Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Путешествие по материкам"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Курбатова Ксения Александровна

Тема урока «Путешествие по материкам»

Тип урока: общеметодологической направленности

Цель урока: создание условий для формирования представления учащихся о материках планеты Земля.

Задачи урока

Дидактические:

·       формировать у детей знаний о понятии «материк»;

·       закреплять навыки работы с географической картой.

Развивающие:

·       развивать устную речь;

·       развивать логическое мышление;

·       закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

·       воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;

·       воспитывать уважение к мнению других учащихся;

·       воспитывать способность к самооценке.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть,  авторы: А. А. Плешаков (Школа России), рабочая тетрадь 2 часть,  раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_2.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата:

Школа: №50

Класс: 2

Урок:

Время:

                     Студент: Курбатова Ксения

                     Группа: 42

                     Учитель: Шарикова Анна Александровна

Тема урока «Путешествие по материкам»

Тип урока: общеметодологической направленности

Цель урока: создание условий для формирования представления учащихся о материках планеты Земля.

Задачи урока

Дидактические:

  • формировать у детей знаний о понятии «материк»;
  • закреплять навыки работы с географической картой.

Развивающие:

  • развивать устную речь;
  • развивать логическое мышление;
  • закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся;
  • воспитывать способность к самооценке.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть,  авторы: А. А. Плешаков (Школа России), рабочая тетрадь 2 часть,  раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку .

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

3. Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь!

Показывают свою готовность.

Ответное приветствие.

Предметные:

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 1.

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: опрос, беседа.

Повторение по теме урока:

1. проверка домашнего задания.

-На прошлом уроке вы узнали, какие на нашей планете есть океаны и материки. Сегодня мы с вами это вспомним.

- Какая перед вами висит карта, как она называется?

- Определите на карте стороны горизонта.

Покажите на карте океаны и скажите, как они называются. Доп. вопрос: что на карте обозначают различными оттенками коричневого цвета?

- Покажите на карте материки и скажите, как они называются. Доп. вопрос: что на карте обозначают оттенками зеленого цвета?

- Мы с вами вспомнили материки Земли. Еще раз назовем их.

Отвечают на поставленные вопросы

- Карта мира

- Возвышенность, горы, т.е. чем темнее цвет, тем эти участки земной поверхности выше; чем светлее – тем они ниже

- Более темным – низменности, а равнины – более светлым зеленым цветом

 -Евразия, Северная и Южная Америка, Австралия, Африка, Антарктида

Предметные: повторить уже пройденный материал.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Учебная презентация: слайды

№ 2, 3, 4.

- А скажите, что такое материк? Попробуйте дать определение.

- Материки – огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой. Как отличить материк от острова?

Можем ли мы назвать, например, остров Мадагаскар материком? Почему?

- А можем мы назвать материком Африку? Почему?

- А почему Африка не относится к Евразии, они же находятся совсем близко? Верно.

- Итак, сколько же всего материков?

 А на каком материке живем мы с вами?

Предположение детей. 

-Материк – большой участок суши, а остров – маленький

- Нет. Потому что он маленький

- Да. Потому что – это большой участок суши, окруженный водой со всех сторон

-Потому что она отделена водой от Евразии

- 6

-Евразия

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: формулирующий и подводящий диалог.

Наглядный: презентация

1. Формулирует вместе с детьми тему урока.

2. Подведение к формулировке темы и целей.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- И сегодня мы с вами совершим кругосветное путешествие по всем материкам.

- Какие цели поставите перед собой?

- Прочитайте задачу, которую ставит Муравьишка. 

Формулируют и говорят о теме и целях урока.

- О материках.

Предметные: уметь формулировать тему и цель урока

Учебная презентация: слайды

№ 5, 6, 7

Учебник

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация

1. Открытие для учеников новых сведений.

- И начнем мы с Евразии. Евразия – самый большой материк на Земле. Евразия делится на две части света – Европу и Азию. Наша Родина – Россия – расположена в обеих частях света. Граница этих частей света проходит по Уральским горам. Уральские горы – самая большая горная система России. Евразия омывается всеми четырьмя океанами.

