Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. Перспективная начальная школа
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Маслова Елена Борисовна

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. Перспективная начальная школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_okruzhayushchiy_mir_3_klass_2021-2022.docx396.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №5»

«Рассмотрено»

Руководитель Кафедры/МО

____________/ ______________/

Протокол МО

№____ от «____»___________2021 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________________/ __________/

 

      «____»___________2021 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Лицей №5»

____________/ Шишкова Г.В. /

Приказ

№____ от «____»___________2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по окружающему миру  

3 Д класс

(базовый уровень)

 

  Разработчик:

Маслова Елена Борисовна,

учитель начальных классов

Утверждена на заседании педагогического совета

Протокол № 1

от «30» августа 2021 г.

2021-2022 учебный год

г. о. Зарайск

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»» составлена на основе авторской программы О.Н.Федотовой «Окружающий мир» (Окружающий мир. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 1–4 кл. / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова. — М. : Академкнига/Учебник, 2016), УМК «Перспективная начальная школа» (Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник, - М.: Академкнига/Учебник, 2014).

Рабочая программа по окружающему миру, составленная на основе авторской программы, реализуется в полном объеме. Изменений в авторскую программу курса «Окружающий мир» О.Н.Федотовой не внесено.

Целью реализации   программы  на уровне  начального общего образования по учебному предмету «Окружающий мир»  является усвоение содержания учебного предмета «Окружающий мир» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и основной образовательной программой МБОУ «Лицей №5» на уровне начального общего образования.

Программа по предмету «Окружающий мир» для учащихся 3 класса рассчитана на 68 часов, что предусмотрено основной образовательной программой и учебным планом МБОУ «Лицей №5» и является продолжением изучения данного предмета 2 класса.  Программа по предмету «Окружающий мир» позволяет изучать данный предмет    на базовом уровне.

Главными задачами реализации учебного предмета  «Окружающий мир» являются:

  • дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта; опыта сельской жизни — с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни  с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
  • последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
  • формирование специальных умений - работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
  • изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.
  • охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

Технологии, используемые в обучении: личностно-ориентированные, деятельностно- ориентированные, проектные, информационно-коммуникативные, проблемно-диалогическая, игровые технологии, технология сотрудничества.

Формы  контроля:  входная, тематические и текущие контрольные работы.

Формы промежуточной аттестации:  входная, формирующая, итоговая контрольные работы

Учебник: 

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник, - М.: Академкнига/Учебник, 2014

Пособие для обучающегося: 

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. – М. : Академкнига/Учебник, 2021

Пособие для педагога:

Окружающий мир. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 1–4 кл. / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова. — М. : Академкнига/Учебник, 2016

Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Федотова О. Н., «Окружающий мир» 3 класс: Методическое пособие для учителя, Москва: Академкнига/Учебник, 2016

Электронные образовательные ресурсы:

Электронная библиотека сайта Академкнига/Учебник http://www.akademkniga.ru/

Контрольно-измерительные материалы:

Чуракова Р.Г., Окружающий мир.3 кл.: Проверочные работы в тестовой форме/ Р.Г.Чуракова, Л.Г.Кудрова.-М.: Академкнига/Учебник, 2021

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

Планируемые результаты

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

  • становление ценностного отношения к своей Родине - России;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
  • уважение к своему и другим народам;
  • признание индивидуальности каждого человека;
  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
  • опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • первоначальные представления о научной картине мира;
  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • ответственного отношения к изучению данного предмета;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости,
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Метапредметные

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

1) базовые логические действия:

  • сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
  • объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

2) базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

3) работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет

Обучающийся получит возможность

научиться:

  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

1) общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

2) совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат

Обучающийся получит возможность научиться:

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • готовить небольшие публичные выступления;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

1) самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий;

2) самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

«Окружающий мир»

