Конспект урока по окружающему миру "Материки и океаны"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Материал содержит следующую инфовмацию:

- полный коспект урока

- презентационный материал к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materiki_i_okeany_ch1.pptx1.89 МБ
Microsoft Office document icon materiki_i_okeany.doc56.5 КБ
Файл materiki_i_okeany_ch2.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Меридианы Параллели Экватор

Слайд 5

Цели урока: Мы будем знакомиться с материками и океанами . Учиться узнавать и показывать их на карте.

Слайд 6

Огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой – это МАТЕРИКИ , ИЛИ КОНТИНЕНТЫ Евразия Африка Австралия Южная Америка Северная Америка Антарктида

Слайд 7

Материки Северное или Южное полушарие Западное или Восточное полушарие Евразия Африка Северная Америка Южная Америка Австралия Антарктида

Слайд 8

Материки Северное или Южное полушарие Западное или Восточное полушарие Евразия Африка Северная Америка Южная Америка Австралия Антарктида Ю В и З

Слайд 9

Материки Северное или Южное полушарие Западное или Восточное полушарие Евразия Африка Северная Америка Южная Америка Австралия Ю В Антарктида Ю В и З

Слайд 10

Материки Северное или Южное полушарие Западное или Восточное полушарие Евразия С В Африка Северная Америка Южная Америка Австралия Ю В Антарктида Ю В и З

Слайд 11

Материки Северное или Южное полушарие Западное или Восточное полушарие Евразия С В Африка С и Ю В Северная Америка Южная Америка Австралия Ю В Антарктида Ю В и З

Слайд 12

Материки Северное или Южное полушарие Западное или Восточное полушарие Евразия С В Африка С и Ю В Северная Америка С З Южная Америка Австралия Ю В Антарктида Ю В и З

Слайд 13

Материки Северное или Южное полушарие Западное или Восточное полушарие Евразия С В Африка С и Ю В Северная Америка С З Южная Америка Ю и С З Австралия Ю В Антарктида Ю В и З

Слайд 14

Австралия

Слайд 15

Символ Австралии — кенгуру .

Слайд 16

Серый оппосум – ночной житель Австралийских пустынь

Слайд 17

Дикая собака динго – коренной житель Австралии

Слайд 19

Самые яркие по окраске птицы тоже живут в Австралии

Слайд 20

Утконос – водный зверь, живёт в воде, откладывает яйца, но детёнышей кормит молоком .

Слайд 21

Гроза морей и океанов Австралии



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира "Материки  и океаны"

Цели:

формировать у учащихся новые понятия о «частях света», «материках» и «океанах»;

развивать умение узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.

воспитывать уважительное отношение друг к другу, к народам, живущим на Земле.

Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, таблицами, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;

развивать учебно-информационные умения;

осознанно читать научно-популярный текст;

подбирать материал по определенной теме, работать с дополнительными источниками информации;

отделять новое от известного знания;

определять главное, существенное;

научным языком выражать свои мысли.

Оборудование: карточки с заданиями, презентация. Окружающий мир. Учебник для 2-го класса «Наша планета Земля». ч.1.Автор А.А. Вахрушев. (Образовательная система «Школа-2100»), Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», карта полушарий, глобус.

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор

ХОД УРОКА

слайд 1

I.Самоопределение деятельности.

- Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.

- Позвольте начать урок с притчи.

                

Восточная притча

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках

- На уроке вы получите новые знания. Какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас, всё в ваших руках.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, начнем наш урок с загадок.

- Загадка первая: «Как называются линии, соединяющие два полюса?»

- Меридианы.

- Как называются линии, пересекающие меридианы?

- Параллели.

- Как называется самая длинная параллель?

- Экватор.

- На какие полушария делит экватор Землю?

-Северное и Южное.

На экране появляются слова:

Меридианы, параллели, экватор. 

Слайд 2.

- Что объединяет все эти слова?

- Это воображаемые линии и точки, придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты.

-В каких ситуациях необходимо такое ориентирование?

- Мы думаем во время путешествий.

- А вы хотите отправиться в кругосветное путешествие?

- Да, конечно.

Слайд 3. 

-Давайте вспомним, кто первым в мире совершил кругосветное плавание?

-Фернан Магеллан.

-А что доказал он своим плаванием?

-Доказал шарообразность Земли.

-Давайте сейчас представим, что мы путешественники, садимся на такой великолепный корабль и отправляемся в путь!

Слайд 4. 

-Передвигаться мы будем по линиям, которые расположены по обе стороны от экватора и ограничивают жаркий пояс Земли. Как называются эти линии?

- Северный тропик и Южный тропик.

- Что нам понадобится в путешествии? (глобус или карту, компас)

- Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней. Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости.

- В любом плавании принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что встретилось на пути. Возьмите свои судовые журналы. Будем двигаться влево, начиная с западного полушария.

