Конспект урока "Зона арктических пустынь" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Дубова Ольга Анатольевна

Конспект урока "Зона арктических пустынь" 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира. УМК «Школа России». 4 класс.

( на изучение темы отводится 2 урока)

Тема: Зона арктических пустынь.

Цели:

- обучающая: формирование  представлений о природной зоне арктических                                                                                     пустынь, ознакомление с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе).

- развивающая: развитие познавательной активности учащихся, умения      

  анализировать с опорой на ранее изученный материал, развитие социальных     и  коммуникативных навыков  учащихся.

                         

- воспитывающая: воспитание любви к Родине и гордости за неё, ответственности за свои поступки.

Оборудование: карта «Природные зоны России»; картины, фотографии с изображением изучаемых объектов; гербарии; раздаточный материал.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

                                                     

 а) Работа по карточкам.

 

- Соедините стрелками моря и океаны.

                  МОРЯ                                               ОКЕАНЫ

Японское море                                

Балтийское море

Море Лаптевых                                      Северный Ледовитый океан

Чукотское море

Берингово море                                      Тихий океан

Карское море

Баренцево море                                      Атлантический океан

Восточно-Сибирское море

Чёрное море                                            Индийский океан

Охотское море

Взаимопроверка.

- Моря, какого океана не омывают берега России?

 б) Работа по карте. Фронтальная.

- Покажите на карте моря Северного Ледовитого океана.

- Покажите на карте и назовите реки, несущие свои воды в моря Северного Ледовитого океана.

3) Стадия вызова.

Это стадия «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме. Приёмы стадии вызова в технологии развития критического мышления — то «доброе начало», которое задаёт тон урока — поисковый, диалоговый, помогает заинтересовать учеников, сформулировать цели работы.

а) Постановка целей урока.

Слушание грамзаписи. Песня из к/ф «Кавказская пленница»

Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи,

Вертится Земля.

- Покажите место, о котором поётся в песенке, на глобусе.

- Почему так решили? (Ось - воображаемая линия, находится либо на Северном полюсе, либо на Южном).

- Почему выбрали Северный полюс? (На Южном полюсе находится материк Антарктида, а в песне поётся о морях. На Северном полюсе располагается океан. Медведи водятся только на Северном полюсе.)

- Сегодня будем говорить о природной зоне, располагающейся в этом месте.

б) Работа с картой природных зон.

- Найдите на карте природную зону.

- Как она называется? (Зона ледяных пустынь)

- Каким цветом изображается на карте?

- Что кроме Северного Ледовитого океана и его морей входит в эту природную зону? (Острова)

- Прочитайте названия этих островов.

в) ТАБЛИЦА «ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ»

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с темой учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось, не раскрыто».

- Заполните 1 и 2 графы таблицы.

- Что вы знаете об этой зоне?

- Что хотите узнать?

- Третью графу заполним в конце урока.

г) Приём «КЛАСТЕР»

 Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически, связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

 Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

 В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

- Какое главное слово выберем для работы? (Ледяные пустыни)

- По каким направлениям можно изучать природную зону? ( географическое положение, растительный мир, животный мир) 

-Учебник стр.77. Проверьте наше предположение. (Оно верное)

4) Стадия осмысления.

Когда урок построен урока в ТРКМ, содержательная стадия урока — «осмысление»; в его ходе происходит непосредственная работа ученика с информацией, причём работа направленная, осмысленная. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации, учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию.

а) Игровая технология.

ГРУППОВАЯ РАБОТА. Распределение работы в группах.

- Какие группы учёных изучают природную зону? (Географы, зоологи, ботаники)

- Разделимся на три группы.

- Мы знаем, что наша природная зона – это царство льда и снега. Какую одежду выберем для членов экспедиции?

Каждой группе раздаётся набор карточек с различными видами одежды.

Ученики выбирают: меховые костюмы, унты, меховые шапки, варежки, шерстяные маски, закрывающие лицо.

В качестве атрибута повязывается шарф.

Каждая группа получает раздаточный материал и карточку - помогайку.

Раздаточный материал для географов:

Картины «Северное сияние», «Ледяная пустыня»

Теллурий

Рекомендации учебника - стр.78,79

Карточка - помогайка:

Раздаточный материал для ботаников:

Карточки с изображениями растений: мхи, лишайники, полярный мак, планктонные растения, ягоды, берёза, сирень.

Гербарии

Рекомендации учебника - стр.79, 80, 81

Карточка - помогайка:

Раздаточный материал для зоологов:

Карточки с изображениями животных: чайки, кайры, гагары, тупики, белый медведь, тюлень, морж, сайка, рачки, пингвин, северный олень, заяц, кулик.

Рекомендации учебника - стр.79, 80, 81, 82

Карточка - помогайка: 

- Выполнение работы в группах.

 Учащиеся в течение определённого времени выполняют работу: вставляют пропущенные слова. Далее выбирают спикера от группы.

- Выступление представителей групп.

Учащиеся 1 группы озвучивают рассказ, сопровождая показом схем и картин.

Учащиеся 2 группы озвучивают рассказ, сопровождая показом растений, закрепляя карточки с их изображением на карте.

Учащиеся 3 группы озвучивают рассказ, сопровождая показом животных, закрепляя карточки с их изображением на карте.

- Добавления к сообщениям:

1. Существует такой вид мха, который приспособился к жизни на льду. В морях встречаются зелёные льдины.

2. В водах северных морей, где проходят тёплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит (показ фотографии).

- Подведение итогов групповой работы.