Предметные результаты

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

Человек и природа

  • характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
  • находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
  • определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
  • сравнивать и различать формы земной поверхности;
  • находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;
  • моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;
  • проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;
  • называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);
  • находить на физической карте разные водоемы и определять их название;
  • характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
  • ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;
  • приводить примеры веществ;
  • сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • сравнивать свойства воды и воздуха;
  • следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
  • характеризовать кругооборот воды в природе;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
  • характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);
  • обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;
  • различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
  • проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
  • характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
  • опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;
  • называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;
  • называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
  • понимать необходимость соблюдения правил безопасности при походах в лес, в поле, на луг;
  • использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
  • использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, интернет - адреса для поиска необходимой информации.
  • самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
  • извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
  • осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воду, газ, топливо) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
  • пользоваться        простыми        навыками        самоконтроля        и саморегулирования своего             самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);
  • выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Человек и общество

  • описывать достопримечательности Московского Кремля;
  • различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
  • находить место изученного события на ленте времени;
  • находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт- Петербург;
  • описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).
  • соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
  • находить на ленте времени место изученному историческому событию;
  • проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
  • использовать дополнительные источники информации (словари учебников и интернет- адреса).

Правила безопасного поведения

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.

  • пользоваться         простыми        навыками самоконтроля        и  саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
  • соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
  • соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
  • осознавать        ценность        природы и   необходимость        нести ответственность        за ее      сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

3 класс, 68 часов

Изображение Земли на глобусе (4 ч)

Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус – модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор.

О чем рассказала карта (7 ч)

Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте.

Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе).

План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта.Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас.

Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие.

Практические работы: работа с физической и контурной картами России, с планом местности. Крупные равнины и горы (3–5 названий), моря, реки, озера (3–5 названий). Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон. Определение горизонта по компасу. Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты.

Из чего все на свете (4 ч)

Вещества, тела, частицы. Природные тела – человек, животные, грибы, растения, микробы. Небесные или космические тела (звезды, планеты, метеориты и др.). Искусственные тела – предметы. Молекулы и атомы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Вода и ее свойства (5 ч)

Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода — растворитель. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии. Термометр. Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов со стеклянным термометром.

Практическая работа. Изучение свойств воды в жидком и твердом состоянии. Измерение температуры воды с помощью термометра.

Чудесные превращения воды в природе (6 ч)

Кругооборот воды в природе. Туман, облака, осадки. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоемов, бережное отношение к воде.

Воздух и его свойства (4 ч)

Воздух — смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха (ранее изученные и новые). Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при расширении нагревается, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений.

Движение воздуха (4 ч)

Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Практикум: Наблюдения за погодой: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.

Тайны недр земли (7 ч)

Твердые вещества. Свойства твердых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых.

Практическая работа. Изучение свойств полезных ископаемых (известняка, мрамора, песка, глины).

Почва (5 ч)

Почва — единство живого и неживого, ее примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы.

Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв.

Экскурсия по родному краю: «Почвы родного края».

Практическая  работа: определение примерного состава почвы.

Природные сообщества (7 ч)

Лес, луг, водоем, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Экскурсия «Природные сообщества родного края»

Человек и природные сообщества (9 ч)

Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества.

Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек — защитник природы. Посильное участие в охране природы родного края. Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды (статья 58 Конституции российской Федерации: гражданин обязан защищать природу и окружающую среду). Право человека на благоприятную среду (статья 42 Конституции). Российские заповедники. Растения и животные Красной книги России.

Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, и местах торфяных разработок. Правила безопасного поведения у водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через водные пространства).

Путешествие в прошлое (6 ч)

Лента времени. Города России — Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности — памятники зодчества и живописи.

Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XVIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру I — Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж).

Практические работы: работа с картой — города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга. Определение последовательности исторических событий (раньше, позже), соотнесение века с годами по ленте времени.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Изображение Земли на глобусе

4

2

О чем рассказала карта

7

3

Из чего все на свете

4

4

Вода и ее свойства

5

5

Чудесные превращения воды в природе

6

6

Воздух и его свойства

4

7

Движение воздуха

4

8

Тайны недр земли

7

9

Почва

5

10

Природные сообщества

7

11

Человек и природные сообщества

9

12

Путешествие в прошлое

6

Итого

68

Календарно - тематическое планирование на 2021/22 учебный год

3 класс, 68 часов

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Применяемый ЭОР, ЦОР (ссылка)

Воспитательный аспект урока

Контрольные мероприятия,   сроки

Изображение Земли на глобусе

4

1

Инструктаж ИОТ-016-2017  Наш мир знакомый и загадочный. Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий мир»  

