"Золотое кольцо России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цель урока: познакомить с древними городами нашей Родины, которые образуют Золотое кольцо России, их достопримечательностями .
На уроке учащиеся познакомились с древнейшими городами, входящими в Золотое кольцо России.
Для организации учебной деятельности учащихся на уроке были использованы фронтальная и групповая форма работы.
Ребята, объединившись в туристические группы,совершили путешествие по городам, узнав их достопримечательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zolotoe_koltso.docx | 27.16 КБ |
Предварительный просмотр:
- Организационный момент
Проверка готовности к уроку. Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул тёплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу.
- Мы начинаем изучать новую тему и отправляемся в путешествие по древним городам России. (Слайд 1).
Будем не просто рассматривать достопримечательности, а наблюдать, изучать, исследовать, то есть разгадывать тайны этих древних городов. Значит, мы не простые путешественники, а путешественники – исследователи! Как и в любом путешествии, нам понадобится маршрут следования и карта.
Так как время у нас ограничено, мы поедем не все вместе, а разделимся на туристические группы, и каждая группа выберет себе свой маршрут. Назначаю руководителя группы, и вручаю им конверты с путёвками - заданиями по городам в соответствии с маршрутом.
2.Проверка домашнего задания.
-Посмотрите внимательно на доску. Здесь вы видите рисунки на тему» Моя планета».Действительно, наша планета огромная и необьятная. Путешествуя по ней, можно узнать и увидеть много интересного.
3. Актуализация знаний
- А что берут с собой путешественники?
- Ребята, а посмотрите что у меня стоит на полу? (чемоданчиком и воздушный шарик)
- А как вы думаете, зачем нужен чемоданчик?
(Обучающиеся отвечают, чтобы складывать вещи, брать с собой в поездки, путешествовать)
Путешествовать – карточку со словом прикрепить на доску
- А на чём можно отправиться в путешествие?
3. Самоопределение к деятельности
- Ребята, а вы хотите узнать, что лежит у меня в чемоданчике?
- Что я держу в руках? (Показать проволоку)
- А что можно с ней сделать? (Дать проволоку каждой группе обучающихся)
- Ребята, а что я сделала из проволоки? (Показать окружность)
- На каком уроке мы встречаемся с окружностью? (На уроках математики)
- Окружность – это что… ( Геометрическая фигура)
- Как ещё можно сказать, что это? (Это кольцо)
Кольцо – карточку со словом прикрепить на доску
- А что такое кольцо? (Это окружность, круглая рамка. Украшение, символ единства, сближения)
- Из какого материала могут быть сделаны кольца? (Из золота, серебра…)
- Золотое кольцо? В прямом или переносном значении употреблено слово золотое? (В прямом)
- А когда употребляем это слово в переносном значении?
Золотое – карточку со словом прикрепить на доску
- Составьте с данными словами предложение.
- Кто догадался, куда отправляемся в путешествие? (Отправляемся путешествовать по золотому кольцу)
- Предположите, где находится Золотое кольцо? (В России)
Россия – карточку со словом прикрепить на доску
- Назовите тему урока.
- Сегодня на уроке речь тоже пойдет о золотом кольце. Хотите узнать чье оно? …
- Золотое кольцо России – карточку с темой урока прикрепить на доску
Одним из символов-образов России является известный почти во всём мире туристический маршрут «Золотое кольцо», которому в 2022 году исполняется 55 лет. Автором идеи кольцевого маршрута по древнерусским городам и самого названия, стал московский журналист и писатель Юрий Александрович Бычков. Это кольцо украшено особыми российскими самоцветами. (Слайд 2). (Слад 3)
- У каждого из самоцветов, украшающих Золотое кольцо России свое название. Прислушайтесь к их необычному волшебному звучанию: Чудо чудное!
- Путешествовать мы с вами будем группами всего 4 группы. Отправляемся в путешествие.
(Представитель каждой группы выберет карточку с чудесным названием города. (Руководитель группы вслух читает слово).
- Ребята, а на каком транспорте мы отправимся в путешествие, чтобы полюбоваться красотой городов с высоты птичьего полёта? (Обучающиеся перечисляют виды транспорта)
- Посмотрите ,что еще у меня есть кроме чемоданчика? (воздушный шарик)
- Так на чём мы отправимся в путешествие? (На воздушном шаре)
- Какие правила мы должны соблюдать во время путешествия? (Обучающиеся перечисляют правила безопасного путешествия)
- А что ещё может лежать в чемоданчике, если мы с вами отправляемся путешествовать? (Обучающиеся называют предметы)
- Зачем нам нужна карта? (Чтобы знать, куда отправиться в путешествие)
Карту прикрепить на доску (большая)
Тогда отправляемся в путешествие, ориентируясь на карту, по городам Золотого кольца.