- Покажите на карте, какими океанами Евразия омывается с разных сторон горизонта? У берегов Евразии находится бесчисленное множество островов. В Евразии находится самое крупное озеро, может быть, вы знаете, какое? А также самое глубокое озеро. Какое? В Евразии проживает самое большое количество людей. 

- Здесь находятся крупнейшие страны мира: по площади.

Внимательно слушают.

Показывают на карте.

- Каспийское

- Байкал

Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знания

Метапредметные:

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Учебная презентация: слайды

№ 8, 9 ,10, 12.

– Россия, и по населению – Китай. Ребята, можем ли мы с вами сказать, что на такой большой территории одинаковый климат, одинаковая погода?

- А, значит, здесь будет очень много видов различных растений и животных. На территории Евразии находится много стран: Россия, Китай, Монголия, Индия, Германия, Франция, Италия и другие страны. Несомненно, если здесь так много стран, то здесь будет и много достопримечательностей. О некоторых из них нам расскажут ребята.

- Мы не будем долго останавливаться на этом материке, потому что вы более подробно будете изучать его позже. А пока сосредоточим наше внимание на остальных материках

Итак, мы продолжаем наше путешествие. И Следующая наша остановка – Северная Америка. Как мы можем попасть из Евразии в Северную Америку? Какими видами транспорта можем воспользоваться?

- Вот мы прилетели в Северную Америку. Определите по карте, водами каких океанов она омывается?

- Обратите внимание, западная часть материка занята горами – Кордильерами, самой величайшей по протяженности горной системой земного шара. Самая крупная река Северной Америки – Миссисипи с притоком Миссури. На территории Северной Америки находятся 5 Великих озер. Эти озера являются одним из крупнейших скоплений на Земле пресной воды.

Здесь растут самые большие деревья на Земле – секвойи. На западе Северной Америки живут дикие лошади (как называются?) мустанги. Они являются потомками самых первых лошадей, ступивших на землю Северной Америки.  Мустанги от природы очень выносливые, поэтому одомашненные мустанги часто являются очень хорошими верховыми лошадьми. А знаете ли вы, что родиной енота-полоскуна является Северная Америка?

- Нет 

- Можем полететь на самолете или по водному пути, кораблем или паромом.

-Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов

Практический: работа с планом местности

Словесный: слово учителя

- Енот-полоскун выбирает для проживания места обязательно рядом с водоемом, потому что в реках он добывает себе пищу. Как вы думаете, почему этим енотам дали имя «полоскун»?

- У него есть очень необычная манера. Раздобыв еду, он тщательно полощет её в речке, прежде чем употребить в пищу. Богатая природа, исторические памятники, следы давно исчезнувших цивилизаций привлекают множество туристов в Северную Америку. К ним относится, например, Большой каньон – одно из признанных чудес света и один из самых глубоких каньонов мира. Каньон постоянно меняется, появляются новые трещины, открываются другие слои. Более того с каждым годом каньон продолжает расти. Недавно над этим каньоном построен прозрачный мост, с которого можно любоваться всеми его красотами. Также в Северной Америке находится Статуя Свободы – одна из самых знаменитых скульптур в США и в мире.

-Совсем рядом расположена Южная Америка. Это самый дождливый материк. Здесь протекает самая большая река Земли – Амазонка. Здесь расположены густые, влажные тропические леса с яркими птицами, обезьянами и другими животными, необычные растения и высокие горы.  По размерам она близка к Северной, но тут живет гораздо меньше людей. Как думаете, почему?

- Тем не менее, все люди, живущие здесь, хорошо понимают друг друга – почти во всех странах этого материка люди говорят по-испански. В Южной Америке редко встретишь крупного зверя. Ленивцы, броненосцы, муравьеды, экзотические птицы, змеи, несметные полчища насекомых — вот основа животного мира этого материка.