1

01.09-

03.09

Воспитание интереса к изучению окружающего мира, становление ценностного отношения к своей Родине - России

2

Глобус - модель земного шара

1

06.09-10.09

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-01

Формировать осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности

3

Материки и океаны на глобусе

1

06.09-10.09

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-02

Воспитывать бережное отношение к природе Земли

4

Формы поверхности Земли

1

13.09-17.09

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-03

Формировать опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

О чем рассказала карта

7

5

Географическая карта. Входная контрольная работа

1

13.09-17.09

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-04

Формировать умение строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости

Входной контроль (1 модуль) 17.09.2021

6

Анализ контрольной работы. Учимся читать карту

1

20.09-24.09

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-05

Воспитание интереса к изучению окружающего мира

7

План местности

20.09-24.09

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-06

Воспитывать интерес к чтению планов и их практическому применению

8

Холмы и овраги

1

27.09-01.10

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-07

Формировать опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

9

Стороны горизонта

1

27.09-01.10

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-08

10

Ориентирование на местности. Компас

1

11.10-15.10

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-09

Формировать умение соблюдать  правила здорового и безопасного образа жизни в окружающей среде

11

Обобщение по теме «О чем рассказала карта». Готовимся к школьной олимпиаде!

1

11.10-15.10

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-10

Формировать умение оказывать помощь одноклассникам при выполнении трудных задач

Из чего все на свете

4

12

Тела,  вещества,  частицы

1

18.10-22.10

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-11

Формировать устойчивую мотивацию к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии

13

Твердые вещества; жидкости и газы.

1

18.10-22.10

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-12

Воспитывать бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих ей вред

14

Вода - необыкновенное вещество

1

25.10-29.10

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-13

Формировать опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

15

Обобщение по теме «Из чего все на свете».

Контрольная работа по теме: «О чем рассказала карта. Из чего все на свете»

1

25.10-29.10

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-14

Формировать умение оказывать помощь одноклассникам при выполнении трудных задач

Тем. контроль (2 модуль) 29.10.2021

Вода и ее свойства

5

16

Анализ контрольной работы.

Свойства воды в жидком состоянии

1

01.11-05.11

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-15

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции

17

Термометр и его устройство

1

01.11-05.11

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-16

Формировать умение строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости

18

Свойства воды в твердом состоянии  

1

08.11-12.11

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-17

Формировать умение соблюдать  правила здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде

19

Свойства воды в газообразном состоянии

1

08.11-12.11

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-18

Воспитывать интерес к изучению окружающего мира

20

Обобщение по теме «Вода и ее свойства». Готовимся к школьной олимпиаде!

1

22.11-26.11

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-19

Формировать устойчивую мотивацию к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии

Чудесные превращения воды в природе

6

21

Круговорот  воды  в  природе

1

22.11-26.11

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-20

Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам

22

Туман и облака.

Осадки

1

29.11-03.12

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-21

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению

23

Вода – растворитель

1

29.11-03.12

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-22

Формировать опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

24

Растворы в природе

1

06.12-10.12

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-23

25

Почему воду надо беречь?

1

06.12-10.12

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-24

Формировать устойчивую мотивацию к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии

26

Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе». Готовимся к школьной олимпиаде!

1

13.12-17.12

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-25

Формировать  умение оказывать помощь одноклассникам при выполнении трудных задач

Воздух и его свойства

4

27

Океан, которого нет на карте и глобусе

1

13.12-17.12

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-26

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к к своей Родине - России

28

Воздух – это смесь газов

1

20.12-24.12

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-27

Формировать умение соблюдать  правила здорового и безопасного образа жизни в окружающей среде

29

Свойства воздуха. Контрольная работа за 1 полугодие

1

20.12-24.12

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-28

Формировать умение строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости

Форм.контроль (3 модуль) 24.12.2021

30

Анализ контрольной работы. Обобщение по теме «Воздух и его свойства». Готовимся к школьной олимпиаде!

