Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс "Наши ближайшие соседи" УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Бузинова Виктория Сергеевна

Тип урока: "открытие" нового знания

Цель урока: формирование представлений у учащихся о странах, которые являются нашими ближайшими соседями.
Задачи урока
Дидактические:
1 Формировать умение находить и показывать на карте страны и их столицы;
2 Формировать знания о сухопутных границах России, а также морских границах.
Развивающие:
1 Развивать речь учащихся посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений;
2 Развивать познавательную активность, формировать мотивацию к дальнейшему изучению окружающего мира через активизацию инициативы;
3 Развивать умения работать с разными источниками информации.
Воспитательные:
1 Воспитывать патриотизм, уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
2 Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
3 Воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Дата: 8.04.2022

Школа:Многопрофильный №148

Класс: 3 Г

Урок: 4

Время: 10:30

Кабинет: 113

Студент: Бузинова В.С.

Группа: 42

Учитель: Гужова Ю.Э.

Тема урока «Наши ближайшие соседи»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений у учащихся о странах, которые являются нашими ближайшими соседями. Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать умение находить и показывать на карте страны и их столицы;
  2. Формировать знания о сухопутных границах России, а также морских границах.

Развивающие:

  1. Развивать речь учащихся посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений;
  2. Развивать познавательную активность, формировать мотивацию к дальнейшему изучению окружающего мира через активизацию инициативы;
  3. Развивать умения работать с разными источниками информации.

Воспитательные:

  1. Воспитывать патриотизм, уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  2. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  3. Воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.

Оборудование: учебник по окружающему миру УМК «Школа России», авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. 3 класс 2 часть, презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный (монолог учителя); психологический настрой.

1. Создаёт эмоциональный настрой.

- Ребята! Добрый день. Я рада всех вас видеть.

- Настроимся на работу, улыбнемся друг другу и отправимся в наше новое путешествие. Присаживайтесь на свои места.

Приветствуют учителя.

Присаживаются.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Личностные: включение в учебную деятельность.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

3 мин

и

Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий

И
Самостоятельная работа

Ф

Словесный

беседа

1. Актуализирует знания учащихся.
2. Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Сегодня к нам на урок пришел гость, но сначала он хочет проверить ваши знания, а после раскроет себя.
- Обратите внимание на слайд.. Вам нужно соотнести достопримечательности с соответствующим городом. На выполнение у вас 1 минута.
- Кто готов ответить?

Москва                             Кунсткамера
                                         Третьяковская галерея

                                          Большой театр

                                          Казанский собор

                                          Красная площадь

                                          Зимний дворец        

Санкт-Петербург            Останкино

- Наш гость убедился, что вы вспомнили достопримечательности наших двух городов России. И сегодня нашим экскурсоводом будет Рассел. Вы узнали его?
- Рассел спрашивает у вас. Ребята, как вы понимаете пословицу: «Соседство – взаимное дело».

- Какие взаимные дела могут быть у соседей.
- Какие взаимоотношения у вас с соседом по парте?
- Правильно, ребята, дружить с соседями нужно, ведь если случится беда, то соседи всегда могут помочь. Это касается не только людей, которые живут с нами в одном доме, но и тех людей, которые живут в соседних городах и даже странах.

Отвечают.

Выполняют работу.


(Да)

Высказывают предположения.
Отвечают.
(Дружеские)

Предметные: повторить уже имеющиеся знания.  

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности.

Презентация

Постановка учебной задачи
1 мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный
беседа

1.Подводит к постановке темы урока и цели урока.
- Кого мы еще можем называть соседями?

- Почему мы называем их соседями?


- Верно. Подумайте, какая сегодняшняя тема урока.
- Молодцы. Давайте поставим цель на урок.


- Чтобы наш урок был более четким, Рассел предложил вам план урока, но пока он шел к вам, весь план нарушился. Помогите Расселу составить верный план.

ПЛАН УРОКА:
1. Вспомним…

2. Познакомимся…

3. Сделаем… 

Высказывают свои предположения.

(Наши ближайшие страны)

(У нас общая граница, мы живем рядом)
(Наши ближайшие соседи)
(Познакомиться с соседями России, узнать столицы этих стран)

- раннее изученный материал

- с соседями России
- выводы

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
14 мин

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф
Словесный: беседа  Объяснительно – иллюстративный. Практический:
работа с учебником



1. Работа с картой.
- Ребята, в руках у Рассела две карты: физическая и политическая. Какую нам лучше карту выбрать для знакомства со странами?
- Верно. И вот перед нами политическая карта.  
- Начнем наше путешествие по карте с северо-запада, дальше на юг, юго-восток, восток и север. (показывать по карте)
Страны Прибалтики.

- Проследите по карте границу России. Обратите внимание на то, что небольшая часть нашей территории (на западе) отделена от остальной части страны. Это Калининградская область. Когда будете показывать на карте границу России, не забывайте показывать и эту область.