По тонкой нити я хожу,
Но больше я в углу сижу,
Дожидаясь мух и мошек,
Во все глаза свои гляжу!
  (Паук) 

Существует такой вид пауков, который можно встретить только на этом материке.

Внимательно слушают. Высказывают свои предположения 

-Потому что в горах и лесах жить неудобно.

П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;

К: строить сообщения в устной и письменной форме;

Это паук-птицеед. Но, также опасны и реки Амазонки, они изобилуют крокодилами и хищными рыбами пираньями.

- А какая следующая остановка, вам предстоит угадать.  

Огромный этот континент
Известен людям много лет.
Там обитают крокодилы,
Львы, бегемоты и гориллы.
Жирафы тоже там живут.
Как этот континент зовут? (Африка)

- Верно. Наша следующая остановка  - Африка. Африка самый жаркий материк на Земле. Здесь расположена величайшая в мире, самая жаркая пустыня Сахара и самая длинная река в мире – Нил.

По праву Африка может гордиться своим  животным миром. Где еще вы можете увидеть птиц-носорогов и смешных страусов, гордых венценосных журавлей, крокодила и жирафа, полосатую зебру, носорога. Главное, конечно, это не встретить черную мамбу.

-Настало время узнать нашу следующую остановку.
На всём материке одна
Лежит огромная страна,
Где мир животный необычный,
Он очень древний, экзотичный:
Там много сумчатых зверей,
Носящих на себе детей.
На южном полушарии
Раскинулась …
(Австралия)

Верно, наша следующая остановка – Австралия. Это самый маленький из материков. Омывается океанами (какими?) Индийским, Тихим и Южным. На территории Австралии произрастают уникальные виды растений: эвкалипты, фикусы, акации, пальмы. Также богат и животный мир, о котором нам расскажут ребята.

(сообщения о кенгуру, коале, утконосе)

Большинство австралийских млекопитающих сумчатые: на животе у них есть глубокая складка кожи, которая называется сумкой. 


Р:  учит выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

самоопределение к деятельност

П: осознавать познавательную задачу;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Богат мир птиц. Самая большая птица – страус эму. Очень много попугаев. Особенно много в Австралии ящериц. Многие австралийские животные находятся под охраной. 

-Наша последняя остановка загадочная Антарктида.
- Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего? Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.
- Предположите, как называются огромные участки суши, окруженные водой?
- Чего на поверхности Земли больше: воды или суши?
- Правильно, если бы мы могли посмотреть на Землю с высоты нескольких тысяч километров, то увидели бы, что большая ее часть занята водой.

Корабли по морю плыли,
К чудо-острову спешили.
Ждали там давно гостей,
Лучших первооткрывателей

В Антарктиде отсутствуют наземные млекопитающие, крылатые насекомые и пресноводные рыбы. Но, несмотря на это здесь обитают  более 100 тыс. пингвинов, много буревестников, поморников, в водах - различные виды тюленей и морские леопарды

- Почему Антарктиду называют континентом ученых? Какие основные представители растительного мира Антарктиды? Где расположен материк Антарктида?

.

Предположения детей. 

Внимательно слушают. Высказывают свои предположения. Задают уточняющие вопросы.

ДП

Организация проведения физминутки — разминка для глаз, пальцев, рук.

Мы протянем к солнцу ручки. 

(Потягивания — руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведем. 

(Потягивания — руки в стороны.)

Мы закончили разминку,

Отдохнули ножки, спинки.

Выполнение упражнений.

Учебная презентация: слайды № 11.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: презентация

1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

- Вот наше путешествие и подошло к концу. Теперь, проверим, какие из вас путешественники, запомнили ли вы то, о чем говорилось на уроке.

2. Работа в рабочих тетрадях. №1-2 (стр. 76-77)

- Откройте рабочие тетради и начните выполнять задания.

Внимательно слушают учителя.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Предметные: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Учебная презентация: слайд № 13

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий,

индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: самостоятельная работа

1. Начало самостоятельной работы учащихся. 

