Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности средствами ИКТ»
учебно-методический материал на тему

Участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках и во внеурочной деятельности, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_formirovanie_uud.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная научно-практическая

конференция педагогов общеобразовательных

учреждений

«Инновационная деятельность педагога  в  современных  условиях»

Мастер-класс

«Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности средствами ИКТ»

                                                                                                                                 

МБОУ «ООШ с. Смородинка»

учитель начальных классов

Зеленская Наталья Валерьевна

Цель:  раскрыть возможности  формирования  универсальных учебных  действий на уроках и во внеурочной деятельности

Задачи:

  • продемонстрировать  способы формирования  универсальных учебных действий;
  • научить  определять и находить  универсальные учебные действия;
  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;
  • организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его  результативности;

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.

Продолжительность проведения: 30 минут

Целевая аудитория: участники муниципальной конференции

План проведения мастер- класса: 

1. Постановка проблемы.

2. Такие разные Универсальные учебные действия.

3. Учимся определять и находить УУД.

4. Как сформировать Универсальные учебные действия?

5.  Рефлексия.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках и во внеурочной деятельности, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход мастер – класса:

Делимся на проектные команды

В аудитории сформировано несколько отдельных рабочих зон (по количеству участников, из расчета в группе 4- 6 человек).

Каждый участник, входя в аудиторию, получает фрагмент открытки, его задача найти в какую группу он попал, воспользовавшись целыми открытками,  расположенными на столах.

Давайте познакомимся

Добрый день, уважаемые педагоги! Наш мастер-класс объединил вместе активных, заинтересованных в своём профессиональном росте людей из разных школ нашего района!  Сегодня школа стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка  способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения.

  1. Постановка проблемы

ФГОС определяет новые требования к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования. Действительно, в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

(6 лет как ввели фгос, но вопросы многие остаются открытыми, как правильно организовать учебный процесс, как научить учиться)

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир действий.

Продолжать путь  нам предстоит, работая в командах, потому что вместе учиться полезнее и интереснее. Вместе вы сможете успешно преодолеть все трудности, потому что команда – это на самом деле сила! А заодно на практике освоим такие технологии, используемые в рамках формирования универсальных учебных действий, как - учебное сотрудничество, работа в группах и т.д.

Работа в группах

     Итак, пора приступать к активным действиям. Каждая  команда будет детально работать как над вопросами формирования универсальных учебных действий в целом, так и над одним видом УУД. Откройте конверт и посмотрите, над каким видом УУД будет работать ваша группа.

1 команда - личностные универсальные учебные действия

2 команда - регулятивные универсальные учебные действия

3 команда - познавательные универсальные учебные действия

4 команда - коммуникативные универсальные учебные действия

Правила работы в группах

1. Выберите лидера группы.

2. Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов группы.

3. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.

4. Учитесь находить контакты в группе.

5. Стремитесь достигнуть компромисса при принятии решений.

6. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение.

7. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

8. Лидер группы следит за временем.

  1. Такие разные Универсальные учебные действия

Предлагаю вам выполнить небольшой мини-тест.

Давайте вспомним, что же является главным результатом современного образования?

- метапредметные результаты;

- умение учиться;

- предметные результаты;

- владеть современной информацией.

(Умение учиться, т. е полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности).

- Что такое учебное действие?

-Что такое УУД? (Это способы действий, которые можно перенести на любой предмет и воспользоваться в любой ситуации, вот почему они получили название универсальных.)

Как вы думаете, в мире, каких действий мы сегодня побываем? (УУД)

- Главная цель вашей деятельности сегодня - научиться определять и находить УУД, анализировать учебные ситуации через разнообразные виды деятельности.

УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий.

На какие 4 группы делятся УУД?

  1. На столах лежат листы. Восстановите предложения, которое относятся к вашему УУД

- … УУД связаны с решением проблемы

- … УУД обеспечивают социальную компетентность.

- … УУД обеспечивают организацию собственной деятельности.

- … УУД определяют мотивационную ориентацию.

Проверьте свои предположения.

- Познавательные УУД связаны с решением проблемы

- Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность.

- Регулятивные УУД обеспечивают организацию собственной деятельности.

- Личностные УУД определяют мотивационную ориентацию.