1

27.12-31.12

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-29

Формировать  умение оказывать помощь одноклассникам при выполнении трудных задач

Движение воздуха

4

31

Температура воздуха

1

10.01-14.01

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-30

Формировать умение соблюдать  правила здорового и безопасного образа жизни в окружающей среде

32

Ветер

1

10.01-14.01

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-31

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению

33

Что такое погода?

1

17.01-21.01

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-32

Воспитывать  интерес к изучению окружающего мира

34

Обобщение по теме «Движение воздуха». Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир»

1

17.01-21.01

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir31/book-mir31/?key=mir31-33

Формировать  умение оказывать помощь одноклассникам при выполнении трудных задач

Тайны недр земли

7

35

Горные породы

1

24.01-28.01

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir32/book-mir32/?key=mir32-01

Формировать опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

36

Разрушение горных пород

1

24.01-28.01

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir32/book-mir32/?key=mir32-02

37

Что такое минералы?

1

31.01-04.02

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir32/book-mir32/?key=mir32-03

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к к своей Родине - России

38

Полезные ископаемые. Свойства полезных ископаемых

1

31.01-04.02

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir32/book-mir32/?key=mir32-04

Формировать умение строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости

39

Контрольная работа по теме: «Тайны недр Земли»

1

07.02-11.02

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению

Темат. контроль (4 модуль) 08.02.2022

40

Почему надо беречь полезные ископаемые

1

07.02-11.02

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir32/book-mir32/?key=mir32-06

Формировать опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

41

Обобщение по теме «Тайны недр Земли»

1

14.02-18.02

Формировать понимание  сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края

Почва

5

42

Как образуется почва

1

14.02-18.02

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir32/book-mir32/?key=mir32-07

Воспитывать интерес к изучению окружающего мира

43

Почва и её состав  

1

28.02-04.03

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir32/book-mir32/?key=mir32-08

Воспитывать бережное отношение к почве, её охране

44

Экскурсия «Почвы родного края»

1

28.02-04.03

Формировать умение строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости

45

Зачем и как люди заботятся о почве

1

07.03-11.03

11

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir32/book-mir32/?key=mir32-09

Формировать опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

46

Обобщение по теме «Почва»

1

07.03-11.03

11

Формировать понимание  сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края

Природные сообщества

7

47

Лес и его обитатели

1

14.03-

18.03

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir32/book-mir32/?key=mir32-10

Формировать умение соблюдать  правила здорового и безопасного образа жизни в окружающей среде

48

Луг и его обитатели

1

14.03-

18.03

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir32/book-mir32/?key=mir32-11

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению

49

Поле и его обитатели

1

21.03-25.03

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir32/book-mir32/?key=mir32-12

Формировать умение любить и ценить красоту природы

50

Пресный водоем и его обитатели

1

21.03-25.03

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir32/book-mir32/?key=mir32-13

Формировать интерес к изучению водоемов и его обитателей

51

Болото и его обитатели.

Контрольная работа по теме «Почва. Природные сообщества»

1

28.03-01.04

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir32/book-mir32/?key=mir32-14

Формировать  интерес к изучению болот и его обитателей

Тем.контроль  (5 модуль)29.03.2022

52

Анализ контрольной работы.

Экскурсия «Природные сообщества родного края»

1

28.03-01.04

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к к своей Родине - России

53

Обобщение по теме «Природные сообщества»

1

11.04-15.04

12

Формировать опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

Человек и природные сообщества

9

54

Значение лесов

1

11.04-15.04

15

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir32/book-mir32/?key=mir32-15

Воспитывать бережное отношение к природе

55

Безопасное поведение в лесу

1

11.04-15.04

15

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir32/book-mir32/?key=mir32-16

Формировать умение соблюдать  правила здорового и безопасного образа жизни в окружающей среде

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к к своей Родине - России

56

Луг и человек

1

18.04-22.04

19

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir32/book-mir32/?key=mir32-17

57

Надо ли охранять болота?  