Мы начнем свое путешествие с северо-запада. Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией, является Норвегия. Южнее Норвегии располагается Финляндия.
-  Найдите и покажите их на карте.
- Назовите столицы эти государств.
- Какие государства граничат с Россией на западе? Прочитайте их названия.
- Назовите их столицы.
- Какая из этих трех стран граничит только с Калининградской областью России?
- Какая еще страна граничит с Калининградской областью?
- Назовите ее столицу.

Белоруссия и Украина.
- В какие страны мы попадем, продвигаясь по границе?
- Назовите столицы этих государств.
- Рассел хочет рассказать нам интересный факт. Прочитайте его.
- Само название Беларусь произошло от двух слов — Белая Русь. Так называли эти земли с XIII в.
- На Украине самый большой запас марганцевой и железной руды в мире. Самое древнее поселение людей обнаружено в Ровенской области в селе Межиречье.

- Давайте откроем учебник на странице 101. Посмотрите на изображения городов. Что можно сказать про 1 и 2 картинку?

- Верно. Какие это города?
- А что можно сказать про две  нижние картинки?


- Я с вами согласна. Какие это города?

Южные и юго-восточные соседи.

-  Прочитайте названия стран, граничащих с Россией на юге и юго-востоке. Назовите их столицы.

- Какие страны располагаются между Черным и Каспийским морями? Найдите их на карте.

- В какую страну можно попасть из Азербайджана, обогнув Каспийское море? Найдите ее на карте.
- Назовите столицу Казахстана.
- В какую страну мы попадем из Казахстана, двигаясь дальше по границе? Найдите ее на карте.
- Назовите столицу Монголии.
- Посмотрите на карту. Назовите государство, в котором живет больше людей, чем в другой стране мира. Найдите его на карте.
- Назовите столицу Китая.
-  Какой страной заканчивается наше путешествие вдоль сухопутных границ?

- Верно. Ребята, Рассел приготовил нам еще интересные факты. Прочитайте.
- Вместо хлеба абхазцы едят мамалыгу — густую кашу, сваренную из кукурузной муки. Климат и природа здесь благоприятны для жизни до глубокой старости, поэтому среди абхазцев так много долгожителей.
- Первая нефтяная вышка построена в Азербайджане, в Баку, в середине XX в. Там же был спущен на воду первый в мире танкер и стали вести морскую добычу нефти.
- Бумага, порох, компас и печатная машина изобретены в Китае.
- В Корее живет самый трудолюбивый народ в мире. От начала до конца страны можно проехать за 5 часов на автобусе.

«Морские соседи»

- Прочитайте в учебнике текст на с. 103—104.
-
Какие государства можно назвать «морскими соседями» нашей страны? Где они расположены?

-
 Покажите их на карте.

- Рассел принес нам интересные факты.
- Во всех северных городах Японии, где зимой выпадает снег, подогревают тротуары и улицы. Гололеда не бывает, и снег убирать не надо. В Японии нет мусорных баков, так как весь мусор перерабатывается.
- США состоят из 50 штатов. Принято дарить четное количество цветов в букете. Американцы трудолюбивы: многие работают с 6 утра до полуночи.

Отвечают.
(Политическую, так как на ней показаны границы и территории государств)

Внимательно смотрят.

Выделяют границы России.

Отвечают.

(Осло, Хельсинки)

(Эстония, Латвия, Литва)


(Таллин, Рига, Вильнюс)

(Литва)

(Польша)
(Варшава)


(В Белоруссию и Украину)

(Минск, Киев)

Читает один ученик.


(Яркие дома, они расположены близко друг к другу)
(Рига и Варшава)

(На них изображены площади городов, широкие дороги и не яркие дома)

(Минск и Киев)

Работают по карте.
(Абхазия — Сухум, Южная Осетия — Цхинвал, Грузия — Тбилиси, Азербайджан - Баку, Казахстан — Астана, Монголия - Улан-Батор, Китай — Пекин, Северная Корея, или Корейская Народно-Демократическая Республика, - Пхеньян.)
(Абхазия, Южная Осетия, Грузия и Азербайджан)

(В Казахстан)
(Астана)
(В Монголию)

(Улан-Батор)

(Китай)
(Пекин)

(Северной Кореей)

Читает ученик. Слушают.


Читают.
(На юго-востоке – Япония, на северо-востоке – США)
Один ученик показывает.


Один ученик читает.

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности. Метопредметные:

П: структурирование знания

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

К: инициативность в общем поиске нового знания








Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности.

Презентация




Карта на экране








Видео – фрагмент















Карта















Политическая карта

Динамическая пауза
1 мин

Предупреждение общего утомления и снижения работоспособности

К
Практический:

физкультминутка

Видеофрагмент

Повторяют движения за учителем.

Л: отдых, активизация деятельности на уроке


Видео

Первичное закрепление
4 мин

Усвоение нового способа действий

И:
заполнение таблицы

1. Предлагает выполнить задания по конкретизации первичных знаний.
- Откроем рабочую тетрадь на странице 63 №2. Прочитайте задание. Что вам нужно сделать?
- На работу у вас есть 2 минуты.
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу с эталоном.