- Спасибо всем научным группам. Вы все хорошо поработали. Можем ли мы сказать, что ледяная зона пустынная?

(Нет. Несмотря на суровые условия, там растут растения, живут животные и даже выращивают своих детёнышей.)

Физминутка.

б) - Работа со статьёй учебника. Индивидуальная работа.

   Приём ИНСЕРТ.

Инсерт, авторы Воган и Эстес, относится  к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

 

- Откройте учебник на стр.83, прочитайте текст и разметьте его специальными знаками:

V, если эта информация вам известна;

+, если что-то показалось вам интересным и неожиданным;

-, если  у вас возникло какое-либо противоречие с уже известной ранее информацией;

?, если что-то неясно, возникло желание узнать побольше.

- Обсуждение полученной информации.

- Дополнительные сведения об истории освоения этой зоны вам расскажет ваш одноклассник.

- Сообщение ученика.

в) Работа со статьёй учебника. Приём «ФИШБОУН».

     Работа в группе.

- Прочитайте статью учебника на стр. 84. 

- Ответьте на вопросы и заполните «скелет рыбы».

Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.

Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

- Что произошло в результате освоения ледяной зоны человеком?

   (Экологические проблемы)

- Какие экологические проблемы постигли эту зону?

   (Истребление животных, браконьерство, загрязнение воды)

- Приведите факты.

- Какие меры принимаются для устранения этих проблем?

   ( Красная книга, создание заповедника, запрещение охоты на некоторые   виды промысловых рыб).

 По мере поступления информации заполняется «скелет рыбы».

 

Выбор наиболее удачной схемы.

Сообщение ученика о заповеднике «Остров Врангеля»

5) Стадия рефлексии.

Стадия рефлексии в ТРКМ — это стадия размышления. Она необходима, в первую очередь, для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия.

Идет рефлексия своего процесса учения. Учеником происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний. Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.

а) Отгадывание кроссворда.

- Разгадайте кроссворд, отгадайте ключевое слово и восстановите предложение «…- царство льда и снега».

1. Эти птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют «птичьи базары».   Их можно увидеть около реки и в нашей местности.

2. Близкий родственник тюленя.

3. Птицы, откладывающие яйца на голые камни.

4. Это животное бывает добычей белого медведя.

5. Растение полярной зоны.

6. Самый крупный обитатель морей и океанов.

7. Пища рыб северных морей.

(Ответы: 1. Чайка. 2. Морж. 3. Кайры. 4. Тюлень. 5. Лишайники. 6. Кит. 7. Рачки.)

- Назовите ключевое слово. ( Арктика)

- Зона ледяных пустынь по-другому называется зоной арктических пустынь или Арктикой.

б) Перепутанные логические цепочки.

Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

- Перед вами несколько цепей питания обитателей Арктики.

- Что заметили? ( Звенья перепутаны)

- Восстановите цепочки.

Рачки - водоросли – рыбы – птицы

Тюлени – рыбы – водоросли – рачки

Белые медведи – рачки – водоросли – тюлени

- Вернёмся к кластеру. Какие связи мы могли бы теперь установить между блоками?

.

в) Составление концептуальной таблицы. Работа в группах.

 - Есть ли ещё какие-либо природные зоны в нашей стране? (Да)

- Чтобы удобнее было сравнивать природные зоны между собой, заполним таблицу.

г) ПРИЁМ СИНКВЕЙН.

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Сиквейн может быть предложен как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. 

- Расскажите об Арктике по следующему плану:

1строка - природная зона

2строка - описание зоны (2 прилагательных)

3строка - действие зоны (3 глагола)

4строка - ваше отношение к природной зоне (4 слова)

5строка - слово- обобщение, синоним.

Ответы учеников:

Арктика

Белая, ледяная

Морозит, метёт, удивляет

Царство льда и снега

Северный полюс

д) Подготовка к пересказу. Работа в парах сменного состава.

- Как надо работать, чтобы грамотно подготовиться к пересказу?

1. Разбить текст на части.

2. Выделить тему каждой части.

3. Озаглавить. Составить план.

4. Выделить опорные слова.

Принцип работы в парах сменного состава.

в 1паре - работа над 1 частью текста, распад, поиск  другой пары

во 2паре - обмен информацией по предыдущей части текста, работа над следующим абзацем, распад, поиск новой пары. И т.д. до полной проработки всего текста.

Домашнее задание

Подготовить пересказ статьи «В зоне арктических пустынь» по составленному плану и опорным словам.

е) ТАБЛИЦА « ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ»

- Вернёмся к таблице. Заполните третью графу.

Обсуждение.

6) Итог урока. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока во 2 классе "Фразеологизмы"

На данном уроке учащиеся знакомятся с фразеологизмами, их ролью в русском языке, учатся использовать их в своей речи....

Конспект урока в 3 классе "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Урок-путешествие. В ходе выполнения заданий по математике учащиеся знакомятся с океанами и их обитателями....

Конспект урока в 3 классе по теме: "Молоко и молочные продукты"

Разработка урока по теме "Молоко и молочные продукты"...

Конспект урока математики 3 класс

Урок математики 3 класс по теме "Чтение и запись трёхзначных чисел"УМК "Планета знаний" авторы М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова...

Конспект урока в 4 классе по теме "Хобби"

Урок составлен к учебнику И.Н. Верещагиной “English4”, раздел "Увлечения". Урок носит коммуникативный характер, нацелен на формирование навыков говорния, аудирования и чтения. В процессе подготов...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...