1

18.04-22.04

22

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir32/book-mir32/?key=mir32-18

Формировать опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

58

Дары рек и озёр  

1

25.04-29.04

26

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir32/book-mir32/?key=mir32-19

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению

59

Безопасное поведение у водоемов

1

25.04-29.04

26

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir32/book-mir32/?key=mir32-20

Формировать умение соблюдать  правила здорового и безопасного образа жизни в окружающей среде

60

Человек-защитник природы

1

02.05-06.05

29

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir32/book-mir32/?key=mir32-21

61

Природа будет жить

1

02.05-06.05

06

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir32/book-mir32/?key=mir32-22

Формировать умение строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости

62

Обобщение по теме «Человек и природые сообщества»

1

09.05-13.05

06

Формировать опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

Путешествие в прошлое

6

63

Лента времени.

Итоговая контрольная  работа

1

09.05-13.05

13

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir32/book-mir32/?key=mir32-23

Формировать понимание сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

уважение к своему и другим народам

Итоговый контроль  13.05.2022

64

Анализ контрольной работы.

Золотое кольцо России

1

16.05-20.05

17

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir32/book-mir32/?key=mir32-24

65

Золотое кольцо России

1

16.05-20.05

17

66

Путешествие по Санкт-Петербургу

1

16.05-20.05

20

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir32/book-mir32/?key=mir32-25

Воспитывать ценностное отношение к своей Родине - России;

формировать осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности

67

Путешествие по Санкт-Петербургу

1

16.05-20.05

20

68

Обобщение  по теме «Путешествие в прошлое». Готовимся к школьной олимпиаде!

1

23.05-27.05

24

https://akbooks.ru/biblio3/titul-bookmir32/book-mir32/?key=mir32-26

Воспитывать умение оказывать помощь одноклассникам при выполнении трудных задач

Литература

УМК «Перспективная начальная школа»

1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Л.Г. Кудрова Л.Г. Окружающий мир. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 1–4 кл. — М. : Академкнига/Учебник, 2016

2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. – М. : Академкнига/Учебник, 2021

3.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя, Москва: Академкнига/Учебник, 2016

4.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник, - М.: Академкнига/Учебник, 2014

5.Чуракова Р.Г., Кудрова Л.Г. Окружающий мир.3 кл.: Проверочные работы в тестовой форме -М.: Академкнига/Учебник, 2021

Электронные образовательные ресурсы:

Электронная библиотека сайта Академкнига/Учебник http://www.akademkniga.ru/

Приложение

Фонд оценочных средств

Критерии оценивания по окружающему миру

Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:

Оценка "5" - выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочёт, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.

Оценка "4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.

Оценка "3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.

Оценка "2" - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.

Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки:

Ошибки:

  • неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
  • неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
  • неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • неумение ориентироваться по карте, правильно показывать изучаемые объекты.

Недочёты:

  • преобладание при описании объекта несущественных признаков;
  • неточности в определении назначения прибора, его использование;
  • неточности при нахождении объектов на карте.

Контрольно-измерительные материалы по окружающему миру

Входная контрольная работа (1 модуль)

1.   К неживой природе относятся:

А) солнце, Луна, звезды, растения.

Б) растения, животные, человек

В) дождь, камни, песок, облака.

2. Найди правильные утверждения.

А) Глобус – модель земного шара.

Б) Луна – спутник Земли.

В) Луна – одна из планет Солнечной системы.

Г) Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.

3. Какими свойствами обладает вода.

А) является растворителем сахарного песка и поваренной соли

Б) прозрачна

В) имеет запах

Г) имеет цвет

4. Подпиши части растения цифрами.

http://growinggarden.ru/img/2016/020616/5304952

5. Напиши названия растений.

3 дикорастущих растения……………………………………………………...

3 зерновые культуры ………………………………………………………….

3 плодово-ягодные культуры………………………………………………….

6. Зачеркни лишнее слово, объясни.

Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук.  ______________________

Тритон, лягушка, волк, жаба.  _____________________

7. Соедини стрелкой.

Лягушки, жабы, тритоны                      земноводные

Шмель, муравей, бабочка                     птицы

Карп, щука, окунь                                  звери (млекопитающие)

Крокодил, ящерица, черепаха              насекомые

Пингвин, гусь, воробей                         пресмыкающиеся

Тигр, лиса, олень                                   рыбы

8. Какие условия необходимы для жизни человека?

А) общение с людьми;

Б) здоровая пища;

В) общение с животными;

Г) чистая вода;

Д) свет и тепло;

Е) свежий воздух.

