Конспект урока "Зона арктических пустынь" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока "Зона арктических пустынь" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_4_klass_zona_arkticheskih_pustyn.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира. УМК «Школа России». 4 класс.
( на изучение темы отводится 2 урока)
Тема: Зона арктических пустынь.
Цели:
- обучающая: формирование представлений о природной зоне арктических пустынь, ознакомление с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе).
- развивающая: развитие познавательной активности учащихся, умения
анализировать с опорой на ранее изученный материал, развитие социальных и коммуникативных навыков учащихся.
- воспитывающая: воспитание любви к Родине и гордости за неё, ответственности за свои поступки.
Оборудование: карта «Природные зоны России»; картины, фотографии с изображением изучаемых объектов; гербарии; раздаточный материал.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
а) Работа по карточкам.
- Соедините стрелками моря и океаны.
МОРЯ ОКЕАНЫ
Японское море
Балтийское море
Море Лаптевых Северный Ледовитый океан
Чукотское море
Берингово море Тихий океан
Карское море
Баренцево море Атлантический океан
Восточно-Сибирское море
Чёрное море Индийский океан
Охотское море
Взаимопроверка.
- Моря, какого океана не омывают берега России?
б) Работа по карте. Фронтальная.
- Покажите на карте моря Северного Ледовитого океана.
- Покажите на карте и назовите реки, несущие свои воды в моря Северного Ледовитого океана.
3) Стадия вызова.
Это стадия «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме. Приёмы стадии вызова в технологии развития критического мышления — то «доброе начало», которое задаёт тон урока — поисковый, диалоговый, помогает заинтересовать учеников, сформулировать цели работы.
а) Постановка целей урока.
Слушание грамзаписи. Песня из к/ф «Кавказская пленница»
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи,
Вертится Земля.
- Покажите место, о котором поётся в песенке, на глобусе.
- Почему так решили? (Ось - воображаемая линия, находится либо на Северном полюсе, либо на Южном).
- Почему выбрали Северный полюс? (На Южном полюсе находится материк Антарктида, а в песне поётся о морях. На Северном полюсе располагается океан. Медведи водятся только на Северном полюсе.)
- Сегодня будем говорить о природной зоне, располагающейся в этом месте.
б) Работа с картой природных зон.
- Найдите на карте природную зону.
- Как она называется? (Зона ледяных пустынь)
- Каким цветом изображается на карте?
- Что кроме Северного Ледовитого океана и его морей входит в эту природную зону? (Острова)
- Прочитайте названия этих островов.
в) ТАБЛИЦА «ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ»
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с темой учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось, не раскрыто».
- Заполните 1 и 2 графы таблицы.
- Что вы знаете об этой зоне?
- Что хотите узнать?
- Третью графу заполним в конце урока.
г) Приём «КЛАСТЕР»
Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически, связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.
В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.
Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
- Какое главное слово выберем для работы? (Ледяные пустыни)
- По каким направлениям можно изучать природную зону? ( географическое положение, растительный мир, животный мир)
-Учебник стр.77. Проверьте наше предположение. (Оно верное)
4) Стадия осмысления.
Когда урок построен урока в ТРКМ, содержательная стадия урока — «осмысление»; в его ходе происходит непосредственная работа ученика с информацией, причём работа направленная, осмысленная. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации, учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию.
а) Игровая технология.
ГРУППОВАЯ РАБОТА. Распределение работы в группах.
- Какие группы учёных изучают природную зону? (Географы, зоологи, ботаники)
- Разделимся на три группы.
- Мы знаем, что наша природная зона – это царство льда и снега. Какую одежду выберем для членов экспедиции?
Каждой группе раздаётся набор карточек с различными видами одежды.
Ученики выбирают: меховые костюмы, унты, меховые шапки, варежки, шерстяные маски, закрывающие лицо.
В качестве атрибута повязывается шарф.
Каждая группа получает раздаточный материал и карточку - помогайку.
Раздаточный материал для географов:
Картины «Северное сияние», «Ледяная пустыня»
Теллурий
Рекомендации учебника - стр.78,79
Карточка - помогайка:
Раздаточный материал для ботаников:
Карточки с изображениями растений: мхи, лишайники, полярный мак, планктонные растения, ягоды, берёза, сирень.
Гербарии
Рекомендации учебника - стр.79, 80, 81
Карточка - помогайка:
Раздаточный материал для зоологов:
Карточки с изображениями животных: чайки, кайры, гагары, тупики, белый медведь, тюлень, морж, сайка, рачки, пингвин, северный олень, заяц, кулик.
Рекомендации учебника - стр.79, 80, 81, 82
Карточка - помогайка:
- Выполнение работы в группах.
Учащиеся в течение определённого времени выполняют работу: вставляют пропущенные слова. Далее выбирают спикера от группы.
- Выступление представителей групп.
Учащиеся 1 группы озвучивают рассказ, сопровождая показом схем и картин.
Учащиеся 2 группы озвучивают рассказ, сопровождая показом растений, закрепляя карточки с их изображением на карте.
Учащиеся 3 группы озвучивают рассказ, сопровождая показом животных, закрепляя карточки с их изображением на карте.
- Добавления к сообщениям:
1. Существует такой вид мха, который приспособился к жизни на льду. В морях встречаются зелёные льдины.
2. В водах северных морей, где проходят тёплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит (показ фотографии).
- Подведение итогов групповой работы.
