

Слайд 12

Список использованной литературы: http://l-vilim.ru/ogromnyiy-dom/ http://absurdopedia.net/wiki/ Заповедник http://fb.ru/article/249790/krasnaya-kniga-saratovskoy-oblasti-perechen-vidov-rasteniy-i-jivotnyih http://saratov.gov.ru/gov/auth/minres/funktsii-i-zadachi/kras_kniga.rtf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический КВН "Красавица природа"

Экологический КВН направлен на формирование бережного отношения к окружающему миру, развитие познавательного интереса у учащихся, реализацию их творческого потенциала....

Формирование экологического отношения к природе в начальных классах как способ развития экологической культуры детей.

Материал содержит программу по формированию экологического отношения к природе. Описаны формы работы по годам обучения в начальной школе....

Человек – часть природы. Природа в опасности

Конспект урока для 3 класса по теме "Человек – часть природы. Природа в опасности". Данный урок посвящен взаимоотношению человека с природой.Прослеживается связь развития речи и искусства....

« Животные - часть природы. Роль животных в природе».

laquo; Животные - часть природы. Роль животных в природе»....

2.Конспект урока по окружающему миру.Тема урока:"Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы".

Класс: 3 «В» класс.Наименование учебно-методического комплекта (УМК):  Плешаков А.А. Школа РоссииТип урока: Открытие нового материала....