Урок "Тундра " 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Урок по теме "Тундра. " . В конспекте очень много разнообразных заданий и  игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dlya_attestatsmii.docx40.78 КБ

Предварительный просмотр:

                 

       

     Открытый урок по окружающему миру

                             4 класс

                         Тема «Тундра»

                                                                          2021

                     Урок – путешествие  по окружающему миру на тему: «Тундра».                                

        Цель: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры; познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

                                               Задачи:

1. Формировать умения использовать научные методы познания природы, прививать навыки учебного труда.

2. Развивать речь, логическое мышление, умение высказывать свою точку зрения, способности к самостоятельному решению учебных задач.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

        Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление изученного.

Оборудование:мультимедийная установка; презентация; карта «Природные зоны России»;

рисунки и фото растительного и животного мира тундры; фильм «Природа России. Тундра»;

песня «Увезу тебя я в Тундру»

                                                             Ход урока

  1. Организационный момент.

Что такое «здравствуй»? Лучшее из слов.

Потому что «здравствуй» Значит «будь здоров».

 Правило запомни, знаешь - повтори.

 Старшим это слово рервым говори.

 Вечером расстались, встретились с утра,

 Значит, слово «здравствуй» повторить пора.

- Добрый день, ребята.

II. Проверка знаний.

- На прошлом уроке мы познакомились с самой холодной природной зоной России – Арктикой. Давайте проверим, как вы усвоили материал.

Выполним тест. Тест «Арктика».

- Я сейчас вам раздам тест и вы должны обвести

один  правильный ответ. Всего 8 вопросов. Написали ФИ.

1. Природная зона арктических пустынь расположена…

а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана;

в) на островах Северного Ледовитого океана.

2. Территория зоны арктики

а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения.

3. В Арктике для растений и животных сложились…

а) суровые условия; б) комфортные условия.

4. В ледяной зоне растут…

а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки;

в) бузина, орешник, айва.

5. В Арктике обитают животные…

а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки;

в) моржи, тюлени, белые медведи.

6. Арктический заповедник расположен…

а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля.

7. Большое скопление птиц на скалах называют…

а) “птичьи рынки”; б) “птичьи базары”.

8. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути;

б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники;

в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану “птичьи базары”.

III. Введение в тему.
   - Мы  сегодня  продолжим путешествовать   по природным  зонам  России.

       А чтобы  узнать тему урока -
Кроссворд нам надо разгадать:

https://urok.1sept.ru/articles/412616/img2.gif

             Вопросы к кроссворду:

1. Короткое название ледяной зоны. 2. Птица с необычным кранным клювом. 3. Название острова, на котором расположен заповедник. 4. Арктика – царство снега и … 5. Растения, живущие в толще воды. 6. Рыба, обитающая в северных морях.

(1.арктика 2. тупик 3. Врангеля 4. льда 5. водоросли 6. сайка)

Какое же здесь ключевое слово?

    IV.Изучение новой темы

                                     Ключевое слово – ТУНДРА.

- Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать.    

                  Тундра- это тема нашего урока.(вывешивается на доску)

- Найдите эту природную зону на ваших картах. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту?

       (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.) (Показ по карте.) На карте эта зона обозначена фиолетовым цветом.(работа по карте.)

            - Тундра в переводе с финского языка означает “бесплодная” или “враждебная”.

Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит, там холодно. Туда попадают косые лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, там должно быть много снега.

По какому плану мы изучаем любую природную зону? (Учащиеся называют основные пункты, по которым идет изучение каждой природной зоны, а учитель добавляет схему).

                                         В  результате  на  доске  составляется  

                                                                           Тундра

                                    климат                                                     Деятельность человека

Местоположение   и                                               Животный мир

                                                 Растительный мир

      Значит, что мы сегодня должны узнать на уроке?

- Экскурсия наша планировалась заранее, поэтому сопровождать нас будут синоптики, ботаники, зоологи и экологи , которые в течение  недели выясняли, как и чем живет тундра .

(4 группы – на столах выставлены таблички с названиями групп)

- Итак, садимся на оленьи упряжки и отправляемся в путь, а пока будем ехать, послушаем  песню  о тундре и попробуем представить эту природную зону.

