"Свет наш, Солнышко!" Урок окружающего мира 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Урок окружающего мира во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 184 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Урок во 2 классе по окружающему миру
на тему
«СВЕТ НАШ, СОЛНЫШКО!»
Подготовила
учитель начальных классов
Решетова Ольга Юрьевна
Урок окружающего мира по учебнику «Окружающий мир» 2 класс. Авторы: О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин.
Тема урока: «СВЕТ НАШ, СОЛНЫШКО!»
Цели:
- формирование образного представления о Солнце как о ближайшей к Земле звезде, о его размерах и расстоянии от Земли до Солнца;
- раскрытие роли и значения Солнца для всего живого на Земле;
- выяснение положительного и отрицательного действия солнечных лучей на живые организмы.
Задачи:
Образовательные:
- обеспечить самостоятельное «открытие» учащимися положительного или отрицательного воздействия Солнца на жизнедеятельность живых организмов, через решение поставленной проблемы;
- формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации.
Развивающие:
- развивать умение организовывать себя на работу сообща, в парах;
- развивать умение рассуждать, доказывать и обосновывать свое высказывание;
- развивать связную речь, расширять словарный запас;
- развивать память, внимание, наблюдательность, логическое мышление, исследовательскую деятельность для повышения мотивации учащихся к дальнейшему изучению предмета.
Воспитательные:
- воспитывать позитивное отношение к учению, устойчивый познавательный интерес;
- воспитывать чувство ответственности, умение осуществлять самоконтроль;
- воспитывать любовь к природе.
Здоровьесберегающие:
- сохранять здоровье ребёнка через проведение физкультминуток, создание благоприятных условий обучения.
УУД, формируемые на уроке:
Познавательные:
1.Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
2. Уметь производить простые логические действия: анализ, сравнение,
обобщение, речевые высказывания.
3. Высказывать предположения и аргументировать их, соотносить видимые и реальные размеры и расстояния.
Коммуникативные:
1.Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, давать ответ на поставленные вопросы.
2. Формирование умения работать в парах.
3. Сотрудничество в поиске и сборе информации.
4.Формирование опосредованной коммуникации с использованием знаков и
символов.
Регулятивные:
1. Целеполагание.
2. Коррекция.
3.Оценка.
Личностные:
Осознание ценности природы.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Методы обучения:
- вербальный;
- наглядный;
- частично-поисковый;
- проблемный; - репродуктивный; - аналитический.
Технологии, применяемые на уроке:
- Технология «Обучение в сотрудничестве».
- Здоровьесберегающие технологии.
- Информационно–коммуникационные технологии.
Формы организации учебной деятельности
- Работа в парах.
- Самостоятельная.
- Индивидуальная.
- Коллективная.
Прием: «Верите ли Вы…», «Инсерт».
Средства обучения: компьютер, мультимедийная аппаратура, презентация к уроку, видеосюжет и космическая музыка, магнитная доска, футбольный мяч и горошина, волшебный мешочек, солнцезащитные очки, панама, кепка, карточки с графическим диктантом (Приложение №1), таблица «Инсерт» (Приложение №2), листочки с домашним заданием (Приложение №3), простой карандаш, рабочая тетрадь.
Медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в MsOffice Power Point.
Комментарии: на уроке проводится две физминутки. Переход к каждому следующему слайду происходит по щелчку мышки или через гиперссылку на слайде.
Ход урока:
I. Организационный момент. Создание ситуации успеха (1 мин.). Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки. II. Актуализация знаний (2 мин.). Цель: повторение изученного; актуализация учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового материала; развивать познавательную активность. III.Формулирование темы и целей урока учащимися (5 мин.). Цель: развивать умение анализировать, высказывать свое мнение, настроить на дальнейшую работу. Постановка проблемы IV. Знакомство с новым материалом (2 мин.). Цель: через решение поставленной проблемы познакомиться с новыми знаниями. 1. Уточнение знаний учащихся о Солнце. Прием «Верите ли Вы?» (2 мин.) Цель: обобщение имеющиеся у детей знания, активизация мыслительных операций, необходимых и достаточных для дальнейших действий. 2. Постановка учебной задачи (3 мин.). Цель: формирование способности к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности. 3. Расширение новых знаний. ( 4 мин) Цель: дополнение знаний новыми сведениями.