- Путешествие начинаем из сердца нашей Родины. Откуда? (Из Москвы)
- На пути 1 город Сергиев Посад.
- Открываем учебники на тр. 87-89.и прочитаем информацию о городе, который находится у вас в конверте. После 5 минут обсуждения, группа должна подготовить выступление о своем городе и рассказать кто его основал, достопримечательности или легенду о городе.
- Задание для групп понятно?
- У вас на столах есть маршрутные листы нашего путешествия - тетрадь стр. 54 №2. Очутившись в новом городе, вы должны будете запомнить его название, внести в таблицу. Выслушать выступление группы и записать две достопримечательности, о которых вы узнали.
- Расскажет нам про этот город Ленина Дарья.
(Слайд 4).(Слайд 5).
Город Сергиев-Посад. Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. Слово “лавра” означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. Сергиев Посад — столица кукольного «царства», здесь создавались российские куклы и другие игрушки. В Сергиевом Посаде находится знаменитый Музей игрушки, который расположен в красивейшем месте города, на горе Волокуше, напротив Троице-Сергиевой лавры. «Богородская игрушка» обязана своим рождением селу Богородское, расположенному ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области. С 1595 года село Богородское становится собственностью Троице-Сергиева монастыря, а крестьяне – монастырскими крепостными. Именно крестьяне заложили в XVI-XVII веках основы резьбы по дереву, прославившей Богородское – нынешнюю «столицу игрушечного царства», на весь мир.
- Итак, вы поняли, кто такой Сергий Радонежский?
- Что он основал? Чем прославился?
- Какие достопримечательности вы запомнили? (Троице-Сергиева лавра.)
-Какими игрушками знаменит этот город? ( Слайд 6). (Слайд 7). (Слайд 8). (Слайд 9). ( Слайд 10 ).
Из Сергиева – Посада мы летим в Переславль-Залесский.
Учитель обращается к следующей группе:
Вторая группа готова рассказать нам про тот город?
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?»
Выступление о городе Переславль - Залесский. (Слайд 11). ( слайд 12). (Слайд 13). ( Слайд 14).
Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким Здесь сохранились старинные церкви и другие памятники архитектуры : Спасо-Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника. Счастливого пути!
- Этот город был основан тем же человеком, который основал Москву, помните кто это?
- Какие достопримечательности вы запомнили?
Физминутка
1.Мы летим над облакам Развести руки в стороны, слегка покачаться вправо-влево
Мы хватаем их руками, Выполнять хватательные движения вправо-влево(4 раза)
Задеваем головой. Ой! Наклонить голову и накрыть её двумя руками.
Если дома не сидится поманить к себе три раза одной рукой.
Приглашаем прокатиться три раза – другой.
По дорожке голубой. Вытянуть обе руки вперёд и развести их в стороны,
Ладошками вверх.
2.Радуга цветная Нарисовать радугу правой рукой слева направо.
спинку выгибает Нарисовать радугу левой рукой слева направо
Это нам от солнышка Руки согнуты в локтях(локти внизу)ладони повёрнуты
Тёплого привет. на зрителя, пальцы растопырены. Поднять руки вверх и
опустить(2 раза)
Звёздочки мигают, Обеими руками одновременно сжать и разжать кулачки
на уровне глаз (4 раза)
Нам добра желают, Скрестить руки на груди, покачаться вправо-влево.
Мы им улыбнёмся Улыбнуться, развести руки в стороны.
И споём в ответ. Положить руки на колени
Ля-ля-ля… пропеть короткую мелодию, легко похлопывая по коленям.
«На воздушном шаре»
Исходное положение: дети стоят полукругом
Мы летим над облаками, (развести руки в стороны, слегка покачаться
«На воздушном шаре»
Исходное положение: дети стоят полукругом
Мы летим над облаками, (развести руки в стороны, слегка покачаться
- Отправляемся в следующий город – Ростов.
Давайте подлетим к городу, остановимся и прислушаемся.
(Звучит фонограмма колокольного звона.)
- Что вы услышали? Какие чувства возникли у вас при прослушивании колокольного звона?
- Сейчас мы узнаем, откуда разносится этот звон.
-Третья группа готова?
Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние
времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть
города – Ростовский Кремль.
За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола
которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир
Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова.
Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые
украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее
Финифти, и вызывают восхищение окружающих. (Показ изделий)
Счастливого дальнего пути!
- Запишите название города в таблицу.
- Как в древние времена называли этот город?
- Чем славятся ростовские колокола? Как их называли?
