"Свет наш, Солнышко!" Урок окружающего мира 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Решетова Ольга Юрьевна

Урок окружающего мира во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_svet_nash_solnyshko.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Урок во 2 классе по окружающему миру

на тему

«СВЕТ НАШ, СОЛНЫШКО!»

 

Подготовила

учитель  начальных классов

Решетова Ольга Юрьевна

Урок окружающего мира по учебнику «Окружающий мир» 2 класс. Авторы: О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин.

Тема урока: «СВЕТ НАШ, СОЛНЫШКО!»  
Цели:
                                                                                                                                         

- формирование образного представления о Солнце как о ближайшей к Земле звезде, о его размерах и расстоянии от Земли до Солнца;  

- раскрытие роли и значения Солнца для всего живого на Земле;

- выяснение положительного и отрицательного действия солнечных лучей на живые организмы.                                                                                

Задачи:

Образовательные:

- обеспечить самостоятельное «открытие» учащимися положительного или отрицательного воздействия Солнца на жизнедеятельность живых организмов, через решение поставленной проблемы;

 - формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации.

Развивающие:

- развивать умение организовывать себя на работу сообща, в парах;

- развивать умение рассуждать, доказывать и обосновывать свое высказывание;

- развивать связную речь, расширять словарный запас;

- развивать память, внимание, наблюдательность, логическое мышление, исследовательскую деятельность для повышения мотивации учащихся к дальнейшему изучению предмета.

Воспитательные:

- воспитывать позитивное отношение к учению, устойчивый познавательный интерес;

- воспитывать чувство ответственности, умение осуществлять самоконтроль;

- воспитывать любовь к природе.

Здоровьесберегающие:

 - сохранять здоровье ребёнка через проведение физкультминуток, создание благоприятных условий обучения.

УУД, формируемые на уроке:

Познавательные:

1.Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

2. Уметь производить простые логические действия: анализ, сравнение,    

   обобщение, речевые высказывания.

3. Высказывать предположения и аргументировать их, соотносить видимые и реальные размеры и расстояния.

Коммуникативные:

1.Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, давать ответ                                       на поставленные вопросы.

2. Формирование умения работать в парах.

3. Сотрудничество в поиске и сборе информации.

4.Формирование опосредованной коммуникации с использованием знаков и

    символов.

Регулятивные:

1. Целеполагание.

2. Коррекция.

3.Оценка.

Личностные:

 Осознание ценности природы.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Методы обучения:

- вербальный;

- наглядный;

- частично-поисковый;

- проблемный;                                                                                                                        - репродуктивный;                                                                                                                - аналитический.

Технологии, применяемые на уроке:

  • Технология «Обучение в сотрудничестве».
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Информационно–коммуникационные технологии.

Формы организации учебной деятельности

  • Работа в парах.
  • Самостоятельная.
  • Индивидуальная.
  • Коллективная.

Прием: «Верите ли Вы…», «Инсерт».

Средства обучения:   компьютер, мультимедийная аппаратура, презентация к уроку, видеосюжет и космическая музыка, магнитная доска, футбольный мяч и горошина, волшебный мешочек, солнцезащитные очки, панама, кепка, карточки с графическим диктантом (Приложение №1), таблица «Инсерт» (Приложение №2), листочки с домашним заданием (Приложение №3),  простой карандаш, рабочая тетрадь.

Медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в MsOffice   Power Point.

Комментарии: на уроке проводится две физминутки. Переход к каждому следующему слайду происходит по щелчку мышки или через гиперссылку на слайде.

Ход урока:

I. Организационный момент. Создание ситуации успеха                  (1 мин.).

Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки.

II. Актуализация знаний (2 мин.).

Цель: повторение изученного; актуализация учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового материала; развивать познавательную активность.

III.Формулирование темы и целей урока учащимися (5 мин.).

Цель: развивать умение анализировать, высказывать свое мнение, настроить на дальнейшую работу.

Постановка  проблемы

IV. Знакомство с новым материалом (2 мин.).

Цель: через решение поставленной проблемы познакомиться с новыми знаниями.

1. Уточнение знаний учащихся о Солнце.

Прием «Верите ли Вы?»  (2 мин.)

Цель: обобщение имеющиеся у детей знания, активизация мыслительных операций, необходимых и достаточных для дальнейших действий.

