Рабочая программа "Юный исследователь"
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_issledovatel.docx | 54.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и молодежной политики
администрации Уссурийского городского округа
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Тимирязевский»
Уссурийского городского округа
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ п.Тимирязевский ________ А.В. Шашко «___» _________2021 г. |
ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
Возраст учащихся: 7-10 лет
Срок реализации программы: 2021/2022 года
Кухаренко Ирина Александровна,
Педагог дополнительного образования
пос.Тимирязевский
2021 год
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы
Программа курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом, программы формирования универсальных учебных действий и обеспечена учебным пособием Савенкова А. И. « Методика организации игр - исследований с младшими школьниками. Юный исследователь». Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Направленность программы естественнонаучная.
Уровень освоения базовый.
Отличительные особенности
Ценность программы заключается в том, что школьники получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Занятия позволяют обучающимся удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Огромную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность школьников. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Кроме того, дидактический материал, используемый в работе, обеспечивает развитие двух типов активности: собственной активности ребенка и активности, стимулируемой взрослым. Организация поисково-познавательной деятельности включает: рисунки, схемы, модели, алгоритмы, что стимулирует активность детей в процессе познания окружающего мира.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 7-10 лет.
Пол детей, участвующих в освоении программы, не учитывается.
Наличие определенной физической и практической подготовки по направлению программы не требуется.
Особенности организации образовательного процесса:
- условия набора и формирования групп: набор в группы – свободный.
- режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
- продолжительность образовательного процесса: программа рассчитана на 1 год обучения, содержит теоретико-практическую и контрольную части и рассчитана на 34 часа.
Объем и срок реализации программы
Год обучения | Общее количество часов | Количество часов в неделю |
1 | 34 | 1 |
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы:
Обучение основам исследовательской деятельности школьников п. Тимирязевский 7- 10 лет через расширение общего кругозора в процессе рассмотрения различных практических заданий.
Задачи программы:
Воспитательные:
1. воспитывать дисциплинированность, ответственность, самоорганизацию;
2. формировать организаторские и лидерские качества;
3. воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные навыки (партнерское общение).
2. развивать личностные компетенции такие как: память, внимание, способность логически мыслить и анализировать, концентрировать внимание на главном.
3. Развивать креативность.
Обучающие:
1. Обучить умению выдвигать гипотезы
2. Сформировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование)
3. Обучить специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
1.3 Содержание программы
Учебный план 2021-2022 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение в программу | 6 | 3 | 3 | |
1.1 | Что такое исследование? | 2 | 1 | 1 | Игра |
1.2 | Как выбрать тему исследования? | 2 | 1 | 1 | Индивидуальное задание |
1.3 | Наблюдение как способ выявления проблем. | 2 | 1 | 1 | Игра |
2 | Коллективный проект | 6 | 2 | 4 | |
2.1 | Мои домашние питомцы | 3 | 1 | 2 | Индивидуальное задание |
2.2 | Числа в загадках пословицах и поговорках. | 3 | 1 | 2 | Индивидуальное задание |
3 | Работа с информацией | 8 | 4 | 4 | |
3.1 | Знакомство с информационными справочниками | 2 | 1 | 1 | Индивидуальное задание |
3.2 | Гипотеза (Поиск и постановка) | 2 | 1 | 1 | Индивидуальное задание |
3.3 | Как организовать самостоятельное исследование. | 2 | 1 | 1 | Игра |
3.4 | Учимся выбирать дополнительную литературу | 2 | 1 | 1 | Индивидуальное задание |
4 | Индивидуальный проект | 14 | 3 | 11 | |
4.1 | Моя семья | 4 | 1 | 3 | Индивидуальное задание |
4.2 | Моя малая родина | 10 | 2 | 8 | Индивидуальное задание |
Итого: | 34 | 12 | 22 |
Содержание учебного плана 1-го года обучения
1. Раздел: Введение в программу
1.1 Тема: Что такое исследование?
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Введение в образовательную программу. Что такое исследование? Что можно исследовать?
Практика. Банк идей. Обучение мозговому штурму.
1.2 Тема: Как выбрать тему исследования?
Теория. Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности. Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Практика. выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
1.3 Тема: Наблюдение как способ выявления проблем.
Теория. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Практика. Игры: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
2. Раздел: Коллективный проект
2.1 Тема: Мои домашние питомцы
Теория. Выбрать тему, предмет, объект исследования, обосновать актуальность темы. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Практика. Сбор и фиксация информации. Оформление и защита проекта
2.2 Тема: Числа в загадках пословицах и поговорках.
Теория. Выбрать тему, предмет, объект исследования, обосновать актуальность темы. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Практика. Сбор и фиксация информации. Оформление и защита проекта.
3. Раздел: Работа с информацией
3.1 Тема: Знакомство с информационными справочниками
Теория. Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Практика. Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
3.2 Тема: Гипотеза (Поиск и постановка)
Теория. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы)
Практика.Игра «Задай вопрос»
3.3 Тема: Как организовать самостоятельное исследование.
Теория. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?
Практика. Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём»
3.4 Тема: Учимся выбирать дополнительную литературу
Теория. Библиотечное занятие. «Знакомство с информационными справочниками»
Практика. Сбор материала для исследования.
4. Раздел: Индивидуальный проект
4.1 Тема: Моя семья
Теория. Выбрать тему, предмет, объект исследования, обосновать актуальность темы. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Практика. Сбор и фиксация информации. Оформление и защита проекта.
