Комплекс игр и развивающих заданий на уроках окружающего мира
учебно-методический материал по окружающему миру

Средства и способы активизации познавательной деятельности разнообразны. Их выбор зависит от характера учебного предмета, дидактической цели урока, подготовленности класса, от технических средств, которыми располагает учитель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс игр и развивающих заданий на уроках окружающего мира

На уроках окружающего мира учитель показывает детям различные опыты. Содержание, представленное в учебнике, подсказывает, какие опыты целесообразно провести. Например, изучение темы «Вещества» связано с целой серией опытов по определению свойств различных веществ. Дети не раз в быту сталкивались со свойствами воды, глины, песка, сыпучих продуктов, жидких веществ и могут назвать некоторые свойства веществ (растворяет, растворяется, лепится, рассыпается и др.).

Вместе с тем повторение этих опытов весьма полезно, потому что формирует у школьников общую характеристику понятия «свойство» и термины, ее определяющие, позволяет развивать умение сравнивать и делать самостоятельные выводы.

Например, учитель предлагает провести опыты с песком и глиной. Цель: сравнить свойства песка и глины, составить их характеристики (выделить их свойства).

Оборудование: стаканчики (из-под йогурта), листы чистой бумаги, лупа, песок, глина, трехлитровая банка, закрытая крышкой с отверстием, и резиновая трубка.

Задания.

  1. С помощью увеличительного стекла нужно рассмотреть песчинки и кусочки глины. Дать им характеристику, используя слова-опоры (они могут быть написаны на доске): комочки, песчинки, рыхлый, слитный, легкий, тяжелый, липкий, не липкий.
  2. Будем сыпать песок и глину из стаканчика на лист белой бумаги. Обсудим вопросы: какое из этих веществ можно назвать сыпучим, какие другие свойства вещества делают его сыпучим?
  3. В трехлитровой банке с помощью резиновой трубки попробуем устроить «ветер» (опыт демонстрационный, проводит учитель). Обсудим вопросы: что происходит с песчинками, движутся ли кусочки глины так же быстро?
  4. Устроим игрушечный огород на листе бумаги. Обсудим вопросы:

«Можно ли из песка сделать грядки, а из глины, а из смеси глины и песка?». «О каком веществе можно сказать «рыхлый»?», «Какое вещество быстрее забирает воду: песок или глина? Почему?», «В какое вещество легче «посадить» растение? Почему?», «Почему человек, сажая в землю растение, поливает его?».

  1. Намочим песок и глину, слепим из того и другого вещества фигурки. Подождем, пока они высохнут. Обсудим вопросы: «Из какого вещества легче лепить?», «Какие новые свойства приобретает изделие после высыхания?».

Участие или самостоятельное проведение элементарной опытной и экспериментальной работы является показателем высокого уровня развития умения вести наблюдения.

На уроках окружающего мира часто используют самые простые упражнения для развития умения мыслить, соображать.  

Приведу некоторые примеры загадок о природе.

Юркий маленький зверек по деревьям прыг да скок (белка).

На болоте росла, очень кислая была (клюква).

Если ты поранил ноги, ищи лекарство у дороги (подорожник). Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь). Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (осина). На дне реки лежит и усами шевелит (сом).

Загадки можно использовать для составления кроссворда. Логические задачи могут быть выражены в виде проблемных вопросов.

Например, могут ли в пустынях жить растения наших краёв? Как они будут чувствовать себя во время песчаных бурь?

Проблема может быть выражена не только в виде вопроса. Например, можно распределить по столбцам то, что умеют животные.

 

Среди логических задач проблемного характера большой интерес для младших школьников представляют так называемые «философские» задачи. Приведем несколько примеров. Учитывая уровень развития учеников, учитель может использовать «философские задачи» в разных классах.

 С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый (упрямый, сильный, медлительный, стройный, хитрый, изворотливый, верный)? Ответы: заяц, осел, лев, черепаха, лань, лиса, уж, собака.

 Дополни высказывания:

1. радио — ухо, а книга — 2. радость — свет, а горе — 3. труд — награда, а лень — 4. ночь — тишина, а день — 5. весна — рассвет, а осень —

Соедини линиями начало и конец пословиц.

  1. береги платье снову, а… люби и саночки возить
  2. ученье свет, а…… честь смолоду
  3. любишь кататься…… неученье тьма

Соедини линиями название животного с соответствующим символом.

 

Скворец, медведь, лось, муха, комар, лиса, воробей.

Соедини линиями слова противоположного значения.