(Звучит песня «Увезу тебя я в тундру»)

– Эта песня не только создала нам приподнятое настроение перед путешествием, но если вы вслушались в слова, то многое могли узнать.

– Где расположена тундра? Обратимся к карте.

Как поется в песне ?….Увезу на край земли …

- Действительно, посмотрев на карту, мы видим, что тундра расположена на краю материка.

1. Слово предоставляется группе  синоптиков (рассказ синоптиков)

                                    Местоположение. Климат.

    Рассказ синоптиков: На тысячи километров с запада на восток - холодная безлесная равнина. Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень холодное и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга.

     Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом - замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10 - 50 см., а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.

Спасибо синоптикам.

           Дополнительный материал

   Зимой в тундре 2 месяца длится  полярная ночь.   А летом мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А вода с поверхности почвы медленно испаряется из-за низкой температуры воздуха. Поэтому в тундре очень много болот и озер.

     Вывод:  Значит в тундре -

                   Холодная бескрайняя равнина;

                   суровая зима (до -50оС) 8-9 месяцев

                   прохладное короткое лето

     Мы познакомились с климатическими условиями тундры. А сейчас нам предстоит узнать, какие растения приспособились к жизни в таких суровых условиях.

 2. Слово предоставляется группе ботаников.

                              Растительный мир тундры

    В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая берёза, карликовая ива. Все растения низкорослые. Мох ягель – пища для северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвлённые небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму.

       Карликовая берёза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, и зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

- А теперь создадим коллаж из растений тундры. (на доске)

                                          Дополнительный материал

        Если сравнивать нашу березу в нашей местности , то она какая? Да, она высокая, стройная, красивая. То в тундре карликовая береза имеет высоту не больше 1м.

         У ряда растений недозревшие плоды зимуют под снегом и вызревают на следующее лето. Листья некоторых растений расположены розеткой – так полнее используются солнечное тепло и свет.

       Тундровые растения имеют короткие (5-15 см) корни, расположенные близко к поверхности, они используют более теплую почвенную влагу. Некоторые растения даже в цветущем состоянии переносят заморозки. Летом холодная почва тундры сильно затрудняет поглощение воды корнями растений. Уже на глубине 10 см температура её не более +10оС. Следовательно, хотя в тундровых почвах много воды, она малодоступна растениям, т.к. с трудом поглощается корнями из-за низкой температуры.

 

     

 Вывод : Растения в тундре

низкорослые

стелющиеся

небольшие корни

маленькие листья

                                     

3.  Рассмотрим гербарии некоторых растений. Ознакомимся с ними.(работа в группе)

4.Физминутка

Ты  по тундре стал шагать (шагаем)

Далеко кругом видать (повороты вправо, влево)

Перешагивай деревья (шаг с высоким подниманием бедра )

Их, смотри, не растопчи  (прыжок)

Если летом оказался, гнус скорее отгони (машет руками)

А зимою-не дрожи (похлопывают себя)

Сядем в нарты ,и опять

Дальше тундру изучать.

5.  Слово предоставляется зоологам.  Животный мир тундры

      Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек. Белая куропатка – травоядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что очень плотное. Питается леммингами, куропатками.

     Песец – хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется ещё подшерсток. Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное – питается мхом ягелем. Самое крупное животное тундры, имеет густой мех. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.

  А теперь создадим коллаж из животных тундры (на доске)

             Дополнительный материал

 У всех обитателей тундры к зиме накапливается слой подкожного жира. Также утепляются конечности на зиму .У песцов в виде стельки. У птиц – подобие валенок. Олень дает людям, живущим в тундре: мясо, молоко, обувь, транспорт, жилище- ЧУМ. Чум делают из оленьих шкур.. А как же люди добираются в тундру.?  (вертолетом)

        Вывод :Чтобы жить в условиях тундры -

Птицам   помогает густое оперение и защитная белая окраска,

а зверям : густой мех и зимняя спячка.

6. Рассказ экологов (использование иллюстраций)

    О деятельности человека в тундре нам  расскажут экологи.

            Основное занятие населения тундры – оленеводство. Круглый год животные должны быть на пастбищах. Ездят люди на оленьих упряжках.   Ещё ведётся добыча полезных ископаемых – нефти и газа.