(На каждой парте лежат листочки «Бортовой журнал», по ходу изучения дети их заполняют. По краям на доске учитель тоже заполняет «Бортовой журнал»)

Встреча 1. Название _________________

(суша или вода)

Встреча 2. Название _________________

(суша или вода)

Встреча 3. Название _________________

(суша или вода)

Встреча 4. Название _________________

(суша или вода)

Встреча 5. Название _________________

(суша или вода)

Встреча 6. Название _________________

(суша или вода)

 - Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку.

- Теперь двигаемся по восточному полушарию.

- Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку. (Названия появляются на доске)

3. Постановка проблемы.

- На какие две группы можно разделить увиденное и почему?

Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.

Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан. (На доске меняются местами слова)

- Опишите увиденные вами участки воды. Что общего в них?

-Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.

- Какое общее название они имеют?

- Они называются океанами.(вместо «воды» появляется название «океан»)

- Раньше они были предметом нашего обсуждения?

- Нет.

- Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?

- Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.

- Какое общее название они имеют?

- Материки

- Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён урок?

- Мы будем знакомиться с названиями огромных участков суши и воды.

 - Правильно. Тема урока: «Материки и океаны».

Слайд 4.

- А теперь давайте поставим цель урока.

Ответим на вопрос, как называются огромные участки суши, окружённые со всех сторон водой. Учиться находить и показывать их на карте.

Слайд 5. Появляются цели урока.

4. Совместное «открытие» знаний.

- Ребята мыс вами уже сказали, что огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой называются материками.

-так ли это, давайте проверим свои предположения по учебнику на стр.96.

- Мы нашли нужную информацию. Огромные участки суши, окружённые водой, называются материками. 

Слайд 6. 

Работа по карте

- А сколько всего материков?

- Всего материков шесть. Появляются на карте названия.

5. Первичное применение нового знания.

- Давайте продолжим наше путешествие, познакомимся с каждым из них. Рассмотрим материки и попробуем сравнить их. Откройте карту полушарий на стр. 128-129 .Все ли материки повстречались нам в пути?

- Нет, мы не встретили Антарктиду. ( Добавить на доску название)

- Определите по карте, в каком полушарии лежит основная часть материка.

6. Первичное применение нового знания.

- А теперь давайте посмотрим и скажем, какой материк самый маленький?

- Это Австралия.

слайд 14

 Австралия – самый сухой материк Земли. Говоря об Австралии, мы сразу вспоминаем удивительных животных – кенгуру. Но и другие сумчатые животные здесь обитают. Сумчатый медведь, волк.

Слайд 15.

-Еще один из ярких представителей Оппосум – ночной житель Австралии.

Слайд 16-21.

Дикая собака Динго - самый опасный хищник материка.

Удивительный мир ярких красок, даже птицы Австралии самые яркие в мире. Посмотрите на слайд.

 Чудо-животное – утконос, который откладывает яйца, как птица, а детёнышей кормит молоком, как млекопитающие.

Конечно, огромное количество акул обитает у берегов Австралии.

-Ответьте, чем же так уникален материк Австралия?

- Итак, далее. А какой материк самый большой?

- Евразия.

Слайд 22.

Действительно Евразия – самый большой материк, чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. Конечно, раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозеленых лесов. От низменностей до самых высоких гор в мире – Гималаев.

-Какие представители животного мира характерны для этого материка?

Слайд 23-26.

- А как вы думаете, какой материк самый жаркий?

- Африка.

Слайд 27.

Говоря об Африке, мы сразу вспоминает об африканских слонах, о царе зверей – льве, о самом длинношеем животном – жирафе. И, конечно, о древнем Египте, о чуде света – пирамидах.

Слайд 28-33.

- Какие материки находятся в западном полушарии?

-Северная Америка и Южная Америка.

Слайд 34-35.

Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. Южная Америка – самых влажный материк мира. Здесь выпадает больше всего осадков. Это родина удивительных броненосцев и самого высокого дерева мира – секвойи.

Слайд 36-38.

-А какой материк самый холодный?

-Антарктида.

Слайд 39.

-Антарктида – край вечных льдов. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя – пингвинов.

Слайд 40-41.

Физминутка.

Путешествуя по странам

Утомились мы в пути

Предлагаю вам, ребята

Встать и с корабля сойти.

Посмотреть направо,

Посмотреть налево,

Потянуться к солнцу,

Удивиться «Где мы?»

Через ручьи и кочки

Перепрыгнем ловко,

Для первооткрывателей всегда нужна сноровка.

Вдыхаем свежий воздух,

Как бабочки кружимся.

И на цветок чудесный

Спокойно мы садимся

7. Первичное закрепление нового материала.

- Можно ли объединить Южную Америку и Африку в одну группу?

- Часть их располагается в Северном полушарии, а часть в Южном.

-Почему Австралию и Антарктиду можно объединить в одну группу?