- Какие достопримечательности вы запомнили? ( Церковь Иоанна Богослова, колокола, финифть)
- Из Ростова мы отправляемся в Углич. . ( Слайд 17).На широкой Волге
Углича дома.
Ставенки резные,
Чудо-терема.
Передаю слово 4 группе.
Углич - древнейший русский город на Волге. Он славится древнейшими архитектурными памятниками и красотой пейзажа. Название города, возможно, произошло от слова «угол», потому что река Волга в этом месте изгибается, течет «углом».
В Угличе тоже много памятников старины. Также здесь находится гидроэлектростанция, одна из первых, построенных на реке Волге, а также работает часовой завод «Чайка».
- Почему этот город так назвали? (Слайд 18). ( Слайд 19).
- Какие достопримечательности есть в Угличе?
- Что вы записали в таблицу? ( Первая ГЭС, часовой завод «Чайка»)
«На воздушном шаре»
Исходное положение: дети стоят полукругом
Мы летим над облаками, (развести руки в стороны, слегка покачаться
«На воздушном шаре»
Исходное положение: дети стоят полукругом
Мы летим над облаками, (развести руки в стороны, слегка покачать
-На сегодня наше путешествие закончилось. А сейчас давайте посмотрим, кто из вас был самым внимательным во время путешествия и запомнил больше всего информации о городах Золотого кольца?
- В каком городе находится Троице - Сергиева Лавра? (СЕРГИЕВ - ПОСАД);
- В каком городе делают финифть? (РОСТОВ);
- В каком городе делают деревянную куклу, имеющую 100 летнюю историю? (СЕРГИЕВ-ПОСАД);
- В каком городе сохранилось много старинных церквей? (ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ);
Итог
- А сейчас давайте подведем итоги. Вспомните свое предположение о названии маршрута "Золотое кольцо". Подтвердилась ли наша гипотеза, что маршрут нашего путешествия похож на кольцо?
- Чем славятся эти города Золотого кольца? (своими замечательными людьми, прекрасными памятниками, чудесной природой)
- Вам понравилось наше путешествие?
- А можно наш урок назвать золотым?
- А у кого сегодня была "золотая" голова? В каком смысле я употребила это слово? Как вы его понимаете?
Оценки:
- Я вижу, что вам понравилось наше путешествие. На следующем уроке мы с вами продолжим наше путешествие по «Золотому кольцу России» и узнаем, какие еще города входят в это кольцо.
-Урок я хочу закончить стихотворением.
Великая Святая Русь – навек мое Отечество!
Я – россиянин, русский, тем горжусь,
И не хочу другого я наследия!
Пусть бури судеб неизвестных
Несутся в небе над тобой,
Всегда России путь известен –
Честь, совесть, подвиг мировой.
Домашнее задание
1. - Учебник стр. 88-98 прочитать, - Ответить на вопросы на стр. 98.
2. Выполнить задание в рабочей тетради стр.56, №4
На память о нашем уроке и о том, чтобы вы лучше помнили историю «Золотого кольца» дарю вам буклеты с достопримечательностями городов России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир 3 класс (1-4) по программе «Школа России» "Золотое кольцо России"
Тема урока: «Золотое кольцо России»Тип урока: Урок путешествиеЦели урока:Познакомить детей с древними городами России, показать красоту и изысканность русских городов.Прививать любовь к родному краю...
Урок окружающего мира 3 класс "Золотое кольцо России" презентация Школа России Плешаков А.А.
Презентация составлена на основе конспекта урока из методички Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова "Поурочные разработки по курсу окружающий мир". Урок проводится в 4 четверти по теме "Путешествие по города...
Проект по теме "Путешествие по Золотому кольцу России" 3 класс Школа России
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕПО ТЕМЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ РОСИИ". КПК: "ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...
Презентация к уроку окружающий мир в 3 классе по теме "Золотое кольцо России" УМК "Школа России"
Данная презентация знакомит детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями...
Методическая разработка урока по предмету "Мир вокруг нас" по теме "Золотое кольцо России". УМК "Школа России", 3 класс.
Урок построен в форме путешествия по " Золотому кольцу России". Учащиеся имеют возможность познакомиться с историей и достопримечательностями городов "Золотого кольца", оценить их значимос...
Конспект урока «Золотое кольцо России» по предмету Окружающий мир в 3 классе. Программа "Школа России"
Цели урока: развивать познавательный интерес, творческую активность;познакомить детей с городами Золотого Кольца России, в частности, Ростовом Великим и Ярославлем с их достопримечательностями;У...
Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России", 3 класс, УМК "Школа России"
Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России", 3 класс, УМК "Школа России"...