V.Физкультминутка ( 1 мин) Цель: провести динамическую паузу после длительного сидения на одном месте для снятия утомления. 4. Расширение новых знаний (3 мин.): (продолжение работы) 5. Самостоятельная работа в парах. (2 мин.) Цель: работая в парах самостоятельно применить имеющиеся знания, проверить себя по данному ключу, учиться сотрудничеству. 6. Решение проблемного вопроса, являющегося ключевым на уроке (5 мин.). Цель: прояснить влияние солнечных лучей на организм человека. 7. Дополнение нового материала. ( 3 мин.) Цель: пополнение знаний интересным материалом, найденным учеником самостоятельно. VI.Физкультминутка (для глаз) (1мин.). Цель: снять напряжение глазных мышц. VII. Работа по учебнику (4 мин.). Цель: самостоятельно сравнить имеющиеся знания с материалом учебника и дополнить их неизвестным. VIII. Проверка учебной деятельности (4 мин.). Цель: зафиксировать новые знания, полученные на уроке, оценить результаты собственной познавательной деятельности. X. Домашнее задание. (1 мин.) Цель: отработка и закрепление полученных знаний. X.Итог урока (1 мин.). Цель: выявить степень усвоения материала. XI. Рефлексия ( 1 мин.). Цель: самооценка работы на уроке. | Слайд №8. - Дорогие друзья, сегодня мы с вами, вновь работая вместе и дружно, как первооткрыватели откроем для себя ещё одну тайну природы. Чтобы справиться со всеми заданиями, я хочу вам пожелать внимания, в трудных ситуациях вспомнить и применить ранее полученные знания, активно высказывать свое мнение и не бояться рассуждать. - Мы вместе, поэтому мы сможем всё! Слайд №9. – На прошлом уроке мы с вами повторяли объекты живой и неживой природы. Вот сейчас проверим, кто был внимательным. Игра «Будь внимательным». - Если я называю объекты живой природы, то вы хлопаете в ладоши, а если я называю объекты неживой природы – топаете. - Бабочка, река, дерево, снег, берёза, волк, вода, лягушка, комар, камень, ракета. – Почему вы замерли при слове ракета? (ответы детей, вывод). Слайд №10. – А сегодня мы посвятим весь наш урок знакомству с главным объектом неживой природы. - Я буду называть по одному высказыванию, а вы определите о каком объекте неживой природы пойдёт речь: 1. Образовалось около 5 миллиардов лет назад. 2. Вращается как юла вокруг своей оси. 3. Шар раскалённых газов. 4. Это звезда, которая расположена ближе всего к Земле. 5. Жёлтая тарелка на небе висит. Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце) - Правильно. Это Солнце. Слайд №11. - Попытайтесь сформулировать тему урока. (Высказывания детей). - Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Дети высказывают свои предположения). - Сегодня мы совершим удивительное путешествие по звёздному небу, узнаем много нового и интересного о ближайшей к нам звезде Солнце, познакомимся с новыми понятиями. Слайд №12. Проблемный вопрос урока: По ходу нашего урока вы должны будете ответить на вопрос: – Полезно Солнце или нет? (Вопрос записан на доске) Слайд №12. - А совершим наше путешествие на ракете. - К полету готовы? - Отсчитаем последние секунды перед стартом: 10, 9, 8,…, 2, 1. Пуск. Представьте, что ракета уже несет нас в космос. Посмотрите, как красиво! Слайд №13. 1 ученик рассказывает (Задание давалось заранее): - Миллионы звёзд рассыпаны по ночному небу. Мы их можем наблюдать в безоблачные ночи. С давних времён человека манило звёздное небо. Люди пытались найти ответы на вопросы: как далеко от нас звёзды и как они выглядят вблизи? Они высказывали разные догадки о том, как устроен мир, кто его создал, как выглядит наша планета. 2 ученик рассказывает (Задание давалось заранее): - Ещё с древнейших времён люди поклонялись Солнцу. Люди всегда почитали Солнце за божество, строили в честь него храмы. С древности люди хотели узнать о небесном светиле как можно больше. У древних славян был бог Солнца Ярило. В Египте его имя произносилось как бог Ра. - Постепенно, с развитием науки и техники, накапливались и расширялись знания, совершался переход от сказок и легенд к подлинно научному объяснению. - Настало время проверить ваши знания о Солнце. Слайд №14. Прием - игра «Верите ли Вы?» (прием для проверки имеющихся у детей знаний): Правила игры:
Вопросы: верите ли Вы, что… 1 Солнце больше Земли в 109 раз. 2 Люди уже несколько раз бывали на Солнце. 3 Солнце дарит нам свет и тепло. 4 Солнце – ближайшая к Земле звезда. 5 На Солнце живут люди. 6 Солнце – огромный огненный шар. 7 Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится далеко от Земли - Какие сведения о Солнце вам уже известны? (высказывания детей) - Из ваших ответов я поняла, что у вас имеются определённые знания о Солнце, но вы знаете о Солнце очень мало. - Достаточно ли нам этих знаний? - Как вы думаете, почему нам нужно знать больше о Солнце? - К концу урока мы узнаем о Солнце много нового и вновь дадим ответы на эти же вопросы. - Прочитайте вопросы. Слайд с гиперссылкой №15. (Предполагается выбор детьми определённого вопроса на их усмотрение. Даю ответы на вопросы, выбранные детьми, по гиперссылке). Что такое Солнце? Физкультминутка. Как велико Солнце? Кто изучает небесные объекты: планеты и звезды? Полезно Солнце или нет? Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле? - На какой, из предложенных вопросов, вы бы хотели узнать ответ? Слайд №16. Что такое Солнце? - Сначала не было ничего. И вот, 15 миллиардов лет назад раздался взрыв, в результате которого возникла Вселенная - необъятный звёздный мир или космос. - Позднее из материи, которая понемногу охлаждалась, образовались планеты, звёзды и другие небесные тела. Ближайшая к Земле звезда – Солнце. Оно образовалось около 5 млрд. лет назад. - У Солнца нет твёрдой поверхности, оно представляет собой раскалённый огненный шар. Оно кажется нам не больше мяча на небе, потому что находится очень далеко от Земли. Конечно, есть звёзды намного ярче и больше нашего Солнца, но они так отдалены от Земли, что сияют маленькими точками на небе. Тетрадь с.36, №13. Раскрась те предметы, форма которых сходна с Солнцем (подсолнух, апельсин, мяч). Слайд №17. Солнце в небе ярко светит, Погулять выходят дети. Очутились мы в лесу. И присели на траву. На полянке в лесу. Поднялись цветочки. К солнцу потянулись, Солнцу улыбнулись. К солнышку листочки Повернут цветочки. Развернут бутоны, В солнышке утонут. Слайд №18. Как велико Солнце? - Как вы думаете, что больше Солнце или наша планета Земля? - Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, это выглядело бы вот так: Солнце футбольный мяч, а Земля – горошина (демонстрация). - Почему оно тогда кажется нам таким маленьким? (высказывания детей) - Вы, наверное, обращали внимание, чем дальше от нас находится предмет, тем меньше он кажется. Вспомним, каким большим кажется самолет, стоящий на взлетной полосе аэродрома, и каким маленьким он виден высоко в небе, когда он находится от нас на достаточно далеком расстоянии. Вот и Солнце находится очень далеко от нашей планеты, на расстоянии около 150 миллионов километров, поэтому мы его видим небольшим. Сравнение Солнца и планеты Земля. Слайд №19. Кто изучает небесные объекты: планеты и звезды? - Много сотен лет астрономы не перестают наблюдать за звездами. - Кто такой астроном? (астрономы – это ученые, изучающие небесные объекты: планеты и звёзды) - Кто знает, с помощью какого предмета астроном изучает звезды? (с помощью телескопа) - Что такое телескоп? (высказывания детей). - Откройте учебник на стр. 111 и прочтите в словарике, что такое телескоп (картинка). - А какие предметы могут пригодиться нам при наблюдении за Солнцем? Слайд №20. Тетрадь с.36 №15. Подчеркни предметы, которые нужны при наблюдении за Солнцем (работа в парах с последующей проверкой). По окончании работы, происходит взаимопроверка. Слайд №21. - Как вы думаете, полезно Солнце или нет? - Кто считает, что Солнце полезно? Почему вы так считаете? - Кто считает, что Солнце вредно? Почему? - Мы сейчас выясним, полезно Солнце или нет и заполним нашу таблицу. Диалог двух ребят (Задание давалось заранее): Маша - Днём солнце самое активное, оно может быть вредным для здоровья, может быть ожог, может быть солнечный удар. Миша - Солнечные лучи очень полезны, т.