Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Словесный: Психологический настрой | 1.Приветствует. - Здравствуйте, ребята! -Сейчас тихо сядут девочки, еще тише сядут мальчики. - Поднимите руки те, кто любит преодолевать трудности? Хлопните те, кто уверен, что все трудности сегодня на уроке преодолеет с легкостью. Отлично. -Надеюсь, сегодня на уроке вы будете внимательными и активными!
| Приветствуют учителя.
| Метапредметные: Р: самостоятельно организовать своё рабочее место; Л: смыслообразование. |
Учебная презентация
|
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная
Словесный: устный опрос
| 1. Проводит обобщающую беседу по пройденному материалу. 2. Побуждает к высказыванию своего мнения.
- Ребята, о каком городе мы с вами говорили на прошлом уроке? - Когда была основана Москва? - Кто является основателем Москвы? - Что такое план города? - Что изображено на гербе Москвы?
- Какие достопримечательности есть в Москве?
-Послушайте стихотворение. Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын, Как русский, - сильно, пламенно и нежно. Люблю священный блеск твоих седин И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.
-О какой достопримечательности Москвы говорится в стихотворении? |
-О Москве.
-В 1147 году. -Юрий Долгорукий. -План – это чертеж местности. - На гербе изображен всадник с копьем, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец. - Московский Кремль; Останкинская телебашня, Красная Площадь, Третьяковская галерея, Успенский собор.
-О Московском Кремле. | Метапредметные:
П: осознание целостности окружающего мира;
К: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопрос учителя;
Р: планировать свою деятельность на уроке;
П: ориентироваться в своей системе знаний. |
Учебная презентация
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Словесный : подводящий диалог
| 1. Побуждает учащихся к формированию темы и цели урока.
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. - Сформулируйте тему нашего урока. - Давайте поставим цели для нашего урока. -Чтобы достичь поставленной цели нам нужно спланировать нашу работу. Составим план работы по опорным словам на слайде: Вспомним… Узнаем… Сделаем… 2. Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию. Оценивать свою деятельность мы будем пальцами вверх и вниз. Если вы успешно справились с заданием, поднимаем палец вверх. Если у вас возникли трудности, то поднимаем палец вниз. |
- «Московский Кремль».
- Узнать об истории создания Московского Кремля.
Вспомним, достопримечательности Москвы; Узнаем, историю создания Московского Кремля; Сделаем выводы.
| Метапредметные:
Л: проявление активности в общей работе;
Р: самостоятельно формулировать тему и цель урока.
|
Учебная презентация
|
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению |
Наглядный: видеофрагмент
Парная Практический: ответ на вопросы
Наглядный: Презентация, учебник
Словесный : рассказ учителя
Словесный: выступление учащихся
| - Организует наблюдение над языковым материалом.
- Ребята, кто из вас был в Московском Кремле? Какие у вас остались впечатления? -Что вы можете нам рассказать о нем? -Посмотрим небольшой видеофрагмент и поближе познакомимся с Московским Кремлем. -Расскажите, что нового вы узнали? - Открываем страницу учебника – 102 – 103. Сейчас вы поработаете в паре. Вспомним правила работы в паре. На экране представлены вопросы, вам необходимо изучить информацию в учебнике и устно ответить на них. Одна пара будет отвечать на оценку. - Где стоят стены Кремля?
- На кого похожи купола храма?
- Чем был Кремль в далекие времена?
- Кто работает в Кремле?
- Что находится в Кремле?
