Конспект урока "Тундра" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Барыбина Антонина Валерьевна

Свой конспект урока я попыталась разработать так,чтобы было интересно всем ученикам.Чтобы были  понятны все задания.Чтобы ученики были заинтересованы в ходе урока.А так же смогли в конце урока,повторить весь изученный материал за урок.Оценить свою работу в конце урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_._19.02._barybina_a.v.docx833.15 КБ

Предварительный просмотр:

Задание: разработать конспект урока по теме "Тундра" - 4 класс 1 часть, с 84 

Рекомендации
Любая природная зона изучается по следующему плану:
1. Положение на карте природных зон.
2. Климатические условия.
3. Растения
4. Животные.
5. Чем там занимается человек. Охрана природы.

Изучая тундру, нужно использовать:
- карту природных зон России, показать, где находится тундра
- презентацию с пейзажами тундры летом и зимой
- показать на фото полярное сияние
- объяснить, почему там полярный день и полярная ночь, используя схему
- показать фото растений и животных
- обязательно прочитать учебник и обсудить прочитанное, а потом работать с презентацией
- видеофильм о тундре для расширения и закрепление представлений
- упражнение для создания цепей питания (кто кого в тундре ест)

Выполнила:

Студентка группы:2.1КП

Барыбина А.В.

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса

по УМК «Школа России»

по теме: «Тундра»

Цель урока: 

- формирование у учащихся представлений о природной зоне- тундры.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- Знать географическое положение зоны тундры, ее особенности, животный и растительный мир, роль человека.

- Уметь работать с картой, приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране.

Личностные:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточка с текстом для индивидуального задания, карта природных зон, атлас «От земли до неба», дополнительный материал для групп, проектор

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Положительный настрой на работу.

2 этап. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Повторим:

Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь, называя географические объекты.

Какой зверь является хозяином Арктики?

Какая взаимосвязь между белым медведем и водорослями?

Самостоятельное выполнение теста с последующей самопроверкой по эталону.

Тест «Арктика»

  1. Природная зона арктических пустынь расположена ... 
    а) на островах Тихого океана;
    б) на островах Индийского океана;
    в) на островах Северного Ледовитого океана.
  2. Территория зоны... 
    а) густо заселена людьми;
    б) не имеет коренного населения.
  3. В Арктике для растений и животных сложились ... 
    а) суровые условия;
    б) комфортные условия.
  4. В ледяной зоне растут ... 
    а) кедры, березы, черемуха;
    б) лишайники, мхи, полярные маки;
    в) бузина, орешник, айва.
  5. В Арктике обитают животные: ... 
    а) бобры, нутрии, хомяки;
    б) волки, белые медведи, рыси;
    в) моржи, тюлени, белые медведи.
  6. Найдите верную цепь питания: 
    а) водоросли — рачки — рыбы — гагарки — белый медведь;
    б) водоросли — рачки — сайки — тюлени.
  7. Арктический заповедник расположен ... 
    а) на земле Франца Иосифа;
    б) на Северной земле;
    в) на острове Врангеля.
  8. Большое скопление птиц на скалах называют ... 
    а) «птичьи рынки»;
    б) «птичьи базары».
  9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
    а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути;
    б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники;
    в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары».

Сегодня мы узнаем о новой для нас природной зоне, а как она называется, попробуйте отгадать:

НТУРАД

Молодцы!

Что вы знаете о тундре?

А где находится тундра? Кто может показать?

Работа с картой

Белый медведь

Это компоненты одной цепи питания

Выполняют тест самостоятельно.

Тундра!

Что там холодно и есть олени

Затрудняются ответить

3 этап. Выявление места и причины затруднения.

Почему мы не смогли ответить на вопрос?

Какова будет цель нашего урока?

Мы еще не изучали тундру и мало знаем о ней

Узнать, где расположена тундра

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Что нам нужно узнать?

На какие вопросы хотите получить ответ?

Для этого составим план урока:

1. Географическое положение (просмотр фильма про Тундру)

2. Особенности климата

3.Растительный мир тундры

4. Животные тундры

5. Человек и тундра

6. Экологические проблемы

Какие в тундре животные, кроме оленей?

Чем занимаются люди в тундре?

Какой там климат?

Есть ли растения?

5 этап. Реализация построенного проекта.