к. под их воздействием в организме вырабатывается витамин «Д». При его нехватке, развивается заболевание – рахит. - Ребята, как вы думаете, кто прав? - Правы оба, но солнечные ванны можно применять только утром или вечером. – Какую пользу приносит Солнце для здоровья? (Ответы детей вписываются учителем на интерактивной доске в таблицу) - Непродолжительное воздействие прямых солнечных лучей на незащищенную кожу полезно для здоровья. Только так организм сможет выработать необходимое количество витамина D, который активизирует процесс получения кальция из пищи и незаменим для формирования костей и зубов. Воздействие солнечного света помогает избежать плохого настроения. Вред. Но, Солнце, не всегда друг. – Какие опасности может таить в себе горячее солнце? - Если находиться долго под прямыми лучами Солнца, то есть опасность перегреть голову и получить солнечный удар, который сопровождается головной болью, головокружением, слабостью. - Солнышко оставило для нас волшебный мешочек, в который положило все предметы, которые необходимо иметь с собой в жаркий солнечный день. - Кто догадался, что находится в волшебном мешочке? (солнцезащитные очки, панамка или кепка) - Ребята, зачем вам Солнце напоминает об этих предметах? - В какое время суток ваши родители не разрешают быть на солнце без головного убора, солнцезащитных очков? Как вы думаете почему? (родители хотят, чтоб их дети были всегда здоровыми) (Обобщаю ответы детей и даю совет: не смотреть на солнце без темных очков, в солнечную погоду необходимо гулять только в головном уборе). Слайд №22. Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле? - Как вы думаете, какое значение имеет Солнце для жизни на Земле? 3 ученик рассказывает (Задание давалось заранее). С неба смотрит Солнце Миллионы лет. Льёт на Землю Солнце И тепло и свет. - Солнце дает нам свет и тепло. Благодаря Солнцу на Земле есть жизнь. Без солнечного света и тепла не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце. Солнце не просто светит днем, а оно-то и создает нам день. Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, начинается ночь. Я скажу вам, не тая – Жить без солнышка нельзя! - Народная мудрость гласит: “Солнце, как родная матушка, никогда не обидит”. Без волшебных лучей солнца не могут жить Слайд №22(по щелчку выцветание). – растения, животные, люди. Слайд №23. Дети следят за движущимся предметом. Слайд №24. 3. Углубление знаний (приём “Инсерт”- чтение с пометками, направленное на осмысление текста) Учебник с. 101 - Перед вами текст о Солнце, мы будем читать его по предложениям, делая пометки карандашом на полях учебника. На доске: (Приложение №2) V- знал(а) + - новое для меня - - думал(а) иначе, противоречит моим знаниям ? - не понял(а), есть вопросы - Возьмите карандаш. Поработайте с текстом (дети читают текст, на полях делают предложенные учителем пометки). Дети анализируют текст после чтения. - Что вы уже знали о Солнце? - Что нового узнали? Что остается непонятным? - Почему же Солнце тогда кажется нам таким маленьким, несмотря на свои размеры? - Настало время проверить полученные знания о Солнце (возврат к вопросам). - А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. Слайд №25. - Положите перед собой листочки, на которых вы уже работали сегодня вначале урока (Приложение №1). Я снова читаю вопросы, вы ставите в третьей строке нужный знак. (Условные обозначения: “+”- да, “- ” - нет, “?”- не знаю). В данном диктанте, я проверю, как вы усвоили новый материал и каждый получит оценку. Задание для проверки знаний: Графический диктант. Высказывания: 1. Солнце больше Земли в 109 раз. 2. Люди уже несколько раз бывали на Солнце. 