Добрый трудолюбие справедливость трусость честность лживый правдивый несправедливость леность бесчестный смелость злой

Одним из видов логических задач являются вопросы-тесты на сообразительность, смекалку, детскую эрудицию. Они могут быть в виде игровых упражнений, которые объединяются в коллективные игры типа «Что, почему, когда?», «Умники и умницы», «Поле чудес» и др.

Тест «Человек и его здоровье»

  1. Во время дальней прогулки ты натер ногу. Как облегчить боль?

а) подержать ногу в воде;

б) помазать больное место йодом;

в) приложить к больному месту чистый лист подорожника.

(правильный ответ — в)

  1. Отвар какой травы пьют при бессоннице?

а) валерианы;

б) одуванчика;

в) полыни.

(правильный ответ — а)

Тест «Животные — живые существа, организмы».

1. Какая птица умело подражает голосам других птиц?

а) кукушка;

б) трясогузка;

в) скворец.

(правильный ответ — в)

Младшие школьники с удовольствием выполняют различные творческие задания, потому что этот вид работы позволяет ученику воображать, преобразовывать образы окружающего мира. Также используют на уроках творческие задания, связанные с продуктивной деятельностью: рисование, аппликация; в этом нам помогают рабочие тетради по окружающему миру, в которых дети работают на уроке и дома.

Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся начальных классов.

Дидактические задания как средство развития познавательного интереса младших школьников

 

Развитие познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается применением методов, способствующих активной и самостоятельной деятельности школьников во всех звеньях учебного процесса. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребёнка в школе и на уроках. Очень хорошо об этом написал Ш.А. Амонашвили: «Каждый ребёнок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который немедленно придёт ему на помощь».

Для развития познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира можно использовать различные виды дидактических заданий:

  • задания, подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы и способствующие активизации познавательного интереса обучающихся;
  • задания, направленные на закрепление и применение знаний, полученных на уроках, выработку умений и навыков, познавательных универсальных учебных действий;
  • задания, направленные на формирование умения самостоятельного выполнения упражнений, способствующие развитию самостоятельности мышления.

Дидактическая сущность учебно-дидактических заданий заключается в том, что в ходе их выполнения отрабатываются познавательные универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие реализацию познавательной активности обучающихся. Эффективность применения дидактических материалов во многом зависит от отбора, конструирования, организации входящих в него упражнений. Формы выполнения упражнений могут быть различными. Они могут быть индивидуальными и групповыми; их выполнение может быть рассчитано на 5–10 минут (кратковременные), на целый урок (практикум). Они могут быть заданы на дом, для самостоятельного выполнения, иметь характер проектной, исследовательской работы.

Средства и способы активизации познавательной деятельности разнообразны. Их выбор зависит от дидактической цели урока, подготовленности класса, от технических средств, которыми располагает учитель.

Так, например, применение на уроке игровых дидактических заданий делает процесс обучения более интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию окружающего мира.  

Дидактическая игра имеет множество возможностей активного включения в учебный процесс обучающегося, что и является основой развития познавательной активности.

Дидактические игры и занимательные упражнения построены на совокупности приёмов, применяемых для повышения эффективности учебного процесса. С помощью дидактических игр учащиеся систематизируют и закрепляют свои знания о различных объектах, их назначении, связях между ними. Именно в условиях игровой деятельности, в условиях непредсказуемости, неопределённости обучающиеся вовлекаются в игру сначала по самым разнообразным личностным мотивам, а затем всё больше начинают втягиваться в логику игровой деятельности за счёт собственных деятельностных мотивов. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Дидактические игры дают прекрасную возможность для коррекции и развития высших психических функций. Они активизируют мыслительную деятельность: учат анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять лишнее. При разгадывании загадок, ребусов, кроссвордов пополняется словарный запас учащихся, закрепляются навыки правильного написания трудных слов, природоведческих терминов и понятий. У учащихся развивается произвольное внимание, вырабатывается настойчивость, усидчивость.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении нового материала. Поэтому в игре учащиеся более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться неинтересным и трудным.

Цель игры − сделать напряжённый, серьёзный труд занимательным и интересным для обучающихся. На начальном этапе формирования познавательных интересов, детей привлекают собственно игровые действия. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Помогает активизировать учебный процесс и развивает познавательный интерес использование занимательного материала на уроках. Форма занимательных дидактических упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Эти задания не только помогают в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывают желание помогать растениям, животным, сохранять их. Использовать такие задания можно на разных этапах урока: во время проверки домашнего задания, при изучении нового материала, при его закреплении.