- Москва и Кремль- эти два имени всегда рядом, потому что Кремль – это сердце Москвы, символ нашей Родины. - Также в Кремле находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится вся Россия. О них мы с вами поговорим чуть позднее. - А теперь откройте учебник на стр 103. Представьте, что вы пролетаете над Московским Кремлем на вертолете. Рассмотрим фотографию. -Найдите на ней достопримечательности Кремля. -Прочитайте. -Расскажите о них по фотографии. -Обратите внимание на Спасскую башню. Спасская башня — одна из самых красивых и знаменитых башен Московского Кремля. Именно на ней находятся куранты, отсчитывающие двенадцать ударов в момент наступления нового года. -Еще есть такие достопримечательности как: Храм Василия Блаженного, Исторический музей, Царь – колокол, Царь – пушка. -Сейчас мои помощники выйдут и более подробно расскажут об этих достопримечательностях. Храм Василия Блаженного. Иначе его называют «Покровский Собор». Это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань. Исторический музей. Крупнейший в России музей. Если соединить вместе все залы музея, то длина составит три с половиной километра. Музей находится на севере Красной площади Москвы, включает здание монетного двора и Московской городской думы. Царь – колокол. На территории Кремля находится самый крупный колокол, его название – Царь колокол. Он очень большой – его высота чуть больше шести метров. Еще он невероятно тяжелый – его вес целых двести тонн. Царь – пушка. Знаменитой достопримечательности Кремля уже более четырехсот лет. Царь-пушка находится в числе самых популярных достопримечательностей Москвы. Пушка отлита из бронзы. Она занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Некоторые ученые полагают, что Царь-пушку сделали для того, чтобы пугать иностранных послов. |
Высказывают свое мнение. -Кремль – это сердце России. Он занимает большую площадь. Читают информацию в учебнике. Отвечают на вопросы.
1) Стоят на высоком холме и отражаются в водах Москвы – реки. 2) На шлемы богатырей 3) Был крепостью, за стенами которой жители древней Москвы спасались от врага. 4) Президент РФ 5) Находятся уникальные памятники истории и культуры
Изучают иллюстрацию.
Читают и описывают достопримечательности.
| Метапредметные:
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
К: взаимодействие со сверстниками для решения учебной задачи;
К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
П: формирование умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать.
Р: саморегуляция
П: поиск необходимой информации |
Видеофрагмент «Московский Кремль»
Учебник стр. 102-103
Учебная презентация
Учебник стр. 103
|
Динамическая пауза | Предупреждение утомления | Наглядный: видеофрагмент Практический: физминутка Индивидуальная | Динамическая пауза -Давайте немного отдохнем. Повторяйте движения, показанные на экране. |
- Повторяют движения.
|
| Видеофрагмент |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий |
Практический: чтение статьи
Словесный: учебный диалог, рассказ учителя | - Организует представление изученной информации при работе в группах.
-А теперь прочитаем статью «Из истории Кремля» на стр. 104 учебника и узнаем, что же происходило с Кремлем дальше? Кто построил Кремль? Кто его перестроил 500 лет назад и как стал выглядеть Кремль?
- Итак, кто построил белокаменный Кремль? Посмотрите на слайд, вот такой был Кремль при Дмитрии Донском. - Кто перестроил Кремль 500 лет назад? Почему?
- Как стал выглядеть Кремль? Найдите в тексте. - Кажется, вечно была Москва, вечно стоит наш Кремль. Но это не так. Все имело свое начало. Первый Кремль был деревянным. Заложен он был по приказу Юрия Долгорукого в 1156 году. Москва тогда была маленькой крепостью, затерянной в дремучих лесах Владимиро-Суздальской земли. Главной бедой тогда для Кремля были пожары. После страшного пожара 1365 года москвичи начали класть стены Кремля из белого камня. И стала столица белокаменной. Но в конце 15 века опять стало тесно городу, и был построен новый Кремль – из красного кирпича, тот самый, который мы знаем сейчас (только верхушки башен были надстроены позднее). - Вместе со стенами поднялись и новые башни. Давайте узнаем, какие же башни есть в Кремле и сколько их. Для этого послушайте небольшую сказку. «Нельзя не любоваться башнями Кремля. Невольно хочется поговорить с ними, спросить их: «Какая из вас, башен, самая старейшая?». – Я,– гордо говорит Тайницкая башня, – меня построили в 1485 году. А назвали меня Тайницкой потому, что во мне два тайника было: тайник-колодец и тайник– подземный ход к речному берегу. Только давным-давно это было. – А какая самая молодая? – Конечно же, я – Царская башня, мне еще и трех сотен лет нет. – А самая высокая? – Я– Троицкая башня, я башня – великан. Рост мой восемьдесят метров. – А самая маленькая? – Мал – да удал, – это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стою. Я – сторожевая предмостная башня. Я храбрее всех своих сестер. – Ну, а на какой башне находятся главные часы страны? – Я – Спасская башня, отвечаю за время. -Сколько же вас всего башен? -Нас 20 сестер. Хоть и есть между нами сходство, но у каждой свое лицо и своя история.