- Ребята, Рассела очень заинтересовал вопрос. У вас на предыдущей странице есть карта. А почему Россия разделена пунктирной линией? Этот вопрос мучает Рассела. Ребята, как вы думаете?
- Вы правы. Россия делится на Европу и Азию. А по какому географическому объекту мы делим страну на Европу и Азию? Где проходит эта граница?
- Граница Европы и Азии проходит через Уральские горы, которые находятся у нас на Урале. То, что относится от Уральских гор в сторону Москвы, какой частью называется?
- Хорошо. А та часть, которая начинается от нас и идет на восток?
- Верно. Молодцы.

(Подписать столицы стран)

Выполняют задание.

(Это обозначение Европы и Азии)

(По Уральским горам)

(Европой)

(Азия)

П: работать по предложенному плану;

П: Овладение логическими  действиями  сравнения,  анализа, синтеза,  обобщения,  классификации

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Рабочая тетрадь

Самостоятельная работа с самопроверкой

14 мин

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели.

И
Практический:
работа на листочках

1.Организует самостоятельную работу.
- Сейчас Рассел предлагает вам посетить страну под названием «Проверь себя». У вас будет 5 минут на выполнение заданий. Работа по вариантам. Подпишите имя и фамилию.

1 вариант.

Задание 1. Обведи красным карандашом границы Российской Федерации.

Задание 2. Напиши морских соседей России. Укажи их столицы.https://selcdn.fedsp.com/ara/22/28571/985d0e23a7363c7.jpeg

___________________________________
___________________________________

Задание 3. Какая страна не имеет сухопутных и морских границ с Россией? Подчеркни.
Эстония, Америка, Греция, Казахстан, Литва, Индия.

2 вариант.
Задание 1. Выпиши не менее 5 сухопутных границ с Россией.
______________________________________________
Задание 2. Подпиши столицы стран:
Япония -
Белоруссия -
Финляндия -

Монголия -
Грузия -

Задание 3. Какая страна граничит только с Калининградской областью России? ______________

- Время вышло. Один ученик соберет у всех работы и положит на стол.

Выполняют задание.

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

1 мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф
Словесный

Беседа

1.Организует беседу, связывая результаты урока с целями.

- Почему так важны уважительные, добрососедские отношения между странами и народами?

-  В чем они проявляются? Приведите примеры из современной жизни.

-  В какой стране вам захотелось побывать? Почему?

- Итак, Россия имеет сухопутные границы со следующими странами:
Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Абхазией, Южной Осетией, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, Китаем, Северной Кореей.

Морские границы Россия имеет с Японией и США.

Домашнее задание. 
1. Учебник: прочитать текст на с. 100-105, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 104.
2. Рабочая тетрадь: № 3-4 (с. 63).



Отвечают.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности

Видеофрагмент.

Рефлексия деятельности

2 мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф
Словесный: обобщающая беседа

1. Организует анализ продуктов работы учащихся.
-
Наш урок подходит к концу.

- Давайте вспомним нашу тему урока.
- Какую цель мы ставили на урок? Достигли ли мы ее?
- Выполнили ли мы пункты плана?
- Выберите те фразы, которые вам хотелось бы продолжить, и закончите их.
Теперь я знаю…
Теперь я могу…
На уроке у меня получилось…

- Рассел прощается с нами и желает вам успехов.

Анализируют свою работу.
(Наши ближайшие соседи)

(Познакомиться с соседями России, узнать столицы этих стран)

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, установление учащимися значения результатов своей деятельности






Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Наши ближайшие соседи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формирование у учащихся знаний о наших ближайших соседяхЗадачи урокаДидактические:сформировать знания о странах, которые являются ближайшими соседями России;сформировать знания о столицах ...

Технологическая карта урока окружающего мира «Наши ближайшие соседи» 3 класс УМК «Школа России»

Цель урока: формирование представления о странах, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.Задачи урокаДидактические:Познакомить учеников с ближайшими странами и их соседями;Расширить...

Технологическая карта урока окружающего мира "Наши ближайшие соседи" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о странах, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.Задачи урокаДидактически...

Технологическая карта урока окружающего мира «Наши ближайшие соседи»(УМК Школа России , 3 класс)

Тема урока: «Наши ближайшие соседи»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о странах, которые являются нашими ближайшими ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Наши ближайшие соседи" 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представлений учащихся о странах, которые являются нашими ближайшими соседями.Задачи урокаДидактические:Организовать деятельнос...

Технологическая карта урока окружающего мира "Наши ближайшие соседи" (3 класс), УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: формирование представлений о странах, которые являются нашими ближайшими соседями и имеют сухопутные и морские границы с Россией.Задачи урокаДидактические:Познакомить с поня...

Технологическая карта урока окружающего мира «Наши ближайшие соседи» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Наши ближайшие соседи»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о странах, которые являются нашими ближайшими соседями.Задачи урокаДи...