        2)Характеристика УУД

        На первом этапе работы вам предстоит разобраться, что понимается под каждым видом УУД,  что входит в состав. 

Перед вами лежат листочки с формулировками разных видов действий. Выберите из списка универсальных учебных действий те, которые относятся к действиям того вида, который вы рассматриваете.

Выводы групп:

(раздаточный материал)

Перечень:

Осмысление (Смыслообразование)

Прогнозирование

Осознание (Самоопределение)

Контроль

Целеполагание

Постановка вопросов

Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Принятие жизненных ценностей

Планирование

Оценка

Саморегуляция

Планирование учебного сотрудничества;

Общеучебные

Коррекция

Контроль, коррекция, оценка действий партнера

Разрешение конфликтов

Логические

Постановка и решение проблем

Владение монологической и диалогической формами речи

Правильное решение:

Личностные

Регулятивные действия

Познавательные

Коммуникативные

Давайте проверим себя!

Ответы:

Личностные:

Осмысление (Смыслообразование)

Осознание (Самоопределение)

Принятие жизненных ценностей

(Нравственно- этическое оценивание)

Регулятивные:

Целеполагание

Планирование

Прогнозирование

Контроль

Коррекция

Оценка

Саморегуляция

Познавательные

Общеучебные

Логические

Постановка и решение проблем

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества;

постановка вопросов

разрешение конфликтов

контроль, коррекция, оценка действий партнера

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

владение монологической и диалогической формами речи

        

Выполнение задания в группах

(Проверка на экране)

3. Учимся определять и находить УУД.

        Для того чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации, потому что умение найти УУД в предлагаемом материале - один из важных шагов на пути выстраивания всей системы работы  по формированию УУД.

Это подобно ситуации с овладением грамотным письмом - чтобы грамотно писать "жи" и "ши" в словах, надо уметь выделять их в словах.  Тоже и с УУД.

        Таким образом, подобная работа даст возможность Вам освоить новую практику анализа ситуации с позиции оценки тех или иных УУД.

         Итак, в рамках этого этапа мы будем анализировать ситуации,  искать в них разные виды УУД.  Таким образом, подобная работа даст возможность Вам расширить системное видение, освоить новую практику анализа ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД в рамках мероприятия, приучает мыслить по - новому.

В качестве первого  предмета анализа выступят мультфильмы.

Что надо будет сделать?

Просмотреть не менее двух из предложенных мультфильмов, найти соответствующие УУД. Заполните таблицу по каждому мультику:

  • Какие универсальные учебные действия мы можем «найти» в данном мультфильме
  • Что полезного в плане формирования УУД может быть транслировано ребенку через данный мультик? Ответ поясните.

Анализ мультфильмов

Название

Какие УУД он отражает

Что полезного "транслирует" детям

*Как обезьянки обедали

*Готовность и способность к саморазвитию, мотивация к познанию нового, умение решать проблемные ситуации в команде

*навыки командной работы, умение договариваться, решать конфликтные ситуации

* "Как обезьянки обедали"

*Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества с взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях.

*неумение героев мультфильма соотносить поступки с принятыми морально- этическими принципами.

*Кто сказал "Мяу"

*Регулятивные - целеполагания,  познавательные -поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно - следственных связей; коммуникативные -постановка вопросов.

*способ нахождения на интересующий вопрос, умение общаться, устанавливать коммуникативные связи

*Кто сказал "Мяу"

*Мультфильм отражает такие УУД: создание проблемной ситуации, познавательный поиск, коммуникативные связи.

*Создав я проблемную ситуацию, мультфильм знакомит ребят через щенка с окружающим животным миром: кто как говорит

В качестве второго предмета анализа я предлагаю вспомнить сказку Владимира  Григорьевича  Сутеева, знакомую нам с детства, «Кораблик».

- Прочитайте сказку.

- Определите, пожалуйста,  какие универсальные действия сформированы у героев?

Демонстрация слайда на экране. Коллективное обсуждение.

- Умеют взаимодействовать (коммуникативные)

- Планировать свою деятельность (регулятивные)

- Быть лидером (личностные)

- Применять знания в новой ситуации (познавательные)

- Распределять роли (коммуникативные)

Выполнение задания в группах

Что необходимо сформировать главному герою лягушонку?