9. Подпиши правила безопасного обращения с бытовыми предметами.

        http://pandia.ru/text/79/087/images/image003_109.gif

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Раскрась знак дорожного движения, подпиши его.

http://cmp3online.ru/qesunpqot/11276     __________________________________________________

Контрольная работа по теме: «О чем рассказала карта. Из чего все на свете»

(2 модуль)

1. Основные стороны горизонта – это:

А) восток и запад

Б) север и юг

В) север, юг, восток, запад

2. Компас – это прибор, по которому:

А) можно определить стороны горизонта

Б) ориентируются в звездном пространстве

В) определяют  только направление на север

 3.  План местности – это…

А) картинное изображение местности

Б) чертеж ее вида сверху, выполненный в условных знаках

В) рисунок ее вида по кругу.

4. Самые высокие места на Земле показаны на карте …

А) желтым цветом

Б) зеленым цветом

В) темно-коричневым цветом

Г) синим цветом

5. Линия горизонта - это…

А) линия, где небо, как - будто сходится с землёй

Б) место, где находится край Земли

В) местность, которую мы видим вокруг себя

6.Что учёные называют телами?

а) Все предметы, которые нас окружают.

б) Только живые существа.

в) Части живых организмов.

7.Какими бывают состояния веществ?

а) Острыми, гладкими, колючими.

б) Холодными, горячими, тёплыми.

в) Твёрдыми, жидкими, газообразными.

8.Распредели перечисленные слова в три колонки.

Сахар, ураган, солонка, резина, дождь, мяч.

Тела

Вещества

Явления природы

Контрольная работа по окружающему миру за 1 полугодие (3 модуль)

1. Как называется модель земного шара?

А) глобус;               Б) экватор;                       В) меридиан.

2. Как называются круговые линии на глобусе, которые соединяют Северный полюс и Южный полюс?

А) меридианы;         Б) параллели;               В) экватор.

3. Сколько материков и сколько океанов на Земле? 

А) шесть материков и пять океанов;

Б) пять материков и шесть океанов.

4. Какой самый большой океан?

А) Тихий;              Б) Атлантический;     В) Индийский

5. Обведи верные утверждения.  Лёд:

а) хрупкий;

б) имеет цвет и запах;

в) бесцветен и прозрачен;

г) тонет в воде:

д) не тонет в воде;

6. Обведи нужный ответ.

Вода – это хороший растворитель.

Да.                           Нет.

7. Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

а) углекислый газ.

б) кислород.

в) азот.

8. Какую важную роль играет ветер в жизни людей?

А) срывает крыши домов,  обрывает электрические провода;

Б) уносит из городов загрязнённый воздух;

В) поднимает высокую волну на море.

9. Укажи, что из перечисленного -  тела, а что -  вещества.

Машина

Железо

Сахар

Тела

Проволока

                 Вещества

Углекислый газ

Воздушный шар

Лёд

Вода

10. Отметь знаком «+» состояние воды.

жидкое

твёрдое

газообразное

Лёд

Туман

Снежинка

Сосулька

Дождь

Вода в реке

Контрольная работа по теме: «Тайны недр Земли» (4 модуль)

1. Какое из полезных ископаемых самое прочное?

а) глина                        б) гранит                      в) торф

2. При разрушении гранита образуется:

а) известняк                 б) торф                        в) песок

3. В шахтах добывают:

а) каменный уголь                б) песок               в) нефть

4. Какое полезное ископаемое образовалось из морских организмов?

а) известняк                   б) гранит                 в) песок

5. Из какого полезного ископаемого делают посуду?

а) из нефти                    б) из торфа            в) из глины

6. Какое из полезных ископаемых не обладает горючестью?

а) торф                       б) железная руда           в) уголь

7. Назови главное свойство глины:

а) пластичность        б) плавкость             в) прочность

8. Какое из полезных ископаемых используется в качестве  подстилки для скота?

а) песок                     б) торф                   в) гранит

9. Жидкое полезное ископаемое:

а) природный газ          б) торф                в) нефть

10.Какое из полезных ископаемых залегает рядом с нефтью?