Одним из способов развития познавательного интереса младших школьников является проектно-исследовательская деятельность, т. к. она способствует развитию умения самовыражения, развитию речи, творческих способностей, развитию самостоятельности и ответственности, приобретению знаний, умений и навыков. Учитель при этом занимает позицию консультанта, развивает самостоятельность мышления в ученике, поддерживает доброжелательный микроклимат.  

Необходимо предлагать различные, интересные темы проектов, вопросы, проблемы, не навязывая свою точку зрения, предоставляя свободу выбора и в то же время, организуя работу, как отдельных учеников, так и всего класса.  

На уроках «Окружающего мира» для изучения нового материала, а также для проверки домашнего задания можно использовать дидактические задания для самостоятельной работы по подготовке рефератов, докладов, презентаций, которые расширяет кругозор учащихся и позволяет освоить механизм самостоятельного получения знаний.  

Особую значимость для развития познавательного интереса и формирования учебных умений младших школьников имеют задания по выполнению исследовательских проектов. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся

(индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в течение определённого времени. Непременным условием организации исследовательско - проектной работы является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапах реализации проекта. На разных этапах проекта необходимо решать исследовательские задачи, иначе проект отрывается от жизни и становится нереальным и неинтересным для детей.

Необходимо отметить, что перед детьми младшего школьного возраста, учитывая их психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Следует включать в работу различный вспомогательный материал (памятки, инструкции, шаблоны), обращаться за помощью к родителям. Благодаря участию в исследовательской деятельности младшие школьники учатся взаимодействовать в группах, работать с мультимедийными источниками, ресурсами сети Интернет, оценивать проекты товарищей.  Таким образом, повышается познавательная активность учащихся.

Использование заданий для самостоятельной работы на уроках также служит средством активизации познавательной деятельности. Для этого можно использовать различные приёмы и ситуации, в которых учащиеся защищают своё мнение, приводя доказательства, задают вопросы, выясняя непонятное, помогают другим учащимся при затруднении, ищут несколько решений, осуществляют самопроверку, анализ действий.

Развитие самостоятельной деятельности обучающихся приводит к тому, что ученик из слушателя преобразуется в активного участника, а учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Одним из путей активизации интереса младших школьников является использование творческих заданий, которые дети выполняют с большим удовольствием. Например, на уроке окружающего мира при изучении сезонных изменений в природе ученики могут выполнить такое задание: прослушав описание осени в стихотворении С. Аксакова («... Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса...»), представить, какими красками можно нарисовать картину по этому стихотворению: небо, облака, старые и молодые деревья, землю, лес в целом.

Дидактические игры бывают простые (загадки, ребусы, кроссворды) и сложные, которые требуют большего времени, чем простые, для их проведения.

В виде загадки, ребуса, шарады может быть дана тема урока. Например: 1. «Отгадав загадку, вы узнаете, что мы будем изучать на уроке. В опрокинутом колодце туч косматых хоровод. Днём туда заходит Солнце, ночью Месяц проплывёт. Тема урока: «Что у нас над головой?»

  1. «Разгадав ребус, вы узнаете, что мы будем изучать на уроке.»

Москва (Тема урока: «Что мы знаем о Москве?»)

 

  1. «Убрав лишние буквы, вы узнаете тему нашего урока» (тема урока: «Кто такие птицы?»)

 

  1. «Расшифровав запись, вы узнаете, что мы будем изучать на уроке» (Тема урока: Тундра)

 

  1. «Расставьте карточки по возрастанию – и сможете прочитать тему урока» (Тема урока: Озёра)

 

  1. «Прочитайте тему урока» (тема урока: Африка)

 

В процессе объяснения нового материала так же можно использовать дидактические игры, загадывать загадки. Самое широкое распространение дидактические игры получили на этапе повторения и закрепления. Известно, что повторенное воспроизведение учебного материала снижает интерес к предмету, если проводится в форме только чтения статьи учебника и последующей беседы. Дидактические игры позволяют конкретизировать, уточнить, систематизировать и обобщить полученные знания. Например, при обобщении часто используется кроссворд, в котором вспомнятся и уточнятся географические понятия. При прохождении темы «Арктика» можно использовать следующий кроссворд.

 

Вопросы. 1. Эти птицы собираются летом на скалистых берегах в шумные «птичьи базары», очень любят полакомиться рыбой. 2.Близкий родственник тюленя. 3.Птицы, которые откладывают яйца прямо на голые уступы скал. 4. На них очень любит поохотиться белый медведь. 5. Самое распространённое растение полярных районов. 6. Самый крупный обитатель морей и океанов. 7. Маленькие жители морей, которыми питаются рыбы. Ответы. 1. Чайка. 2. Морж. 3. Кайры. 4. Тюлень.5. Лишайники. 6. Кит. 7. Рачки.