      В тундре возникли экологические проблемы:

- нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения;

- местность загрязняется нефтью во время её добычи;

- незаконная охота – браконьерство;

- оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места, на восстановление пастбища нужно 15 лет!”

     Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.

                         Дополнительный материал

     Природа тундры очень ранима. Во время добычи нефти окружающая местность подвергается сильному загрязнению. На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое.

-  И чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре надо –

Вывод :

-запретить браконьерство

-оленьи пастбища под охрану

-не использовать тяжёлую технику

-создавать заповедники.     И такой заповедник в тундре есть – это «Таймырский заповедник», созданный 23 февраля 1979  года, где нашли свой дом многие  животные, находящиеся на грани исчезновения. (Чтение статьи о Таймырском заповеднике стр.94.), находится он на  полуострове Таймыр.

На стр.59  учебника находим  физическую карту России. Находим Таймырский заповедник.

IV. Закрепление изученного материала.

-1) Давайте сейчас  полюбуемся красотой тундры.  Фильм Природа России «Тундра»

Что нового узнали из фильма?

- Какие еще животные обитают в тундре?(Лошади, овцебыки, амфибии, волки)

2)  Работа в рабочей тетради –

Откроем рабочую тетрадь, учебники и зону  тундры закрашиваем фиолетовым цветом.

V. Дом. задание. стр. 84-92читать, отв. на вопросы

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Итак, мы познакомились с удивительным краем – тундрой.

Все молодцы! Отлично потрудились.  А отметки будут по итогам теста.

Что особенно понравилось на уроке? Что нового  узнали на уроке?

- Ребята, проанализируйте свою работу на уроке. Сейчас я вам раздам звездочки. Если вам сегодня было интересно на уроке, то нарисуйте на своей звездочке улыбающееся, радостное личико. А если было немножко трудно, то грустное личико. Теперь приклеим эти звездочки над этой страной.

      Вопросы- разминка

  1. Растения тундры? (мох, клюква, брусника, морошка, карликовая березя, карликовая ива)
  2. Животные тундры (северный олень, лемминг, белая сова, белая куропатка, белый волк, песец, овцебык)
  3. Растения арктической пустыни (водоросли, мох, полярный мак)
  4. Животные арктической пустыни (белый медведь, тюлени, моржи, гагарка., гайки, сайки)
  5. Крупнейшие озера России: Каспийское море, Байкал, Ладожское, Онежское.
  6. Известные горы России: Уральские, Кавказские, Алтай, Саяны.
  7. Где находится Ильменский заповедник – на Урале.
  8. Крупные реки России- Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.
  9. Какой город стоит на реке Нева?- Санкт- Петербург
  10. Самое глубокое озеро в России- Байкал.
  11. Где находится Таймырский заповедник ?- на полуострова Таймыр
  12. Крупнейшие равнины России- Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье.
  13. Моря каких океанов омывают берега России- Северно-ледовитого, Тихого, Атлантического.
  14. Куда впадает река Волга?- Каспийское море
  15. В какой зоне находится заповедник Врангеля ?- зона арктических пустынь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Тундра".

Урок ОНЗ. Тема «Тундра»Задачи: 1.Образовательная: познакомить с тундрой, как природной зоной., подвести через проблемный диалог к тому, что тундра – расположена южнее арктической зоны.2.Лич...

Проект урока: «Тундра. Природа тундры»

Цель: продолжить развитие основных  естественно-научных представлений о    зависимости между географическим положением природной зоны  и её особенностями на примере темы...

Конспект урока 4 класс. Тема "Тундра"

Конспект урока по окружающему миру 4 класс. Тема "Тундра" (Школа России)...

открытый урок "Тундра УМК "Школа России"

Продолжить  знакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями....

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: " Тундра". Класс 4. УМК "Школа России"

Данная методическая разработка предназначена для учителей начальных классов. Можно использовать при подготовке к проведению урока окружающего мира....

Конспект урока "Тундра" 4 класс УМК "Школа России"

Свой конспект урока я попыталась разработать так,чтобы было интересно всем ученикам.Чтобы были  понятны все задания.Чтобы ученики были заинтересованы в ходе урока.А так же смогли в конце урока,по...