 

 Лягушонку- эгоисту, необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой.

Итак, мы ещё раз убедились: «Сказка – ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок!».  Данная ситуация легко проецируется на действия наших учеников. Например, когда дети идут в столовую.

4. Как сформировать Универсальные учебные действия?

3 задание

 Чему учит «лавочка»?

- Уважаемые коллеги,  где в повседневной жизни мы учимся?   (Ответы: на рыбалке, на даче, в лесу…..)

- Конечно, и  наши дети все больше информации получают из телевизионных передач и от своих сверстников, потому что  проводят много свободного времени вне школы. Чему они учатся, какой опыт  получают,  организуя  свою жизнь при помощи мобильных телефонов, и  просто…  сидя на лавочке? Как вы думаете, а  что можно делать на лавочке?  Замечательно!  

 Давайте попробуем определить, какие же универсальные действия сформировала  «ЛАВОЧКА»?

 Идёт демонстрация слайдов и коллективное обсуждение

  • Научила взаимодействовать с разными людьми (коммуникативные)
  • Умения с достаточной полнотой выражать свои мысли (коммуникативные)
  • Умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы (коммуникативные)
  • Адекватно реагировать на замечания (личностные)
  • Умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку (личностные)
  • Ответственность за поведение и действие других и себя (личностные)
  • Выбор необходимой информации (познавательные)
  • Установление связи между целью деятельности и её мотивом (регулятивные)
  • Прогнозирование результатов действия (регулятивные)

 - Выберите фото в папке «Лавочка», соответствующее вашему УУД, разместите его в своей презентации на слайде №4, подпишите, какие действия формируются на «вашей лавочке».

Выполнение задания в группах

Вы убедились, что универсальные действия формируются и на лавочке в том числе?

Мы показали, что обучение человека, формирование его компетенций происходят не только в общепринятых местах обучения: школа, колледж, институт, и т.д., но и в других местах, которые становятся для человека источником информации.

Мы показали, что учиться можно везде и всегда, и что формирование универсальных  учебных действий  несложно, а очень интересно.

5.  Рефлексия

        Вот и закончился наш  мастер-класс. Помощником у нас был компьютер. Именно, благодаря  ИКТ, вам были предоставлены материалы мастер – класса и вам удалось создать свою небольшую презентацию, в которой вы разместили свой продукт. Мы соединим все ваши презентации в одну. Таким образом, получится единый итоговый продукт, который мы создали вместе с вами.

Давайте поделимся впечатлениями о мастер-классе. Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся?

РЕФЛЕКСИЯ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Что Вы ожидали от участия в мастер-классе и что получилось? Проанализируйте свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что оказалось для Вас самым неожиданным в мастер-классе? Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

Формирование УУД во внеурочной деятельности

Человек, который почувствовал ветер перемен, должен

строить не щит от ветра, а ветряную мельницу.

Стивен Кинг

Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Новые стандарты поднимают много проблем. Что должно стать главным результатом обучения в школе? Как построить систему обучения, чтобы выпускник мог легко адаптироваться в реальном мире? Главный ответ на многие из этих вопросов – применение знаний и умений в реальной жизни. Кто может их применить? Только тот ученик, который владеет универсальным средством – УУД.

Главное условие для успешного формирования УУД –

включение обучающихся в активную внеурочную деятельность.

Опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, организую внеурочную деятельность (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция).

Как же я это делаю?

- не преподношу ученикам новое знание в готовом виде, а организую

процесс так, чтобы они добывали это знание в собственной учебно-

познавательной деятельности;

- учитываю возрастные психологические особенности развития детей;

- создаю доброжелательную атмосферу ;

- формирую у учащихся способность к аналитическому выбору и

адекватному принятию решения в ситуации выбора;

- создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой

деятельности.

- обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками.

Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с моими учениками пришли к выводу, что должно достигаться:

  • полное внимание к однокласснику;
  • серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
  • терпимость, дружелюбие:
  • никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных сферах (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя),регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.

- Применяю ИКТ, что позволяет сделать внеурочную деятельность для детей более увлекательной и интересной. Ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира.

Лично стные УУД формирую задавая вопро сы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос, направленный непосредственно на формирование интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;

Стараюсь способствовать возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме следующими вопросами: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».

Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога дети формулируюттему и цель занятия.

Задания для формирования познавательных универсальных учебных действий:

- "найди отличия"

- "на что похоже?";

- поиск лишнего;

-"лабиринты";

- упорядочивание;

- "цепочки";

- хитроумные решения;

- составление схем-опор;

- работа с разного вида таблицами;

- работа со словарями;

Познавате льные УУД формирую, побуждая учащихся к

действию: «Под ума йте », «Выполни те задание »,

«Проана лизируйте», «Сделайте вывод..»

Работая над формированием рег уля тивных УУД, учу конкретным спо собам действия: планировать, ставить це ль, использовать алгоритм решения какой -либо задачи.

Задания для формирования регулятивных универсальных учебных действий:

- "преднамеренные ошибки";

- поиск информации в предложенных источниках;

- взаимоконтроль;

- "найди ошибки"

Задания для формирования коммуникативных универсальных учебных действий:

- составь задание партнеру;

- отзыв на работу товарища;

- групповая работа по составлению кроссворда;

- "отгадай, о ком говорим";

- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

- "подготовь рассказ...", "опиши устно...", "объясни..." и т. д.

Я занимаюсь с детьми 1 класса. Уровень подготовленности на

момент поступления в школу был различный: были дети читающие, знающие просто буквы, пытающиеся складывать слоги.

Наблюдая за первоклассниками, я отметила, что многим ребятам

трудно вежливо общаться друг с другом, они не умеют правильно

обращаться за помощью к ребятам и взрослым. Порой просто требуют, чтобы им помогли, сделали за них работу, не умеют благодарить. Ребятам трудно договариваться между собой, подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя, поэтому уделяю большое внимание формированию коммуникативных навыков.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но в целом, на занятии идёт формирование всех четырех видов универсальны х учебных действий.

С первой минуты занятия учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД). К ним относятся:

• целеполагание, как постановка учебной задачи (-Каким бы вы хотели видеть занятие? Какие качества нужно проявить, чтобы занятие получилось таким?). Далее учащиеся, разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему занятия.

Проводя занятие кружка «Наша планета» по теме «Почему идёт дождь?» перед ребятами ставится проблема.

- А почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думает по – разному, но опыт помогает нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием).

- Что я делаю? (нагреваю воду)

- А что в природе нагревает воду? (солнце)

- Солнце - самый сильный источник тепла в природе.

- Что мы наблюдаем дальше? (начинает подниматься пар). Но в природе пар невидим.

- Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом?

- Проверим, так ли это? (показываю)

- Почему образовались капельки?

- А что произойдёт дальше?

- Почему же идёт дождь?

Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в тетради). Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе занятия развивались УУД во всех сферах:

личностные (формирование интереса)

регулятивные (использование простейших предметов для проведения опыта)

познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с текстом в тетради)

коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

Важно отметить такое универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

- Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на занятии.

- А, если вам было интересно сегодня на занятии, поселите свою капельку на голубую тучку.

«Интеллектуальные витаминки» - рабочие тетради по внеурочной деятельности, которые содержат задания на развитие: продуктивности мышления, пространственного мышления, числовых навыков, системного анализа, словесной гибкости, способности к рассуждению, вербального восприятия, умений работать с информацией, представленной разными способами.

Для формирования УУД во внеурочной деятельности использую следующие виды работ:

«Соревнование».

Каждая группа получает листок с заданиями. Задания выполняются на

ватмане. Результаты фиксируются на доске.

«Задания для девочек и мальчиков».

На доске варианты текстовых задач отдельно для девочек и мальчиков.

Каждое задание имеет определённый балл. По сумме баллов определяют, кто одержал победу.

Карточки с заданиями.

Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и

выполнение задания даётся время. Затем проверяем работы. Ответы групп выслушиваются, ошибки исправляются.

Работа с карточками разных цветов и формы.

Инсценировка сказок.

Конкурс чтецов.

Творческие задания.

Задания творческого характера направлены на развитие у учащихся

познавательных УУД и творческих способностей.

Ребята с удовольствием выполняют такие работы как:

Придумай свои правила поведения в школе, на природе, на экскурсии, в парке, при общении с незнакомыми людьми.

  • Придумай свои знаки поведения, рисунки.

Разгадывание кроссвордов.