2. Постановка учебной задачи    

 (3 мин.).

Цель: формирование способности к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности.

3. Расширение новых знаний.

( 4 мин)

Цель: дополнение знаний  новыми сведениями.

 

V.Физкультминутка

( 1 мин)

Цель: провести динамическую паузу после длительного сидения на одном месте для снятия утомления.

4. Расширение новых знаний (3 мин.):

(продолжение работы)

5. Самостоятельная работа в парах.                       (2 мин.)

Цель: работая в парах самостоятельно применить имеющиеся знания, проверить себя по данному ключу, учиться сотрудничеству.

6. Решение проблемного вопроса, являющегося ключевым на уроке (5 мин.).

Цель: прояснить влияние солнечных лучей на организм человека.

7. Дополнение нового материала.

( 3 мин.)

Цель: пополнение знаний  интересным материалом, найденным учеником самостоятельно.

VI.Физкультминутка (для глаз) (1мин.).

Цель: снять напряжение глазных мышц.

VII. Работа по учебнику (4 мин.).

Цель: самостоятельно сравнить имеющиеся знания с материалом учебника  и дополнить их неизвестным.

VIII. Проверка учебной деятельности

(4 мин.).

Цель: зафиксировать новые знания, полученные на уроке, оценить результаты собственной познавательной деятельности.

X. Домашнее задание. (1 мин.)

Цель: отработка и закрепление полученных знаний.

X.Итог урока                         (1 мин.).                                            Цель: выявить степень усвоения материала.

XI. Рефлексия

( 1 мин.).

Цель: самооценка работы на уроке.

Слайд №8.

- Дорогие друзья, сегодня мы с вами, вновь работая вместе и дружно, как первооткрыватели откроем для себя ещё одну тайну природы. Чтобы справиться со всеми заданиями, я хочу вам пожелать внимания, в трудных ситуациях вспомнить и применить ранее полученные знания, активно высказывать свое мнение и не бояться рассуждать.

- Мы вместе, поэтому мы сможем всё!

Слайд №9.

– На прошлом уроке мы с вами повторяли объекты живой и неживой природы. Вот сейчас проверим, кто был внимательным.

Игра «Будь внимательным».

- Если я называю объекты живой природы, то вы хлопаете в ладоши, а если я называю объекты неживой природы – топаете.

- Бабочка, река, дерево, снег, берёза,  волк, вода, лягушка, комар, камень, ракета.

– Почему вы замерли при слове ракета? (ответы детей, вывод).

Слайд №10.

– А сегодня мы  посвятим весь наш урок знакомству с главным объектом неживой природы.

- Я буду называть по одному высказыванию,  а вы определите о каком объекте неживой природы пойдёт речь:

1. Образовалось около 5 миллиардов лет назад.

2. Вращается как юла вокруг своей оси.

3. Шар раскалённых газов.

4. Это звезда, которая расположена ближе всего к Земле.

5. Жёлтая тарелка на небе висит.                                  Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)

- Правильно. Это Солнце.

Слайд №11.

- Попытайтесь сформулировать тему урока. (Высказывания детей).

-  Какую цель мы поставим перед собой на  уроке? (Дети высказывают свои предположения).

- Сегодня мы совершим удивительное путешествие по звёздному небу, узнаем много нового и интересного о ближайшей  к нам звезде Солнце, познакомимся с новыми понятиями.

Слайд №12.

Проблемный вопрос урока:

По ходу нашего урока вы должны будете ответить на вопрос:

Полезно Солнце или нет? (Вопрос записан на доске)

Слайд №12.

- А совершим наше путешествие на ракете.

 - К полету готовы?

- Отсчитаем последние секунды перед стартом: 10, 9, 8,…, 2, 1. Пуск. Представьте, что ракета уже несет нас в космос. Посмотрите, как красиво! 

Слайд №13.

1 ученик рассказывает (Задание давалось заранее):

- Миллионы звёзд рассыпаны по ночному небу. Мы их можем наблюдать в безоблачные ночи. С давних времён человека манило звёздное небо. Люди пытались найти ответы на вопросы: как далеко от нас звёзды и как они выглядят вблизи? Они высказывали разные догадки о том, как устроен мир, кто его создал, как выглядит наша планета.