2. Оказание индивидуальной помощи

3. Организация взаимопомощи

4. Конструктивная критика

5. Поощрение

- Давайте еще решим небольшой тест.

1 вариант

1. Сколько материков на Земле?

А) 4

Б) 6

В) 5

2. Самый большой материк - …

А) Евразия

Б) Африка

В) Южная Америка

3. Какой материк делят на две части света?

А) Антарктида

Б) Евразия

В) Австралия

4. Самый маленький материк Земли - …

А) Африка

Б) Антарктида

В) Австралия

2 вариант

1.Какой материк самый жаркий?

А) Евразия

Б) Африка

В) Северная Америка

Работают самостоятельно.

Выполняют тестовые задания.

Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 14, 16, 17, 18.

2. На каком материке обитают кенгуру, коала и другие сумчатые звери?

А) Австралия

Б) Северная Америка

В) Антарктида

3. На каком материке не живут люди?

А) Антарктида

Б) Северная Америка

В) Австралия

4. На каком материке расположена наша страна?

А) Африка

Б) Южная Америка

В) Евразия

- Попрошу вас обменяться листочками с ответами с соседом по парте.

- На слайде представлены ответы на тест, отметьте знаками + и - правильные и неправильные ответы. Посчитайте сколько + получилось.

- На слайде представлены критерии, поставьте отметку на листочки и передайте их на первые парты.

Взаимопроверка по эталону.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

1. Обобщение материала урока.

2. Вопросы на повторение теоретического материала.

Викторина:

1. Как называются огромные участки суши, окруженные водой? (Материки)

2. Какой материк самый большой? (Евразия)

3. Какой материк самый маленький? (Австралия)

4. На каком материке обитают пингвины? (Антарктида)

5. Назови континент, на котором водятся кенгуру (Австралия)

6. Назови континент, на котором протекает самая длинная река – Нил. (Африка)

7. Назови континент, на котором располагается наша страна (Евразия)

8. На каком континенте находится Статуя Свободы? (Северная Америка)

9. Какой материк самый дождливый? (Южная Америка)

Ответы детей на вопросы учителя.

Предметные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 19.

10. Какие части света входят в Евразию? (Европа и Азия)

Покажите все материки на карте мира.

3. Организация анализа урока с точки зрения поставленных целей.

- Какая тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы ставили?

- Достигли мы поставленной цели?

ДЗ

Запишите домашнее задание –  Р.Т. с. 78

Записывают домашнее задание

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

1. Самооценивание.

- Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями?

- У кого возникли трудности? Какие трудности возникли?

- Спасибо за урок. Вы отлично потрудились!

Выполняют самооценку своей деятельности на уроке.

Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд

№ 20, 21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру "Материки и океаны" 2 класс

Урок по окружающему миру «Материки и океаны» относится к уроку, составленному в рамках программы «Школа 2100». Данный урок содержит проблемный диалог, в ходе которого дети сами выводят тему, цел...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Тема: "Материки и океаны" и его самоанализ

Структура урока позволяет в полной мере реализовать деятельностный подход. Дан самоанализ урока....

Конспект урока по окружающему миру "Материки и океаны"

Материал содержит следующую инфовмацию:- полный коспект урока- презентационный материал к уроку...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Путешествие по материкам»

Учебный предмет: окружающий мирКласс: 2Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами предмета "Окружающий мир".Задачи урока:На основе работы с текс...

Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по материкам " (2 класс) (УМК Школа России)

Цель деятельности учителя: знакомство с материками планеты и их особенностями.Планируемые результаты:Предметные:знать расположение и название всех материков;знать понятие «материк»;уметь н...

Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по материкам " 2 класс, Школа России

Цель деятельности учителя: знакомство с материками планеты и их особенностями.Планируемые результаты:                 Предметные:знать расположение и назва...

Конспект урока по окружающему миру для 2кл "Карта мира.Материки и океаны"

Урок создан  согласно требованиям ФГОС ,много практических заданий.Во многих заданиях представлены метапредметные связи....