Викторины по пройденной теме.

Сочини стих, небылицу.

Выполни иллюстрацию к сказке.

Игровые занятия.

Для анализа своих успехов пользуемся «Лесенкой достижений» с тремя ступеньками.

Её можно использовать на разных этапах внеурочной деятельности.

1ступенька – всё понял, могу помочь другим.

2 ступен ька – понял, но нужно ещё поработать.

3 ступен ька – не понял, нужна помощь.

Я считаю, что универсальные учебные действия – это

фундамент для формирования ключевых компетенций

обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя

равноправными участниками образовате льного проце сса. Они сами

себя стараются научить, самостоятельно добыва я знания, учат

других. И, в то же время , им важно знать, что в случае затруднения

учитель может им помочь, направить и х действия. Главным во

внеурочной деятельности становится сотрудниче ство, возникает

взаимопонимание между всеми участниками, повышается

работоспособность и мотивация к учению.

Конечно, я, учитель начальных классов, не могу говорить о том, что у моих выпускников полностью сформированы все компоненты учебной

деятельности. Но при такой организации учебно-воспитательного процесса у них закладывается прочная основа для успешного ее формирования в основной школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в обществе.

В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочной деятельности.

Начнем с такой, как личностная.

Исходя из названия, эта деятельность относится к каждому конкретному человеку и определяет умение этого человека правильно соотносить свои действия, свои поступки с принятыми нормами поведения в обществе.

Есть регулятивная УУД. Что она означает?

Это когда обучающийся умеет правильно распланировать и организовать свою учебу. Поэтому для этой УУД характерны такие направления, как планирование, оценка, коррекция (исправление) и контроль.

Познавательная УУД

представляет собой различные логические действия человека и его действия по решению каких-либо проблем. Это умение анализировать, строить логические цепи рассуждений, правильно формулировать проблему.

Коммуникативная УУД,

связана с умением человека общаться, находить общий язык. Главное здесь, умение не только самому говорить, но, в первую очередь, слушать других. Коммуникативная УУД определяет умение вливаться в различные группы других потенциальных собеседников. Это умение разрешать конфликты, а так же контролировать и оценивать своего партнера.

Рекомендации педагогу по развитию универсальных учебных действий


Личностные УУД.

  • Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
  • В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был, взрослый – это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
  • Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
  • Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.


Регулятивные УУД.

  • Научите школьника контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
  • Научите ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу, правилу, алгоритму.
  • Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.



Познавательные УУД.

  • Если вы хотите, чтобы школьники усвоили материал по предмету, учите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) – пример – значение материала).
  • Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
  • Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
  • Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.


Коммуникативные УУД.

  • Научите школьника высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы, составьте алгоритм пересказа текста.
  • Не бойтесь «нестандартных уроков», пробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
  • Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.), переспрашивать, уточнять.
  • Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

 

       самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

       смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

       нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

 

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

 

       целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

       планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

       прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

       контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

       коррекция  внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

       оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

       саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

 

Познавательные УУД включают общеучебные,  логические действия, а также действия постановки ирешения проблем.

 

         Общеучебные универсальные действия:

       самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

       поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

       структурирование знаний;

       осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

       выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

       рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

       смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

       постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

       моделирование;

       преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

       анализ;

       синтез;

       сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

       подведение под понятие, выведение следствий;

       установление причинно-следственных связей;

       построение логической цепи рассуждений;

       доказательство;

       выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

       формулирование проблемы;

       самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

 

       планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

       постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

       разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

       управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

       умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

-действие смыслообразования ;

Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

-действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

-оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

-волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

-общеучебные,

Название

Какие УУД он отражает

Что полезного "транслирует" детям

Название

Какие УУД он отражает

Что полезного "транслирует" детям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Формирование Универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности средствами ИКТ"

Задачи мастер класса: продемонстрировать способы формирования УУД, научить определять и находить УУД, освоить способы деятельности с использованием ИКТ...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности

Эффективность внеурочной деятельности в формировании УУД младших школьников....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроке и во внеурочной деятельности

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроке и во внеурочной деятельности...

Мастер – класс «Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах».

Формирование личностных и коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальных классах...

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...

Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности»

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках и во внеурочной деятельности, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут испо...