2 ученик рассказывает (Задание давалось заранее):

- Ещё с древнейших времён люди поклонялись Солнцу. Люди всегда почитали Солнце за божество, строили в  честь него храмы. С древности люди хотели узнать о небесном светиле как можно больше. У древних славян был бог Солнца  Ярило. В Египте его имя произносилось как бог Ра.

- Постепенно, с развитием науки и техники, накапливались и расширялись знания, совершался переход от сказок и легенд к подлинно научному объяснению.

- Настало время проверить ваши знания о Солнце.

Слайд №14.

Прием - игра «Верите ли Вы?»  (прием для проверки имеющихся у детей знаний):  

Правила игры:

  1. У вас на столах лежат листочки (Приложение №1). Цифрами указан номер вопроса.
  2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы,…»
  3. Если вы верите, во второй строке под номером заданного вопроса поставьте знак “+”, если нет, то “ - ”,  “?”- не знаю.

Вопросы: верите ли Вы, что…

1 Солнце больше Земли в 109 раз.

2 Люди уже несколько раз бывали на Солнце.

3 Солнце дарит нам свет и тепло.

4 Солнце – ближайшая к Земле звезда.

5 На Солнце живут люди.

6 Солнце – огромный огненный шар.

7 Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится далеко от Земли

- Какие сведения о Солнце вам уже известны? (высказывания детей)

- Из ваших ответов я поняла, что у вас имеются определённые знания о Солнце, но вы  знаете о Солнце очень мало.

- Достаточно ли нам этих знаний?

- Как вы думаете, почему нам нужно знать больше о Солнце?

- К концу урока мы узнаем о Солнце много нового и вновь дадим ответы на эти же вопросы.

- Прочитайте вопросы.

Слайд с гиперссылкой №15.

(Предполагается выбор детьми определённого вопроса на их усмотрение. Даю ответы на вопросы, выбранные детьми,  по гиперссылке).                                                              

Что такое Солнце?                                   Физкультминутка.                                                    Как велико Солнце?                                                 Кто изучает небесные объекты: планеты и звезды?                                                                    Полезно Солнце или нет?                                   Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?

-  На какой, из предложенных вопросов, вы бы хотели узнать ответ?

Слайд №16.

Что такое Солнце?  

- Сначала не было ничего. И вот, 15 миллиардов лет назад раздался взрыв, в результате которого возникла Вселенная  - необъятный звёздный мир или космос.

- Позднее из материи, которая понемногу охлаждалась, образовались планеты, звёзды и другие небесные тела.  Ближайшая к Земле звезда – Солнце. Оно образовалось около 5 млрд. лет назад.

- У Солнца нет  твёрдой поверхности, оно представляет собой раскалённый огненный шар. Оно кажется нам не больше мяча на небе, потому что находится очень далеко от Земли. Конечно, есть звёзды намного ярче и больше нашего Солнца, но они так отдалены от Земли, что сияют маленькими точками на небе.

Тетрадь с.36, №13. Раскрась те предметы, форма которых сходна с Солнцем (подсолнух, апельсин, мяч).

Слайд №17.

Солнце в небе ярко светит,                                                               Погулять выходят дети.                                             Очутились мы в лесу.                                                                И присели на траву.                                                             На полянке в лесу.                                                       Поднялись цветочки.                                                      

К солнцу потянулись,                                                     Солнцу улыбнулись.                                                               К солнышку листочки                                                        Повернут цветочки.                                                      Развернут бутоны,                                                                            В солнышке утонут.

Слайд №18.

Как велико Солнце?

- Как вы думаете, что больше Солнце или наша планета Земля?

- Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, это выглядело бы вот так: Солнце футбольный мяч, а Земля – горошина (демонстрация).

- Почему оно тогда кажется нам таким маленьким? (высказывания детей)

- Вы, наверное, обращали внимание, чем дальше от нас находится предмет, тем меньше он кажется. Вспомним, каким большим кажется самолет, стоящий на взлетной полосе аэродрома, и каким маленьким он виден высоко в небе, когда он находится от нас на достаточно далеком расстоянии. Вот и  Солнце находится очень далеко от нашей планеты, на расстоянии около 150 миллионов километров, поэтому мы его видим небольшим.

Сравнение Солнца и планеты Земля.

Слайд №19.

Кто изучает небесные объекты: планеты и звезды?

- Много  сотен лет астрономы  не перестают наблюдать за звездами.