- Они обе в южном полушарии.

- На каких материках много равнин?

- Это Южная Америка и Евразия.

- Где самые высокие горы?

- В Евразии. (Гималаи)

8. Изучение нового материала.

Давайте рассмотрим океаны и сравним их.

- Сколько всего океанов? ( 4) Все ли океаны пересекли мы во время нашего плавания?

- Нет, мы не плыли по Северному Ледовитому океану. (название появляется на доске)

- Найдите самый большой и самый маленький океан. ( Работа по карте полушарий)

Слайд 42. 

-Самый большой – Тихий океан. Самый маленький – Северный Ледовитый.

Учитель предлагает показать океаны на карте полушарий у доски.

- Сколько материков омывает Северный Ледовитый океан?

- Он омывает два материка. (Евразию, Северную Америку)

- Какой океан омывает все материки кроме Австралии?

- Атлантический.

- Какой океан омывает сразу четыре материка?

- Индийский. (Африку, Евразию, Австралию, Антарктиду)

- А какой океан омывает сразу пять материков?

- Тихий. (Северную Америку, Южную Америку, Австралию, Антарктиду, Евразию)

- В каком полушарии можно встретить все океаны сразу?

- Это Восточное и Северное.

- А кто знает, какая вода в океанах и морях?

- Солёная.

-А теперь давайте совершим путешествие в прошлое. В далёкие времена не знали материков. Люди различали части света – большие исторические области Земли, разделенные морями. Жители каждой области общались друг с другом, путешествовали, плавали купцы за товаром и т.д, но мало знали о «заморских» странах, расположенных на «краю света».Люди, населявшие западную часть Евразии, называли Европой. Землю, лежащую от них за морями, называли Азией. Они даже и не догадывались, что живут на одном материке Евразия. И южнее Европы - Африка. И эти три части света относятся к старому свету, потому что открыты были давно. Европу, Африку и Азию можно объединить в одну группу . Это части Старого Света.

Слайд 43

А вот Америка, Австралия, Антарктида. Именно в данной последовательности люди открывали эти земли. Это части нового света.

Слайд 44 .

Частей света шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида.

Слайд 45   Работа с таблицей.

- Какая часть света состоит из двух материков?

- Америка. (Северная и Южная)

- Какие части света находятся на одном материке?

- Европа и Азия на материке Евразия.

9. Самостоятельное применение знаний (работа в парах).

Каждая пара получает задание: подписать название материков

После выполнения работ появляется слайд с правильными вариантами ответов.

9. Итог работы. Рефлексия. Возвращение к теме и целям урока.

Слайд 23.

- Что нового узнали?

- Как узнали, что помогло?

- Где пригодятся знания?

- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

- Как работал ты?

Урок заканчивается стихотворением Е. Шкловской

Смотрю на глобус– шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки: "Ты береги, нас, береги”.

В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники: "Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.

Грустит глубокая река, свои, теряя берега.

И слышу голос я реки: "Ты береги нас, береги”.

Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: "Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Материки и океаны

Слайд 4

Евразия

Слайд 5

Евразия

Слайд 6

Евразия

Слайд 8

Африка

Слайд 10

Африка

Слайд 12

Африка

Слайд 13

На самом краю пустыни Сахары находятся египетские пирамиды

Слайд 14

Северная Америка

Слайд 15

Южная Америка

Слайд 17

Северная и Южная Америка

Слайд 18

Северная и Южная Америка

Слайд 19

Так выглядит из космоса Антарктида — самая большая в мире холодная пустыня.

Слайд 20

Антарктида

Слайд 22

Океаны Тихий Индийский Атлантический Северный Ледовитый

Слайд 24

Часть света – это материк или часть материка с прилегающими островами. Европа Азия Африка Америка Австралия Антарктида

Слайд 25

Материки Части света Евразия Европа Азия Африка Африка Северная Америка Америка Южная Америка Австралия Австралия Антарктида Антарктида

Слайд 26

Определите, какие материки изображены на рисунке и подпишите их названия . Определи, какого материка не хватает. Африка Южная Америка Антарктида Австралия Евразия

Слайд 27

Домашнее задание: Прочитать учебник стр.96-103; Подготовить сообщение для рубрики «Это интересно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру "Материки и океаны" 2 класс

Урок по окружающему миру «Материки и океаны» относится к уроку, составленному в рамках программы «Школа 2100». Данный урок содержит проблемный диалог, в ходе которого дети сами выводят тему, цел...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Тема: "Материки и океаны" и его самоанализ

Структура урока позволяет в полной мере реализовать деятельностный подход. Дан самоанализ урока....

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.

Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»

Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...

Конспект урока по окружающему миру для 2кл "Карта мира.Материки и океаны"

Урок создан  согласно требованиям ФГОС ,много практических заданий.Во многих заданиях представлены метапредметные связи....