Интересны для детей различные лото и их модификации: «С какой ветки детки?», «Узнай силуэт». «Ботаническое лото», «Домино» и д.р. Настольные игры для индивидуальной и групповой работы: «Четвёртый лишний», «Собери картинку», «Парные картинки». Так же можно использовать игру «Стрелки» - модификация игры «Закончи предложение». Детям предлагается найти и восстановить всю цепочку вопросов и ответов по теме.

Суть игры в том, что на первой стрелке написано начало предложения, а конец предложения написан на другой стрелке, на ней же написано начало следующего предложения.

Дидактические игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы.  

Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.

Игра «Четвёртый лишний» развивает мышление, позволяет в занимательной форме закрепить знание географических понятий. При закреплении пройденного материала часто используются различные «Графические диктанты» и «Тесты», с помощью которых за короткий промежуток времени можно определить уровень усвоения полученных знаний.

При изучении темы «Зона пустынь» можно провести «Графический диктант», в котором зачитываются предложения, на которые можно дать ответы «да» или «нет». Если ребёнок согласен с предложением, то ставит дугу, а если не согласен, то ставит прочерк.

 Занимательность такого рода составляет исходный момент формирования познавательного интереса к урокам окружающего мира, оживляет и активизирует учащихся. Таким образом, каждое понятие лишь тогда закрепляется в сознании ученика, когда оно часто встречается в разнообразных связях, является предметом самостоятельной практической деятельности, способствует становлению познавательной активности учащегося.

Рассмотрим ещё один пример применения дидактических игр на уроках «Окружающий мир».

Для проверки усвоения классом темы «В царстве грибов» можно предложить следующую игру, которая позволит при минимальной затрате времени проверить усвоение темы у всего класса.

Название игры: «Съедобное – несъедобное». Время проведения: 5 минут.

Содержание игры: сейчас мы проверим, как вы запомнили съедобные и несъедобные грибы. Я буду показывать вам карточки с изображением грибов и называть их, если это гриб съедобный, то вы хлопаете в ладоши, а если несъедобный, то поднимаете вверх левую руку.

При изучении темы «Охрана растений» можно предложить детям, составить правила поведения на природе и нарисовать к ним условные знаки. Совместное детское творчество не только положительно отразится на запоминании материала, но и принесёт массу удовольствия.

Название игры: «Осторожно – растения!».

Время проведения: 15–20 минут.

Содержание игры: на сегодняшнем уроке мы с вами уже многое узнали о том, как и зачем их нужно охранять растения, а теперь предлагаю вам сформулировать правила по охране растений и нарисовать к ним условные знаки. Для этого у каждой команды есть листы бумаги и цветные карандаши (разделение на команды осуществляется заранее).

Не менее интересна для учащихся работа с предметными картинками.

Использовать их в игре можно при изучении темы «Кто что ест». Использование наглядности позволяет на долгое время закрепить в памяти детей цепи питания.

Название игры: «Кто что ест».

Время: 5 минут.

Содержание игры: сегодня на уроке мы с вами узнали, что все живые существа связаны между собой в цепи питания. Я предлагаю вам поработать в парах. Каждая парта получит картинки, из которых нужно составить цепь питания. После того, как все закончат работы, вам нужно будет объяснить, почему вы составили цепь питания именно так.

Возможность использования дидактических игр на уроках бесконечно широка, но не следует забывать, что их основная цель не развлекательная, а обучающая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры на уроках окружающего мира

Учебный курс «Окружающий мир» позволяет формировать мировоззрение школьников на первой ступени обучения благодаря интеграции содержания естественных и гуманитарных наук. Весь учебный курс являет...

Задания к уроку окружающего мира 2 кл.

Тестовые задания к урокам окруающего мира для 2 класса...

Развивающее обучение на уроках окружающего мира в начальной школе

Конспект урока окружающего мира во 2 классе....

Доклад на тему" Развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира, их роль в формировании познавательных интересов младших школьников"

В докладе я описала как развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира формируют познавательные интересы младших школьников. Привела примеры игр, которые я использую на уроке....

Использование личностно-ориентированных развивающих технологий на уроках окружающего мира .

Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой  новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, ...

Развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира

Развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира. Начальная школа....

Использование программного комплекса ОСЗ Хронолайнер 1,5 на уроках окружающего мира в 3 классе.

В методической разработке описаны возможности использования программного комплекса «ОСЗ Хронолайнер 1.5» в учебном процессе. Даны примеры планирования уроков окружающего мира в 3 классе с ...