- Спасибо всем научным группам. Вы все хорошо поработали. Можем ли мы сказать, что ледяная зона пустынная?
(Нет. Несмотря на суровые условия, там растут растения, живут животные и даже выращивают своих детёнышей.)
Физминутка.
б) - Работа со статьёй учебника. Индивидуальная работа.
Приём ИНСЕРТ.
Инсерт, авторы Воган и Эстес, относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.
Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.
Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.
- Откройте учебник на стр.83, прочитайте текст и разметьте его специальными знаками:
V, если эта информация вам известна;
+, если что-то показалось вам интересным и неожиданным;
-, если у вас возникло какое-либо противоречие с уже известной ранее информацией;
?, если что-то неясно, возникло желание узнать побольше.
- Обсуждение полученной информации.
- Дополнительные сведения об истории освоения этой зоны вам расскажет ваш одноклассник.
- Сообщение ученика.
в) Работа со статьёй учебника. Приём «ФИШБОУН».
Работа в группе.
- Прочитайте статью учебника на стр. 84.
- Ответьте на вопросы и заполните «скелет рыбы».
Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.
Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
- Что произошло в результате освоения ледяной зоны человеком?
(Экологические проблемы)
- Какие экологические проблемы постигли эту зону?
(Истребление животных, браконьерство, загрязнение воды)
- Приведите факты.
- Какие меры принимаются для устранения этих проблем?
( Красная книга, создание заповедника, запрещение охоты на некоторые виды промысловых рыб).
По мере поступления информации заполняется «скелет рыбы».
Выбор наиболее удачной схемы.
Сообщение ученика о заповеднике «Остров Врангеля»
5) Стадия рефлексии.
Стадия рефлексии в ТРКМ — это стадия размышления. Она необходима, в первую очередь, для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия.
Идет рефлексия своего процесса учения. Учеником происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний. Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.
а) Отгадывание кроссворда.
- Разгадайте кроссворд, отгадайте ключевое слово и восстановите предложение «…- царство льда и снега».
1. Эти птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют «птичьи базары». Их можно увидеть около реки и в нашей местности.
2. Близкий родственник тюленя.
3. Птицы, откладывающие яйца на голые камни.
4. Это животное бывает добычей белого медведя.
5. Растение полярной зоны.
6. Самый крупный обитатель морей и океанов.
7. Пища рыб северных морей.
(Ответы: 1. Чайка. 2. Морж. 3. Кайры. 4. Тюлень. 5. Лишайники. 6. Кит. 7. Рачки.)
- Назовите ключевое слово. ( Арктика)
- Зона ледяных пустынь по-другому называется зоной арктических пустынь или Арктикой.
б) Перепутанные логические цепочки.
Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.
- Перед вами несколько цепей питания обитателей Арктики.
- Что заметили? ( Звенья перепутаны)
- Восстановите цепочки.
Рачки - водоросли – рыбы – птицы
Тюлени – рыбы – водоросли – рачки
Белые медведи – рачки – водоросли – тюлени
- Вернёмся к кластеру. Какие связи мы могли бы теперь установить между блоками?
.
в) Составление концептуальной таблицы. Работа в группах.
- Есть ли ещё какие-либо природные зоны в нашей стране? (Да)
- Чтобы удобнее было сравнивать природные зоны между собой, заполним таблицу.
г) ПРИЁМ СИНКВЕЙН.
Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Сиквейн может быть предложен как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.
- Расскажите об Арктике по следующему плану:
1строка - природная зона
2строка - описание зоны (2 прилагательных)
3строка - действие зоны (3 глагола)
4строка - ваше отношение к природной зоне (4 слова)
5строка - слово- обобщение, синоним.
Ответы учеников:
Арктика
Белая, ледяная
Морозит, метёт, удивляет
Царство льда и снега
Северный полюс
д) Подготовка к пересказу. Работа в парах сменного состава.
- Как надо работать, чтобы грамотно подготовиться к пересказу?
1. Разбить текст на части.
2. Выделить тему каждой части.
3. Озаглавить. Составить план.
4. Выделить опорные слова.
Принцип работы в парах сменного состава.
в 1паре - работа над 1 частью текста, распад, поиск другой пары
во 2паре - обмен информацией по предыдущей части текста, работа над следующим абзацем, распад, поиск новой пары. И т.д. до полной проработки всего текста.
Домашнее задание
Подготовить пересказ статьи «В зоне арктических пустынь» по составленному плану и опорным словам.
е) ТАБЛИЦА « ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ»
- Вернёмся к таблице. Заполните третью графу.
Обсуждение.
6) Итог урока. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока во 2 классе "Фразеологизмы"
На данном уроке учащиеся знакомятся с фразеологизмами, их ролью в русском языке, учатся использовать их в своей речи....
Конспект урока в 3 классе "Сложение и вычитание многозначных чисел"
Урок-путешествие. В ходе выполнения заданий по математике учащиеся знакомятся с океанами и их обитателями....
Конспект урока в 3 классе по теме: "Молоко и молочные продукты"
Разработка урока по теме "Молоко и молочные продукты"...
Конспект урока математики 3 класс
Урок математики 3 класс по теме "Чтение и запись трёхзначных чисел"УМК "Планета знаний" авторы М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова...
Конспект урока в 4 классе по теме "Хобби"
Урок составлен к учебнику И.Н. Верещагиной “English4”, раздел "Увлечения". Урок носит коммуникативный характер, нацелен на формирование навыков говорния, аудирования и чтения. В процессе подготов...
План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.
План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...