3. Оно дарит нам свет и тепло. 4. Солнце – ближайшая к Земле звезда. 5. На Солнце живут люди. 6. Солнце – огромный огненный шар. 7. Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится далеко от Земли - Передайте листочки вперед (работы детей оцениваются после урока, всем ученикам за данный вид работы выставляю отметку в журнал). - По каким вопросам ваше мнение совпало? Объясните, почему вы так решили? - По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему? - С чем вы сегодня познакомились таким необычным способом? Слайд №26. Выполнить любое задание (по выбору учащихся). Задание напечатано для каждого на отдельном листочке (Приложение №3): Домашнее задание по окружающему миру 1. Придумайте и приготовьтесь задать одноклассникам свой интересный вопрос о Солнце. Поработайте наблюдателями. Понаблюдаете, каким бывает солнце утром, днем, вечером. Тетрадь с.36, №17. 2. Найдите загадки, пословицы, поговорки, которые придумали люди, наблюдая за Солнцем. Тетрадь с.36, №14. 3. Подготовить рассказ о Солнце, с точки зрения людей разного рода занятий, профессий. Тетрадь с.36, №16. - Где можно найти информацию о Солнце (Интернет, учебник, дополнительная литература и др.)? - Наш урок подошел к концу. - Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Как вы думаете, выполнили мы её? - Что стало новым для вас сегодня на уроке? Что было интересным? Слайд №27. – Полезно Солнце или нет? Вывод: без солнечного света и тепла жизнь на Земле невозможна! - Кто почувствовал, что стал умнее? Слайд №28. - У вас на столах лежат конверты с изображением солнышка. Оцените свою работу на уроке. Для этого, выберите солнышко, соответствующее вашему настроению. Поднимите и покажите, как вы себя оценили. (На слайде выведены критерии: - улыбающееся солнышко – всё удалось, с работой справился; - солнышко обычное – были небольшие затруднения; - солнышко с облаками – на уроке было сложно работать или что-то осталось непонятным). - Думаю, знания, которые вы сегодня приобрели, вам пригодятся в дальнейшей вашей учебе и в жизни. - Наше космическое путешествие продолжится на следующих уроках. Вам предстоит узнать еще много загадок и тайн, существующих в природе. - Все вы были дружными, активными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Слайд №29. - Спасибо вам за работу. |
Приложение 1.
Фамилия, имя _________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Игра «Верите ли Вы?» | |||||||
Проверочная работа |
« + »- да « - » - нет «?»- не знаю
Приложение 2.
v - знал(а)
+ - новое для меня
- - думал(а) иначе
? - не понял(а)
Приложение 3.
Домашнее задание по окружающему миру
1. Придумайте и приготовьтесь задать одноклассникам свой интересный вопрос о Солнце. Поработайте наблюдателями. Понаблюдаете, каким бывает солнце утром, днем, вечером. Тетрадь с.36, №17.
2. Найдите загадки, пословицы, поговорки, которые придумали люди, наблюдая за Солнцем. Тетрадь с.36, №14.
3. Подготовить рассказ о солнце, с точки зрения людей разного рода занятий, профессий. Тетрадь с.36, №16.
Приложение 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

УМК "Планета знаний", урок окружающего мира, 2 класс, Тема «Свет и цвет. Значение света и цвета в природе и в жизни человека»
На основе деятельностного подхода дети изучают тему "Свет и цвет"...
"Почему солнце светит днём, а луна ночью." урок окружающего мира 1 класс
"Почему солнце светит днём, а луна ночью." урок окружающего мира 1 класс...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Вокруг света за 1 урок"
Обобщающий урок, направленный на выявление степени усвоения знаний и отработки умений и навыков по темам, входящим в раздел "Части света". Урок построен по технологии деятельностного подхода....

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"
Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...