- Кто такой астроном? (астрономы – это ученые, изучающие небесные объекты: планеты и звёзды)

- Кто знает, с помощью какого предмета астроном изучает звезды? (с помощью телескопа)

- Что такое телескоп? (высказывания детей).

 - Откройте учебник на стр. 111 и прочтите в словарике, что такое телескоп (картинка). 

- А какие предметы могут пригодиться нам при наблюдении за Солнцем?

Слайд №20.

Тетрадь с.36 №15. Подчеркни предметы, которые нужны при наблюдении за Солнцем (работа в парах с последующей проверкой). По окончании работы, происходит взаимопроверка.

Слайд №21.

- Как вы думаете, полезно Солнце или нет?  

- Кто считает, что Солнце полезно? Почему вы так считаете?

- Кто считает, что Солнце вредно? Почему?

- Мы сейчас выясним, полезно Солнце или нет и заполним нашу таблицу.

Диалог двух ребят (Задание давалось заранее): 

Маша  - Днём солнце самое активное, оно может быть вредным для здоровья, может быть ожог, может быть солнечный удар.

Миша - Солнечные лучи очень полезны, т.к. под их воздействием в организме вырабатывается витамин «Д». При его нехватке, развивается заболевание – рахит.

- Ребята, как вы думаете, кто прав?

- Правы оба, но солнечные ванны можно применять только утром или вечером.

– Какую пользу приносит Солнце для здоровья? (Ответы детей вписываются учителем на интерактивной  доске в таблицу)

- Непродолжительное воздействие прямых солнечных лучей на незащищенную кожу полезно для здоровья. Только так организм сможет выработать необходимое количество витамина D, который активизирует процесс получения кальция из пищи и незаменим для формирования костей и зубов. Воздействие солнечного света помогает избежать плохого настроения.

Вред.   Но, Солнце,  не всегда друг.

– Какие опасности может таить в себе горячее солнце?

- Если находиться долго под прямыми лучами Солнца, то есть опасность перегреть голову и получить солнечный удар, который сопровождается головной болью, головокружением, слабостью.

- Солнышко оставило для нас волшебный мешочек,  в который положило все предметы, которые необходимо иметь с собой в жаркий солнечный день.

- Кто догадался, что находится в волшебном мешочке? (солнцезащитные очки, панамка или кепка)

- Ребята, зачем вам Солнце напоминает об этих предметах?

- В какое время суток ваши родители не разрешают быть на солнце без головного убора, солнцезащитных очков? Как вы думаете почему? (родители хотят, чтоб их дети были всегда здоровыми)

 (Обобщаю ответы детей и даю совет:  не смотреть на солнце без темных очков, в солнечную погоду необходимо гулять только в головном уборе).

Слайд №22.

Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?

- Как вы думаете, какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?

3 ученик рассказывает (Задание давалось заранее).

С неба смотрит Солнце                                                                  Миллионы лет.                                                                              Льёт на Землю Солнце                                                                             И тепло и свет.

- Солнце дает нам свет и тепло. Благодаря Солнцу на Земле есть жизнь. Без солнечного света и тепла не было бы  жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце. Солнце не просто светит днем, а оно-то и создает нам день. Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, начинается ночь.

Я скажу вам, не тая –                                                       Жить без солнышка нельзя!

- Народная мудрость гласит: “Солнце, как родная матушка, никогда не обидит”. Без волшебных лучей солнца не могут жить

                            Слайд №22(по щелчку выцветание).

– растения, животные, люди.     

                                Слайд №23.

Дети следят за движущимся предметом.

                               Слайд №24.

3. Углубление  знаний (приём “Инсерт”- чтение с пометками, направленное на осмысление текста)

Учебник с. 101 - Перед вами текст о Солнце, мы будем читать его по предложениям, делая пометки карандашом на полях учебника.

На доске:   (Приложение №2)                                                                                            V- знал(а)                                                                                      + -  новое для меня                                                                           - - думал(а) иначе, противоречит моим знаниям                        ? - не понял(а), есть вопросы                                                          - Возьмите карандаш. Поработайте с текстом (дети читают текст, на полях делают предложенные учителем пометки).

Дети анализируют  текст после чтения.

- Что вы уже знали о Солнце?                                                   - Что нового узнали?   Что остается непонятным?                                                               - Почему же Солнце тогда кажется нам таким маленьким, несмотря на свои размеры?