-Какие башни вы запомнили? Какая за что отвечает? |
Читают статью в учебнике.
-Дмитрий Донской.
-Иван 3, потому что белокаменные стены Кремля, от частых пожаров и вражеских набегов обветшали. -Вместо старых белокаменных стен поднялись новые, из красного кирпича
Отвечают на вопросы. | Метапредметные:
П: работать по предложенному плану;
Р: принятие учебной задачи к исполнению;
Р: саморегуляция
К: построение речевого высказывания |
Учебник стр. 104
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
| Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Индивидуальная
Практический: выполнение задания | - Закрепляет знания учащихся.
- Сейчас вы поработаете самостоятельно, и продемонстрируете, как вы усвоили новую информацию. Для этого возьмите рабочий лист №1. Вам необходимо будет выполнить заполнить пропуски. Но перед тем как приступить к выполнению задания, вам нужно предположить, какое количество правильных ответов вы дадите. И записать их в бланк. После того, как вы выполните задание, мы его проверим и сравним, совпало ли ваше предположение с достигнутым результатом. Рабочий лист №1. Выполнил ____________________ Я правильно выполню _______ заданий. Я правильно выполнил(а) _______ заданий. Заполни пропуски: 1)______________________ - это сердце Москвы. Он находится на 2)_________. В далекие времена для жителей Москвы он был 3)_________________. Кремль состоит из 4)_______ башен. 5)____________ башню называют «великаном». На 6)____________ башне помещены куранты. |
- Организует оценивание.
- Обменяйтесь листочками со своим соседом и проверьте работу по эталону. Запишите, какое количество баллов вы набрали. - Давайте оценим свои достижения пальцами вверх/вниз. |
Слушают учителя. Выполняют задание.
1. Московский Кремль 2. Холме 3. Крепостью 4. 20 5. Троицкую 6. Спасской
| Метапредметные:
П: анализ, синтез, обобщение
П: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы.
Р: контроль, коррекция
|
Учебная презентация
|
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Практический: выполнение упражнения
| - Проводит работу с изученным материалом.
Посмотрите в РТ на с.67 №1. Прочитайте задание. -Ваша задача: соединить картинки с названиями достопримечательностей в Кремле. -Поменяйтесь со своим соседом. Сверьте работы с эталоном с доски. -Верните работы. |
Слушают учителя. Отвечают на вопрос.
| Метапредметные: П: обобщение и структурирование знаний в речи П: анализ, синтез К: построение речевого высказывания |
Учебная презентация
|
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания |
Словесный: обобщающая беседа
Фронтальная | 1. Акцентируют внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. - Какая была тема урока? -Какую цель ставили? Все пункты плана выполнили? -Сожмите кулачек, мы с вами будем разжимать, каждый пальчик будет своё иметь значение. Мы разжимаем каждый пальчик, если утверждение вам подходит, если нет, то пальчик не разгибаем. Большой пальчик – для меня урок был важен и интересен. Указательный палец – свой работой на уроке я доволен. Средний палец – я много узнал нового. Безымянный палец – мое настроение стало лучше. Мизинец – мне понравился урок. Если у вас раскрыты все пять пальцев, покажите мне и дайте своему соседу по парте «пять». - Урок окончен, можете быть свободны! |
-«Московский Кремль». - Узнать об истории создания Московского Кремля. Отвечают на вопрос.
Слушают учителя. Оценивают свое деятельность.
| Метапредметные: Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Л: самооценка К: построение речевого высказывания |
Учебная презентация
|