Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятель-ность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
- Как вы понимаете смысл пословицы? - Человек не может знать все в жизни. Это нормально, не нужно стыдиться ошибок. Самое важное - учиться, узнавать новое, не лениться, интересоваться знаниями. - Знайка прислал нам приглашение совершить исследовательскую экспедицию. Наша исследовательская экспедиция отправляется в путь.
| Слушают, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог. Личностные:понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания: викторина
| Викторина «Я знаю лес». 1. Какое дерево является символом России? 2. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. 3. Это животное умеет не только прыгать, но и летать. 4. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник. 5. Дерево с листьями в форме сердечка. 6. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? 7-10 Узнать дерево по форме шишки и хвое.
Взаимопроверка по образцу | Отвечают на вопросы | Индивидуальная, парная
| Познавательные:осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные:ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; владеют навыками конструктивного взаимодействия. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям; проявляют познавательный интерес к изучению предмета
Познавательные:осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, опираясь на правило контроля. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям
|
III. Изучение нового материала | Выявление темы урока и постановка целей
| Отгадайте загадки. Слова-отгадки помогут сформулировать вам тему нашего урока. 1. Весной веселит, Летом холодит, Грибами, ягодами одаривает, Осенью умирает. Весной опять оживает. (Лес)
2. Ходит он на двух ногах, Мыслит, радуется, спит, Учится, детей растит, Огорчается, смеётся. Как, ребята, он зовётся? Он сильнее бурь и рек И зовётся … (Человек).
Вы догадались какая тема нашего урока?
-Тема нашего урока – «Лес и человек». - Как вы думаете, какие проблемы мы будем исследовать на уроке? -А как вы думаете, какие цели на уроке мы перед собой поставим?
-Сегодня мы с вами - Познакомимся с ролью леса в природе и жизни людей;
- Узнаем о экологических проблемах леса;
- Узнаем правила поведения в лесу.
| Делятся на 3 группы: Отвечают на вопросы учителя.
| Фронтальная, групповая.
|
| Работа по группам: выявление роли леса в жизни человека и природы и проблем леса.
Самостоятельная работа по группам
Организация познавательной деятельности
чтение текста с. 106
чтение текста с. 109
|
1. Какое значение имеет лес в жизни человека? Каждой группе раздаются утверждения, задача группы раскрыть это понятие с помощью учебника 1) Лес – защитник воздуха 2) Лес – защитник водоёмов 3) Лес - защитник почвы Составляется схема Каждой группе раздаются иллюстрации - Рассмотрите иллюстрации и сформулируйте, какое ещё значение имеет лес для человека? 4) Лес- источник древесины 5) Лес – источник топлива 6) Лес – аптека 7) Лес – место отдыха 8) Лес – дом для животных и птиц 9) Лес – источник пищи и чистой воды - Мы с вами хорошо потрудились и у нас получилась схема значения леса. | . (да.) |
|
|
2.Проблемы леса - А теперь нам предстоит выступить в роли экологов? - Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? -Не по его ли вине возникают у леса проблемы?Давайте попробуем их исследовать. Задания 1 группе прочитать стихотворение Н. Некрасова «Саша» и обсудить, о какой проблеме идёт речь в стихотворении? (В этом стихотворении говорится о вырубке лесов).
- Решите экологические задачи: 1) Каждую минуту вырубают 20 га леса. Сколько вырубят за 10 минут? За 60 мину? 2) 1 тонна макулатуры спасает от вырубки 10 взрослых деревьев. Сколько тонн макулатуры надо собрать, чтобы спасти рощицу из 1000 деревьев?
2 группе прочитать строки из песни «Просьба». Какую проблему раскрывают эти строки? (Браконьерство)
3 группе прочитать стихотворение А Сметанина «Благодарность за пикник». Какую проблему раскрывают эти строки? (Проблема загрязнения леса мусором)
- Пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные и другие люди. -Помните! Консервная банка разлагается 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков. А об осколки банки или бутылки можно пораниться даже через 1000 лет!
- Какую острую проблему мы ещё не озвучили? Показ сюжета «Лесной пожар»
- Отчего возникают лесные пожары?
- Кто может предотвратить эту беду?
- А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила и разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорелся снова. Познакомимся с памяткой «Как разводить костер» Правила разведения костра (прочитать по одному)
-Кто может решить эти проблемы? -Какие существуют способы охраны леса от пожаров? -Какие существуют способы охраны леса от вырубок? После пожаров, вырубок в лесу остается много пустынных, голых мест. -Как искусственно можно возобновить лес? (производят посадки и посевы леса) -Что создает человек для охраны леса, животных леса? (заповедники, заказники) Заповедник — это особо охраняемая территория или акватория, полностью изъятая из хозяйственного использования с целью сохранения всего природного комплекса, т.е. здесь запрещены все виды деятельности человека. Посещение заповедника возможно только по-особому.
|
читают текст, выполняют задания.
Читают заранее подготовленный текст
Выдвигают предположения. Отвечают на вопросы учителя
читают текст,
Называют лесные правила
Внимательно слушают. высказывают свои пожелания, отвечают на вопросы. |
групповая
Коллективная.
Групповая
Фронтальная, индивидуальная.
|
IV. Практическая деятельность | Самостоятельная работа по группам
| – Каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через века, через тысячелетия и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. - Давайте подумаем, какие правила должен соблюдать человек, чтобы сохранять лес? - Теперь вам предстоит выступить в роли защитников леса. Задание: Создать знаки на тему «Защитим лес…» - …от пожара.
- …от вырубки.
- …от мусора.
| Выполняют задания, высказывают свои пожелания.
| индивидуальная
| Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог. Личностные:понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | Продолжи фразу: Сегодня я узнал… Мне было интересно…. Мне было трудно… Мне захотелось… Я хочу сказать спасибо… Над чем надо ещё поработать.? - Заполните карточку личного контроля. КАРТОЧКА ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ Фамилия __________________________ Имя ___________________ 1 балл – Я был, в основном, слушателем. 2 балла – Я старался принимать участие в выполнении заданий. 3 балла – Я активно принимал участие в выполнении заданий.
Общее количество баллов
|
| Оценка
|
|
Критерии оценки набранных баллов: 12-11 баллов – «5» 10-8 баллов – «4» 7-5 баллов – «3» | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные:осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | 1.Подготовить сообщение о любом растении, животном Красной книги. 2.Выполнить задание 2 на с.50 рабочей тетради. | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные:осуществляют поиск средств достижения поставленных задач |