Формирование образного представления с помощью картины и фильма.

Просмотр фильма «Тундра»

— А как же выглядит тундра на самом деле? С помощью современной техники отправимся исследовать тундру.

(Просмотр видеосюжетов из фильма «Тундра» сопровождается рассказом учителя.)

Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом — замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10—50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.

— Что такое снежная часть года — это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения? (Снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.)

По этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия. Тундра: равнина, вечная мерзлота, суровая зима (температура до -50 °C), прохладное короткое лето.

Посмотрите на слайд. Это тундра.

Что вы можете сказать о ней?

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/10/s_5a564f03bcd4b/793427_1.png

Все верно.

Какой первый пункт нашего плана?

Прежде чем работать с картой, давайте разберемся в происхождении слова «тундра».

Где мы можем узнать значение слова?

А происхождение слова?

Что же значит слово «тундра»:

Большая Советская энциклопедия:

Тундра – произошло из финского языка - безлесная, голая возвышенность.

Толковый словарь Ушакова:

Безлесное пространство приполярных областей, в зоне вечной мерзлоты, обычно болотистое, мшистое, каменистое или покрытое мелкой растительностью.

Одинаковое ли описание получилось у нас по фото и когда мы работали со значениями слова «тундра»?

Какой можно сделать вывод?

Молодцы.

Прочитаем в учебнике, где располагается тундра. Найдем тундру на карте природных зон.

Формирование пространственных представлений о тундре с помощью карты.

На слайде:

Где же расположена тундра?https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/10/s_5a564f03bcd4b/793427_2.jpeg

Что вы можете рассказать о ней? Если дети затрудняются, то рассказывают по опоре:

Тундра протянулась с ………(запада) на ………(восток), почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится ………(южнее) зоны ……….(арктических) ……….(пустынь). Тундра расположена на материке …….. (Евразия).

Определение температурных факторов в зависимости от уровня освещенности.

Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону.

Характеристика поверхности.

Что собой представляет поверхность тундры? (Вернуть слайды с фото, карту природных зон).

Все верно.

Постепенно мы с вами перешли к характеристике особенностей климата.

Вы уже верно отметили, что солнечные лучи скользят по поверхности земли и не прогревают её. Что зима должна быть холодная, суровая. Давайте посмотрим, что сказано об этом в учебнике.

При помощи учебника, заполните таблицу с характеристикой погодных условий по сезонам:

Зима

Лето

Долгая, 7-8 мес

Суровая (мороз до -50)

Пурга

Сильные ветры круглый год

Короткое, холодное

Поверхность оттаивает на полметра в глубину

Молодцы! В учебнике не сказано про температуру летом. Знаете сколько градусов летом в тундре?

Нет, ребята, всего +10, +12

У нас в Белгородском  крае, когда такая температура?

Откройте карту природных зон

Вы читали про многолетнюю мерзлоту, что это?

Характеристика водоемов. Почвенного покрова.

Куда девается дождевая и талая вода?

Как вы представляете себе такие озера и болота?

Молодцы!

Найдите в учебнике, что же сказано про почву?

Мы заговорили про почву, к какому пункту нашего плана мы можем перейти?

Правильно.

Это разные времена года, т.к. на первом фото нет снега.

Нет деревьев, кустарников, холодно, мало растительности, у жителей тундры особые жилища.

Географическое положение

В толковом словаре

В этимологическом

Безлесная, голая возвышенность, болотистая, каменистая, с мелкой растительностью.

Да, одинаковое.

Что значение, происхождение слова связано с тем, как тундра выглядит.

Чтение учеником с.82 первый абзац.

В учебнике с.74-75

Вдоль берегов СЛО

Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит, там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, которые скользят по поверхности и не прогревают землю (с.76), а это значит, что зима должна быть суровой, там должно быть много снега.

Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть – на Западно-Сибирской.

Чтение на с.82-83.

 

Самостоятельно заполняют таблицу с последующей проверкой

Варианты детей.

Поздней осенью, в начале весны.

Это такой ледяной слой почвы, который никогда не оттаивает и не пропускает дождевую и талую воду на глубину.

Остается на поверхности, образуя болота и озера.

Т.к. зона тундры располагается на равнине и многолетняя мерзлота не пропускает воду на глубину, то озера и болота неглубокие.

Почва влажная, почва тундры бедна перегноем.