а) природный газ          б) каменный уголь             в) гранит

11. Главное свойство железной руды:

а) горючесть                б) плавкость             в) пластичность

12. Мел – это разновидность:

а) гранита                     б) торфа                   в) известняка

13) Какое из полезных ископаемых не используют в строительстве?

а) торф                      б) гранит                     в) известняк

14. Из какого полезного ископаемого изготавливают стекло?

а) из глины                     б) из песка                   в) из известняка

Контрольная работа по теме:  «Почва. Природные сообщества» (5 модуль)

                                   

1. Почва – это ...

   а) внешняя оболочка Земли

   б) верхний плодородный слой Земли

   в) внутренняя оболочка Земли

3. Из чего состоит почва?

а) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней  растений и различных животных, обитающих в почве

б) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве

в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей

4. Что растения получают из почвы?

 а) воздух, воду, соли

 б) останки растений и животных

 в) перегной, песок, глину

5. Что влияет на плодородие почвы?

   а) наличие в почве перегноя

   б) наличие в почве воды

   в) наличие в почве песка и глины

6.Лес – это…

а)природный заповедник

б)природный парк

в)природное сообщество

7.В каком ряду ярусы леса перечислены в правильном порядке?  Допишите недостающий ярус

а)деревья, мхи и лишайники, кустарнички и травы, кустарники,_______________________

б)деревья, кустарники, мхи и лишайники, кустарнички и травы,_______________________

в)деревья, кустарники, кустарнички и травы,_______________________________________

8.Какие растения можно встретить на лугу?

а)деревья          

б)кустарники                

в)травы

9.На лугу живут...

а)лебеди, рябчики, шелкопряды;                    

б)шмели, совы, глухари;

в)трясогузки, жуки-навозники, кобылки.

10.На полях растут:

а) деревья, ягоды, осот;

б) зерновые, овощные, масляничные, прядильные культуры,   сорняки;

в) тимофеевка, василёк, тысячелистник, колокольчик, клевер, мятлик.

Итоговая контрольная работа (6 модуль)

1. Обозначь на схеме основные и промежуточные стороны горизонта.

                                                                                                           

2. В каком полушарии находится наша страна?

А) в Северном;       Б) в Южном;                  В) не  знаю.

3. Отметь знаком «+» в нужной графе, какие из перечисленных тел относятся к твёрдым, жидким, газообразным.

Тела

Твёрдые

Жидкие

Газообразные

Камень

Капля воды

Пузырёк воздуха

Капля молока

Пар

Проволока

Кусок сахара

4. Определи и подпиши под схемами состояние вещества

1

5. Обведи верные утверждения.  Жидкая вода:

а) не имеет цвета и запаха;

б) имеет цвет и запах;

в) имеет форму;

г) не имеет формы;

д) прозрачна;

е) не прозрачна;

ж) при нагревании расширяется и при охлаждении сжимается;

з) при замерзании расширяется и превращается в лёд;

и) обладает текучестью;

к) растворитель.

6. Что такое воздух? Выбери правильный ответ

а) смесь газов, состоит он из азота, кислорода и углекислого газа

б) вещество, которое состоит из кислорода, воды, облаков, пыли, туч, углекислого газа.

7.Какое из полезных ископаемых самое прочное?

а) глина                        б) гранит                      в) торф

8. Какое полезное ископаемое образовалось из морских организмов?

а) известняк                   б) гранит                 в) песок

9. Соедини стрелками верные утверждения

Луг

Это природная фабрика торфа

Поле

Это «дом» дикорастущих травянистых растений.

Болото

Это место, где заготавливают древесину.

Лес

Это «дом» культурных растений.

10. В красной книге цветными флажками отмечены исчезающие и редкие растения и животные

Соедини верные утверждения:

Красными

Растения и животные, которые удалось спасти, но они ещё малочисленны.

Жёлтыми

Растения и животные, которые находятся на грани исчезновения

Зелёными

Растения и животные, численность которых восстанавливается


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс

Рабочая программа состоит из  разделов1 Поянительная записка2.Общая характеристика курса3.Описание места учебного предмета в учебном плане4. Ценностные ориентиры содержания ученого предмета.5.Кал...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ  УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс

Данная программа разработана для учащихся 1 класса в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа"составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, ...