4.2 Тема: Моя малая родина
Теория. Выбрать тему, предмет, объект исследования, обосновать актуальность темы. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Практика. Сбор и фиксация информации. Оформление и защита проекта.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
Обучающийся будет развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления.
У обучающегося будет мотивация к освоению материала, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий, сформировано умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Метапредметные результаты:
Обучающийся будет знать элементарные приемы исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: самостоятельное формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования; …….
Обучающийся приобретёт умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; коммуникативное умение и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
Обучающийся будет уметь выдвигать гипотезы.
Обучающийся будет уметь работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование и делать выводы.
Обучающийся будет владеть основными базовыми знаниями необходимыми для проведения самостоятельных исследований.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение: кабинет оснащен учебной мебелью (рабочие столы, стулья; магнитная меловая доска), создан комфортный психологический климат. В кабинете есть технические средства обучения, позволяющие использовать УМК в полном объеме, специальная и справочная литература; наглядный материал, раздаточный материал для индивидуального и коллективного использования.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- для реализации программы используется доска, ноутбук, проектор и колонки для просмотра медиа и прослушивания аудио файлов, при подготовке используются различные интернет источники для обеспечения дополнительным материалом. Составлена и постоянно пополняется мультимедийная копилка методических и дидактических учебных материалов.
- нормативно-правовая база: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный исследователь» реализуется в МБОУ с 2019 года. Нормативно-правовыми и экономическими основаниями проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
- постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- список литературы:
1. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.//Начальная школа, 2006. № 2.
2. Шаблон VCT-проекта портала Сеть Творческих Учителей
3. Классификация проектных работ: Кукушин В.С. Теории и методики обучения. Ростов-на- Дону, 2005, С.241.
4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005, № 9 Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2002.
5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
6. Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения. //Начальная школа, 2003. № 12.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводится: текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Текущий контроль - оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств учащихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года.
Промежуточный контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения раздела, темы или в конце учебного года.
Итоговый контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по завершению учебного года.
Формами контроля являются: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога, анализ на каждом занятии педагогом и обучающимися качества выполнения работ и приобретённых навыков в исследовательской работе. Текущий контроль проводится в форме тестирования и осуществляется в завершении каждого раздела.
Формы фиксации результатов:
- Информационная карта «Уровень освоения программы»;
- Карта учета достижений учащихся;
-Анкета для учащихся «Изучение интереса к занятиям у учащихся»;
- Фотографии участия коллектива в соревнованиях, конкурсах;
- Получение грамот и дипломов при участии в конкурсах
Данная программа предусматривает разнообразные формы аттестации и тестирования учащихся, что дает возможность постоянного контроля их успехов:
- аттестация защиты проектов – устная презентация проектных работ.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
- фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.);
- коллективная: организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми одновременно;
- групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в том числе в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные).
2.3 Методические материалы
№ | Раздел или тема программы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Введение в программу | Беседа, опрос, практические задания | Словесный, наглядный, беседа. | Тетрадь, ручки, аудио- и видео-материалы | Наблюдение |
2 | Коллективный проект | Беседа, опрос, практические задания | Словесный, наглядный, фронтальный, коллективный. | Тетрадь, ручки, цветные карандаши, фломастеры, раздаточный материал с заданиями, видеозаписи, рабочая тетрадь | Наблюдение, самостоятельная работа. |
3 | Работа с информацией | Беседа, опрос, практические задания. | Словесный, наглядный, фронтальный, коллективный. | Тетрадь, ручки, цветные карандаши, фломастеры, раздаточный материал с заданиями, видеозаписи, рабочая тетрадь | Наблюдение, самостоятельная работа. |
4 | Индивидуальный проект | Опрос, беседа, практические задания. | Словесный, наглядный, фронтальный, коллективный. | Тетрадь, ручки, цветные карандаши, фломастеры, раздаточный материал с заданиями, видеозаписи, рабочая тетрадь | Наблюдение, самостоятельная работа. |
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 34 | |
Количество учебных дней | 34 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 01.09.2021- 31.12.2021 |
2 полугодие | 11.01.2022- 31.05.2022 | |
Возраст детей, лет | 7-10 | |
Продолжительность занятия, час | 1 | |
Режим занятия | 1 раз/нед | |
Годовая учебная нагрузка, час | 34 |
2.5 Календарный план воспитательной работы
№ | Дата | Количество часов | Тема |
1 | 8.10.2021 | 1 | Урок-викторина, посвященный дню Учителя |
2 | 24.12.2021 | 1 | Новогодний квиз «В Новый год у ворот» |
3 | 18.03.2022 | 1 | Урок-викторина, посвященный неделе Окружающего мира |
4 | 6.05.2022 | 1 | Участие в акции «Аллея памяти» (в рамках празднования Победы в ВОВ 1941-1945 гг.) |
Список литературы:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.
2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.
3. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010,
4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. _ Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. 224 с.
5. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005.
Интернет-ресурсы:
https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200800504
http://bobrowka.ucoz.ru/nou/metodika_provedenija_uchebnykh_issledovanij_uchash.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Я - исследователь»
данная программа соответствует ФГОС НОО...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок
Курс «Юный исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...
Рецензированная рабочая программа кружка научно-познавательного направления "Юный исследователь"
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВажнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; ...
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности....
Рабочая программа "Исследователь". 1 класс
Рабочая программа "Исследователь"...