К характеристике растительного мира.

6 этап. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Комфортно растениям произрастать на влажной почве?

Почему же в тундре так мало растительности? С чем это связано? Ответ вы найдете на с.84 учебника.

Какие особенности у растений тундры? Как они приспособились к жизни?

Это связано с географическим положением и особенностями климата, почвы? Объясните.

На слайде: https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/10/s_5a564f03bcd4b/793427_3.png

Кто питается ягелем?

А какие еще животные обитают в тундре? Об этом вам расскажут ваши одноклассники (текст сообщений детей после конспекта).

Характеристика животного мира.

Показ фото животных и птиц по ходу рассказа в презентации.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/10/s_5a564f03bcd4b/793427_4.jpeg

Как животные и птицы приспособились к таким условиям обитания?

Как песец приспособился к жизни в такой суровой зоне?

Правильно. Олень имеет подкожный слой жира.

Что изучим дальше?

Сообщение учащегося (текст сообщения после конспекта).

О чем вы узнали?

А какие же экологические проблемы в тундре?

Коренные жители края веками вырабатывали правила поведения в окружающей природе, меры защиты и сохранения ее богатств. 
Однако сейчас взаимоотношения человека и природы резко изменились. В последние десятилетия зона тундр подвергается интенсивному хозяйственному освоению; затронуто уже более 50% ее территории. Здесь развивается разведка и добыча нефти, природного газа и других полезных ископаемых.

Материал на слайде:

В тундре возникли экологические проблемы:

  1. нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения;
  2. местность загрязняется нефтью во время ее добычи;
  3. незаконная охота – браконьерство;
  4. оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места.

Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.

На слайде:

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/10/s_5a564f03bcd4b/793427_5.jpeg


Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?

Обратить внимание на экологическое равновесие

.Что будет, если исчезнет кречет?

А чем питаются грызуны?

Сделайте вывод.

Олени

Открыт учебник на с.83(рисунок обитателей тундры)

У птиц густое оперение, белое, чтобы прятаться от хищников зимой. Куропатка покрывается перьями даже на лапах, чтоб пережить зиму.

У него лапы короткие и широкие.

Олень имеет густой мех, слой жира, копыта особой формы, чтоб раскапывать мох и не проваливаться в снег.

Жизнь человека в тундре.

 

Тундра занимает большую площадь

Чтобы жить в тундре, нужно быть сильным и выносливым.

Народы тундры занимаются охотой, рыболовством и оленеводством. Их одежда шьется мехом внутрь, чтоб было теплее.

Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.

Растительной пищей, семенами, мхом.

Грызуны (лемминги и полевки) будут усиленно расти в своем количестве.

Если грызунов будет слишком много, то они могут уничтожить корм, которым питаются также куропатки, олени. И этим животным станет не хватать корма, они могут оказаться на грани гибели.

7 этап. Самостоятельная работа (3-5 мин)

Когда ваши одноклассники выступали с сообщениями о животном мире, они рассказывали также, кто кем питается. Как называется такой вид взаимоотношений, при котором происходит перенос энергии и

вещества?

Если мы знаем, что белая куропатка питается растениями, а белая сова куропатками, что мы можем составить?

Установление связей между компонентами природных сообществ.

Пожалуйста, составьте. Что у вас получилось?

Кто поможет? Почему нельзя писать растение? Исправьте.

Теперь составьте самостоятельно цепи питания из данных компонентов:

Песец, ягель, тундровый волк, морошка, лемминг, олень, тундровый волк.

Проверка.

Что общего у этих цепей питания?

Пищевые связи

Цепь питания

Растение -белая куропатка - белая сова

Нужно написать конкретное растение.

Например, морошка.

Морошка -лемминг -песец - тундровый волк Ягель -олень -тундровый волк

Заканчиваются тундровым волком.

8 этап. Включение нового в систему знаний и повторение

Обобщение полученных знаний о природном сообществе.

Опираясь на план урока охарактеризовать изучаемую природную зону.

Опираясь на план урока, повторяют компоненты данной природной зоны.

9 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Что вы узнали сегодня на уроке?

Молодцы! Вы все очень хорошо работали сегодня на уроке!

Д/з: с.82-85 чтение, ответы на вопросы. Узнать, почему в тундре можно увидеть северное сияние.

Что представляет собой природная зона тундра.