- Настало время проверить полученные знания о Солнце (возврат к вопросам).

- А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.

Слайд №25.

- Положите перед собой листочки, на которых вы уже работали сегодня вначале урока (Приложение №1). Я снова читаю вопросы, вы ставите в третьей строке нужный знак.

(Условные обозначения: “+”- да, “- ” - нет, “?”- не знаю). В данном диктанте, я проверю, как вы усвоили новый материал и каждый получит оценку.

Задание для проверки знаний:  

 Графический диктант.

Высказывания:                                                                          1. Солнце больше Земли в 109 раз.                                             2. Люди уже несколько раз бывали на Солнце.                          3. Оно дарит нам свет и тепло.                                                4. Солнце – ближайшая к Земле звезда.                                   5. На Солнце живут люди.                                                       6. Солнце  огромный огненный шар.                                 7. Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится далеко от Земли

- Передайте листочки вперед (работы детей оцениваются после урока, всем ученикам за данный вид работы выставляю отметку в журнал).

- По каким вопросам ваше мнение совпало? Объясните, почему вы так решили?

- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

- С чем вы сегодня познакомились таким необычным способом?

Слайд №26.

Выполнить любое задание (по выбору учащихся). Задание напечатано для каждого на отдельном листочке (Приложение №3):

Домашнее задание по окружающему миру

1. Придумайте и приготовьтесь задать одноклассникам свой интересный вопрос о Солнце. Поработайте наблюдателями. Понаблюдаете, каким бывает солнце утром, днем, вечером. Тетрадь с.36, №17.

2. Найдите загадки, пословицы, поговорки, которые придумали люди, наблюдая за Солнцем. Тетрадь с.36, №14.

3.  Подготовить рассказ о Солнце, с точки зрения людей разного рода занятий, профессий. Тетрадь с.36, №16.

- Где можно найти информацию о Солнце (Интернет, учебник, дополнительная литература и др.)?

- Наш урок подошел к концу.

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Как вы думаете, выполнили мы её?

- Что стало новым для вас сегодня на уроке? Что было интересным?

Слайд №27.

– Полезно Солнце или нет?

Вывод: без солнечного света и тепла жизнь на Земле невозможна!

- Кто почувствовал, что стал умнее?

Слайд №28.

- У вас на столах лежат конверты с изображением солнышка. Оцените свою работу на уроке. Для этого, выберите  солнышко, соответствующее вашему настроению. Поднимите и покажите, как вы себя оценили.  (На слайде выведены критерии:                                    - улыбающееся солнышко – всё удалось, с работой справился;                                                                                   - солнышко обычное – были небольшие затруднения;                                                 - солнышко  с облаками – на уроке было сложно работать или что-то осталось непонятным).      

 - Думаю, знания, которые вы сегодня приобрели, вам пригодятся в дальнейшей вашей учебе и в жизни.

- Наше космическое путешествие продолжится на следующих уроках. Вам предстоит  узнать еще много загадок и тайн, существующих в природе.

- Все вы были дружными, активными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности.

Слайд №29.

- Спасибо вам за работу.

Приложение 1.

Фамилия, имя _________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

Игра «Верите ли Вы?»

Проверочная работа

« + »- да             « - » - нет            «?»- не знаю

Приложение 2.

v - знал(а)

+ - новое для меня                                                                        

-  - думал(а) иначе 

? - не понял(а) 

Приложение 3.

Домашнее задание по окружающему миру

1. Придумайте и приготовьтесь задать одноклассникам свой интересный    вопрос о Солнце. Поработайте наблюдателями. Понаблюдаете, каким бывает солнце утром, днем, вечером. Тетрадь с.36, №17.

2. Найдите загадки, пословицы, поговорки, которые придумали люди, наблюдая за Солнцем. Тетрадь с.36, №14.

3.  Подготовить рассказ о солнце, с точки зрения людей разного рода занятий, профессий. Тетрадь с.36, №16.

Приложение 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

"Почему солнце светит днём, а луна ночью." урок окружающего мира 1 класс

"Почему солнце светит днём, а луна ночью." урок окружающего мира 1 класс...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Вокруг света за 1 урок"

Обобщающий урок, направленный на выявление степени усвоения знаний и отработки умений и навыков по темам, входящим в раздел "Части света". Урок построен по технологии деятельностного подхода....

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...