Конспект урока окружающего мира "Московский Кремль" УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Елена Петровна Петрова

Конспект урока окружающего мира "Московский Кремль" 2 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mosk_kreml.docx245.06 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: «Московский Кремль»

Цель деятельности учителя: знакомство с историей Московского Кремля, его достопримечательностями.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать год основания Московского Кремля;
  • знать достопримечательности Московского Кремля;
  • уметь называть достопримечательности по иллюстрациям.

Личностные:

  • проявлять положительное отношение к учебному предмету;
  • стремиться к получению новых знаний;
  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь  «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть (УМК «Школа России»).

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка темы и целей урока.

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

– Ребята, в каком городе мы живем?

– А что является сердцем Москвы?

– А почему именно Кремль считается сердцем нашего города?

Вот об этом мы и будем сегодня говорить на уроке. Но перед этим давайте разомнемся и проверим домашнее задание.

II. Проверка домашнего задания.

Дети рассказывают о достопримечательностях Москвы, о которых не сказано в учебнике. (Рабочая тетрадь стр.46 № 4.)

III. Ознакомление с новой темой. История Кремля.

Давайте откроем учебник и прочитаем вступительную статью.

«Москва» и «Кремль» – эти два слова всегда рядом, потому что Кремль – сердце Москвы.

– Откуда пошла Москва? Как строился Кремль? Кто знает?

На холме, расположенном среди лесов и рек, в древности поселились люди. Они построили для себя деревянные жилища.

Окружили поселение изгородью и рвом для защиты от врагов и зверей. Это место – лесное, водное, охотничье, рыбное облюбовал русский князь Юрий Долгорукий. Подъехал князь со своей дружиной, а на холме была крепость, окруженная частоколом, то есть деревянными кольями. Послал князь гонца.

Пришел ответ, что не хотят сейчас пускать князя с дружиной.

Брызнули со стен стрелы. Не потерпел князь такого обращения, приказал рубить огромную вековую ель и делать таран – бревно с металлическим наконечником. С разбегу ударили тараном в ворота, проломили их. Конная дружина ворвалась в крепость, разгорелся бой. Юрий Долгорукий победил. Ведь не даром было у него прозвище «Долгорукий». Был он храбрым воином и хватким хозяином.

Взошел Юрий Долгорукий на холм, посмотрел вокруг и увидел, как хороши эти места. И тогда повелел князь ставить на этом месте город и дал название по имени реки – Москва.

Кажется, вечно была Москва, вечно стоит наш Кремль. Но это не так. Все имело свое начало.

Первый Кремль был деревянным. Заложен он был по приказу Юрия Долгорукого в 1156 году. Москва тогда была маленькой крепостью, затерянной в дремучих лесах Владимиро-Суздальской земли.

Главной бедой тогда для Кремля были пожары. После страшного пожара 1365 года при Дмитрии Донском, когда «погоре посад весь и Кремль и Заречье», москвичи начали класть стены Кремля из белого камня. И стала столица белокаменной.

Но в конце 15 века опять стало тесно городу, и был построен новый Кремль – из красного кирпича, тот самый, который мы знаем сейчас (только верхушки башен были надстроены позднее).

Давайте прочитаем статью в учебнике «Из истории Кремля».

IV. Кремлевские башни.

До наших дней сохранилось 20 башен. Хотя все они башни одного Кремля, у каждой не только неповторимая внешность, но и своя история, а также собственное имя. (Только двум из них, у Москвы-реки, так и не нашлось никакого названия, и они известны как 1-я Безымянная и 2-я Безымянная).

– Какая же башня самая старейшая?

– Я,– гордо говорит Тайницкая башня, – меня построили в 1485 году. А назвали меня Тайницкой потому, что во мне два тайника было: тайник-колодец и тайник– подземный ход к речному берегу.

– А какая самая молодая?

– Конечно же, я – Царская башня, мне еще и трех сотен лет нет.

– А самая высокая?

– Я– Троицкая башня, я башня – великан. Рост мой восемьдесят метров.

– А самая маленькая?

– Мал – да удал, – это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стою. Я – сторожевая предмостная башня, хотя во мне и четырнадцати метров нет.

– Ну, а на какой башне находятся главные часы страны?

– Я – Спасская башня, отвечаю за время.

V. Физкультурная минутка.

VI. Территория Кремля.

А теперь давайте посмотрим на Кремль с высоты птичьего полета. С помощью учебника давайте посмотрим названия памятников истории и культуры центра Москвы.

Как много нового можно узнать о Кремле. Но обратимся теперь к прабабушке всех московских площадей – Соборной площади.

Соборная площадь существовала уже в 1326 году. Ее окружают три величавых собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский. У каждого собора – свой облик и назначение.

В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царствование цари.

Нарядный Благовещенский собор – домовая церковь великого князя.

Архангельский собор – самый пышный из всех кремлевских соборов. Он напоминает сказочный заморский дворец. Архангельский собор – это усыпальница московских князей и царей.

Рядом с Архангельским собором возвышается колокольня Ивана Великого. Строили башня и достраивали много лет. С ее высоты караульщики зорко следили, не покажется ли враг. Долгое время эта башня была самой высокой постройкой в городе. Это было чудо из чудес. От сказочной высоты кружилась голова.

  

VII. Закрепление изученного.

Работа в тетрадке.

  • Стр. 46 №1.
  • Стр. 47 №2.
  • Стр. 48 №3.

VIII. Итоги урока.

Много прекрасного в Кремле – за год, пожалуй, обо всем не узнаешь. И сегодня на уроке мы познакомились лишь только с малой частью достопримечательностей Кремля и города Москвы.

– Сейчас каждый из вас подумает и скажет коротко то, что он узнал сегодня на уроке.

IX. Домашнее задание.

  1. Учебник стр. 36-39.
  2. Тетрадь стр. 49 № 4.

Порядок показа слайдов.

  1. Картина Москвы.
  2. Картина Кремля.
  3. Памятник Юрию Долгорукому.
  4. Поселение на Боровицком холме.
  5. Деревянный Кремль.
  6. Белокаменный Кремль.
  7. Современный вид Кремля.
  8. План стен Кремля.
  9. Тайницкая башня.
  10. Царская башня.
  11. Троицкая башня.
  12. Кутафья башня.
  13. Спасская башня.
  14. Вид с высоты птичьего полета.
  15. Соборная площадь.
  16. Успенский собор.
  17. Благовещенский собор.
  18. Архангельский собор.
  19. Колокольня Ивана Великого.
  20. Колокольня и колокол.
  21. Моя Москва – моя любовь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира"Леса России"

Тема «Леса России» входит в тему «Природа России». Данный урок является уроком изучения нового материала, связан с предыдущим урокам, а так же элементы данного урока являются темой следующего урока «...

Конспект урока окружающего мира "Леса России"

Материал рекомендуется использовать на уроке окружающего мира 4 класс по программе " Школа России"...

Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России

Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....

Конспект урока окружающего мира «Города России. Проект» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну.Планируемые результаты:Предметные: знать: п...

Конспект урока окружающего мира «Города России» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Города России» Цели деятельности учителя: формирование о достопримечательностях Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода.Задача урока (в рамках выпускной квалификационной ра...