Где она расположена.

Узнали, какой климат, почему он такой, как это влияет на растения и животных.

Узнали о деятельности людей в тундре, об экологических проблемах этой зоны.


Карточки с сообщениями для детей.

Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки.

Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек . Белая куропатка - растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.

Белая сова - хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками.

Песец - хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще подшерсток.

Дикий северный олень - низкорослое животное, травоядное - питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.

Жизнь в тундре.

Тундра занимает 3 млн км2 от площади нашей страны. Бескрайние неприветливые просторы тундры, где на расстоянии нескольких дней пути даже животное встретишь не часто, стали родным домом для самых выносливых и сильных народов Севера. С давних времен здесь живут и трудятся, занимаются охотой и рыболовством, оленеводством, чукчи, эскимосы, ненцы, коряки, алеуты и др. Общая численность населения не превышает 300 тыс. человек.

 Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума занимаются женщины. Одежду и утварь богато украшают меховыми, украшениями из бисера, сшивают подшейным волосом оленя. В комплект традиционной мужской одежды входит мал с капюшоном (глухая просторная рубаха оленьим мехом внутрь), штаны, сапоги мехом наружу и чулки мехом внутрь. Подпоясываются сыромятным ремнем, украшенным медными ажурными бляхами или пуговицами. К ремню на цепочках прикрепляют нож в ножнах, точильный камень, а сзади - зуб медведя. Женская одежда, в отличие от мужской - распашная. В старину ее делали из шкурок лесных зверей с опушкой по подолу из собачьего меха. Позднее стали шить из оленьих шкур, с воротником из меха песца или рыжей лисицы. Полы одежды не запахивают, а завязывают ремешками или тесемками и украшают вставками белого и темного меха. Сумочки для швейных принадлежностей, кроят из шкурок со лбов оленей.

Основная пища кочевых оленеводов – мясо оленей (в сыром и соленом виде), рыба. Излюбленный напиток – чай. Конечно же, цивилизация пришла и в тундру. Оленеводы приобретают снегоходы, дизельные электростанции. В чумах появилось радио, и даже телевизор. 

Тест по природному сообществу:  «ТУНДРА»

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

 

1.Характерными климатическими особенностями тундры являются: 
а) среднее количество тепла и отсутствие многолетней мерзлоты
б) малое количество тепла и наличие многолетней мерзлоты
в) большое количество тепла, но недостаточное количество влаги
г) большое количество тепла и влаги

2.Какие растения встречаются в тундре? Вычеркни лишнее.

Лишайник, мхи, брусника, грибы, морошка, карликовая берёзка, яблоня.

3. Какие животные обитают в тундре? Обведи буквы правильных ответов.

а) песец

б) тюлень

в) волк

г) лемминг

д) северный олень

4.В тундре …

а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности

б) длинная суровая зима и жаркое лето

в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето

5. Какие птицы прилетают в тундру? Обведи буквы правильных ответов.

а) журавли б) гуси

в) кукушки г) кулики д) лебеди

6.Восстанови цепи питания.

голубика - …………. – сова

ягель - северный олень - ………….

7.По каким причинам в тундре много болот и озер?

а) Постоянно идут дожди

б) Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину

в) Почва бедна перегноем

г) Много перелетных водоплавающих птиц

  1. Что такое ягель?

а) карликовый кустарник

б) олений лишайник

в) маленький зверек

г) насекомое

  1. Объясни, почему говоря о полярной иве, мы указываем, что она достигает пяти метров в длину, а не в высоту?

______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Поиски и добыча каких полезных ископаемых ведётся в тундре?

а) железной руды б) песка и глины

в) нефти и газа г) торфа и каменного угля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Золотое кольцо России» по предмету Окружающий мир в 3 классе. Программа "Школа России"

Цели урока: развивать познавательный интерес, творческую активность;познакомить детей с городами Золотого Кольца России, в частности,  Ростовом Великим и Ярославлем с их достопримечательностями;У...

Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России

Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....

Конспект урока "Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский" (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: ознакомление с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого кольца Ро...

Конспект урока "Золотое кольцо России. Ростов, Кострома, Иваново" (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: ознакомление с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого кольца Ро...

Конспект урока "Золотое кольцо России. Суздаль, Владимир" (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: ознакомление с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого кольца Ро...